"ЮИД" -это звучит гордо!
статья

Гаврилова Юлия Юрьевна

ЮИД – это объединение учащихся, которое создано с целью совершенствования работы по профилактике дорожно-транспортных правонарушений среди детей и подростков, воспитания у них высокой транспортной культуры, коллективизма, а также оказания содействия в изучении детьми правил дорожного движения и безопасного поведения!  «ЮИД – это дети, приносящие пользу людям!». Чтобы эту пользу правильно донести, ребята должны быть сами грамотны в вопросах безопасности, в изучении таких дисциплин, как медицинская помощь, правила дорожного движения, ОБЖ и т.п. За последние годы функциональная грамотность в обучении и развитии школьников приобрела большую значимость, чем базовая. Сейчас в сфере образования функциональная грамотность становится одной из главных тем для обсуждения на всех уровнях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_yuid_zvuchit_gordo.docx22.46 КБ

Предварительный просмотр:

«ЮИД» - это звучит гордо!

Авторы: Гаврилова Юлия Юрьевна,

педагог дополнительного образования

ДДТ «На 9-ой линии» Василеостровского района,

Адрес эл.почты: sia-vo@mail.ru

     Проблема детского дорожно-транспортного травматизма на сегодняшний день остается одной из актуальных в современном городе. В ее решении принимают участие, как представители исполнительных органов власти и общественных организаций, сотрудники ГИБДД, учителя школ, так и сами школьники. Начало движения юных инспекторов движения стало  эффективной формой участия самих детей в работе по обеспечению безопасности движения. Поэтому в большинстве средних школ разных  городов создаются отряды юных инспекторов  движения (далее ЮИД).

    ЮИД – это объединение учащихся, которое создано с целью совершенствования работы по профилактике дорожно-транспортных правонарушений среди детей и подростков, воспитания у них высокой транспортной культуры, коллективизма, а также оказания содействия в изучении детьми правил дорожного движения и безопасного поведения!  «ЮИД – это дети, приносящие пользу людям!». Чтобы эту пользу правильно донести, ребята должны быть сами грамотны в вопросах безопасности, в изучении таких дисциплин, как медицинская помощь, правила дорожного движения, ОБЖ и т.п. За последние годы функциональная грамотность в обучении и развитии школьников приобрела большую значимость, чем базовая. Сейчас в сфере образования функциональная грамотность становится одной из главных тем для обсуждения на всех уровнях. В ритме 21 века у детей очень мало свободного времени, соответственно мало времени на свои увлечения. Увлечение - это то, чем человек любит и с радостью готов заниматься в своё свободное время. Увлечение является хорошим способом борьбы со стрессом, гневом. Кроме того, увлечения зачастую помогают развить кругозор. Основная цель увлечений - помочь самореализоваться ребенку. Увлечения  маленьких детей могут перерасти в их профессию в будущем или остаться любимым занятием навсегда. Для детей это развитие, становление личности, изучения себя, а они не имеют возможности самостоятельно исследовать реальный мир и лишены понимания и опыта, необходимых для их развития. Современный мир стал гораздо сложнее, чем был двадцать, а тем более тридцать лет назад. Эти сложности требуют особого подхода в педагогике.

     С поддержкой школ  в Василеостровском  района осуществлена поэтапная система  организации работы отрядов ЮИД. В каждом образовательном учреждении есть свой школьный отряд ЮИД. Для этих детей районным центром по безопасности дорожного движения ДДТ «На 9-ой линии» Василеостровского района сформирована система обучения   ПДД в рамках реализации дополнительной   общеразвивающей программы  «Школа наук о безопасности». Программа ориентирована на формирование у детей 10-14 лет навыков осознанного безопасного поведения на дорогах города, а также  создание необходимых условий для личностного развития ребенка и его позитивной социализации. Программа построена на последовательном прохождении материала на основе поочередного изучения тем по мере продвижения по годам обучения. Такая структура предполагает постепенное расширение и существенное углубление знаний, развитие умений и навыков обучающихся от одной ступени обучения к другой, более глубокое усвоение материала. Первый год обучения построен вокруг одних и тех же образовательных объектов (понятия, определения, правила), которые необходимо изучить участнику дорожного движения: знания об истории ПДД России,  навыки безопасного поведения на дорогах города, знания пешехода, который способен самостоятельно ориентироваться по отработанному маршруту, навыки пассажира общественного транспорта, знание групп и назначение   дорожных знаков; учатся решать ситуационные задачи. На первом году обучения  дети должны  понимать смысл дорожной терминологии и уметь использовать приобретённые знания при попадании в дорожную среду. Знания должны эффективно применяться на практике. Соревнования, конкурсы - вызывают интерес и спортивный азарт у ребят, они способствуют сплочению. Сплочение – это возможность для команды стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Процесс повышения уровня безопасности дорожного движения среди детей и подростков не возможен без их систематического участия в массовых мероприятиях по направлению. Главным событием в деятельности ЮИД движения  является Всероссийский конкурс «Безопасное колесо». «Безопасное колесо» - традиционный конкурс юных инспекторов движения, как в городе Санкт-Петербурге, в Ленинградской области,  так и в любом районе города.   Именно в обучении по данной программе  отряды ЮИД приобретают  специальные знания и умения для участия в  районном, городском этапе  Всероссийского конкурса «Безопасное колесо». Отряд ЮИД Нашего района уже более 5 раз становились участниками Всероссийского конкурса и входили в сильнейшую десятку Победителей  команд России.

     По успешным итогам 1 года обучения  дети переходят на качественно новую ступень обучения  ( второй год обучения ) - участие в деятельности районного отряда юных инспекторов движения. Как показала практика, детские общественные объединения являются незаменимыми помощниками работникам образования, инспекторам  ГИБДД и они имеют важное воспитательное значение в формировании ценностного отношения к себе и окружающим людям, развивают социальные навыки поведения и умения принимать решения в социальных проблемных ситуациях. Именно на этой ступени дети проявляют способность применять полученные знания в жизни,  перекладывают их на собственный опыт. Одной из важнейших задач второго года обучения по программе «Школа наук о безопасности»  является объединение детей и взрослых, заинтересованных в снижении дорожно-транспортного травматизма и готовых заниматься общественной работой по пропаганде и профилактике ДДТТ. Второй год обучения направлен  на формирование компетентности и правильности действий юного участника дорожного движения, полной осведомленности в вопросах безопасного поведения в дорожном движении. Являясь активными участниками  движения ЮИД, обучающиеся  приобретают умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач, описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, овладевают основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения, наглядного представления данных и процессов. Акцент смещается на умение использовать полученную информацию и навыки в конкретных ситуациях. В ходе программы учащиеся знакомятся с работой и деятельностью юных инспекторов дорожного движения, принимают активное участие в мероприятиях данного направления, являясь членами  отряда ЮИД, принимают участие в акциях, слетах отрядов ЮИД  в рамках района и города. В последние года становится более популярно посещение совместных профилактических акций  ребенка и родителя. Родители вступают в инициативную группу «Родительский патруль» и поддерживают ребят в  увлечениях, совместной работой.

  Став выпускниками взрослые ребята становятся наставниками малышам, которые только встали на этот путь. Все дети в районном отряде находятся в ЮИДе, как в модели peer-to-peer, — равные. Тут существует   реверсивная, или обратная модель — начинающий (как правило, младший) выступает также в роли наставника, и помогает старшему развить новые компетенции. Словом, с точки зрения субординации - это передача опыта  сверху вниз и снизу вверх. Каждый в этой деятельности учится чему – то новому. Как в любом наставничестве, это приносит пользу обеим сторонам, но главное —  помогает выстроить в группе детей более дружелюбную и открытую среду, а также решить разного рода проблемы. Дети дружат, поддерживают друг друга, празднуют Дни рождения, справляют Новый год и весело проводят время.  

     Ребята районного отряда ЮИД являются на данный момент помощниками организаторов всех районных мероприятий, таких городских мероприятий, как: региональный Финал Всероссийских детско-юношеских соревнований «Школа безопасности», региональный этап Всероссийского конкурса» Безопасное колесо»,  региональных слет-семинар ЮИД Санкт-Петербурга и мн.др. Не раз, являясь  Победителями Всероссийского конкурса «Безопасное колесо» отряд ЮИД нашего района, представлял северо-западный регион на  Международном Слете ЮИД  в г.Анапе, получал дипломы и доказывал свое право находиться там. Дважды отряд ЮИД Василеостровского района представлял Санкт-Петербург на Всероссийском Форуме «Я выбираю ЮИД» в Москве, который собирает активистов  движения ЮИД и педагогов-наставников из 89 субьектов России.

     Еще раз хотелось бы отметить, что  сфере дополнительного образования социальная активность играет большую роль в развитии ребенка. Она расширяет его кругозор, позволяет реализовать творческие возможности, определиться с выбором будущей профессии. Социальная активность выступает в качестве одного из системообразующих факторов личности, его функциональной  грамотности и характеризует человека с позиций ценности его для общества, других людей. Через социальную активность проявляется жизненная позиция человека, его стремление внести свой вклад в развитие общества, реализовать себя в деятельности как личность. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

<Кадет звучит гордо!>

Социальный проектРазработчик проекта Зацепина О.В. воспитатель, классный руководительПродолжительность проекта: всего времени-6 лет Возраст учащихся-12-18 лет Основная концепция: Здоровье-развитие-о...

Волонтер это звучит гордо!

Статья опубликована в школьной газете "Эхо школы"...

Классный час "Человек это звучит гордо! Права и обязанности гражданина"

Цель: правовое просвещение, формирование у школьников правовой культуры, воспитание гражданских качеств и чувства патриотизма, формирование знаний о правах и обязанностях гражданина нашей страны....

Школьник-звучит гордо

Конкурс "Школьник-2007г",визитная карточка...

Сценарий торжественного мероприятия «Учитель - это звучит гордо! »

Сценарий проведения торжественного концерта «Учитель - это звучит гордо! »...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ "Человек - это звучит гордо"

Материал по биографии М.Горького. Занятие проводится при помощи презентации. В ходе занятия использована игровая технология - деловой театр...