речевой материал для педагогов группы ТНР по теме "Насекомые"
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Лариса Борисовна Походенько

материал содержит гимнастики, нейроупражнения, фонетико-фонематические игры, словарь и речевые игры по теме "Насекомые"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                         ТЕМА «НАСЕКОМЫЕ»

  1. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

«Пчела»

Прилетела к нам вчера полосатая пчела.            машут ладошками.

А за нею шмель-шмелек и веселый мотылек     на кажд. наз-ние нас-ого, загиб. 1 палец

Два жука и стрекоза,                                             делают кружки из пальцев

Как фонарики глаза.                                              подносят к глазам

Пожужжали, полетали,                                          машут ладошками.

От усталости упали.                                               роняют ладони на стол.

           “Насекомые”

      Я весёлый майский жук                                      Сжать кулак, указательный палец и мизинец 

     Знаю все сады вокруг.                                       развести в стороны – «усы», пошевелить ими.

     Над лужайками кружу,

     А зовут меня Жужу.

Не кусай, комарик злой!                              Сжать кулачок, указательный палец вперёд (хоботок).

 Я уже бегу домой.                           Мизинец и большой пальцы, расслабив опустить вниз – «лапки»

Пчела села на цветок,                      Вытянуть указательный палец правой руки и вращать им,

Пьёт она душистый сок                   затем то же самое – пальцем левой руки.

  1. ФИЗМИНУТКА

       «Муравей»

       Муравей нашел былинку                                   Он сгибается под ношей,

       Много было с ней хлопот.                                 Он ползет уже с трудом.

      Как бревно, взвалив на спинку,                          Но зато какой хороший

      Он домой ее несет…                                            Муравьи возводят дом.

      «Видишь, бабочка летает» 

Видишь, бабочка летает,                               (Машем руками-крылышками.) 

На лугу цветы считает.                                  (Считаем пальчиком.)

Раз, два, три, четыре, пять.                             (Хлопки в ладоши.)

Ох, считать не сосчитать!                               (Прыжки на месте.)

За день, за два и за месяц…                            (Шагаем на месте.)

Шесть, семь, восемь, девять, десять!              (Хлопки в ладоши.)

Даже мудрая пчела                                          (Машем руками-крылышками.)

Сосчитать бы не смогла!                                  (Считаем пальчиком.)

  1. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

«Комарик»
Встать прямо, выполнить полный вдох, на выдохе тихо, с повышением голоса, длительно произнести «з-з-з-З-З-З».

Прилетает по ночам, не дает уснуть он нам:

Зло звенит, над ухом вьется, только в руки не дается.

«Жук»
Стоя, спокойно вдохнуть, на выдохе произносить «ж-ж-ж».
Я — жук, я — жук, я здесь живу. (Плавно размахивать руками.)
Я все жужжу, жужжу, жужжу: (Ритмично переступать ногами)

  1. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

- «Хоботок». Сомкнутые губы вытянуть вперед.

- «Шмель». Рот открыть. Язык в виде чашечки поднять вверх, боковые края прижать к коренным зубам. Передний край должен быть свободен. Посередине языка пустить воздушную струю, подключить голос, произнося с силой: «дзззз», «джжж».

-  «Комарик кусает». Узкий язык максимально выдвигать вперёд и убирать вглубь рта.

- «Бабочка летает вокруг цветка». Приоткрыть рот и облизать губы языком по кругу по часовой и против часовой стрелки.

- «Кузнечик». Широко открыть рот, улыбнуться. Кончиком узкого языка попеременно касаться основания (бугорков) то верхних, то нижних зубов.

- «Пчела». Улыбнуться, открыть широко рот, поднять язык вверх к бугоркам (альвеолам). Пытаться произнести «джжж», но не отрывисто, а протяжно, в течение 10-15 секунд.

  1. ФФИГРЫ

«Какое слово заблудилось?»

Цель игры – формирование умения подбирать точные по смыслу слова.

Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме:

Там ползет зеленый лук (жук) с длинными усами.

Врач напомнил дяде Мите: «Не забудьте об одном:

Обязательно примите десять цапель (капель) перед сном».

Жучка будку (булку) не доела. Неохота, Надоело.

Забодал меня котел (козел), на него я очень зол.

«Шутка». Цель игры – ребенок должен заметить как можно больше небылиц.

У нас в переулке есть дом с чудесами,

Сходите, взгляните – увидите сами:

Собака садится играть на гармошке,

Ныряют в аквариум рыжие кошки,

Носки начинают вязать канарейки,

Цветы малышей поливают из лейки,

Старик на окошке лежит, загорает,

А внучкина бабушка в куклы играет.

А рыбы читают веселые книжки,

Отняв потихонечку их у мальчишки.

«Светофорчик» -научить определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец), опираясь на громкое проговаривание.

6. НЕЙРОИГРЫ

«Ощупывание букв с различной фактурой поверхности»

Буквы складываем в мешочек и просим ребенка на ощупь определить найденную букву и  фактуру. При этом он должен ощупывать как двумя руками одновременно, так и каждой рукой по очереди.

     «Суперхудожник»

Ребенок берет в каждую руку по карандашу и обеими руками одновременно рисует одинаковые фигуры, буквы.  Сначала рисует правой рукой, затем левой рукой, а потом двумя руками сразу.

НЕЙРОТРЕНАЖЁРЫ

       7. РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ

Существительные: оса, пчела, муха, шмель, бабочка, муравей, кузнечик, комар, стрекоза, божья коровка, паук, майский жук, жук-плавунец, водомерки, жук-щелкун, жук-слоник, панцирь, лапки, брюшко, усики, крылья, хоботок, пыльца, спинка, жало.

Прилагательные: полезные, вредные, шестиногий, красивая, яркая, пестрая, пятнистая, разноцветная, дружные, трудолюбивые, осторожные, блестящие, жужжащие, защитная окраска, ядовитые.

Глаголы: летает, жужжит, жалит, кусает, собирает, опыляет, охраняют, порхают, ползут, стрекочет, звенит, уничтожает, плетет, ест, плавает, бегает, прыгает, пищит, строит, откладывает, засыпает.

  1. «Подбери словечко» 
    Бабочка какая? – красивая, разноцветная, лёгкая, быстрая … 
    Муравей – маленький, трудолюбивый, сильный, коричневый (чёрный), тонконогий
    Пчела – ….
    Комар – …..


Божья коровка – 
Майский жук – 
Кузнечик – 
Стрекоза –

  1.   «Подбери словечко»
    Бабочка что делает? – летает, опыляет, прячется, порхает 
    Муравей – ползает, тащит, собирает,
    Пчела – летает, жужжит, кружится, садится, собирает
    Комар – летает, пищит, кусает
    Божья коровка – летает, садится
    Майский жук – …..
    Кузнечик – прыгает, стрекочет
    Стрекоза – летает, зависает, машет, жужжит.

3. «Что делает? – Что делают?» 

Жук летает – жуки летают ; ползает – ползают; пищит — пищат 
опыляет – опыляют ; жалит — жалят ; ест – едят ; жужжит — жужжат
вылезает – вылезают; улетает — улетают; кусает – кусают; работает — работают 

4. «Четвертый лишний» (назови лишний. предмет, объясни свой выбор)

Муха, муравей, грач, пчела.
Стрекоза, жук, гусеница
, собака.
Паук, голубь, синица, сорока.
Бабочка, таракан, муха, комар.

5.«Чей?»  (образование притяжательных прилагательных)
У комара писк - комариный
У пчелы мед – пчелиный

У муравья лапка – муравьиная

У шмеля жужжание – жужжащее

У таракана усы – тараканьи

У паука паутина – паучья

6. «Насекомые - великаны»  (образование существительных с увеличительными оттенками)
Не паук, а ... паучище;  муравей, кузнечик, таракан,  клоп, муха, стрекоза, червяк,оса, шмель,  пчела,  жук,  улитка

  7. Игра «Сосчитай-ка»  Цели:  формировать   грамматический   строй   речи,   учить согласовывать существительное с числительным в роде, числе и падеже.

Один   маленький   комар,   два   маленьких   комара,   три маленьких комар... десять маленьких комаров.

Слова:  надоедливая   муха,   трудолюбивая   пчела, разноцветная бабочка и т. п.

  1. Составь предложение из слов :

Цветок, села, на , бабочка.

По, ветка, ползает, гусеница.

Листок, под, жук, спрятался.

Червяк, из, выползает, земля. 

Через, перепрыгнул, кузнечик, кочка. 

Паутина, муха, в, попалась.

 

 9. Игра «Назови ласково»

Цели:  формировать   грамматический   строй   речи,   учить образовывать   существительные   с   использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов.

муравей — муравьишка

комар — комарик

гусеница — гусеничка

пчела — пчёлка

жук — жучок и т.д.

 

10. Игра «Почини слово»

развивать   слуховое   внимание,   совершенствовать навыки слогового анализа и синтеза.

ХА-МУ — муха    РА-ВЕЙ-МУ — муравей    ЛА-ПЧЕ — пчела     МАР-КО — комар

ЧОК-ЖУ — жучок     ЗА-СТРЕ-КО — стрекоза

11.Игра «Поймай звук»  развивать фонематическое восприятие.

дети должны   хлопнуть   в   ладоши,   если   этот   звук   в   слове   есть,  и определить,  где он находится (в начале,  в середине или в конце слова).

Звук [м]: комар, оса, муха, пчела, мошка, муравей.

Звук [к]:  гусеница, комар, бабочка, жук, оса, мошка, стрекоза, муравей.

     12. Игра «Весёлые звуки»  совершенствовать навыки фонематического анализа и синтеза.

Воспитатель   выставляет   перед   детьми   звуковые схемы   слов   и   картинки.   Дети   

должны   соотнести   картинку  со схемой.

Картинки: муха, комар, оса.

13.Упражнение "Бывает - не бывает" на понимание логико-грамматических конструкций.

Девочка ловит бабочку.
Бабочка ловит девочку.
Девочка поймана бабочкой.
Бабочка поймана девочкой.
Девочка поймала бабочку.
Бабочка поймала девочку.

ИСПРАВЬ ОШИБКИ  (Письмо Незнайки).
Муравей живет в улье.
Муха плетет паутину.
Комар ловит птиц.
Шмели строя муравейник.
Муравей вылез в муравейник.
Стрекоза летает под землей.
Гусеница ползает над веткой.
Бабочка порхает в цветком.
Пчела залетела из улей.

  1. ЗАГАДКИ.

На большой цветной   ковёр

 Села эскадрилья.

 То раскроет, то закроет

 Расписные крылья.

 Червяком она была, 

 Только ела да спала. 

 Потеряла аппетит, 

  Смотришь - по небу летит.       бабочка   

                              

Спал цветок и вдруг проснулся –
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.        бабочка

Волосата, зелена,
В листьях прячется она.
Хоть и много ножек,
Бегать все равно не может       гусеница

Хоть имеет много ножек,
Все равно бежать не может.
Вдоль по листику ползет,
Бедный листик весь сгрызет   гусеница

В лесу у пня суетня, беготня:
Народ рабочий целый день хлопочет

Кто они? Откуда! Чьи?
Льются чёрные ручьи:
Дружно маленькие точки
Строят дом себе на кочке          муравьи

За травой не виден он, 
А жильцов в нём миллион

Мужички без топоров
Рубят избу без углов.

На вид, конечно, мелковаты,
Но всё, что можно, тащат в дом.
Неугомонные ребята
Вся жизнь их связана с трудом     муравьи

Ой, что за насекомое,
Пока что незнакомое?!
Вперед ползет, не пятится,
На нём в горошек платьице    б. коровка

Надевает эта крошка
Платье красное в горошек.
И летать умеет ловко
Это…                  божья коровка

Не мотор, а шумит,
Не пилот, а летит,
Не гадюка, а жалит             пчела

Над цветком она жужжит,
К улью быстро так летит,
Мёд свой в соты отдала,
Как зовут её           пчела

Не птица, а летает,
С хоботом, а не слон,
Никто не приручает,
А на нас сама садится             муха

Кто над нами вверх ногами 
Ходит - не страшится, 
Упасть не боится, 
целый день летает, 
Всем надоедает?               муха

Летит, пищит, 
Ножки длинные тащит, 
Случай не упустит: сядет и укусит.   комар

Самого не видно, а песню слышно.

Словно гвоздик на магнит,
Он на нас бросается –
Без бубенчиков звенит,
Без зубов кусается.       комар

Я жужжу весной и летом

Не жужжу, когда лежу,
Не жужжу, когда хожу.
Если в воздухе кружусь,
Тут уж вдоволь нажужжусь.           жук

Чёрен, да не ворон,
Рогат, да не бык,
Шесть ног, да все без копыт.

Тёплым днем, весною, в мае
Каждый про меня узнает.
Я не муха, не паук.
Я жужжу! Я майский …         жук

На ромашку у ворот, опустился вертолёт,

 Золотистые глаза. Кто же это? (Стрекоза)  

 

 

Самолётик лёгкий быстрый

Над цветком летит душистым.

Крылья, хвостик и глаза.

Это чудо      стрекоза

Он зеленый, попрыгучий,
Совершенно неколючий,
На лугу весь день стрекочет,
Удивить нас песней хочет.     кузнечик

Прыгает пружинка -
Зелёная спинка -
С травы на былинку,
С ветки на тропинку.        кузнечик

    РАЗУЧИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ       Божьи коровки

Божьи коровки бывают разные:

Оранжевые, желтые, красные,

Как пуговки, в черную крапинку,

На травке, как красные капельки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практический речевой материал для детей старшей и подготовительной группы «Речевые пятиминутки

Речевые пятиминутки способствуют развитию всех компонентов речевой системы, а также неречевых психических функций. В играх и упражнениях развивается импрессивная и экспрессивная речь: формируется, рас...

Приложение №13. Речевой материал в помощь начинающим педагогам

Речевой материал в помощь начинающим педагогам...

Материал для педагогов: Конспект открытого занятия по коммуникативному и речевому развитию детей среднего возраста через театрализованную игру сказки «Теремок»

Конспект  открытого  занятия по коммуникативному и речевому  развитию детей среднего возраста через театрализованную игру сказки  «Теремок».Цель:способствовать формиров...

Практико-ориентированный материал для педагогов и родителей «Речевые помогалки для детей старшего дошкольного возраста»

Практико-ориентированный материал для педагогов и родителей «Речевые помогалки для детей старшего дошкольного возраста»...

Стихи. Речевой материал для средней группы. По темам недели

Картотека стихотворений сдля средней группы. По темам недели....

речевой материал для педагогов группы ТНР по теме "Аквариумные и пресноводные рыбы"

В этом материале педагогам предлвгается для работы с детьми ТНР разного вида гимнастики, фонетико-фонематические игры, нейроигры, словарь и речевые игры по теме "Аквариумные и пресноводные рыбы&q...