ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ: АКТИВНЫЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
статья

Реформирование образования требует внедрения современных педагогических технологий. Обучение по традиционным технологиям не способствуют вовлечению в активный процесс получения и переработки знаний. Актуальным остается вопрос, как сделать эффективным процесс обучения. Активные методы обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом. В данной статье описываются инновационные педагогические технологии, активные и интерактивные методы обучения, их виды и применение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ: АКТИВНЫЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Орешко М.Н. 

учитель иностранного языка, Средняя общеобразовательная школа №46, г. Курск

Аннотация: Реформирование образования требует внедрения современных педагогических технологий. Обучение по традиционным технологиям не способствуют вовлечению в активный процесс получения и переработки знаний. Актуальным остается вопрос, как сделать эффективным процесс обучения. Активные методы обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом. В данной статье описываются инновационные педагогические технологии, активные и интерактивные методы обучения, их виды и применение.

Ключевые слова: игровые технологии, активные, интерактивные методы, творческий урок, приемы.

        

INNOVATIVE TEACHING TECHNOLOGIES: ACTIVE AND INTERACTIVE TEACHING METHODS

Oresko M. N.

The reformation of education requires the introduction of modern pedagogical technologies. Traditional technologies do not contribute to engaging pupils in an active process of acquiring and processing knowledge. Making the learning process effective is a controversial topic. Active teaching methods are possible  ways to enhance educational and cognitive activities of students, which encourage them to actively think and practice in the process of mastering skills. This article describes innovative pedagogical technologies, active and interactive teaching methods, their types and applications.

Обучение с помощью традиционных технологий не позволяет развивать базовые компетентности. Поэтому для ученых и учителей актуальным остается вопрос, как преподавать и учить, как учить и учиться, чтобы сделать эффективным процесс обучения. Требуется перестройка учебного процесса.

Практические задания,  построенные на интенсивных технологиях,  дают возможность перейти от простого пассивного слушателя к активному участнику процесса обучения.  Деятельностное обучение – это не просто понимание принципов, концепций, методов и подходов. Это способность запоминать выученное и применять полученные знания на практике.

При лекционной подаче материала усваивается не более 20 % информации, в то время как в дискуссионном обучении – 75 %, а в деловой игре – около 90 % [1].

Игровые технологии – это такие технологии, в которых главную идею и основу эффективности результатов составляют средства, активизирующие деятельность учащихся. В игре учащиеся развиваются всесторонне. Игра помогает добиваться огромных результатов в формировании личностных качеств ребенка, развивает внимание и воображение. Деловые игры используются, как правило, в трех различных аспектах: игра-обучение, игра-тренинг, игра-исследование.

Примеры игровых форм уроков: урок-сказка, урок-КВН, урок путешествие, урок-кроссворд.

Технологии активного обучения: игровое проектирование, творческие лаборатории. На игре, тренинге или при анализе ситуаций готовые знания не выдаются, а обучаемые побуждаются к такой деятельности.  Происходит самостоятельный поиск информации разнообразными игротехническими и креативными средствами. Активные методы обучения на уроках: тематическое домино, учебные кроссворды, карты, игры «Морской бой»,  «брейн – ринг» и др.

В интерактивном обучении меняется роль преподавателя. Его активность уступает место активности самих учащихся. Задача учителя – внешнее управление процессом игры, создание условий для творчества самих учащихся. Активность является основным условием эффективности игрового взаимодействия. Интерактивное обучение включает как внутригрупповую, так и межгрупповую активность [2] .

Происходит обмен знаний, идей, способов действий. Это все происходит в доброжелательной обстановке и взаимной поддержке.

 К методам интерактивного обучения относятся те, которые способствуют вовлечению в активный процесс получения и переработки знаний:  «мозговой штурм»; мини-лекция; работа в группах; ролевая игра; разработка проекта; решение ситуационных задач; инсценировка; проигрывание ситуаций; математическая "карусель" ;"Круглый стол"; "Синквейн". Интерактивное обучение помогает ребенку не только учиться, но и жить. При интерактивном обучении  каждый обучающийся получает возможность иметь и выражать свою точку зрения по рассматриваемой проблеме [3].

Признаки интерактивного обучения: диалог,  многоголосье, смыслотворчество, свобода выбора, создание ситуации успеха. Если на уроках математики применять специально подобранный комплекс методов и приемов интерактивного обучения, то  будет содействовать положительной динамике формирования универсальных учебных действий. Интерактивные методы исключают доминирование как одного выступающего,  так и одного мнения над другим. На уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы.

Творческие уроки. Их целью является создание учениками собственного образовательного продукта.

Типы творческих уроков:

  1. Когнитивные уроки (урок-наблюдение, метапредметный урок, интегративный урок и т.п.
  2. Креативные уроки (урок-диалог, сочинение, урок моделирования, урок-олимпиада и т.п.
  3. Организационно - деятельные уроки (урок-проект, урок-зачёт, урок- рефлексия и т.п.)
  4.  Коммуникативные уроки (урок- спектакль, урок рецензирования, урок взаимоконтроля, творческий отчёт.

Творческие задания на таких уроках способствуют формированию творческих возможностей учащихся.

Виды творческих заданий: составление математических задач, составление математических кроссвордов, написание сказок, героями которых являются числа или геометрические фигуры, математические сочинения, доклады и рефераты, рисунки или аппликации к отдельным темам курса математики.

Список литературы

  1. Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии : Активное обучение : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /. — М. : Издательский центр «Академия», 2009. - 192 с.
  2.  Кларин М.В. Интерактивное обучение -- инструмент освоения нового опыта.- Педагогика, 2000, №7
  3. Пометун О. И., Пироженко Л. В. Интерактивные технологии обучения: теория и практика. К.: А.С.К., 2002. 136 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья"АКТИВНЫЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ "

В статье расмотрены основные активные и интерактивные методы обучения общеобразовательным и общепрофессиональным дисциплинам технического профиля, применяемыми мною....

Применение активных и интерактивных методов обучения на учебных занятиях по иностранному языку

Данная разработка предназначена для преподавателей.  Цель данного материала – познакомить  с активными и интерактивными формами обучения иностранному языку....

"Современные активные и интерактивные методы обучения"

В презентации представлена сравнительная характеристика традиционных, активных, интерактивных методов обучения....

Использование технологии активных и интерактивных методов обучения на уроках немецкого языка

В данной статье описывается использование новой технологии активных и интерактивных методов обучения на уроках немецкого языка и во внеурочное время....