Дополнительная общеобразовательная программа "Погружение в биологию"
рабочая программа (11 класс)

Лапина Татьяна Петровна

Дополнительная общеобразовательная программа "Погружение в биологию" реализуется на базе МБУ ДО "Станция юных натуралистов", город Новокузнецк Кемеровской области РФ. Программа направлена на углубленное изучение биологии учащимися старших классов, что позволяет формировать естественнонаучную функциональную грамотность, выстраивать индивидуальную профессиональную траекторию в мире профессий в медицине, биологии, экологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pogruzhenie_v_biologiyu_1.doc334.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет образования и науки администрации города Новокузнецка

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Станция юных натуралистов»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗЛВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«ПОГРУЖЕНИЕ В БИОЛОГИЮ»

срок реализации: 1 год

возраст учащихся: 14-18 лет

Разработчик:

Лапина Татьяна Петровна,

педагог дополнительного образования

Новокузнецкий городской округ

  1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ

     ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

Пояснительная записка

Направленность программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Погружение в биологию» имеет естественнонаучную направленность.

Уровень освоения содержания программы: базовый.

        Программа составлена на основе нормативно-правовых актов и государственных программных документов, регламентирующих деятельность по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе:

  • Конституции Российской Федерации.
  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2019 года.
  • Приказа Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  • Приказа Минпросвещения России от 03.09.2019 N 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей».
  • Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р).
  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
  • Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
  • Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242).
  • Методических рекомендаций по разработке и оформлению образовательной программы организации и дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (Приложение к письму Комитета образования и науки администрации г. Новокузнецка от 06.12.2021 г. № 4137).
  • Методических рекомендаций по реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (Приложение к письму Министерства просвещения РФ от 31 января 2022 г. N 1ДГ 245/06).
  • Распоряжения Коллегии Администрации Кемеровской области от 03.04.2019 № 212 «О внедрении системы персонифицированного дополнительного образования на Территории Кемеровской области.
  • Приказа Департамента образования и науки Кемеровской области от 05.04.2019 № 740 «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования.
  • Приказа Департамента образования и науки Кемеровской области «Об утверждении Порядка оценки (добровольной сертификации) ДОП и состава экспертной группы».
  • Локальных актов Учреждения: Устава муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Станция юных натуралистов», Учебного плана, Правил внутреннего трудового распорядка.

Актуальность программы. Необходимость разработки программы «Погружение в биологию» продиктована важностью комплексного естественнонаучного образования учащихся для формирования гармонично развитой личности, способной к продуктивному и творческому труду. Программа способствует обеспечению активной жизненной позиции учащихся в вопросах научного познания окружающей действительности. 

Значение биологии как науки об общих закономерностях организации жизни на Земле очень велико. Глубокие знания биологических наук необходимы для осмысления места человека в системе природы, понимания взаимосвязей организмов и окружающей их живой и неживой природы. Биологические знания лежат в основе развития медицины, фармакологической и микробиологической промышленности, сельского и лесного хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, системы охраны окружающей среды.  

Без знания биологии невозможно внедрение в жизнь современных биотехнологий на базе генной инженерии, дальнейшее развитие селекции животных, растений и микроорганизмов, прогнозирование экологических ситуаций в различных регионах и состояния биосферы в целом, диагностика, профилактика и лечение многих болезней растений, животных и человека.

В настоящее время нашей стране требуются высококвалифицированные врачи, инженеры-экологи и специалисты других биологических специальностей. Актуальность программы «Погружение в биологию» в том, что предоставляет возможность систематизировать знания учащихся по основным разделам биологии, предоставить возможность определиться со своими профессиональными планами и выстроить индивидуальную профессиональную траекторию.

Отличительные особенности программы. Программа «Погружение в биологию»:

  • уделяет большое внимание формированию у учащихся научной картины мира на основе изучения биологических закономерностей;
  • развивает у учащихся умения работать с текстами, рисунками, иллюстрирующими биологические объекты и процессы;
  • предусматривает формирование навыков ведения наблюдений и постановки опытов с объектами живой и неживой природы, анализа полученной информации, умений публичного представления результатов своей работы, ведения научной дискуссии, выступления в прениях;
  • уделяет особое внимание редким и исчезающим видам растительного и животного мира Кемеровской области и России;
  • расширяет знания   учащихся о региональных особенностях природы Кузбасса;
  • помогает воспитанию у учащихся чувства ответственности за судьбу родного края;
  • способствует воспитанию у учащихся активной гражданской позиции по вопросам рационального природопользования и охраны природы Кузбасса, страны и планеты в целом;
  • направляет учащихся в вопросах профессиональной ориентации через изучение биологии как комплексной науки, проведение семинаров и лабораторных практикумов, научно-практических конференций учащихся.

Адресат программы. Программа адресована учащимся старшего школьного возраста, 14 -18 лет.

Объем программы: 120 часов

Срок освоения программы: 1 год обучения.

Режим занятий: 1 раз в неделю по 3 академических часа.

Форма обучения: очная; очно-заочная.

Форма организации обучения: занятие.

Цель: формирование у учащихся устойчивого интереса к изучению биологии.

Задачи: 

  • учить понимать процессы, происходящие в окружающем мире на основе собственных наблюдений и естественнонаучного подхода, формулировать научно обоснованные выводы;
  • развивать умения анализировать информацию, представлять перед аудиторией результаты своей работы;
  • воспитывать ответственное отношение к природе родного края, природному достоянию своей страны, планеты в целом;
  • содействовать профессиональной ориентации учащихся.

Учебный план

1 год обучения

п/п

Название

раздела (темы)

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

теория

практика

всего

I.

Многообразие органического мира.

17

34

51

биологический

брейн-ринг

II.

Здоровье человека.

7

14

21

олимпиада

III.

Современная генетика и биотехнология.

4

8

12

биологические

задачи

IV.

Современные представления об эволюции природы.

2

4

6

биологические

задачи

V.

Человек и законы экологии.

3

6

9

конкурс эссе

VI.

Практикум

3

18

21

Итого

36

84

120

Учебно-тематический план

1 год обучения

 №

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

теория

практика

всего

I.

Многообразие органического мира

17

25

42

Вводное занятие.

Биология наука о жизни.

1

2

3

Многообразие представителей Флоры. 

1

2

3

Особенности строения растительного организма.

1

2

3

Алгология – наука о водорослях.

1

2

3

Биологические науки:

бриология, птеридология.  

1

2

3

Биологические и экологические особенности голосеменных растений Сибири.

1

2

3

Биологические и экологические особенности покрытосеменных растений Сибири.

1

2

3

Современная бактериология.

1

2

3

Что изучает микология?

1

2

3

Свободноживущие и паразитические представители Подцарства Простейшие.

1

2

3

Медузы, гидры, коралловые полипы как индикаторы качества природных вод.

1

2

3

Свободноживущие и паразитические черви.

1

2

3

Малакология – наука о моллюсках.        

1

2

3

Энтомология и арахнология:

история становления и предмет.

1

2

3

Современная ихтиология и экология водоемов.

1

2

3

Герпетология и современная медицина.

1

2

3

Орнитология и териология в системе биологических наук.

1

2

3

II.

Здоровье человека

7

14

21

Что такое «здоровье человека»?

1

2

3

Профилактика заболеваний опорно-двигательной системы человека.

1

2

3

Как сохранить здоровье кровеносной системы?

1

2

3

Гигиена пищеварительной и мочеполовой систем.

1

2

3

Заболевания дыхательной системы человека и их профилактика.

1

2

3

Здоровье желез внутренней секреции – путь к долголетию.

1

2

3

Как работает нервная система человека?

1

2

3

III.

Современная генетика и биотехнология

4

8

12

История генетики как науки.

1

2

3

Правила решения генетических задач.

1

2

3

Генетические болезни человека.

1

2

3

Современная генная инженерия и биотехнология.

1

2

3

IV.

Современные представления об эволюции природы

2

4

6

Чарльз Дарвин и современное естествознание.

1

2

3

Современная синтетическая теория эволюции.

1

2

3

V.

 

Человек и законы экологии

6

24

30

История становления экологии как науки.

1

2

3

Закон минимума и закон оптимума в природе.

1

2

3

Экологический мониторинг, научное прогнозирование и охрана природы.

1

2

3

VI.

Практикум

Экологический бумеранг.

-

3

3

Экологический брейн-ринг.

-

3

3

Международный день защиты окружающей среды.

-

3

3

Экологическая безопасность водных ресурсов.

1

2

3

Экологическая безопасность продуктов питания и лекарственных средств.

1

2

3

Видовое разнообразие растений и животных в городской среде.

1

2

3

Итоговое занятие.

-

3

3

Итого

36

84

120

Содержание программы

I. Многообразие органического мира

Занятие № 1. Вводное занятие.

Теоретическая часть занятия. Цели и задачи. Содержание и специфика занятий.

ДОТ: Электронная презентация «Биология – наука о жизни» на сайте педагога.

Практическая часть занятия: выполнение входного контроля.

ДОТ: биологический брейн-ринг на сайте педагога.

Занятие № 2.  Многообразие представителей Флоры.

Теоретическая часть занятия. Эволюция органического мира, отличительные особенности растительной клетки. Экологические жизненные формы растений. Видовое разнообразие растений в природе.

ДОТ: электронная презентация «Клетки растений и животных» на сайте педагога.

Практическая часть занятия: самостоятельная работа с литературой и таблицами.

ДОТ: биологические задачи на сайте педагога.

Занятие № 3. Особенности строения растительного организма.

Теоретическая часть занятия. Органеллы растительной клетки. Ткани растений: образовательные, покровные, механические, проводящие, выделительные. Вегетативные органы растений: корень, лист, стебель, побег. Генеративные органы растений: цветок, семя.

ДОТ: электронная презентация «Органеллы растительной клетки» на сайте педагога.

Практическая часть занятия: работа в группах.

ДОТ: биологические задачи на сайте педагога.

Занятие № 4. Алгология – наука о водорослях.

Теоретическая часть занятия. Общие признаки водорослей. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Отделы водорослей. Жизненные циклы водорослей. Видовое разнообразие водорослей.

ДОТ: электронная презентация «Многообразие мира водорослей» на сайте педагога.

Практическая часть занятия: самостоятельная работа с микроскопом и микропрепаратами.

ДОТ: инструкция «Правила работы с микроскопом и микропрепаратами» на сайте педагога.

Занятие № 5. Биологические науки: бриология, птеридология.

Теоретическая часть занятия. Общие признаки Отдела мохоообразные и Отдела папоротникообразные. Бриология – наука о мхах. Видовое разнообразие мохообразных: печеночные мхи, зеленые мхи, сфагновые мхи. Птеридология – наука о папоротникообразных. Видовое разнообразие папоротникообразных: древние папоротникообразные, современные виды. Типичные представители Отдела Плауновидные, Отдела Хвощевидные. Типичные представители мхов, плаунов, хвощей и папоротников в Кемеровской области. Редкие и охраняемые виды Красной книги России и Кемеровской области.

ДОТ: электронная презентация «Редкие и охраняемые виды Красной книги России и Кемеровской области» на сайте педагога.

Практическая часть занятия: самостоятельная работа с микроскопом, приготовление микропрепаратов типичных представителей водной флоры аквариумов станции юных натуралистов.

ДОТ: инструкция «Правила работы с микроскопом и микропрепаратами» на сайте педагога.

Занятие № 6. Биологические и экологические особенности голосеменных растений Сибири.

Теоретическая часть занятия. Жизненный цикл развития сосны обыкновенной. Видовое разнообразие голосеменных растений. Экологические особенности голосеменных растений Сибири и Кемеровской области.

ДОТ: материалы занятия на сайте педагога.

Практическая часть занятия: работа с определителем растений Кемеровской области.

ДОТ: инструкция по написанию очерка «Прогулка по хвойному лесу».

Занятие № 7. Биологические и экологические особенности покрытосеменных растений Сибири.

Теоретическая часть занятия. Основные признаки классов Двудольные и Однодольные, семейства, типичные представители. Редкие и исчезающие виды растений Красной книги Кемеровской области.

ДОТ: материалы занятия на сайте педагога.

Практическая часть занятия: работа с гербарием и определителем растений Кемеровской области.

ДОТ: инструкция по написанию очерка «Прогулка по лиственному лесу».

Занятие № 8. Современная бактериология.

Теоретическая часть занятия. Бактериология как наука. История развития бактериологии, история создания микроскопа. Многообразие мира прокариотических организмов: патогенные и сапрофитные бактерии. Роль бактерий в природе, сельском хозяйстве, производстве продуктов питания, биотехнологии.

ДОТ: материалы занятия на сайте педагога.

Практическая часть занятия: самостоятельная работа с литературой и таблицами.

ДОТ: инструкция «Правила работы с научными текстами» на сайте педагога.

Занятие № 9. Что изучает микология?

Теоретическая часть занятия. Особенности строения грибов: сходство с животными организмами и с растениями. Отделы Царства Грибы: Отдел Зигомицеты (мукор). Отдел Аскомицеты. Одноклеточные аскомицеты (дрожжи). Виды с плодовыми телами (сморчки, трюфели). Различные плесени (пеницилл, аспергилл). Паразитические аскомицеты (спорынья, парша).  Отдел базидиомицеты (шляпочные грибы).

ДОТ: электронная презентация «Царство Грибов» на сайте педагога.

Практическая часть занятия: работа с наглядными пособиями и живыми препаратами.

ДОТ: инструкция по написанию очерка «Мир грибов».

Занятие № 10. Свободноживущие и паразитические представители Подцарства Простейшие.

Теоретическая часть занятия. Признаки животных у простейших. Строение и жизнедеятельность. Систематика простейших. Патогенные, свободноживущие виды.

ДОТ: электронная презентация «Простейшие» на сайте педагога.

Практическая часть занятия: решение биологических задач.

ДОТ: биологические задачи на сайте педагога.

Занятие № 11. Медузы, гидры, коралловые полипы как индикаторы качества природных вод.

Теоретическая часть занятия. Тип Кишечнополостные: строение и общие черты организации. Систематика: Класс гидроидные, Класс Сцифоидные, Класс Коралловые полипы. Экология кишечнополостных, значение для человека.

ДОТ: электронная презентация «Кишечнополостные» на сайте педагога.

Практическая часть занятия: решение биологических задач.

ДОТ: биологические задачи на сайте педагога

Занятие № 12. Свободноживущие и паразитические черви.

Теоретическая часть занятия. Тип Плоские черви: происхождение, анатомические особенности строения, экологическое значение. Класс Ресничные черви. Класс Сосальщики. Класс Ленточные черви. Сравнительная характеристика бычьего цепня, свиного цепня и эхинококка. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви: свободноживущие виды и паразитические виды. Глистные инвазии и меры их профилактики.

ДОТ: электронная презентация «Паразитические черви» на сайте педагога.

Практическая часть занятия: выполнение тестовых заданий.

ДОТ: биологические задачи на сайте педагога.

Занятие № 13. Малакология – наука о моллюсках.

Теоретическая часть занятия. История малакологии как науки. Предмет изучения. Общая характеристика Типа Моллюски. Типичные представители. Малакология и экология водоемов.

ДОТ: электронная презентация «Моллюски» на сайте педагога.

Практическая часть занятия: решение биологических задач.

ДОТ: биологические задачи на сайте педагога.

Занятие № 14. Энтомология и арахнология: история становления и предмет.

Теоретическая часть занятия. Энтомология – наука о насекомых, арахнология – наука о паукообразных. Морфологические признаки насекомых и паукообразных, отличия от ракообразных. Систематика насекомых. Редкие виды насекомых и паукообразных Красной книги Кемеровской области. Экологическое значение членистоногих: полезные насекомые, насекомые-вредители, паразитические виды членистоногих.

ДОТ: материалы занятия на сайте педагога.

Практическая часть занятия: решение экологических задач.

ДОТ: экологические задачи на сайте педагога.

Занятие № 15. Современная ихтиология и экология водоемов.

Теоретическая часть занятия. Ихтиология – наука о рыбах. Систематика рыб, происхождение. Основные виды рыб – экологических индикаторов качества природных вод.

ДОТ: материалы занятия на сайте педагога.

Практическая часть занятия: экскурсия в «Аквацентр» станции юных натуралистов.

ДОТ: виртуальная экскурсия на сайте педагога.

Занятие № 16. Герпетология и современная медицина.

Теоретическая часть занятия. Герпетология – наука о земноводных и пресмыкающихся. Класс Земноводные. Сезонная и суточная активность земноводных. Класс Пресмыкающиеся. Систематика рептилий. Значение рептилий и земноводных для развития народной и инновационной медицины.

ДОТ: электронная презентация «Амфибии и рептилии» на сайте педагога.

Практическая часть занятия: решение биологических и экологических задач.

ДОТ: биологические задачи на сайте педагога.

Занятие № 17. Орнитология и териология в системе биологических наук.

Теоретическая часть занятия. Орнитология – наука о птицах. Териология – наука о млекопитающих. Сезонные явления в жизни птиц. Систематика. Происхождение птиц. Экологические группы птиц.  Класс Млекопитающие. Размножение и развитие. Сезонные явления в жизни млекопитающих. Происхождение млекопитающих.  Роль орнитологии и териологии в развитии зоологии и современной биологии в целом.

ДОТ: материалы занятия на сайте педагога.

Практическая часть занятия: просмотр электронных презентаций и фотоматериалов.

ДОТ: электронная презентация на сайте педагога.

II. Здоровье человека

Занятие № 18. Что такое «здоровье человека»?

Теоретическая часть занятия. Определение Всемирной Организации Здравоохранения понятия «здоровье человека». Основные характеристики вида Человек Разумный.

ДОТ: материалы занятия на сайте педагога.

Практическая часть занятия: просмотр электронных презентаций.

ДОТ: электронная презентация «Береги свое здоровье» на сайте педагога.

Занятие № 19. Профилактика заболеваний опорно-двигательной системы человека.

Теоретическая часть занятия. Скелет человека. Основные типы искривления позвоночника, профилактика заболеваний. Переломы. Вывихи. Правила оказания первой доврачебной помощи, профилактика заболеваний опорно-двигательной системы человека.

ДОТ: электронная презентация «Опорно-двигательная система человека» на сайте педагога.

Практическая часть занятия: самостоятельная работа с литературой и информационными источниками.

ДОТ: используя учебник биологии «Анатомия человека» и электронные медицинские энциклопедии, напишите рекомендации по профилактике искривлений позвоночника у детей школьного возраста.

Занятие № 20. Как сохранить здоровье кровеносной системы?

Теоретическая часть занятия. Понятие иммунитета, виды иммунитета человека. Группы крови. Клетки крови. Патологии функционирования системы кроветворения и кровообращения. Профилактика заболеваний кроветворных органов и системы кровообращения.

ДОТ: электронная презентация «Сердечно-сосудистая система человека» на сайте педагога.

Практическая часть занятия: самостоятельная работа с литературой и информационными источниками.

ДОТ: используя учебник биологии «Анатомия человека» и электронные медицинские энциклопедии, напишите рекомендации по профилактике заболеваний системы кровообращения человека (инфаркт, инсульт, анемия и другие).

Занятие № 21. Гигиена пищеварительной и мочеполовой систем.

Теоретическая часть занятия. Строение и функционирование пищеварительной системы. Заболевания желудочно-кишечного тракта. Профилактика заболеваний ЖКТ. Строение и функционирование мочеполовой системы человека у женщин и мужчин. Профилактика заболеваний органов выделения и репродукции.

ДОТ: материалы занятия на сайте педагога.

Практическая часть занятия: самостоятельная работа с литературой и информационными источниками.

ДОТ: используя учебник биологии «Анатомия человека» и электронные медицинские энциклопедии, напишите рекомендации по профилактике заболеваний ЖКТ у детей школьного возраста и мочеполовой системы человека.

Занятие № 22. Заболевания дыхательной системы человека и их профилактика.

Теоретическая часть занятия. Строение дыхательной системы человека. Типичные заболевания по возрастам и профессиональной деятельности. Опасные инфекционные заболевания органов дыхания: туберкулез, бронхит, пневмония и другие. Табакокурение и заболевания дыхательной системы. Профилактика заболеваний органов дыхания.

ДОТ: электронная презентация «Табакокурение» на сайте педагога.

Практическая часть занятия: решение биологических задач.

ДОТ: биологические задачи на сайте педагога.

Занятие № 23. Здоровье желез внутренней секреции – путь к долголетию.

Теоретическая часть занятия. Железы внутренней секреции и гормоны. Нарушения функционирования желез внутренней секреции. Профилактика заболеваний эндокринной системы.

ДОТ: материалы занятия на сайте педагога.

Практическая часть занятия: решение биологических задач.

ДОТ: биологические задачи на сайте педагога.

Занятие № 24. Как работает нервная система человека?

Теоретическая часть занятия. Строение нервной системы человека, основные принципы функционирования. Неврологические заболевания. Возраст и работа нервной системы человека. Профилактика нервного напряжения у взрослых и детей.

ДОТ: материалы занятия на сайте педагога.

Практическая часть занятия: выполнение практической работы.

ДОТ: практическая работа «Определение суточного хронотипа человека» на сайте педагога.

III. Современная генетика и биотехнология

Занятие № 25. История генетики как науки.

Теоретическая часть занятия. Первые исследования в области селекции и генетики. Научное наследие Г. Менделя. Современная генетика и генная инженерия.

ДОТ: электронная презентация «Достижения современной науки в области биологии и медицины» на сайте педагога.

Практическая часть занятия: самостоятельная работа с литературой информационными источниками.

ДОТ: составить краткий очерк по развитию генетики как науки.

Занятие № 26. Правила решения генетических задач.

Теоретическая часть занятия. Наследование групп крови человека, сцепленное с полом наследование, сложные случаи наследования.

Практическая часть занятия: решение генетических задач.

Занятие № 27. Генетические болезни человека.

Теоретическая часть занятия. Нарушения наследования. Генетические болезни человека. Основные правила работы генетических консультаций, современная медицинская диагностика генетических болезней человека. Профилактика генетических заболеваний.

ДОТ: материалы занятия на сайте педагога.

Практическая часть занятия: решение генетических задач.

ДОТ: генетические задачи на сайте педагога.

Занятие № 28. Современная генная инженерия и биотехнология.

Теоретическая часть занятия. Современные достижения науки в области репродукции человека, искусственное оплодотворение, суррогатное материнство, клонирование животных.

ДОТ: материалы занятия на сайте педагога.

Практическая часть занятия: эссе «Материнство: долг или счастье?».

IV. Современные представления об эволюции природы

Занятие № 29. Чарльз Дарвин и современное естествознание.

Теоретическая часть занятия. Теории эволюции в Древнем мире, в Средние века. Влияние религии на науку. Эволюционная теория Чарльза Дарвина, ее влияние на естествознание и развитие науки в целом.

ДОТ: материалы занятия на сайте педагога.

Практическая часть занятия: самостоятельная работа с литературой и информационными источниками.

ДОТ: записать в тетрадь основные положения теории Ч.Дарвина.

Занятие № 30. Современная синтетическая теория эволюции.

Теоретическая часть занятия. Синтетическая теория эволюции. Популяционная генетика. Закон Харди-Вайнберга.

ДОТ: материалы занятия на сайте педагога.

Практическая часть занятия: решение задач на закон Харди-Вайнберга.

ДОТ: задачи по популяционной генетике на сайте педагога.

V. Человек и законы экологии

Занятие № 31. История становления экологии как науки.

Теоретическая часть занятия. Вклад Э. Геккеля в развитие экологии как науки. Современные направления экологии, экология как синтетическая наука. Экологический мониторинг и экологическое прогнозирование. Урбоэкология.

ДОТ: материалы занятия на сайте педагога.

Практическая часть занятия: решение экологических задач.

ДОТ: экологические задачи на сайте педагога.

Занятие № 32. Закон минимума и закон оптимума в природе.

Теоретическая часть занятия. Толерантность. Закон оптимума (закон толерантности). Закон минимума (закон Либиха). Математические модели в экологии.

ДОТ: материалы занятия на сайте педагога.

Практическая часть занятия: решение экологических задач.

ДОТ: экологические задачи на сайте педагога.

Занятие № 33. Экологический мониторинг, научное прогнозирование и охрана природы.

Теоретическая часть занятия. Антропогенное воздействие на природу и глобальные экологические катастрофы в двадцать первом веке. Экологический мониторинг, экологическое моделирование. Прогнозирование. Экологическое законодательство.

ДОТ: электронная презентация «Экологический мониторинг показателя кислотности атмосферных осадков в городе Новокузнецке» на сайте педагога.

Практическая часть занятия: экологическое эссе «Как выжить в большом городе?».

VI. Практикум

Занятие № 34. Экологический бумеранг.

Теоретическая часть занятия. Как появилось понятие экологического бумеранга, экологическая безопасность сельскохозяйственных земель и продуктов питания, экологические проблемы современного сельского хозяйства и пищевой промышленности.

ДОТ: материалы занятия на сайте педагога.

Практическая часть занятия: мозговой штурм «Учимся решать глобальные экологические проблемы человечества».

ДОТ: экологические задачи на сайте педагога.

Занятие № 35. Экологический брейн-ринг.

Практическая часть занятия: экологический брейн-ринг.

ДОТ: экологические задачи на сайте педагога.

Занятие № 36. Международный день защиты окружающей среды.

Практическая часть занятия: конкурс экологических лозунгов.

ДОТ: правила составления экологического лозунга на сайте педагога.

Занятие № 37. Экологическая безопасность водных ресурсов.

Теоретическая часть занятия. Антропогенное воздействие на природу. Экологический мониторинг, основные показатели качества водных объектов.

ДОТ: материалы занятия на сайте педагога.

Практическая часть занятия: экологический практикум по определению качества водных ресурсов.

ДОТ: материалы занятия на сайте педагога.

Занятие № 38. Экологическая безопасность продуктов питания и лекарственных средств.

Теоретическая часть занятия. Экологический мониторинг качества продуктов питания, основные показатели качества продуктов питания (показатель кислотности, концентрация нитратов и т.д.).

ДОТ: материалы занятия на сайте педагога.

Практическая часть занятия: экологический практикум по определению качества продуктов питания и популярных лекарственных средств.

ДОТ: правила проведения экологического мониторинга качества продуктов питания и лекарственных средств на сайте педагога.

Занятие № 39. Видовое разнообразие растений и животных в городской среде.

Теоретическая часть занятия. Синантропные виды животных. Домашние животные в городской среде. Городская флора и фауна. Естественные и искусственные экосистемы. Основные компоненты экосистемы. Город как пример искусственной экосистемы.

ДОТ: материалы занятия на сайте педагога.

Практическая часть занятия: проведение наблюдений за жизнью животных и растений в городской экосистеме, заполнить дневник натуралиста, сделать фотографии живых объектов.

ДОТ: правила ведения наблюдений и их фиксации на сайте педагога.

Занятие № 40. Итоговое занятие.

Теоретическая часть занятия. Современный мир профессий. Правила построения индивидуальной профессиональной траектории.

ДОТ: материалы занятия, электронная презентация на сайте педагога.

Практическая часть занятия: конкурс эссе.

ДОТ: на сайте педагога прочитать опорные вопросы и написать сочинение на тему «Моя профессия».

Планируемые результаты

  • учащиеся научатся понимать процессы, происходящие в окружающем мире на основе собственных наблюдений и естественнонаучного подхода, формулировать научно обоснованные выводы;
  • у учащихся будут развиваться навыки анализа информации и представления перед аудиторией результатов своей работы;
  • у учащихся будет воспитываться ответственное отношение к природе родного края, природному достоянию своей страны, планеты в целом;
  • у учащихся расширится информационный потенциал о путях построения индивидуальной профессиональной траектории.

  1. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

Календарный учебный график программы

«Погружение в биологию»

п/п

Год обучения

Объем учебных часов

Всего учебных недель

Количество учебных дней

Режим работы

1

1

120

40

40

1 раз в неделю

по 3 часа

Условия реализации программы

Таблица. Материально-техническое обеспечение программы

Перечень оборудования и

средств обучения

Количество

единиц на группу

Интенсивность

использования по продолжительности программы в %

на одну единицу

Оборудование и средства обучения

на базе учреждения

дополнительного образования

1

Аптечка для оказания первой помощи

(пр.169н от 05.03.2011 г.)

1

100

2

Библиотечный фонд (учебная литература)

1

30

3

Библиотечный фонд

(энциклопедии и справочники)

1

30

4

Демонстрационные пособия

(скелет: небольшие животные)

1

10

5

Демонстрационные пособия

(скелет: человек)

1

20

6

Доска школьная

(магнитно-маркерная)

1

80

7

Коллекция шишек и веток лиственных и хвойных деревьев

1

20

8

Коллекция энтомологическая

1

10

9

Комнатные растения

50

10

10

Лупа

10

30

11

Медиатека

(научно-познавательные фильмы)

1

20

12

Мел школьный

10

80

13

Микропрепараты

20

20

14

Микроскоп

5

30

15

Ноутбук

1

70

16

Программное обеспечение (офис: текстовый редактор, редактор мультимедиа презентаций)

1

90

16

Проектор, экран

1

60

17

Стекло покровное

100

20

18

Стекло предметное

50

20

19

Стол письменный

6

90

20

Стул

11

90

21

Телевизор

1

50

22

Термометр медицинский

1

80

23

Термометр водный

1

10

24

рН метр универсальный

1

20

25

Учебная аудитория (групповые занятия)

1

90

Перечень личного оборудования

и средств обучения

учащегося

1

Блокнот

1

60

2

Калькулятор

1

20

3

Карандаш простой

1

40

4

Ластик

1

10

5

Линейка

1

30

6

Ноутбук

1

50

7

Программное обеспечение

(офис: текстовый редактор, редактор мультимедиа презентаций)

1

50

8

Рабочая тетрадь

1

80

9

Ручка шариковая

1

80

10

Флеш-накопитель (USB)

1

20

Информационное обеспечение программы. Для проведения занятий необходимы: компьютер с выходом в интернет, медиатека (научно-познавательные фильмы), медиатека (электронные энциклопедии и справочники);

электронные образовательные ресурсы (мультимедиа презентации, интерактивные игры, видео).

Основные электронные ресурсы сети Интернет:

  • Официальный сайт МБУ ДО «Станция юных натуралистов» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://nvkzgs.ucoz.ru
  • Официальный сайт Министерства просвещения РФ. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http:// ed.gov.ru
  • Биологический энциклопедический словарь [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://bioword.narod.ru/
  • Естественно-научный образовательный портал [Электронный ресурс] / Режим доступа: http:// en.edu.ru/db/sect/1798/
  • Определители животных [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.zoometod.narod.ru/
  • Сайт о комнатных растениях [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.florus.com/komn/index.html
  • Сайт комнатных растений [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.roomplants.virtualave.net/
  • Сайт растений дождевого леса [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.rain-tree.com/plats.htm
  • Сайт суккулентных растений [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.lithops.net
  • Сайт о царстве Простейшие [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.zin.ru/Animalia/Protista/index.html
  • Сайт о паукообразных [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.spiders.nnov.ru/
  • Сайт о насекомых [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.entomology.ru/
  • Сайт о муравьях [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.myrmecology.narod.ru/
  • Сайт о млекопитающих и птицах [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www..ru/
  • Сайт редких и исчезающих животных [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.nature.ok.ru/
  • Сайт теории эволюции [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.evolution.powernet.ru/
  • Экологическое информационное агентство [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.ecoinform.ru/public/
  • Электронная ботаническая энциклопедия [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.botany.com/index.html
  • Электронная энциклопедия животных и растений [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.floranimal.ru/
  • Электронная энциклопедия животных [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.animal.geoman.ru/

Кадровое обеспечение программы. Программу может реализовывать педагог дополнительного образования, обладающий профессиональными компетенциями учителя биологии.

Формы аттестации/контроля: cочинение «Бережное отношение к природе», брейн-ринг, олимпиада, решение биологических задач, конкурс эссе.

Оценочные материалы: лист оценки/самооценки сочинения, методика проведения и оценивания сочинения; вопросы брен-ринга и методика проведения и оценивания ответов брейн-ринга; вопросы олимпиады и методика оценивания ответов; решение биологических задач, методика оценивания ответов учащихся; методика проведения и оценивания эссе.

Пакет оценочных материалов и диагностических методик представлен в Приложении.

Методические материалы

Особенности организации образовательного процесса: очно; очно-заочно; с применением дистанционных образовательных технологий. Занятия с применением дистанционных образовательных технологий проводятся при переходе на дистанционное обучение по приказу директора в организации. Для успешного усвоения дополнительной общеобразовательной программы «Погружение в биологию» каждому учащемуся необходим персональный компьютер с доступом в сеть Интернет.

Методы обучения.  При реализации программы могут использоваться методы обучения: объяснительно-иллюстративный в форме эвристических бесед, демонстрация фото и видео материалов, электронных презентаций, частично-поисковый реализуется через выполнение практических работ и творческих заданий, экскурсии, проблемный метод обучения, исследовательский метод при проведении самостоятельных исследований и другие методы.

Методы воспитания. Программа реализуется через беседы, дискуссии, создание на занятиях ситуаций эмпатии во взаимоотношениях с другими людьми и природой родного края, ситуации прогнозирования последствий поведения человека в природе.

Алгоритм учебного занятия:

  • теоретическая часть занятия направлена на систематизацию имеющихся знаний по определенной теме через лекцию, беседу, обсуждение проблемных вопросов, просмотр электронных презентаций, фото- и видео материалов;
  • практическая часть занятия может включать в себя выполнение практической работы с использованием микроскопа и микропрепаратов, гербария, муляжей, моделей, а также самостоятельную работу с научной литературой и информационными источниками, решение проблемных ситуаций, составление биологических задач и кроссвордов, через организацию дискуссии при обсуждении затруднений. В практической части занятия проводятся круглые столы и научно-практические конференции, заслушиваются отдельные сообщения по теме занятия.

Педагогические технологии: технология проблемных вопросов, технология эвристического обучения, технология дифференцированного подхода, технология сотрудничества, информационная технология, коммуникативная технология, здоровьесберегающая технология.

  1.  СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Список литературы для педагога

  1. Акимушкин, И. Занимательная биология / Игорь Акимушкин. – СПб., 2015. – 319 с.
  2. Анатомия человека. Тело. Как это работает/ под общей редакцией П. Абрахамса: [пер. с англ. А. Анваера]. – М.: АСТ, 2018. 256 с.: ил.
  3. Билич, Г. Л. Анатомия и физиология: большой популярный атлас / Г. Л. Билич, Е. Ю. Зигалова. – М.: Издательство «Э», 2017. – 272 с.: ил.
  4. Биологический энциклопедический словарь / Гл. ред. М. С. Гиляров. – М.: Сов. энциклопедия, 1989. – 864с.
  5. Биология / Р. Г. Заяц – Ростов н/Д: Феникс, 2017.  – 639 с.: ил.
  6. Большой атлас анатомии. / Глав. ред. С. С. Скляр. – Белгород, 2012. – 304 с.
  7. Большой атлас анатомии человека / пер. с англ. Махияновой Елены Борисовны. – М.: Кладезь, 2015. – 72 с.
  8. Болушевский, С. В. 100 научных опытов для детей и взрослых в комнате, на кухне, на даче / Сергей Болушевский, Мария Яковлева. – М.: Эксмо, 2015. – 240 с.: ил.
  9. Брем, А. Жизнь животных. / Альфред Брем. – М.: Эксмо, 2009. – 960 с.: ил.
  10. Винокуров, А. А. Редкие и исчезающие животные. – М.: Высшая школа, 1992.
  11. Внеурочная работа по биологии. 6 - 11 классы / Сост. С. М. Курганский. – М.: ВАКО, 2017. – 288 с.
  12. Воронина, Г. А. Биология. Планируемые результаты. Система заданий. 5 - 9 классы / Г. А. Воронина, Т. В. Иванова, Г. С. Калинова; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2017. – 157 с.
  13. Все о динозаврах, современных животных и растениях / А. Ю. Целлариус, П. Р. Ляхов, Л. А. Багрова; худож. О. М. Войтенко. – М.: Астрель: АСТ, 2011. – 766 с.: ил.
  14. Вымершие животные: полная энциклопедия / Пер. О. Озеровой. – М.: Эксмо, 2007. – 256 с.: ил.
  15. Динозавры и рептилии / пер. с англ. В.А. Жукова, Ю. Н. Касаткиной, М. А. Митрофановой и др. – М.: АСТ: Астрель, 2010. – 94 с.: ил.
  16. Дрори, Джонатан. Вокруг света за 80 деревьев / Джонатан Дрори; пер. с англ. В. Горохова; [науч. ред. А. Васильева]. – М.: Маннн, иванов и Фербер, 2021. – 240 с.
  17. Дрори, Джонатан. Вокруг света за 80 растений / Джонатан Дропи; пер. с англ. В. Горохова; [науч. ред. М. Марков]. – М.: Маннн, иванов и Фербер, 2021. – 216 с.: ил.
  18. Ермаков Д. С. Учимся решать экологические проблемы. / Методическое пособие для учителя. – М.: Школьная Пресса, 2002. – 112 с.
  19. Ионцева, А. Ю. Биология / А.Ю. Ионцева. – М: Эксмо, 2014. – 320 с.
  20. Кассан А. Атлас анатомии/ Адольфо Кассан, пер. с исп. И. Севастьяновой. – Белгород, 2015. – 192 с.: ил.
  21. Кэпит, Уинн. Физиология человека / Уинн Кэпит, Роберт Мейси, Эсмаил Мейсами [пер. с англ. С. Грозовского] – М., 2018. – 348 с.: ил.
  22. Коджаспирова, Г. М. Педагогика: учебник / Г. М. Коджаспирова. – М.: КНОРУС, 2010. – 744 с.
  23. Красная книга Земли / Скалдина О. В., Слиж Е. А./ ред. Обручев В. – М.: Эксмо, 2013. – 320 с.
  24. Красная книга Кемеровской области: редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и грибов / Ред. И. М. Красноборов. – Кемерово, 2000. – 248 с.: ил.
  25. Красная книга Кемеровской области: редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных / Отв. ред. Т. Н. Гагина, Н. В. Скалон. – Кемерово, 2000. – 280 с.
  26. Красная книга России / Скалдина О. В. / ред. Обручев В. – М.: Эксмо, 2014. – 272 с.: ил.
  27. Мир культурных растений. Справочник. / Под ред. В. Д. Баранова, Г. В. Устименко. - М.: Мысль, 1994. – 381 с.
  28. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. – М.: ООО «ИТИ Технологии», 2006. – 944 с.
  29. Подвицкий, Т. А. Опыты по биологии для школьников / Т.А. Подвицкий. – М.: Эксмо, 2015. – 128 с.
  30. Предметная неделя биологии в школе. / Грабар, А. В.; под общей ред. Задорожного, К.Н. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 221 с.
  31. Рассел, Т. Деревья мира. Иллюстрированная энциклопедия / Тони Рассел, Кэтрин Катлер; [пер. с англ. А. А. Дереча]. – М.: Эксмо, 2014. – 256 с.
  32. Ресурсосбережение: внеурочные занятия по экологии. 6 - 11 классы. / Авт.-сост. Л. Н. Колотилина, Ю. А. Севрук. – М.: ВАКО, 2015. – 128 с.
  33. Савченко М. Ю. Профоринтация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам 9-11 классы. Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов. – М.: Вако, 2006. – 240 с.
  34. Справочник по лекарственным растениям. / Под ред. Задорожного, А. М. – М.: Лесн. пром., 1988. – 415 с.
  35. Тейлор Д. Биология: в 3 т. Т.1. / Д. Тейлор, Н. Грин, У. Стаут; под ред. Р. Сопера: пер 3-го англ. изд. – 10-е изд. – М.: Лаборатория знаний, 2018. – 454 с.: ил.
  36. Тейлор Д. Биология: в 3 т. Т.2. / Д. Тейлор, Н. Грин, У. Стаут; под ред. Р.Сопера: пер 3-го англ. изд. – 10-е изд. – М.: Лаборатория знаний, 2018. – 435 с.: ил.
  37. Тейлор Д. Биология: в 3 т. Т.3. / Д. Тейлор, Н. Грин, У. Стаут; под ред. Р.Сопера: пер 3-го англ. изд. – 10-е изд. – М.: Лаборатория знаний, 2018. – 451 с.: ил.
  38. Школьник, Ю. К. Птицы. Полная энциклопедия. / Юлия Школьник. – М.: Эксмо, 2007. – 256 с.: ил.
  39. Школьник, Ю. К. Растения. Полная энциклопедия / Ил. А. Воробьева, Ю. Золотаревой, Ю. Школьник. – М.: Эксмо, 2007. – 256 с.: ил.
  40. Энциклопедия для детей. Том 2. Биология / Сост. С. Т. Исмаилова. – М.: Аванта плюс, 1996. – 704 с.: ил.
  41. Энциклопедия для детей: Том 4. Геология. / Сост. С. Т. Исмаилова. – М.: Аванта плюс, 1995. – 624 с.: ил.
  42. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия / Глав. ред. В.А. Володин. – М.: Аванта плюс, 2000. – 640 с.: ил.
  43. Энциклопедия для детей. Том 18. Человек. Ч.1. Происхождение и природа человека. Как работает тело. Искусство быть здоровым / Глав. ред. В. А. Володин. – М.: Аванта плюс, 2001. – 464 с.: ил.
  44. Энциклопедия для детей. Том 19. Экология / Глав. ред. В. А. Володин. – М.: Аванта плюс, 2001. – 448 с.: ил.
  45. Энциклопедия для детей. Том 24. Домашние питомцы / Глав. Ред. Е. Ананьева; вед. ред. Д. Володихин. – М.: Аванта плюс, 2004. – 448 с.: ил.

Список литературы для учащихся

  1. Акимушкин, И. Занимательная биология / Игорь Акимушкин. – СПб., 2015. – 319 с.
  2. Анатомия человека. Тело. Как это работает/ под общей редакцией П. Абрахамса: [пер. с англ. А. Анваера]. – М.: АСТ, 2018. 256 с.: ил.
  3. Билич, Г. Л. Анатомия и физиология: большой популярный атлас / Г. Л. Билич, Е. Ю. Зигалова. – М.: Издательство «Э», 2017. – 272 с.: ил.
  4. Большой атлас анатомии человека / пер. с англ. Махияновой Елены Борисовны. – М.: Кладезь, 2015. – 72 с.
  5. Болушевский, С. В. 100 научных опытов для детей и взрослых в комнате, на кухне, на даче / Сергей Болушевский, Мария Яковлева. – М.: Эксмо, 2015. – 240 с.: ил.
  6. Волцит, П. Нескучная биология с задачами и решениями. – М.: Печатная свобода, 2015. – 320 с.
  7. Все о динозаврах, современных животных и растениях / А. Ю. Целлариус, П. Р. Ляхов, Л. А. Багрова; худож. О. М. Войтенко. – М.: Астрель: АСТ, 2011. – 766 с.: ил.
  8. Дрори, Джонатан. Вокруг света за 80 деревьев / Джонатан Дрори; пер. с англ. В. Горохова; [науч. ред. А. Васильева]. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2021. – 240 с.
  9. Дрори, Джонатан. Вокруг света за 80 растений / Джонатан Дропи; пер. с англ. В. Горохова; [науч. ред. М. Марков]. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2021. – 216 с.: ил.
  10. Красная книга Кемеровской области: редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и грибов / Ред. И. М. Красноборов. – Кемерово, 2000. – 248 с.: ил.
  11. Красная книга Кемеровской области: редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных / Отв. ред. Т. Н. Гагина, Н. В. Скалон. – Кемерово, 2000. – 280 с.
  12. Красная книга России / Скалдина О. В. / ред. Обручев В. – М.: Эксмо, 2014. – 272 с.: ил.
  13. Мир культурных растений. Справочник. / Под ред. В. Д. Баранова, Г. В. Устименко. - М.: Мысль, 1994. – 381 с.
  14. Олимпиадные задания по биологии. 8-11 классы / сост. О. Л. Ващенко. – Волгоград: Учитель, 367 с.
  15. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. – М.: ООО «ИТИ Технологии», 2006. – 944 с.
  16. Подвицкий, Т. А. Опыты по биологии для школьников / Т.А. Подвицкий. – М.: Эксмо, 2015. – 128 с.
  17. Рассел, Т. Деревья мира. Иллюстрированная энциклопедия / Тони Рассел, Кэтрин Катлер; [пер. с англ. А. А. Дереча]. – М.: Эксмо, 2014. – 256 с.
  18. Тейлор Д. Биология: в 3 т. Т.1. / Д. Тейлор, Н. Грин, У. Стаут; под ред. Р. Сопера: пер 3-го англ. изд. – 10-е изд. – М.: Лаборатория знаний, 2018. – 454 с.: ил.
  19. Тейлор Д. Биология: в 3 т. Т.2. / Д. Тейлор, Н. Грин, У. Стаут; под ред. Р.Сопера: пер 3-го англ. изд. – 10-е изд. – М.: Лаборатория знаний, 2018. – 435 с.: ил.
  20. Тейлор Д. Биология: в 3 т. Т.3. / Д. Тейлор, Н. Грин, У. Стаут; под ред. Р.Сопера: пер 3-го англ. изд. – 10-е изд. – М.: Лаборатория знаний, 2018. – 451 с.: ил.
  21. Школьник, Ю. К. Птицы. Полная энциклопедия. / Юлия Школьник. – М.: Эксмо, 2007. – 256 с.: ил.
  22. Школьник, Ю. К. Растения. Полная энциклопедия / Ил. А. Воробьева, Ю. Золотаревой, Ю. Школьник. – М.: Эксмо, 2007. – 256 с.: ил.
  23. Энциклопедия для детей. Том 2. Биология / Сост. С. Т. Исмаилова. – М.: Аванта плюс, 1996. – 704 с.: ил.
  24. Энциклопедия для детей: Том 4. Геология. / Сост. С. Т. Исмаилова. – М.: Аванта плюс, 1995. – 624 с.: ил.
  25. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия / Глав. ред. В.А. Володин. – М.: Аванта плюс, 2000. – 640 с.: ил.
  26. Энциклопедия для детей. Том 18. Человек. Ч.1. Происхождение и природа человека. Как работает тело. Искусство быть здоровым / Глав. ред. В. А. Володин. – М.: Аванта плюс, 2001. – 464 с.: ил.
  27. Энциклопедия для детей. Том 19. Экология / Глав. ред. В. А. Володин. – М.: Аванта плюс, 2001. – 448 с.: ил.
  28. Энциклопедия для детей. Том 24. Домашние питомцы / Глав. Ред. Е. Ананьева; вед. ред. Д. Володихин. – М.: Аванта плюс, 2004. – 448 с.: ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественных наук «Тайны биологии» (72часа) Возраст обучающихся: 13-15 лет Срок реализации: 1 год

Программа объединения «Тайны биПрограмма объединения «Тайны биологии» имеет эколого – биологическую направленность и способствует развитию  творческих и коммуникативных сп...

Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности"Занимательная биология"

Направленность программы дополнительного образования «Занимательная биология» - естественнонаучная.В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной ...

Реализация дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2022 году в МБОУ ДО ДДТ ст. Атаманской и перспективы внедрения дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2023 году

В настоящее время особое внимание уделяется условиям обеспечения доступности дополнительного образования для детей. Одним из таких условий является сетевое взаимодействие в процессе реализации образов...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Занимательная биология"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательная биология» естественнонаучной направленности.Актуальномсть программы. Актуальность данной программы – созда...