Викторина "Загадки подводного мира"
методическая разработка по биологии (7, 8 класс)

Лапина Татьяна Петровна

Викторина "Загадки подводного мира" разработана для детей 7 - 8 классов для углубления знаний о водных обитателях естественных и искусственных экосистем рек, морей. океанов, аквариумов и аквапарков. Интересные вопросы и задания помогут ребятам развивать эрудицию, работать в команде и узнать много нового о подводном мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon viktorina_podvodnyy_mir.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Станция юных натуралистов»

Викторина  

«Загадки подводного мира»

Разработала:

Лапина Татьяна Петровна,

методист высшей квалификационной категории

Новокузнецк, 2021

 

Викторина «Загадки подводного мира»

Цель мероприятия: расширение кругозора учащихся в области биологии и экологии водных обитателей.

Задачи:

  • Повысить уровень знаний учащихся по вопросам жизнедеятельности и видового разнообразия водных обитателей.
  • Развивать умения анализировать информацию, умения выделять главное и находить ответы на поставленные вопросы, формировать чувство ответственности за сохранение природных богатств Мирового Океана и водных объектов родного края.
  • Воспитывать командный дух и волевое стремление к победе.

Ход мероприятия.

Приветственное слово:

«Дорогие ребята! Наша викторина будет состоять из нескольких станций. Задания каждого последующего этапа будут немного сложнее предыдущего. В нашей викторине много заданий на смекалку, поэтому победит та команда, которая не только много знает, но и умеет общими усилиями решать головоломки и отгадывать загадки. Сегодня вы узнаете и много нового из жизни водных обитателей. Приготовились! Игра началась!»

I. Конкурс «Закончите пословицы рыбах»

  1. Была бы рыба, а … (рыбак найдется).
  2. Будешь спать на берегу, не … (наловишь на уху).
  3. Рыба в реке – еще не … (в руке).
  4. Рыба мелка, да … (уха сладка).
  5. Щука умерла, а зубы … (остались).
  6. Карась сорвется, щука … (навернется).
  7. Ерш окуню не … (товарищ).
  8. Линь по дну, а щука по… (верху).

II. Конкурс «Собери название рыбы»

  1. ШУБА + РОГ = ГОРБУША
  2. РЕКА + СНОП +РАК = КРАСНОПЕРКА
  3. ВИД + АСТРА = СТАВРИДА
  4. ИЛ + ЛАПА +ПИР = ПРИЛИПАЛА
  5. РАБ + УДА + РАК = БАРРАКУДА
  6. ЮШКА + КОЛ = КОЛЮШКА
  7. РЮША +КОЛ = КОРЮШКА
  8. ПУШКА + ЯР = РЯПУШКА
  9. СИР +УХА = ХАРИУС
  10.  ЛЕСТЬ + РЯД = СТЕРЛЯДЬ
  11.  ЮГ + АР + ВЕС = СЕВРЮГА
  12.  ТРЕК + АС = ТРЕСКА
  13.  АС + ПЛУТ = ПАЛТУС
  14.  БАЛ + КАМА = КАМБАЛА
  15.  ЛОВ + ПАТ = ПЛОТВА
  16.  ВАТА + СИДР = СТАВРИДА
  17.  ЛОТ + ЛОБ + СТОИК = ТОЛСТОЛОБИК
  18.  ТЕС + РАК = ТРЕСКА
  19.  ПИЛА + ИЛ + ПАР = ПРИЛИПАЛА
  20.  ТЕНЬ + МАЙ = ТАЙМЕНЬ

III. Конкурс «Загадки морских обитателей»

1. Вопрос: какие морские беспозвоночные животные имеют наибольшее промысловое значение?

Ответ: на первом месте – разные виды моллюсков (65%), на втором месте – ракообразные (30%).

2. Вопрос: в каких странах люди используют медуз в пищу?

Ответ: в Китае заготавливают и едят в соленом виде медузу зонтик-колокол и мясистые части тела медузы аурелии, мясо медузы напоминает соленые огурцы.

3. Вопрос: какие морские животные способны излучать свет?

Ответ: Представители типа Простейшие – жгутиконосцы, радиолярии; представители типа Кишечнополостные – некоторые полипы, медузы, кораллы; представители типа Моллюски – брюхоногие моллюски и головоногие, а также некоторые представители Иглокожих, разных классов червей и рыб.

4. Вопрос: какой кит ныряет глубже всех?

Ответ: кашалот ныряет до глубины 2200 метров и может оставаться под водой почти 2 часа.

5. Вопрос: какую водоросль называют «зеленый морской салат»?

Ответ: водоросль ульву из отдела зеленых водорослей, которая напоминает лист салата и может использоваться человеком в пищу в свежем виде.

6. Вопрос: какая черепаха служила надежным источником пищи для мореходов и китобоев?

Ответ: зеленая, или суповая, черепаха, которая в отличие от других морских черепах – хищных и ведущих одиночный образ жизни – зеленая черепаха растительноядная. Держится большими группами на мелководье, где черепах легко ловить. Именно из зеленой черепахи готовят знаменитый черепаховый суп.

7. Вопрос: какие иглокожие животные питаются моллюсками?

Ответ: морские звезды могут открывать своими лучами раковины моллюсков, если добыча слишком крупная, звезда обволакивает ее своим желудком и переваривает наружно.

8. Вопрос: у какой рыбы самые крупные икринки?

Ответ: у китовой акулы длина икринки может достигать 67 см. в диаметре – 40 см. Акула может отложить только 1-2 икринки за один нерест. Икринки содержат большое количество питательных веществ для развития зародыша. Из икринки выходит сформировавшаяся молодая акула.

IV. Конкурс «Тайны рыб»

1. Вопрос: какие рыбы глотают пищу не целиком, а предварительно измельчают ее в глотке?

Ответ: представитель Карпообразных – сазан, карась, плотва, лещ.

2. Вопрос: назовите отряд рыб, наиболее пострадавший из-за неконтролируемого вылова, мясо рыб этого отряда отличается особенным вкусом, также высоко ценится и икра. По этим причинам виды этого отряда рыб в настоящее время находятся на грани полного исчезновения. Назовите отряд.

Ответ: Осетровые.

3. Вопрос: назовите подвид атлантической сельди, которая широко заселила Балтийское море и прилегающие водоемы.

Ответ: Салака.

4. Вопрос: из печени каких рыб добывают жир, богатый витаминами А и D?

Ответ: Трескообразные.

5. Вопрос: назовите другое название балтийской кильки, из которой изготавливают всем известные консервы – копченые тушки рыбок в масле?

Ответ: шпроты.

6. Вопрос: какая известная всем рыба меняет окраску под цвет дна?

Ответ: Камбала.

V. Конкурс шифровальщиков

Задание: переставьте в словах буквы таким образом, чтобы получились названия рыб.

  1. ТАПВОЛ (Плотва)
  2. ЗНААС (Сазан)
  3. ЕГМАС (Семга)
  4. ТОРЕС (Осетр)
  5. АЛГБЕУ (Белуга)
  6. Секрат (Треска)
  7. Бовал (Вобла)
  8. МЛИНА (Налим)

VI. Конкурс «Волшебные тайны рыб»

1. Вопрос: в какую рыбу можно смотреться, как в зеркало?

Ответ: в зеркального карпа.

2. Вопрос: на какой рыбе ездит водяной в русских народных сказках?

Ответ: на соме.

3. Вопрос: какие сказочные рыбы способны выполнять человеческие желания?

Ответ: щука и золотая рыбка

4. Вопрос: каким орудием лова рыбы пользовался старик в сказке А.С. Пушкина про золотую рыбку?

Ответ: неводом.

5. Вопрос: какая рыба помогает чистить бутылки?

Ответ: ерш.

6. Вопрос: какие рыбы способны плавать в вертикальном положении?

Ответ: морские коньки.

7. Вопрос: какая игра часто заканчивается «рыбой»?

Ответ: домино.

8. Вопрос: как звали человека-амфибию в книге русского писателя фантаста Александра Беляева?

Ответ: Ихтиандр.

9. Вопрос: какая рыба носит человеческое имя?

Ответ: Карп.

10. Вопрос: какая рыба в праздничные дни одевает «шубу»?

Ответ: сельдь.

VII. Конкурс «Интеллектуальный лабиринт»

1. Вопрос: какая хрящевая рыба носит то же название, что и инструмент кузнеца?

Ответ: акула-молот.

2. Вопрос: какие части жабр рыбы называются так же, как и части цветка?

Ответ: жаберные лепестки и тычинки.

3. Вопрос: какая рыба называется так же, как морское судно?

Ответ: парусник.

4. Вопрос: какая рыба называется так же, как и цирковой артист?

Ответ: рыба клоун.

5. Вопрос: какая рыба называется так же, как и птица, которая служит нам «живым будильником»?

Ответ: петух (морской петух).

6. Вопрос: какая рыба называется так же, как и инструмент землекопа?

Ответ: рыба-лопата.

7. Вопрос: какая рыба называется так же, как и инструмент плотника?

Ответ: рыба-пила.

8. Вопрос: Какая рыба называется так же, как и инструмент портного?

Ответ: рыба-игла.

9. Вопрос: какая рыба называется так же, как и вид лошадей, и разметка на дороге, обозначающая пешеходный переход?

Ответ: рыба-зебра.

10. Вопрос: какие рыбы носят название холодного оружия?

Ответ: рыба-меч, рыба-сабля, рыба-нож.

11. Вопрос: какая рыба носит название самого известного императора Франции?

Ответ: Наполеон.

12. Вопрос: широко распространенная аквариумная рыбка и обитающая в Америке певчая птица семейства овсянковых с ярко-красным оперением имеют одинаковое название. Какое?

Ответ: Кардинал.

13. Вопрос: как называют рыбу, живущую в коралловых рифах, и тропическую птицу с ярким оперением?

Ответ: рыба-попугай.

14. Вопрос: какая рыба носит такое же название, что и страна, расположенная на западе Южной Америки?

Ответ: Аргентина.

15. Вопрос: какая рыба называется так же, как и орган растения?

Ответ: рыба-лист.

16. Вопрос: какая аквариумная рыбка называется так же, как астрономический прибор?

Ответ: телескоп.

17. Вопрос: какая мелкая рыбка, которая встречается в реках Южной Америки и в наших аквариумах, называется так же, как химический элемент?

Ответ: неон.

18. Вопрос: какая морская рыба по форме напоминает шахматную фигуру?

Ответ: морской конек.

19. Вопрос: какая крупная хищная рыба с плоским и острым хвостом называется также, как и пологий спуск?

Ответ: скат.

20. Вопрос: какая рыба называется так же, как спортсмен-легкоатлет?

Ответ: прыгун.

VIII. Подведение итогов конкурса.

IХ. Заключительное слово учителя.

Литература

  1. Боброва, Т.А., Гуфельд, И.М. Ботаника. Зоология: Учеб. Пособие. / Под общ. Ред. Л.А. Панфиловой. – М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 1999. – 640 с.
  2. Внеурочная работа по биологии. 6-11 классы / Сост.С.М. Курганский. – М.: ВАКО, 2017. – 288 с.
  3. Кочетов, А.М. Декоративное рыбоводство. – М.: Просвещение, 1991. – 384 с.
  4. Махлин, М.Д. Путешествие по аквариуму. – М.: Колос, 1993. – 303 с.
  5. Полная энциклопедия аквариумиста / авт.-сост. Н.В. Белов. – Минск: Современный литератор, 2008. - 639, [1] с.
  6. Степура, А.В. Мир животных пяти континентов / А.В. Степура. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 832 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час на тему "Подводные камни интернет-мира"

Интернет-зависимость - проблема, занимающая одно из первых мест в мире. Материал классного часа не только познакомит подростков с "подводными камнями" интернета, но и поможет их обойти....

«Путешествие по подводному миру. Морские и речные рыбы»

Занятие по развитию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с ЗПРЦель: развитие лексико-грамматического строя речиЗадачи:Коррекционно-образовательные: Закрепление представле­ний о ...

"Тайны подводного мира"

Для 1 - 3 класас коррекционной школы. Презентация и видеоролики превышают доступный лимит, пишите на электронную почту, кому нужно! Короткие видеоролики можно использовать для дополнительной, новой ин...

"Тайны подводного мира"

Для 1 - 3 класас коррекционной школы. Презентация и видеоролики превышают доступный лимит, пишите на электронную почту, кому нужно! Короткие видеоролики можно использовать для дополнительной, новой ин...

Урок 2 класс Постройки и реальность. Обитатели подводного мира

Урок изобразительного искусства для 2 классов в форме урока-путешествие...

Рисование подводного мира на основе концентрического круга

Нарисовать подводный мир с множеством различных обитателей. Расширение и углубление геометрических представлений  учащихся об изученных понятиях: «окружность», «круг», «овал» «центр окружности (к...

Ознакомление с предметным и социальным окружением в средней группе "Обитатели подводного мира"

Конспект ООД в средней группепо окружающему миру«Обитатели морей и океанов» Цель: расширять, углублять и закреплять знания детей об обитателях морей и океанов.Задачи:Образователь...