Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описание систем и процессов с помощью блок-схем. Апробация пу
план-конспект урока по технологии (5 класс)

Гаптерахимов Расим Таснимович

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описание систем и процессов с помощью блок-схем. Апробация путей оптимизации технологического процесса. Изготовление продукта на основе технологической документации с применением элементарных (не требующих регулирования) рабочих инструментов (продукт и технология его изготовления – на выбор образовательной организации).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_9-10_5_klass.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

5 класс. Технология                                                                

Тема урока: Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описание систем и процессов с помощью блок-схем. Апробация путей оптимизации технологического процесса. Изготовление продукта на основе технологической документации с применением элементарных (не требующих регулирования) рабочих инструментов (продукт и технология его изготовления – на выбор образовательной организации).  

      Оборудование: Технологическая карта. Мультимедийное оборудование. Учебник технологии В.Д. Симоненко, верстак, линейка, карандаш, рубанок, деревянная заготовка

        Планируемые результаты

  1. Предметные - учащиеся научатся выполнять последовательность составления технологической карты по выданному учителем образцу детали. Метапредметные (УУД): регулятивные - преобразовывать практическую задачу в познавательную, коммуникативные - умение работать в группе при выполнении задания, умение вести сотрудничество с учителем, познавательные – что такое технологическая карта и технологический процесс?    
  2. Личностные – умение провести самоанализ выполненной работы, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.

Основные понятия: Производственный процесс, технологический процесс, технологическая операция, технологическая карта, технолог.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Готовность учащихся к уроку. Ввод в мастерскую.

  1. Повторение пройденного материала.

  • Для чего выполняют разметку?
  • Какими инструментами производят разметку заготовок из древесины?
  • Каково назначение базовой линии, поверхности?
  • В чем смысл применения шаблона при разметке?
  • Как с помощью столярного угольника перевести риску на соседнюю грань заготовки?
  • В чем заключается смысл пиления древесины?
  • Как правильно выбрать пилу для работы? Поясните
    примерами.
  • Для чего разводят зубья пилы?
  • Почему  для   пиления   влажной  древесины   развод
    зубьев должен быть больше, чем для пиления сухой?
  • Чем удобны стусла?
  1. Изложение программного материала.

В школьных мастерских изготавливают детали и сборочные единицы.

Деталь является изделием из однородного материала без применения сборочных операций (например, шип, шкант, винт и т.п.). В детали можно выделить элементы, имеющие определенное значение, например отверстия, выступы, углубления и др.

Сборочная единица состоит из нескольких деталей. Процесс соединения деталей между собой называется сборкой.

Каждое изделие имеет свою конструкцию, т. е. определенное устройство. Материалы, из которых изготовлены изделия (древесина, металлы, пластмассы и др.), называют конструкционными.

Перед изготовлением изделия надо внимательно изучить его конструкцию: уяснить форму, размеры, число деталей и способы их соединения, число элементов и др.

При изготовлении изделия используют рабочие и контрольно-измерительные инструменты. Рабочие инструменты предназначены для обработки материалов (например, ножницы, молоток). Контрольно-измерительные инструменты служат для определения размеров и проверки точности изготовления изделия (например, линейка, угольник). При обработке материалов используют также приспособления — устройства, которые облегчают работу. Например, при пилении древесины применяют упор.

Для изготовления каждого изделия необходим технологический процесс, т. е. часть производственного процесса по превращению заготовки в готовую продукцию. Он состоит из технологических операций.

Операция является законченной частью технологического процесса, выполняемой на одном рабочем месте.

Разработка технологического процесса начинается с изучения чертежа детали. Изучая чертеж, определяют форму и размеры заготовок, материал, из которого изготавливают деталь, припуски (дополнительный слой поверхности заготовки, подлежащий удалению при обработке). Затем определяют последовательность обработки, подбирают необходимые инструменты и приспособления.

Технологический процесс оформляется в виде технологической карты , т. е. документа, в котором указана последовательность выполнения операций, дано графическое изображение технологической операции, перечислены инструменты и приспособления, необходимые для выполнения данной операции. Правильно составить технологическую карту — значит выбрать наиболее правильный путь изготовления изделия, сэкономить время, материал.

Изготовление изделия начинают с выбора заготовки, т. е. материала (доска, брусок, фанера и т. п.), который будут обрабатывать для получения детали. На детали выбирают базовую сторону, т. е. наиболее ровную поверхность, от которой затем ведут разметку и обработку.

  1. Практическая часть.

Учащиеся тренируются в составлении плана на изготовление деревянной указки.

План работы по изготовлению изделия обычно предусматривает следующие действия:

  1. Определить по образцу или графической документации формы и размеры изделия.
  2. Выбрать материал для изделия и подготовить за
    готовку с учетом припуска на обработку.

Заготовка — это материал, из которого путем обработки получают готовую деталь.  

Припуск на обработку — это часть материала, подлежащая удалению.

  1. Выбрать оборудование, приспособления, инструменты, необходимые для работы.
  2. Продумать последовательность действий от начала работы до получения готовой детали и изделия.

При выполнении работы необходимо строго соблюдать меры безопасности и правила пользования инструментами.

Изготовление изделия.

  1.    Текущий инструктаж.

Учитель следит за правильностью выполнения операции по изготовлению изделия. Исправляет типичные ошибки.

  1.    Закрепление пройденного материала.
  • Для чего необходимо планировать работу по изготовлению изделий?
  • Для   каких   целей  используются   технологические карты?
  • Для чего нужны припуски на обработку?
  • К чему может привести нарушение последовательности выполнения операций при изготовлении изделия?       
  1.      Заключительная часть.

Окончание выполнение работы. Указания на сделанные ошибки.

Сравнение работ учеников. Самооценка своих работ.

Уборка рабочих мест и помещения мастерских.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме: Составление технологической карты. Изготовление изделий из металла.

Открытый урок, представленный на конкурсе "Учитель года - 2012"...

Последовательность изготовления деталей из древесины

Призентация по изготовлению деталей из древесины...

Технологическая карта урока технологии 5 класс (мальчики) "Соединение деталей из древесины с помощью гвоздей и шурупов "

Технологическая карта урока Предмет: технология     Класс: 5     Учебник: А.Т. Тищенко. «Технология»Тема урока: Соединение деталей из древесины с помо...

Группа МЖКХ 3 Технология. 01.03.2021. Тема. Практическое занятие 14 «Составление технологической карты монтажа отдельных узлов охранно-пожарных систем».

Практическое занятие 14 «Составление технологической карты  монтажа отдельных узлов охранно-пожарных систем».Задание1. Выполнить практическую работу по данной теме. См. файл....

Доклад на тему «Алгоритм составления технологической карты урока»

Доклад на тему «Алгоритм составления технологической карты урока» на  МО «Школа педагогического мастерства»       Учитель  истории и общество...