речевой материал для педагогов группы ТНР по теме "Аквариумные и пресноводные рыбы"
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Лариса Борисовна Походенько

В этом материале педагогам предлвгается для работы с детьми ТНР разного вида гимнастики, фонетико-фонематические игры, нейроигры, словарь и речевые игры по теме "Аквариумные и пресноводные рыбы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА: АКВАРИУМНЫЕ И ПРЕСНОВОДНЫЕ РЫБЫ

 

  1. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «РЫБКА»

Рыбка плавает в водице      Сложен-ми вместе ладонями дети изображают,  

Рыбке весело играть            как  плывёт рыбка

Рыбка, рыбка, озорница,     Грозят пальчиком

Мы хотим тебя поймать     Медленно сжимают ладони

Рыбка спину изогнула        Снова изображают, как плывёт рыбка

Крошку хлебную взяла       Делают хватательное движение обеими руками

Рыбка хвостиком махнула,   Сложен-ми вместе ладонями дети изображают, 

Рыбка быстро уплыла             как  плывёт рыбка                              

  1. НЕЙРОИГРЫ

« Hос — пол — потолок» Цель: Развитие внимания и снятие импульсивности

Взрослый показывает рукой на свой нос, затем на потолок, затем на пол, одновременно называя их. Ребёнок повторяет. Затем взрослый, увеличивая скорость, начинает путать ребёнка, показывая одно, а называя другое. Ребёнок должен показывать,  что называет взрослый, игнорируя его показывание.

Игра «Класс – заяц»

Цель: развитие межполушарного взаимодействия, внимания.

ребенок левой рукой показывает «класс», правой – «зайчика». Одновременно менять положение рук и постепенно наращивать скорость.

  1. Фонетико-фонематические ИГРЫ

«Похоже - не похоже»

Из каждых четырех названных взрослым слов ребёнок должен выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные три:

Мак-бак-так-банан      Сом-ком-индюк-дом      Лимон-вагон-кот-бутон

Мак-бак-веник-рак      Совок-гном-венок-каток       Пятка-ватка-лимон-кадка                                                                                                               Ветка-диван-клетка-сетка               Каток-дом-моток-поток  

«ЦЕПОЧКА СЛОВ»

Можно играть вдвоем или с группой детей и взрослых. Один из играющих называет любое слово - существительное в единственном числе и именительном падеже, второй - придумывает слово на его последний звук, третий - на последний звук этого слова и т. д., как бы выстраивая цепочку из слов. Например, Аня - яблоко - осень - нитки - индюк - кот - трос - собака и т. д.

  1.   РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ

Словарь:

Существительные: рыбы, водоём, пруд, озеро, река, аквариум, водоросли, гуппи, барбус, скалярия, меченосец, сомик, телескоп, вуалехвост, щука, сом, карась, карп, судак, окунь, лещ, пескарь, ёрш, рыбак, рыболов, чешуя, плавники, жабры, усы, хвост

Прилагательные: хищная, золотая, ловкая, маленькая, большая, колючая, длиннохвостая, разноцветная, большеглазая, зубастая, быстрая, круглое, длинная, быстрая, глубокое, мелкое, аквариумная, пресноводная.

Глаголы: плавать, дышать, молчать, вилять, прятаться, охотиться, ловить, нырять.

  1. Игра «Подскажи словечко» (слуховое восприятие, отрабатывать рифмы)

 Если это рыбка – у неѐ улыбка,

 Если это рыбочка – у неѐ улыбочка,

 Если это рыба – у неѐ улыба,

 Если это рыбина – у неѐ улыбина,

 Если это рыбища – у неѐ улыбища.

  1. Игра «Чей? Чья? Чьё? Чьи?» (образование притяжательных прилагательных)

У щуки голова чья? (щучья), плавники чьи? (щучьи), хвост чей? (щучий), тело чьё? (щучье)

У сома голова чья? (сомОвья), плавники чьи? (сомОвьи), хвост чей? (сомОвий), тело чьё? ( сомОвье)

У карпа голова чья? (кАрповая), плавники чьи? (кАрповые), хвост чей? (кАрповый), тело чьё? (кАрповое)

У ерша голова чья? (ершОвая), плавники чьи? (ершОвые), хвост чей? (ершОвый), тело чьё? (ершОвое)

У окуня голова чья? (Окуневая), плавники чьи? (Окуневые), хвост чей? (Окуневый), тело чьё? (Окуневое)

  1. Упражнение «Чем питаются рыбы?» (закрепление формы творительного падежа существительных)

Рыбы питаются – мелкими рыбами, червячками, рачками, водорослями, мошками, комарами.

  1. Упражнение «Большой-маленький». (образование существительных в уменьшительной форме)

Сом-сомик, щука-щучка, карп-карпик, карась-карасик, ёрш-ёршик….

  1. Игра «Один-много» (образование формы Р.п. существительных во мн.ч.)

Одна гуппи – много гуппи, одна скалярия – много скалярий, один барбус – много барбусов, один меченосец – много меченосцев, один вуалехвост – много вуалехвостов, одна щука – много щук, один лещ – много лещей, один карась – много карасей.

  1. Игра «Семейка слов» (образование однокоренных слов)

 Как можно назвать маленькую рыбу? (рыбка, рыбешка)

      Как называется очень крупная рыба? (рыбища)

      В реке и аквариуме плавают кто? (рыбы)

      Как называют человека, который ловит рыбу? (рыболов, рыбак)

      Что делает рыбак? (рыбачит) Куда ходит рыбак? (на рыбалку) 

      Из ведра торчат чьи хвосты? (рыбьи)

      Какой суп варят из рыбы? (рыбный)

  1. Упражнение «Помоги составить предложение правильно» (составление предложений по опорным слова)

     Суп  я  рыба  из  люблю.

Аквариум   плавают  в  рыбы.

          Маленький  щука  спрятался  от   карась.

                    Мама   золотая  рыбка   в  купила  аквариум.

                                                   Ерши   идут  мальчики  ловить.

  1. Игра «Подбери признак» (обогащение словаря прилагательными)

Рыбка (какая?) (маленькая, большая, юркая, ловкая, блестящая, золотая, разноцветная и т.д.)

  1. Упражнение «Выбери нужное действие» (образование глаголов с приставками)

Рыбка к камню (приплыла), рыбка от щуки (уплыла), от камня (отплыла), вдоль речки (поплыла), озеро (переплыла), наверх (всплыла).

  1. Игра «Сосчитай рыбок» (согласование имен существительных с числительным)

Одна рыбка, две рыбки, пять рыбок, десять рыбок.

     Одна щука, две щуки, пять щук,  десять щук.

     Один лещ, два леща,  пять лещей, десять лещей.

     Один ерш, два ерша,  пять ершей,  десять ершей.

     Один сом, два сома,  пять сомов,  десять сомов.

     Один карась, два карася, пять карасей, десять карасей.

     Один барбус, два барбуса, пять барбусов, десять барбусов.

     Одна скалярия, две скалярии, пять скалярий, десять скалярий.

     Один телескоп, два телескопа, пять телескопов, десять телескопов.

ЗАГАДКИ

Он в самом омуте живет,

Хозяин глубины.

Имеет он огромный рот,

А глазки чуть видны. (сом)

У нее во рту пила,

Под водой она жила.

Всех пугала, всех глотала,

  А теперь в котел попала. (щука)

Краснопѐр, полосат, гроза любой реки,

 В страхе разбегаются от него мальки.

Ох, не любит котелок Этот шустрый … (окунѐк).

Колюч, да не еж.                                                                                         Кто же это?... (ерш)

Любит в тине он копаться и личинками питаться,

Чмокать в ряске по ночам и клевать по вечерам.

Нипочѐм рыбешке грязь, А зовут его… (карась).

С серебристой чешуёй,

Не плотва. Какой большой!

 А копчёный – это вещь!

Догадались? Это…(Лещ)            

Плавает в воде,

Весь в серебристой чешуе.

И червяку он будет рад,

Речная рыба это … (Карп)

Она похожа на плотву,
В иле копается на дну.
Глаз кровавый, дальнозорка...
Как зовётся? ...
(краснопёрка)

Он обитает в глубине,
Там же охотится, на дне.
Его чешуйки, как наждак...
Как все зовут его? ...
(Судак)

Рыбка эта, как луна,
Серебриста и стройна,
Осторожна и игрива
Плавает неторопливо.
(скалярия)

Блещет в банке чистой
Спинкой золотистой.(Золотая рыбка)

Меч у рыбки этой есть,
Но его не бойся:
Тем мечом нельзя посечь,
Ты не беспокойся. (Меченосец)

Плывут, переливаются
Зелёным, голубым.
В аквариуме разводят их
Стайками большими. (Неоны)

Эти маленькие рыбки
Даже в космосе бывали.
Розовые, голубые,
Мы их все, конечно, знаем. (Гуппи)

Полосатый непоседа,
Ну-ка не толкай соседа!
Любят рыбки поиграться,
В группы-стайки собираться. (Барбусы)

Что за глаз? Вот это диво!
Смотрит рыбка шаловливо.
Два огромных глаза
Удивляют разом.
Догадаться кто же смог?
Это рыбка ... (телескоп)

Ах какой красивый хвост!
Словно тюли собралось
В золотистую вуаль.
Потерять такую жаль.
С ним плывет совсем не прост
Золотой ...  (вуалехвост)

Он на самом дне живёт,
У него усатый рот.
Всё, что сверху упадёт,
Аккуратно подберёт.
На ночь спать уходит в домик,
Рыбку называют… (сомик)  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи в старшей логопедической группе по теме "Аквариумные и пресноводные рыбы"

Активизация и актуали­зация словаря по теме «Аквариумные и пресноводные рыбы». Совершенствова­ние навыка слогового анализа....

Конспект занятия по природе в старшей группе по теме: Аквариумные и пресноводные рыбы

Конспект занятия по природе в старшей группе по теме:Аквариумные и пресноводные рыбы Коррекционно-образовательные цели:Учить детей обобщать и классифицировать (аквариумные рыбы и рыбы, живущие в ...

НОД по ОО «Речевое развитие» в подготовительной группе на тему «Аквариумные и пресноводные рыбы». Звук ж.

рекционно-образовательные цели. Активизация и актуализация словаря по теме «Пресноводные рыбы». Совершенствование навыка слогового анализа.Коррекционно-развивающие цели. Развитие...

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по теме «Рыбы. Аквариумные и пресноводные рыбы»

Цель:Расширение представлений об аквариумных и пресноводных рыбках, их внешнем виде, образе жизни.Задачи:Коррекционно-образовательные:Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Преснов...

Стихи. Речевой материал для средней группы. По темам недели

Картотека стихотворений сдля средней группы. По темам недели....

Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе на тему: Аквариумные и пресноводные рыбы

Конспект занятия по ФЦКМ  в старшей группе на тему:Аквариумные и пресноводные рыбы...

речевой материал для педагогов группы ТНР по теме "Насекомые"

материал содержит гимнастики, нейроупражнения, фонетико-фонематические игры, словарь и речевые игры по теме "Насекомые"...