Занятие "Экологическая грамотность жителей города"
план-конспект занятия (6, 7, 8, 9, 10 класс)

Лапина Татьяна Петровна

Занятие "Экологическая грамотность жителей города" входит в систему естественнонаучного дополнитьельного образования МБУ ДО "Станция юных натуралистов", город Новокузнецк. Занятие строуктурировано на две части. Вначале учащиеся узнают новые темины "экологичкая грамотность", "экологический след человека", "экологический след человечества". Заптем ребята рассчитывают свой личный экологический след, анализируют полученную информацию, делают научно обоснованные выводы. Занятие разработано с целью формирования экологически ответсвенного поведения учащихся в природе и быту.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_no8_ekologicheskaya_gramotnost.doc132 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАНЯТИЕ 8. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ ЖИТЕЛЕЙ ГОРОДА

Цель занятия: формирование естественнонаучной грамотности учащихся в области экологии города через изучение теоретического материала и выполнение практических заданий.

Задачи:

  1. развитие экологического мышления учащихся через знакомство со следующими понятиями: экологическая грамотность, экологическая культура, экологический след;
  2. формирование экологической грамотности учащихся при выполнении практических заданий;
  3. воспитание интереса к изучению экологических закономерностей взаимодействия человека и окружающей среды.

Оборудование: тетради, ручки, ноутбук, телевизор, электронная презентация к занятию.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ

Экологическая культура – это часть человеческой культуры, система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы; гармоничность сосуществования человеческого общества и окружающей природной среды. Понятие «экологическая культура» было разработано экологами и широко использовалось, начиная с 1970-х годов двадцатого века.

Деятельность по формированию экологической культуры называется «экологическим просвещением». Такая деятельность складывается из распространения экологических знаний, а также воспитания бережного отношения к окружающей среде и рационального использования природных ресурсов.

В течение двадцатого века развитие человечества выявило противоречие между ростом населения и удовлетворением его растущих потребностей в материальных ресурсах, с одной стороны, и возможностями природы, с другой. Данное противоречие, усугубляясь, привело к стремительной деградации среды обитания человека и разрушению природных экосистем.

В конце XX века внимание к культуре взаимодействия между человеком и природой существенно усилилось; причиной такого внимания стало в первую очередь общественное переосмысление подхода к культуре как таковой и к прошлым достижениям человечества в частности.

Экологическое сознание населения – это совокупность экологических представлений о взаимосвязях человека с природной средой. Экологическое сознание имеет три основные характеристики:

  1. Психологическая включенность человека в природную среду (человек мыслится как стоящий вне и над природой или же как составная часть природы).
  2. «Объектное» или «субъектное» восприятие природы (человек воспринимает природу как объект воздействия или как равноправный субъект взаимодействия).
  3. «Прагматический» или «непрагматический» характер взаимодействия (взаимодействие с природой служит только для удовлетворения прагматических потребностей человека или также для удовлетворения его непотребительских духовных потребностей.

Результаты социологических исследований в нашей стране (всероссийские опросы ВЦИОМ, выборка репрезентативная, опрошено более 1600 человек и более в разных регионах РФ) выявили доминирование потребительских установок по отношению к сфере экологии и охраны окружающей среды. Основными характеристиками сегодняшнего состояния экологического сознания населения является экологическое иждивенчество и личное дистанцирование от участия в решении проблем.    

Региональные особенности экологического сознания:

  1. Более положительно оценивают экологическую ситуацию жители небольших   населенных пунктов городского типа и сельских поселений, в то время, как жители крупных городов, прежде всего, мегаполисов выражают высшую степень недовольства    экологической ситуацией.
  2. Наблюдаются различия в определении проблемного поля экологической ситуации: жители городов оценивают, прежде всего, экологическое состояние атмосферы, водных ресурсов, наличие проблемы переработки и вывоза бытового мусора, а жители сельских поселений говорят о вырубке лесов, экологическом состоянии близ лежащих территорий, и только затем обращают внимание на влияние промышленных предприятий на экологическую ситуацию.  

Общим в экологическом поведении жителей нашей страны является то, что городские и сельские жители определяют свое поведение, в первую очередь, через призму комфорта и своего экономического благополучия.                                          

Экологический след человечества – это количественная оценка того, насколько сильно наше общество влияет на Землю. Он измеряет количество природных ресурсов, которые мы потребляем, и объем отходов, который мы производим, в контексте способности планеты регенерировать эти ресурсы и абсорбировать эти отходы. Этот показатель помогает осознать необходимость устойчивого использования ресурсов, чтобы обеспечить их доступность для будущих поколений. Таким образом, в буквальном смысле экологический след человека – отпечаток, оставляемый нами на окружающей среде.

Термин «экологический след» был введён в 1992 году Уильямом Ризом. «Экологический след» – это условное понятие, отражающее потребление человечеством ресурсов окружающей среды. Это площадь (в гектарах) биологически продуктивной территории и акватории, необходимой для производства используемых ресурсов, поглощения и переработки отходов.

Глобальный гектар (global hectare) − это гектар биологически продуктивной территории и акватории со среднемировым показателем биопродуктивности за определенный год. Далеко не вся поверхность нашей планеты является биологически продуктивной: только пахотные земли, леса, акватории морей и океанов, где осуществляется лов рыбы, способны обеспечивать потребности человечества, и не входят в этот перечень ледники, пустыни и т.д.

По расчетам экологов, в настоящее время расход человечеством ресурсов планеты значительно превосходит способности планеты к восстановлению и производству этих ресурсов.

Как возможна такая ситуация «перерасхода»? Дело в том, что в течение некоторого времени мы можем вырубать деревья быстрее, чем они растут, вылавливать больше рыбы, чем могут воспроизводить океаны, и выбрасывать в атмосферу больше углекислого газа, чем может поглощаться планетой. Однако неизбежное следствие этого − сокращение запасов ресурсов и накопление отходов темпами, которые превышают способность планеты к их поглощению или переработке. Это означает, что мы «проедаем» природный капитал будущих поколений.

Ситуация постоянного «перерасхода» делает все более трудной задачей удовлетворение потребностей растущего населения планеты и оставляет все меньше места для других биологических видов»

Методика расчета экологического следа

Экологический след, приходящийся на одного человека, представляет собой сумму шести слагаемых:

  • площадь пашни для выращивания потребляемых человеком зерновых;
  • площадь пастбищ для производства продукции животноводства;
  • площадь лесов для производства древесины и бумаги;
  • площадь моря для производства рыбы и морепродуктов;
  • площадь, занятая под жилье и инфраструктуру;
  • площадь лесов для абсорбции выбросов CO₂, образующихся при душевом потреблении энергии.

Экологический след представляет собой сумму всех этих площадей независимо от того, где именно на планете они находятся и измеряется в глобальных гектарах (гга).

Методика расчета экологического следа разработана созданной в 2003 году Глобальной сетью экологического следа (Global Footprint Network). Она объединила в своих рядах представителей научных и правительственных кругов, бизнеса, общественности, которые рассчитывают экологические следы целых государств, определяя масштабы негативного воздействия человека на биосферу. Применяемая Глобальной сетью методика расчета универсальна, но сложна и применяется для расчета экологического следа населения городов, стран, континентов.

Факторы, формирующие экологический след

Основой экологического следа является потребление природных ресурсов. Рассмотрим основные составляющие:

  1. Вода: Не только прямое потребление воды человеком, но и вода, используемая в сельском хозяйстве и промышленности, формирует значительную часть экологического следа. Например, для производства одного килограмма говядины требуется около 15 тысяч литров воды.
  2. Энергия: Зависимость от ископаемого топлива для производства электроэнергии и тепла способствует увеличению углеродного следа. Возобновляемые источники энергии предлагают альтернативу, снижающую воздействие на окружающую среду.
  3. Земля: Использование земельных ресурсов для сельского хозяйства, строительства и других целей влияет на биоразнообразие и способность экосистем к самовосстановлению.
  4. Производство отходов
  • Углекислый газ: Сжигание ископаемого топлива для получения энергии приводит к выбросам CO2, усиливающим парниковый эффект.
  • Твердые отходы: Мусор, создаваемый бытом и промышленностью, загрязняет почву и водоемы, влияя на экологическое равновесие.
  • Жидкие отходы: Стоки из сельского хозяйства и промышленности могут содержать вредные вещества, загрязняющие водные ресурсы.
  1. Пищевые привычки
  • Мясное потребление: Животноводство – один из основных источников выбросов метана, второго по значимости парникового газа. Кроме того, для его нужд вырубаются леса, уничтожая естественные поглотители углекислого газа.
  • Растительная пища: Переход на растительную диету может существенно снизить экологический след, так как возделывание растений требует меньше ресурсов, чем производство мяса.
  1. Транспорт
  • Автомобили: Личный автотранспорт значительно способствует загрязнению воздуха и выбросам парниковых газов.
  • Авиация: Перелеты на самолетах производят огромные объемы CO2 на единицу перевозимого пассажира, особенно на длинных дистанциях.
  • Общественный транспорт и альтернативы: Использование общественного транспорта, велосипедов или ходьбы может значительно уменьшить индивидуальный вклад в общий экологический след человечества.

Методы снижения экологического следа

Практические советы, как уменьшить свой «экологический след»

Жилье:

  • Проверьте, хорошо ли утеплены окна и двери у вас дома.
  • Регулярно размораживайте холодильник.
  • Установите счетчик для более экономичного тарифа по электроэнергии.
  • Установите регуляторы тепла для батарей.

Энергия:

  • Максимально используйте естественное освещение, это один из очень эффективных путей уменьшения расхода электроэнергии на искусственное освещение.
  • Чаще протирайте лампочки: пыль ухудшает освещение.
  • Не заслоняйте батарею мебелью или шторами, чтобы тёплый воздух свободно поступал в комнаты.
  • Не оставляйте включенными зарядные устройства после окончания зарядки.
  • Экономьте энергию при стирке, устанавливая более низкую температуру на стиральной машине, это может сократить потребление электроэнергии на 80%.
  • Старайтесь полностью загружать стиральную машину.
  • Во время приготовления пищи закрывайте кастрюли крышками. Используйте небольшое количество воды для того, чтобы сварить яйца или овощи.
  • Не включайте плиту заранее. Если вы готовите на электроплите, используйте остаточное тепло: выключайте конфорку за некоторое время до окончания приготовления пищи.

Транспорт:

  • Если у вас есть возможность выбора, отдайте предпочтение путешествию на поезде, а не на самолете.
  • Больше ходите пешком или ездите на велосипеде.
  • Покупайте малолитражные автомобили.
  • Старайтесь проводить каникулы ближе к дому.
  • Ходите в магазины рядом с домом: это экономнее, поскольку вы не тратитесь на поездку на машине.

Питание:

  • Не выбрасывайте еду: покупайте столько, сколько сможете съесть.
  • Сократите потребление мяса, если это возможно по медицинским показаниям.
  • Избегайте полуфабрикатов.
  • Регулируйте температуру в холодильнике в зависимости от наполненности продуктами.
  • Используйте холщовые сумки при походе в магазины.
  • Попробуйте выращивать свои фрукты и овощи.

Вода и бумага:

  • Принимайте душ вместо ванны.
  • Не наполняйте кастрюли и чайники до краев: кипятите столько воды, сколько вам действительно нужно.
  • Во время мытья машины пользуйтесь ведром, а не шлангом: это значительно снизит затраты воды.
  • На кипячение воды в электрочайнике требуется меньше электроэнергии, чем для кипячения такого же объема на электроплите. Кипячение на газовой плите еще более экономично. В любом случае постарайтесь не кипятить воды больше, чем вам требуется.
  • Не допускайте, чтобы водопроводные краны оставались открытыми без нужды.
  • Попробуйте отказаться от воды в бутылках.

Отходы:

  • Не выбрасывайте мусор в раковины и унитазы.
  • Бросайте мусор только в контейнеры.
  • Сортируйте мусор: макулатуру, батарейки, компьютерную технику и смартфоны рекомендуется сдавать в переработку.
  • Не выбрасывайте ненужные вещи: отдавайте их нуждающимся.

Внедрение этих практик в повседневную жизнь требует осознанного подхода к своим привычкам и готовности к изменениям. Важно понимать, что даже маленькие шаги в сторону устойчивого образа жизни могут оказать значительное положительное влияние на окружающую среду. Создание более зеленого и устойчивого будущего – это задача не только для правительств и крупных корпораций, но и для каждого человека.

Сокращение экологического следа не только способствует защите окружающей среды, но и обеспечивает более здоровый и устойчивый образ жизни для каждого из нас. Понимание своего вклада в общий экологический след и шаги по его уменьшению является важным шагом к достижению гармонии с нашей планетой и обеспечению ее будущего.

Распределение величины экологического следа по государствам

Везде ли экологический след одинаков и от чего зависит его величина? Можно предположить, что чем выше уровень жизни, чем больше свободных средств имеют жители той или иной страны, тем больше товаров и услуг приходится на каждого жителя страны, тем больше природных ресурсов расходуется на их производство. Ученые наблюдают прямую зависимость между величиной экологического следа и уровнем развития экономики страны. Экологический след среднего потребителя из развитых стран мира в 4 раза превышает соответствующий показатель потребителя из стран с низкими душевыми доходами. Так, к странам с очень большим «экологическим следом» относятся США, Китай, ОАЭ, Япония. Минимальный «экологический след» производят страны с неразвитой экономикой: Монголия, Бангладеш, Намибия. Некоторые специалисты считают, что, если бы все страны мира потребляли такое количество природных ресурсов, как США, человечеству бы потребовалось пять планет размером с Землю.  

Наибольший экологический след оставляют США. Жители США используют в среднем 9,4 гга (почти четыре с половиной планеты Земля, если бы все мировое население имело ту же модель потребления). Средний европеец использует 6,3 гга, а средний индус − 0,8 гга. Среднедушевой экологический след в России увеличился составляет 5,7 гга. Если бы каждый житель Земли вел такой же образ жизни, как среднестатистический россиянин, человечеству понадобилось бы 3,3 планеты, чтобы удовлетворить его потребности. В целом человечество использует ресурсы, для воспроизводства которых потребовалось бы 1,6 таких планет, как Земля.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ

Практическая работа «Расчет экологического следа человека»

Экологический след – это метод, по которому можно приблизительно определить размер территории в гектарах, которая требуется для производства потребляемых нами ресурсов. Для того чтобы вычислить экологический след, необходимо выбрать соответствующее вашему образу жизни утверждение и провести сложение или вычитание количества баллов, указанных справа. Суммируя баллы, вы получите величину экологического следа.

Анкета для учащихся 15 – 18 лет

1. Жилье

1.1 Площадь вашего жилья позволяет держать кошку, а собаке нормальных размеров было бы тесновато (+7 баллов)

1.2 Большая, просторная квартира (+12 баллов)

1.3 Коттедж для всей семьи (+24 балла)

Внимание! Полученные очки за первый вопрос разделите на то количество людей, которое живет в вашей квартире или в вашем доме.

2. Использование энергии

2.1 Для отопления вашего дома используется нефть, природный газ или уголь (+45 баллов)

2.2 Для отопления вашего дома используется энергия воды, солнца или ветра (+2 балла)

2.3 Отопление вашего дома с регулировкой температуры в зависимости от погоды (-10 баллов)

2.4 Выходя из комнаты, вы всегда гасите в ней свет (-10 баллов)

2.5 Вы всегда выключаете свои бытовые приборы (-10 баллов)

3. Транспорт

3.1 На работу выездите городским транспортом (+25 баллов)

3.2 На работу вы идете пешком или едете на велосипеде (+3 балла)

3.3 Вы ездите на обычном легковом автомобиле (+45 баллов)

3.4 Вы используете большой и мощный автомобиль с полным приводом (+75 баллов)

3.5 В последний отпуск вы летели самолетом (+85 баллов)

3.6 В отпуск вы ехали на поезде, причем путь занял до 12 часов (+10 баллов)

3.7 В отпуск вы ехали на поезде, причем путь занял более 12 часов (+20 баллов)

4. Питание

4.1 В продуктовом магазине или на рынке вы покупаете в основном свежие продукты (хлеб, фрукты, овощи, рыбу, мясо) местного производства, из которых сами готовите обед (+2 балла)

4.2 Вы предпочитаете полуфабрикаты, замороженные готовые блюда, нуждающиеся только в разогреве, или консервы; вы не смотрите, где они произведены (+14 баллов)

4.3 В основном вы покупаете готовые или почти готовые к употреблению продукты, но стараетесь, чтобы они были произведены поближе к дому (+5 баллов)

4.4 Вы едите мясо 2-3 раза в неделю (+50 баллов)

4.5 Вы едите мясо три раза в день (+85 баллов)

4.6 Предпочитаете вегетарианскую пищу (+30 баллов)

5. Использование воды и бумаги

5.1 Вы принимаете ванну ежедневно (+10 баллов)

5.2 Вы принимаете ванну один-два раза в неделю (+2 балла)

5.3 Вместо ванны вы ежедневно принимаете душ (+4 балла)

5.4 Вы поливаете приусадебный участок или моете свой автомобиль из шланга (+4 балла)

5.5 Если вы хотите прочитать книгу, то всегда покупаете ее (+2 балла)

5.6 Вы берете книги и учебники в библиотеке или одалживаете у знакомых (-1 балл)

5.7 Использованные тетради и журналы вы выбрасываете вместе с бытовым мусором (+10 баллов)

6. Бытовые отходы

6.1 Все мы создаем массу отбросов и мусора, поэтому добавьте себе (+100 баллов)

6.2 Выбрасывая мусор, вы откладываете в отдельный контейнер макулатуру (-17 баллов)

6.3 Вы выбрасываете в отдельный контейнер пластиковую упаковку (-8 баллов)

6.4 Вы стараетесь покупать в основном не фасованные, а развесные товары; полученную в магазине упаковку используете в хозяйстве (-15 баллов)

6.5 Из домашних отходов вы делаете компост для удобрения своего участка (-5 баллов)

Подведем итог. Если вы являетесь жителем города с населением в 500 тысяч и более, умножьте ваш результат на 2. Теперь разделите полученные баллы на 100: вы получили число гектаров земной поверхности для удовлетворения ваших потребностей.

Проанализируйте свой результат, исходя из следующей информации: для того, чтобы человечеству хватило одной планеты, на 1 человека должно приходиться не более 1,8 гга продуктивной земли.

Анкета для учащихся 12 – 14 лет

1. Продукты питания. Какие овощи и фрукты вы чаще всего выбираете в магазине:

1.1 местного производства, неупакованные (+1 балл)

1.2 из южных регионов страны, неупакованные (+2 балла)

1.3 из зарубежных стран, неупакованные (+3 балла)

1.4 расфасованные в индивидуальные упаковки (+3 балла)

2. Полиэтиленовые пакеты. С какой сумкой вы ходите за покупками:

2.1 с льняной или хлопчатобумажной сумкой (+1 балл)

2.2 с бумажным пакетом (+2 балла)

2.3 с полиэтиленовым пакетом, который приношу с собой (+3 балла)

2.4 полиэтиленовые пакеты покупаю на кассе (+4 балла)

3. Бутылки. В какой таре вы обычно покупаете напитки:

3.1 в бумажной упаковке (+1 балл)

3.2 в стеклянной (+2 балла)

3.3 в алюминиевой (+3 балла)

3.4 в пластмассовой (+4 балла)

4. Бумага. Какую книгу вы обычно читаете:

4.1 новую, купленную в магазине (+4 балла)

4.2 электронную книгу (+3 балла)

4.3 книги беру почитать у друзей (+2 балла)

4.4 взятую в библиотеке (+1 балла)

5. Упаковка. Покупая подарок, на какую упаковку вы обычно рассчитываете:

5.1 яркое оформление (+3 балла)

5.2 на качественный материал (+4 балла)

5.3 на наличие знаков о возможности переработки (+2 балла)

5.4 вы упакуете подарок в уже использованную ранее коробочку или пакет (+1 балл)

Результаты анкетирования:

5-7 баллов – вы имеете экологический след размером с мышиную лапку. Превосходный результат!

8-10 баллов – вы имеете экологический след размером с кошачью лапку. Отлично, но не расслабляйтесь, вам нужно стремиться к лучшему результату!

11-13 баллов – ваш экологический след размером с лошадиное копыто. Ого-го!

14-16 баллов – у вас след слона. Вам пора пересмотреть свое отношение к вопросам потребления!

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ

  1. Подведение итогов занятия.
  2. Ритуал прощания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ролевая игра "Мнение жителей города"

Школьники редко задумываются над тем, что приводит человека к совершению сначала аморального проступка, потом правонарушения, а затем и серьезного преступления. Многим из них кажется, что это пр...

Урок английского языка на тему: "Жители города и их занятия" (Кауфман К.И. 5 класс)

Урок в 5 классе к учебнику К.И. Кауфман. Методическая разработка со всеми этапами урока. Также к данному уроку прилагается презентация....

Значение сельскохозяйственных предприятий для жителей города и села.

урок социально-бытовой ориентировки в 7 классе специальной коррекционной школы 8 вида....

Значение сельскохозяйственных предприятий для жителей города и села.

урок социально-бытовой ориентировки в 7 классе специальной (коррекционной школы) 8 вида....

урок "Расселение.Жители городов и деревень"

Урок изучения нового материала по теме «Расселение. Жители городов и деревень». На уроке формируются  ключевые компетентности I уровня: информационная (аспекты: извлечение первичной информа...

Конспект урока немецкого языка в 5 классе (4-й год обучения) по теме: "Жители города: люди и животные"

Это первый урок по теме "Жители города: люди и животные". Его основная цель: формирование новых лексических единиц по данной теме. На уроке дети знакомятся с новой лексикой по темам "Животные", "Профе...

Сценарий классного часа "Мы - жители города анадыря"

Классный час приурочен к 125-ти летию города Анадыря....