Занятие "Старение организма человека"
план-конспект занятия по биологии (8, 9, 10 класс)

Лапина Татьяна Петровна

Методическая разработка занятия "Старение организма человека" включает в себя рекомендации современной медицины и традиционные способы народов разных стран продления здоровой и полноценной жизни человека. Материалы занятия могут быть использованы для организации внеурочной деятельности и дополнительного образования детей среднего и старшего школьного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologiya_chel._zanyatie_2._starenie_cheloveka.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: «Процесс старения организма человека и возможности его обновления»

Цель занятия: познакомить обучающихся с основными методами укрепления здоровья человека.

Задачи:  

1) ознакомление обучающихся со следующими понятиями: здоровье, средняя продолжительность жизни, генетическая предрасположенность к заболеванию, понятие «резерва адаптации», функциональное напряжение, синдром хронической усталости;

2) формирование навыков работы с информацией;

3) воспитание интереса к биологическим особенностям организма человека.

Оборудование:

  1. тетради, ручки;
  2. телевизор, проигрыватель DVD;
  3. видеоматериалы по теме занятия.

Ход занятия.

  1. Организационная часть занятия. Приветствие.
  2. Основная часть занятия.

Теоретическая часть занятия

Проблема сохранения здоровья человека: традиционные и современные пути решения

Природа наделила человека удивительным даром – приспосабливаться к окружающему миру, чутко реагируя на его малейшие изменения мобилизуя скрытые в организме резервы. Эта способность к адаптации заложена в генах, и именно она помогла человечеству выстоять, выжить в борьбе за существование. Современный мир значительно отличается от уклада жизни наших предков. Красноречивее всего говорят об изменениях цифры, характеризующие среднюю продолжительность жизни людей. В каменном веке она равнялась 18 годам, в бронзовом – 21, в античные времена – 25, в 19 веке36 лет, в начале 20 века – 45 лет, в конце 20 века - начале 21 века – 70 лет (в промышленно развитых странах).

        Однако, и в древности и в античные времена встречались долгожители – и прежде всего среди тех, кто вел умеренный, рациональный образ жизни. Например, Аристотель прожил 60 лет, Плутарх – 82 года, Платон – 80, Демокрит – 90 лет. Эти факты являются подтверждением того, насколько важны знания о здоровом образе жизни, традициях  и привычках, которые оказывают столь серьезное влияние на организм человека. Великий мыслитель Древней Греции Демокрит подчеркивал: «Природа и воспитание подобны. Именно воспитание перестраивает человека и, преобразуя, создает ему вторую природу».

        В век научно-технического прогресса существенно изменился окружающий нас мир. Но изменения эти далеко неоднозначны. С одной стороны, уходят в прошлое многие профессии, связанные с тяжелым физическим трудом, улучшается уровень медицинского обслуживания, качество питания. С другой стороны под напором цивилизации отступает и нередко гибнет растительный и животный мир. Разрастающиеся города «съедают» природу, создавая новый климат. Лишь местами сохранившиеся оазисы зеленого мира весьма отдаленно напоминают первозданные леса. Во многих промышленно развитых странах этот разрыв зашел очень далеко, и все чаше люди говорят о том, что спасение цивилизации сегодня находится в руках лесников и садовников. Широкую известность получил случай, когда знаменитый лондонский смог за пять дней (в декабре 1952 года) послужил причиной четырех тысяч смертельных случаев. За прошедшие годы Лондон стал одним из самых чистых городов мира, трагедия послужила хорошим уроком и стала стимулом для развития экологических технологий в промышленности и разнообразной природоохранной деятельности.

        Человек, гордо провозгласивший себя «царем природы» стал рабом телевизора, который медленно убивает его, лишая активного отдыха, движений, занятий спортом. Человек настолько привык к таким надежным отопительным системам, что снижение температуры в помещении на 2-3 градуса вызывает неудовольствие и даже недомогание. Образ жизни изменился настолько, что можно предположить, что если бы сегодня среди нас появился первобытный человек, ему было бы трудно выжить в современных условиях.

        Здоровье требует внимания к себе. А многие ли из нас систематически следят за ним? По мнению известного врача, профессора Н.Амосова, лишь один-два процента жителей нашей страны всерьез занимаются своим здоровьем. Растет уровень благосостояния людей, совершенствуются лекарственные препараты, медицинское оборудование, позволяющее определить самые страшные недуги на начальных этапах их развития и своевременно спасать миллионы человеческих жизней. Однако все эти меры не гарантируют здоровья, если сам человек относится к нему беззаботно. Здоровье – это та вершина, на которую каждый человек должен подняться сам! К сожалению, очень многие вспоминают о здоровье лишь тогда, когда оно оказывается под угрозой. Но тогда речь идет уже о лечении болезни. Гораздо надежнее беречь и поддерживать свой организм постоянно, с раннего детства. Не так уж это и сложно. Для этого потребуется разумный режим, соблюдение несложных гигиенических навыков, сбалансированное питание, достаточная двигательная активность, навыки преодоления стрессовых реакций. Отсутствие этих навыков и умений – одна из главнейших причин роста сердечно-сосудистых заболеваний, простудных заболеваний, гриппа. (Смертность по этим болезням постоянно растет).

        Организм человека – точно сбалансированная система, поэтому так важно уметь правильно воздействовать на него. В последние десятилетия многие врачи возлагают особые надежды на такие методы оздоровления как голодание, сыроедение, моржевание, или же наоборот, рекомендуют только фармацевтические средства, особенно популярные БАДы, мази, фиточаи. Кратковременного стимулирующего эффекта таким путем достичь можно. И все же не следует заблуждаться. Если прибегать к таким средствам, но продолжать вести образ жизни со многими вредными привычками (переедание, курение, гиподинамия), то рано или поздно стимулирующих средств будет недостаточно для того, чтобы поддерживать организм в хорошей форме.

        С первых дней жизни человек подсознательно стремится к состоянию комфорта. Чтобы достичь какой-то цели, нужны усилия, а это уже нарушает покой. Заботясь о пассивном комфорте, человек наносит себе вред тем, что удовлетворяется малыми, сиюминутными радостями. К вершинам здоровья люди приходят, как правило, через однообразный, монотонный труд. Но усилия эти окупаются с лихвой. Человек вновь обретает комфорт, но уже на другом уровне, он начинает получать от жизни гораздо больше удовлетворения. Энтузиасты здорового образа жизни справедливо годятся тем, что смогли бросить курить или переедать, злоупотреблять алкогольными напитками и др. Настоящее наслаждение они находят в занятиях разными видами спортивных упражнений или в моржевании, или в йоге. Очень часто, к сожалению, люди начинают задумываться о проблеме сохранения здоровья, лишь потеряв его. Скептики говорят, что слишком высокую цену приходится платить за долголетие, лишние несколько лет жизни не стоят таких мучений. Однако, уже в древности высказывалась иная точка зрения. Римляне утверждали, что путь к здоровью и долголетию лежит через страдания. Совсем недавно широкую популярность у населения нашей страны имела оздоровительная система Порфирия Корнеевича Иванова, который и в 85 лет бегал босиком по снегу, купался в проруби, ежедневно обливался холодной водой и голодал один раз в неделю. Современного человека, который привык к комфорту, трудно увлечь такими методами «войны со старостью». Большинство людей предпочитает более удобные и простые способы, позволяющие человеку не отказываться от многих удовольствий жизни. Вместо плавания в проруби и бега босиком по снегу можно применять более милосердный способ закаливания – контрастный душ: постепенно обливать себя теплой и прохладной водой, постепенно увеличивая разницу температур.

Практическая часть занятия: просмотр видеоматериалов.

Заключительная часть: подведение итогов занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

значеие витамина А на организм человека

Значение витамина "А" на здоровье человека.матреиал для 5-6 классов....

Влияние пищевых добавок на организм человека (документ)

Авторы работы учащиеся 9 класса МБОУ Верх- Чикская СОШ Шунькова Анна и Савельева Екатерина. Работа написана на научно-практическую конференцию "Первые шаги в науку" -2009 год. Заняла второе место в пе...

Влияние пищевых добавок на организм человека 1 часть

презентация к документу Влияние пищевых добавок первая часть. Продолжение следует Работа заняла 2 место в номинации "Лучшая презентация"  1-го областного конкурса "Питайся правильно - будешь здор...

Влияние пищевых добавок на организм человека 2 часть

Это вторая часть презентации Влияние пищевых добавок на организм человека. Презентация создана учащимися Шуньковой Анной и Савельевой Екатериной . Заняла второе место в номинации"Лучшая презентация" и...

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ФИЗИКЕ И БИОЛОГИИ: "Влияние хозяйственной деятельности человека на природные ресурсы и организм человека."

В данной разработке представлен конспект урока, который проводится совместно учителями физики и биологии. Для проведения такого урока требуется предварительная подготовка. Учащиеся заранее готовя...