Индивидуализация образовательного процесса в отделе естественнонаучных программ
статья по естествознанию

Индивидуализация образовательного процесса в отделе естественнонаучных программ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualizatsiya_v_oenp.docx18.89 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуализация образовательного процесса

в отделе естественнонаучных программ

Журавлева Е.В.

Индивидуализация образовательного процесса в отделе естественнонаучных программ, обеспечивается многообразием и свободой выбора дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, видов и форм деятельности учащихся в различных областях естественнонаучных знаний (биология, химия, зоология, этология, естествознание, экология), в разновозрастных группах и объединении «Клуб «Шаги в природу».

Персональное взаимодействие педагога с каждым ребенком является обязательным условием успешности образовательного процесса: ребенок приходит на занятия, в том числе и для того, чтобы содержательно и эмоционально пообщаться со значимым для него взрослым. Именно это дает  возможность ребенку самому строить собственные границы; это самостоятельная сфера развития индивидуальных качеств ребенка, соотносимых с творчеством и способностями личности.

Клуб «Шаги в природу» на базе ГБУ ДО «Молодежный творческий Форум Китеж плюс» ‒ это клуб юннатов, который уже 30 лет служит для ребят проводником не только в удивительный мир природы, где учащиеся шаг за шагом познают её тайны, знакомятся с увлекательной наукой этологией,  учатся ухаживать и наблюдать за самыми разнообразными домашними питомцами, но также на практике  приобретают и закрепляют многие жизненно важные навыки и умения, без которых невозможно существование всего живого на Земле.

Основной целью деятельности объединения является: создание условий для взаимодействия участников разных возрастов,  личностного развития учащихся, формирования мотивации к познанию и творчеству,  любви к окружающей природе, людям, принятия ценности здорового образа жизни.

Задачи:

- развивать ценностное отношение к миру природы и осознание роли человека в его сохранении и приумножении;

- поддерживать и развивать формы детской активности (познавательная, исследовательская, коммуникативная, социальная и др.);

- содействовать приобретению опыта личностного и профессионального самоопределения в совместной деятельности и практиках.

В основе индивидуализации – признание не только уникальности и неповторимости каждой личности, но и однозначное признание свободы человека в качестве высшей ценности, его права свободного выбора вида деятельности.

В объединении представлен большой выбор видов деятельности:

- Конкурсы и проекты естественнонаучной направленности.

- Праздники, фестивали, дни семейного отдыха, выставки работ, мероприятия, посвященные памятным датам.

- Консультации и встречи со специалистами, работающими в области естественных наук, медицины и лесного хозяйства, со студентами, выпускниками Клуба.

- Поездки и выезды учащихся на «природу» (биопрактика, экошкола, малая и большая экспедиции), квесты на природе, экскурсии в заповедники, художественные музеи, галереи, учебные заведения, предприятия страны.

- Участие в различных общественно значимых акциях, конкурсах и проектах (районных, городских, всероссийских).

- Волонтерская работа на особо охраняемых природных территориях, связанная с уборкой территории от мусора антропогенного происхождения, и проведение мониторинговых исследований в помощь научным отделам ООПТ; помощь (физических трудом) приютам животных (приют для собак «Верность»).

- Работа старших детей с детьми младшего возраста (помощь в проведении конкурсов и праздников, выполнение функции инструкторов для детей во время выездов в природу - «школа инструкторов»); помощь в проведении мероприятий для детей с ОВЗ (ассистенты жюри, участие в проведении развлекательной программы).

У каждого учащегося должен накапливаться опыт социально полезного поведения, опыт жизни в условиях, формирующих элементы плодотворной ориентации, высоконравственные установки, которые позже не позволят ему вести себя непрофессионально, негуманно.

Целостное восприятие новой информации и опыт расширяют внутреннее пространство личности, наполняют ее содержанием и смыслом, становятся внутренним источником развития. Начинается движение «от учащегося», состоящее в реализации индивидуальности, творческом самовыражении, в выработке и реализации личных профессиональных планов. При этом учитывается:

- свободный выбор и самоопределение, предоставление возможности самим учащимся определять цели, содержание, виды, формы, способы своего профессионального развития и взаимодействия с участниками образовательного процесса;

- поддержка индивидуальности и развитие автономности, поощрение проявлений учащимся, собственной позиций, самостоятельных действий и решений;

- взаимосвязь произвольности и саморегуляции в организации деятельности учащихся, что способствует формированию умения управлять своим поведением;

- успешность, целенаправленное создание условий для положительных достижений учащегося;

- обеспечение саморазвития и саморегуляции, не допускающее давления на учащихся и предусматривающее приобретение учащимся опыта осознания и преобразования себя в деятельности.

Применение рефлексии, учитывающей актуальные образовательные потребности учащихся, их субъективный и личностный опыт в образовательном процессе, позволяет педагогам приобщить учащихся к открытому мышлению, развивать мотивацию, обеспечивать достижение значимой цели и развитие творческого отношения к деятельности, способствовать формированию адекватной самооценки детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ПРЕДМЕТУ «ТЕХНОЛОГИЯ»

Объектоммоей деятельности явилась индивидуализация образовательного процесса по предмету «Технология», предметом – педагогические условия индивидуализации образовательного процесса по предмету «...

Индивидуализация образовательного процесса на основе поисково-исследовательской деятельности

АннотацияСтатья посвящена оценке и условиям использованию возможностей поисково-исследовательской деятельности как инструмента индивидуализации образовательного процесса в условиях модернизации ...

Личность педагога в современной школе. Подходы к индивидуализации образовательного процесса: педагогический профессионализм.

Материал для подготовки к педагогическому совету и заседанию школьного предметного объединения учителей....

Развитие социальной активности учащихся путем организации деятельности по привлечению учащихся к деятельности общественных объединений в рамках работы Клуба «Шаги в природу» отдела естественнонаучных программ ГБУ ДО «Молодежный творческий Форум Китеж п

Cтатья посвящена описанию опыта работы Клуба «Шаги в природу» отдела естественнонаучных программ по организации различных форм работы с учащимися по развитию социальной активности учащихся...

Развитие социальной активности учащихся путем организации деятельности по привлечению учащихся к деятельности общественных объединений в рамках работы Клуба «Шаги в природу» отдела естественнонаучных программ ГБУ ДО «Молодежный творческий Форум Китеж п

Статья посвящена описанию опыта работы Клуба «Шаги в природу» отдела естественнонаучных программ по организации различных форм работы с учащимися по развитию социальной активности учащихся...