Индивидуализация образовательного процесса в отделе естественнонаучных программ
статья по естествознанию
Индивидуализация образовательного процесса в отделе естественнонаучных программ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualizatsiya_v_oenp.docx | 18.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуализация образовательного процесса
в отделе естественнонаучных программ
Журавлева Е.В.
Индивидуализация образовательного процесса в отделе естественнонаучных программ, обеспечивается многообразием и свободой выбора дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, видов и форм деятельности учащихся в различных областях естественнонаучных знаний (биология, химия, зоология, этология, естествознание, экология), в разновозрастных группах и объединении «Клуб «Шаги в природу».
Персональное взаимодействие педагога с каждым ребенком является обязательным условием успешности образовательного процесса: ребенок приходит на занятия, в том числе и для того, чтобы содержательно и эмоционально пообщаться со значимым для него взрослым. Именно это дает возможность ребенку самому строить собственные границы; это самостоятельная сфера развития индивидуальных качеств ребенка, соотносимых с творчеством и способностями личности.
Клуб «Шаги в природу» на базе ГБУ ДО «Молодежный творческий Форум Китеж плюс» ‒ это клуб юннатов, который уже 30 лет служит для ребят проводником не только в удивительный мир природы, где учащиеся шаг за шагом познают её тайны, знакомятся с увлекательной наукой этологией, учатся ухаживать и наблюдать за самыми разнообразными домашними питомцами, но также на практике приобретают и закрепляют многие жизненно важные навыки и умения, без которых невозможно существование всего живого на Земле.
Основной целью деятельности объединения является: создание условий для взаимодействия участников разных возрастов, личностного развития учащихся, формирования мотивации к познанию и творчеству, любви к окружающей природе, людям, принятия ценности здорового образа жизни.
Задачи:
- развивать ценностное отношение к миру природы и осознание роли человека в его сохранении и приумножении;
- поддерживать и развивать формы детской активности (познавательная, исследовательская, коммуникативная, социальная и др.);
- содействовать приобретению опыта личностного и профессионального самоопределения в совместной деятельности и практиках.
В основе индивидуализации – признание не только уникальности и неповторимости каждой личности, но и однозначное признание свободы человека в качестве высшей ценности, его права свободного выбора вида деятельности.
В объединении представлен большой выбор видов деятельности:
- Конкурсы и проекты естественнонаучной направленности.
- Праздники, фестивали, дни семейного отдыха, выставки работ, мероприятия, посвященные памятным датам.
- Консультации и встречи со специалистами, работающими в области естественных наук, медицины и лесного хозяйства, со студентами, выпускниками Клуба.
- Поездки и выезды учащихся на «природу» (биопрактика, экошкола, малая и большая экспедиции), квесты на природе, экскурсии в заповедники, художественные музеи, галереи, учебные заведения, предприятия страны.
- Участие в различных общественно значимых акциях, конкурсах и проектах (районных, городских, всероссийских).
- Волонтерская работа на особо охраняемых природных территориях, связанная с уборкой территории от мусора антропогенного происхождения, и проведение мониторинговых исследований в помощь научным отделам ООПТ; помощь (физических трудом) приютам животных (приют для собак «Верность»).
- Работа старших детей с детьми младшего возраста (помощь в проведении конкурсов и праздников, выполнение функции инструкторов для детей во время выездов в природу - «школа инструкторов»); помощь в проведении мероприятий для детей с ОВЗ (ассистенты жюри, участие в проведении развлекательной программы).
У каждого учащегося должен накапливаться опыт социально полезного поведения, опыт жизни в условиях, формирующих элементы плодотворной ориентации, высоконравственные установки, которые позже не позволят ему вести себя непрофессионально, негуманно.
Целостное восприятие новой информации и опыт расширяют внутреннее пространство личности, наполняют ее содержанием и смыслом, становятся внутренним источником развития. Начинается движение «от учащегося», состоящее в реализации индивидуальности, творческом самовыражении, в выработке и реализации личных профессиональных планов. При этом учитывается:
- свободный выбор и самоопределение, предоставление возможности самим учащимся определять цели, содержание, виды, формы, способы своего профессионального развития и взаимодействия с участниками образовательного процесса;
- поддержка индивидуальности и развитие автономности, поощрение проявлений учащимся, собственной позиций, самостоятельных действий и решений;
- взаимосвязь произвольности и саморегуляции в организации деятельности учащихся, что способствует формированию умения управлять своим поведением;
- успешность, целенаправленное создание условий для положительных достижений учащегося;
- обеспечение саморазвития и саморегуляции, не допускающее давления на учащихся и предусматривающее приобретение учащимся опыта осознания и преобразования себя в деятельности.
Применение рефлексии, учитывающей актуальные образовательные потребности учащихся, их субъективный и личностный опыт в образовательном процессе, позволяет педагогам приобщить учащихся к открытому мышлению, развивать мотивацию, обеспечивать достижение значимой цели и развитие творческого отношения к деятельности, способствовать формированию адекватной самооценки детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ПРЕДМЕТУ «ТЕХНОЛОГИЯ»
Объектоммоей деятельности явилась индивидуализация образовательного процесса по предмету «Технология», предметом – педагогические условия индивидуализации образовательного процесса по предмету «...
Статья «Инновационная деятельность специального (коррекционного) образовательного учреждения как средство индивидуализации образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья».
Статья размещена и на школьном сайте...
Индивидуализация образовательного процесса на основе поисково-исследовательской деятельности
АннотацияСтатья посвящена оценке и условиям использованию возможностей поисково-исследовательской деятельности как инструмента индивидуализации образовательного процесса в условиях модернизации ...
Личность педагога в современной школе. Подходы к индивидуализации образовательного процесса: педагогический профессионализм.
Материал для подготовки к педагогическому совету и заседанию школьного предметного объединения учителей....
Развитие социальной активности учащихся путем организации деятельности по привлечению учащихся к деятельности общественных объединений в рамках работы Клуба «Шаги в природу» отдела естественнонаучных программ ГБУ ДО «Молодежный творческий Форум Китеж п
Cтатья посвящена описанию опыта работы Клуба «Шаги в природу» отдела естественнонаучных программ по организации различных форм работы с учащимися по развитию социальной активности учащихся...
Развитие социальной активности учащихся путем организации деятельности по привлечению учащихся к деятельности общественных объединений в рамках работы Клуба «Шаги в природу» отдела естественнонаучных программ ГБУ ДО «Молодежный творческий Форум Китеж п
Статья посвящена описанию опыта работы Клуба «Шаги в природу» отдела естественнонаучных программ по организации различных форм работы с учащимися по развитию социальной активности учащихся...