Состояние и современные проблемы патриотического воспитания
статья (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Ирина Николаевна Мельникова

В настоящее время большое значение приобретают поиск и разработка инновационных методик в патриотическом воспитании, реализация которых способствовала бы созданию качественно новых подходов в организации этой деятельности с подрастающим поколением. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Состояние и современные проблемы патриотического воспитания

В настоящее время большое значение приобретают поиск и разработка инновационных методик в патриотическом воспитании, реализация которых способствовала бы созданию качественно новых подходов в организации этой деятельности с подрастающим поколением.

Примерная модель системы патриотического воспитания обучающихся предполагает комплексное решение ряда организационно-педагогических вопросов. Особенности традиций, месторасположения, специфика педагогического состава и мотивации задают множественность вариантов для организации разноплановых направлений по патриотическому воспитанию молодёжи в условиях конкретного учебного заведения.

Новые подходы к развитию и совершенствованию патриотического воспитания подрастающего поколения, прежде всего, определяются социальным заказом общества, неудовлетворенного прошлым и стремящегося к глубокому обновлению всех сфер жизни. Одно из важных противоречий, непосредственно связанных с проблемами образовательных учреждений и их учебно-воспитательным процессом - это противоречие между требованиями гуманизации общества, всестороннего развития личности, становления гражданина-патриота и сложившимся в прошлые десятилетия, в том числе в воспитании, стилем догматического мышления, формализма в действиях   и   поступках,   приверженности   стереотипам,   потерей самостоятельности и творческого начала.

Сегодняшние перемены в состоянии методических и методологических подходов в учебном процессе и воспитательной работе порождены пересмотром содержания гуманитарного образования в целом, гуманизации воспитания и освобождением их от сложившихся стереотипов в осмыслении происходящих событий и процессов в обществе.

На наш взгляд, основополагающие понятия гражданского обучения и воспитания присутствуют во многих разделах базисных учебных предметов. Средства и формы гражданских понятий у каждой дисциплины свои, и решаются они в общеобразовательном учреждении на протяжении всего периода обучения. Это, например, вопросы о добре и зле, социальной справедливости, красоте природы, свободе, правах и обязанностях. Осуществляя гражданское обучение и воспитание учащихся, необходимо постоянно возвращаться к вопросам мировоззренческого характера, повторяя их и наполняя новым содержанием слагаемой у подростков научной картины мира и своей социальной и гражданской принадлежности в обществе.

При формировании мировоззрения и гражданственности учащихся сегодня всё более очевидна необходимость интеграции их знаний в единое целое, а это предполагает уже координацию усилий учителей, преподающих им различные предметы.

Определяя педагогические условия, способствующие эффективности гражданского воспитания учащихся, выделяется использование в качестве теоретико-методологической стратегии интегративно-деятельностный подход, рассматривающий формирование гражданственности в личностно-ориентированном аспекте, а также в условиях интеграции урочной и внеурочной деятельности.

Применение интегрированного метода в качестве методического обеспечения эффективного воспитания гражданственности предоставляет больше возможности для самостоятельной работы, творчества, развивает исследовательские умения, содействует в воспитании граждан новой, чем прежде, ценностной ориентации.

Сохранение, развитие и обогащение национальных ценностей и традиций во всех сферах духовной культуры общества, особенно в сфере гражданско-патриотического образования и воспитания, становятся актуальными в свете проблемы их дальнейшего развития на основе единства национальных и общечеловеческих идеалов.

Характерной особенностью обновления содержания образования и воспитания стали вариативность программ, учебников и учебных пособий, многофакторность и интегральность в направлениях воспитательного процесса, и военно-патриотического, в частности.

Обновление содержания обучения и воспитания, проблемоцентризм патриотического воспитания и подготовка обучающихся к военной службе обозначили в учебной, внеклассной и внеучебной работе образовательных   учреждений направления системно-методического подхода с учётом достижений современной науки, на основе исторического  синтеза, сочетания  социологического  и  культурно-психологического подхода, выработки собственной гражданской позиции, познания общественных явлений окружающей их действительности и потребностей общества.

Нынешнее состояние патриотического воспитания  не в полной мере  удовлетворяет требованиям современного этапа становления и развития демократического общества в России. Направления патриотического воспитания, особенно историческое, духовно-нравственное, политико-правовое подвергались деформациям. Они и сегодня не всегда содержат необходимую правдивость, аргументированность, конкретность, не преодолены в них догматизм, начётничество и антиисторизм. Все это крайне отрицательно сказывается на формировании граждан современного общества и будущего страны.

Широкое использование активных форм, методов обучения и воспитания предполагает, что составной их частью должно стать интегрированное в них решения проблемных задач, научного подхода к общественным явлениям, дискуссии по злободневным проблемам, нравственное и духовное совершенство, живой диалог и использование опыта старшего поколения, боевых и национальных традиций народа. Это создаёт в воспитательной работе условия для раскрытия возможностей утверждать обстановку познавательной  активности,  реализации  воспитывающего потенциала отдельных предметов, усиления личностного, эмоционально-ценностного аспекта гражданского воспитания, патриотизма, господства диалога и сотрудничества в отношениях ученик-преподаватель.

Одна из важных функций обучения, способствующая патриотическому воспитанию  - это ценностная. Она состоит в формировании определённого мировоззрения.

Системно-методический подход в учебно-воспитательном процессе свидетельствует, что характеристики патриотического содержания учебных предметов не предполагают изменения их исторически сложившегося содержания, а только акцентируют внимание на патриотических, нравственных, общечеловеческих ценностях, заложенных в их понятиях. Таким образом, меняется не состав учебного предмета, а система методов преподавания.

Несмотря на все современные трудности, сложившиеся в деле патриотического воспитания учащихся образовательных учреждений, возрастает значение воспитательной деятельности, то есть она становится приоритетной. От правильного понимания идеалов и сути воспитательной работы, соблюдения её законов зависят эффективность и качество решения задач во всех остальных сферах нашей жизни: социальной, экономической, политической. Несомненно, необходимость духовно-нравственного,   гражданского,   патриотического   воспитания подрастающего поколения вытекает из самой сути этого процесса.

Особая роль отводится психологическим основам социализации, где в процессе социального взаимодействия происходит стремление учащихся к реализации ими своих потенциальных возможностей.

Таким образом, процесс социализации учащихся предполагается в трёх основных сферах: деятельность, общение, самосознание-самоопределение.

Наиболее сложной является сфера самосознания. Именно в этой сфере интенсивно происходит формирование активной деятельности учащихся, осмысление ими своей социальной роли, а значит и гражданской позиции.

В результате активного поиска путей самоопределения у учащихся складывается система ценностей, которая служит связывающим звеном между общественным и духовным миром их личности, между общественным и индивидуальным бытием.

Мы вправе говорить, что способность ориентироваться и выбирать жизненные ценности, собственный путь самоопределения - показатель гражданского самосознания личности. Наличие его означает, что учащийся сам осуществляет выбор ценностей, понимает необходимость поведения в соответствие своего жизненного поведения с принятыми в обществе эталонами, если они не противоречат его нравственным воззрениям.

Это даёт нам основание считать, что проблема формирования гражданственности у учащихся несёт в себе социально-педагогический характер.

В рамках интересующей нас проблемы выделены три взаимосвязанных направления в деятельности объектов социального воспитания обучающихся.

1. Передача социального опыта и создание условий для полноценной самореализации учащихся.

2. Создание воспитывающей среды в семье и ее ближайшем окружении.

3. Организация процесса реализации и социальной реабилитации, социальной помощи и защиты учащихся, включение их в нормальную жизнедеятельность.

В настоящее время в обществе со стороны всех социальных институтов воспитания отмечается повышенное внимание к семье, как одному из основных социализирующих институтов воспитания. Это объясняется объективными процессами, развивающимися в обществе, - гуманизацией и демократизацией общественных отношений, ростом понимания того, что приоритет в воспитании детей принадлежит, прежде всего, семье. Она способствует превращению ребенка из биологического существа в социологическое. В связи с эти считаем необходимым направлять усилия на повышение педагогической культуры родителей и совершенствование воспитательного потенциала семьи, особенно в воспитании гражданина Отечества. Нельзя не считаться с тем, что меняется сам - учащийся. Он становится всё более информированным и развитым, поэтому руководство его духовным и нравственным становлением требует более высокой культуры и педагогического мастерства взрослых. Поэтому взаимодействие личности учащегося, семьи, школы и общества по-прежнему остаётся важной проблемой. Сегодня в нашем обществе она приобретает специфический характер. Отмечается в обществе нравственное неблагополучие, психологический кризис несовершеннолетних, падение воспитательной роли семьи - вот далеко не полный перечень социально-экономических условий, влияющих на развитие как социализирующего института, семьи и процесс гражданского воспитания подрастающего поколения.

Мы утверждаем, что создавая определённый социально-психологический климат, семья во многом определяет развитие личности учащегося как в настоящем, так и в будущем, так как родительское влияние - долговременный фактор социализации. Поэтому как воспитательный фактор семья занимает значительно более высокое место, чем общеобразовательное учреждение или другие общественные институты формирования учащегося, как цельной личности.

Однако снижение роли семьи - обстоятельство, не вызывающее сомнения. Беда в том, что в последние годы ею утеряны многие ценности, которые веками считались основой семейного воспитания. Восстановление воспитательной роли семьи в изменившихся социально-экономических условиях является одной из важнейших задач не только общества, но и всех его социальных институтов, а также педагогической науки.

В то же время нельзя игнорировать тот факт, что на сегодняшний день семья не готова взять на себя всю нагрузку по воспитанию детей школьного возраста. Родителям становится все труднее справляться с воспитанием детей, и они все больше надеются на воспитательную роль общеобразовательных учреждений.

Нельзя не учитывать, что в таких условиях общеобразовательные учреждения не могут полностью переложить всю ответственность за гражданское воспитание учащихся на семью, отказаться от работы с родителями. Необходимо пересмотреть привычные установки, искать новые подходы в организации сотрудничества с ними, изменять содержание и формы взаимодействия общеобразовательных учреждений с семьей. Педагоги и родители должны рассматриваться как партнёры в воспитании учащихся, а это означает равенство сторон, взаимное уважение, доброжелательность и заинтересованность в успешном осуществлении сотрудничества.

Мы пришли к заключению, что от семьи зависит развитие интеллекта и творческих способностей учащихся. Она является координатором усилий участников воспитательного процесса: общеобразовательного учреждения, детских объединений, друзей и т.д. Именно семья создаёт для учащихся ту модель жизни, в которую они непосредственно включаются.

Формирование в семье прочных нравственно-этических связей между родителями и учащимися, пути становления в ней атмосферы взаимопонимания, сотрудничества, эмоциональной сопричастности - всего того, что необходимо для благоприятного социального развития личности учащегося - одно из ведущих направлений научно-практических поисков в формировании юных граждан.

По нашему мнению, настало время выработать новый взгляд на развитие семейного воспитания с учётом национальных, демографических, этнопсихологических и социально-культурных факторов. Новый взгляд на семью, прежде всего, должен быть неразрывно связан с человекознанием и передовой педагогической наукой, особенно в вопросах гражданского воспитания учащихся, формирования у них адекватного отношения к делам государства и к делам собственным, как меры гражданской ответственности и чувства долга.

Среди социальных институтов, оказывающих активное воздействие на формирование гражданской культуры общества, особая роль принадлежит образованию. Его проблемы всегда волновали и волнуют общество, потому что оно активно развивает социальную мобильность членов общества. Понятно, что высокообразованный человек легче ориентируется в изменяющейся социальной обстановке, способен проанализировать любую ситуацию, оценить её и принять соответствующее решение. Критически воспринимает он и окружающую действительность, не идеализирует и не боится её, реально оценивает свои возможности по её преобразованию, противостоит негативным явлениям, как правило, занимает гражданскую позицию.

Общеобразовательные учреждения находятся в прямой зависимости от своего времени, потому что накладывает на них отпечаток своих проблем и устремлений. Именно здесь учащимися впервые осваиваются предметные знания, культурные и духовные ценности, осмысливается огромный интеллектуальный опыт, накопленный человечеством.

Общеобразовательные учреждения всегда, так или иначе, осуществляют социальный заказ, отражая не только состояние и тенденции развития общества, но и влияние на него. Важность и сложность этой роли делают объективно необходимым выделение гражданского обучения и воспитания как средства развития гражданского сознания подрастающего поколения, формирования опыта социального взаимодействия, нахождения баланса между личным и общественным, готовности к гражданскому самоопределению в качестве самовоспитательной системы.

Развивая личность учащихся, их духовность, нравственность и гражданственность, школа тем самым получает возможность занять активную позицию в становлении самого общества.

Все более очевидно, что без полной демократизации российских общеобразовательных учреждений невозможно воспитать гражданина демократического правового государства.

Вот почему их деятельность следует организовывать как социальную учебную среду со своим характером и ценностями, в которой создаваемые в учебно-воспитательном процессе для учащихся образовательные ситуации и «игры», помогут им осознать свои права и возможности, научиться ориентироваться в сложном мире событий и самоутвердиться с позиций сформировавшейся гражданственности.

Вполне очевидно, что дальнейшее совершенствование гражданского обучения и воспитания должно основываться на взаимосвязи, взаимопонимании и взаимопроникновении всех форм воспитания учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Проблемы патриотического воспитания в процессе освоения музыкального искусства"

Статья знакомит с проблемами патриотического воспитания на уроках музыки и предлагает способы их решения...

Рекомендуемый педагогу план самосовершенствования по проблемам патриотического воспитания

Данный материал можно использовать  для организации самообразовательной деятельности по проблемам патриотического воспитания....

Проблема патриотического воспитания детей

Проблема патриотического воспитания детей...

Проблемы патриотического воспитания подростков на уроке музыки

В данной статье рассматриваются проблему развития музыкального образования....

Проблема патриотического воспитания обучающихся вечерней школы

В данной статье рассматривается проблема нравственного и патриотического воспитания как важного фактора самоопределения и становления человека как личности в условиях вечерней школы. Приводится пример...

Сертификат Актуальные проблемы патриотического воспитания

сертификат Актуальные проблемы патриотического воспитания...

Актуальные проблемы патриотического воспитания детей и основные направления их решения

Актуальные проблемы патриотического воспитания и основные направления их решения.           В основу программы положены проблемы, связанные с разрешен...