Дифференциация как условие индивидуализации обучения на уроках английского языка
статья

Статья посвящена  проблеме дифференциации на уроках английского языка в инклюзивном образовательном пространстве школы. Автор делится опытом работы по реализации принципа  дифференцированного подхода в обучении английскому языку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Оксана Федоровна Дашицыренова

Учитель английского языка МАОУ « Агинская средняя общеобразовательная школа № 4»

дифференциация как условие индивидуализации обучения

на уроках английского языка

Аннотация. Статья посвящена проблеме дифференциации на уроках английского языка в инклюзивном образовательном пространстве школы. Автор делится опытом работы по реализации принципа дифференцированного подхода в обучении английскому языку.

Ключевые слова: принцип дифференцированного подхода, дифференцированные задания, инклюзивные дети, индивидуальные особенности.

Перед каждым творчески работающим учителем возникает множество проблем, над разрешением которых он порой трудится всю свою педагогическую жизнь. Ключевые из них, на мой взгляд:

  • как обеспечить успешность в обучении каждого учащегося;
  • как сохранить и укрепить здоровье ребенка при организации его учебной деятельности;
  • каким образом обеспечить не механическое усвоение суммы знаний, а, прежде всего, приобретение каждым учеником социального опыта.

Но есть вопрос вопросов: “Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся?”.

Учителю в школе сегодня приходится работать с аудиторией детей, которые имеют разные степени ОВЗ. В МАОУ « Агинская средняя общеобразовательная школа № 4» обучается 17 % детей с ОВЗ ( ЗПР- 51 уч-ся; УО- 22 уч-ся; НОДА – 4 уч-ся; РАС ( Аутист)- 6 уч-ся) . Почти во всех классах есть дети с ЗПР и УО.

В условиях классно-урочной системы, когда в классе дети с разными способностями, интересами, разным психическим и физическим развитием, для обеспечения хороших результатов необходим индивидуально-дифференцированный подход к обучению.

Специально для таких детей каждый год разрабатывается адаптированная рабочая программа по предмету, в данном случае по английскому языку. Это очень важно, ведь подобным детям просто необходим индивидуальный подход. Программа для детей с ОВЗ не предлагает сокращения тематических разделов. Но объем изучаемого лексического, синтаксического и грамматического материала значительно уменьшается. Это обусловлено малой практической значимостью и сложностью, которую он представляет для детей с ОВЗ. За счет освободившегося времени более детально отрабатывается материал по чтению, развитию устной речи и доступной грамматики. Виды упражнений должны соответствовать возможностям ученика. Здесь особенно важно создать ситуацию успеха ученика, для этого нужно придерживаться простого принципа: от простого к сложному.

Дифференцированное обучение предусматривает такие организационные формы, при которых каждый ученик работает на уровне своих способностей, преодолевая посильную, но достаточно ощутимую для него трудность. [1, с. 5] В своей работе я опираюсь на принцип дифференцированного подхода, который предусматривает использование заданий дифференцированной степени сложности. Между понятиями «индивидуализация» и «дифференциация» существует взаимосвязь, определяемая следующим соотношением: дифференциация обучения учащихся является важным условием индивидуализации всего педагогического процесса.

Изyчeниe интepecoв и cклoннocтeй шкoльникoв, иx yчeбныx вoзмoжнocтeй, a тaкжe aнaлиз пepcпeктив paзвития этиx вoзмoжнocтeй все это cлyжит иcxoдным мoмeнтoм в диффepeнциpoвaннoм пoдxoдe к обучению английскому языку. [2 , с. 7]

Дифференцированные задания я апробировала в классе, в котором есть как сильные дети, так и слабые (это те дети, которые часто пропускают уроки и не выполняют часто д/з); и инклюзивные дети (эти дети имеют свои особенности здоровья).

Использовать такие задания можно на разных этапах урока, а так же при обучении любому виду речевой деятельности (чтению, говорению, аудированию, письму) или при обучении грамматическому и лексическому аспекту речи. Например:

Английская грамматика, особенно система времён, часто вызывает много трудностей у школьников. Взять, примеру, тренировку времени Past Simple. Необходимо подготовить задания трёх степеней сложности, в зависимости от уровня овладения уч-ся структурами в Past Simple.

1 задание предназначено для уч-ся с высокой степенью подготовленности.

Им предлагается описать картинку, на которой представлено несколько действующих лиц. Ученик показывает картинку классу и описывает её.

Другие исправляют ошибки и неточности. В качестве опоры можно дать глаголы в инфинитиве.

2 задание для менее подготовленных учащихся, которые получают задание посмотреть на картинку и ответить на вопросы.

3 задание предлагается учащимся с низким уровнем обученности. Они получают карточки с глаголами в Past Simple, чтобы перевести (или написать в прошедшем времени, используя таблицу).

Такого типа задания можно использовать при отработке многих других грамматических явлений.

При работе над текстом

Ученики получают задание, общее для всех – прочитать текст. Далее идут задания, которые ученики могут выбрать по степени трудности и с учетом личностных особенностей.

Группа А (сильные)

- Придумайте его окончание (другое окончание при определенных

условиях).

- Скажите, как бы вы поступили на месте главного героя.

- Расскажите краткое содержание текста.

Группа В (средние)

- Ответьте на специальные вопросы.

- Дополните предложения фразами из текста.

- Составьте план текста.

Группа С (слабые)

- Ответьте на общие вопросы.

- Определите, какая из трех картинок подходит по содержанию текста.

- Выпишите главную мысль.

Работая с текстом на уроке, можно предложить школьникам такие разно- уровневые задания:

1. сильным – ответить на вопросы или самим придумать и задать их друг другу.

2. средним – прочитать ответы на вопросы в тексте.

3. слабым – прочитать. [3 , с. 48]

При работе над лексикой:

Лексика в 5-6 классах. Мы часто пишем лексические диктанты, которые проверяют знание значений новых слов по теме и умение их безошибочного написания.

Сильные и средние уч-ся выполняют задание под диктовку.
Слабые ученики получают корточки с двумя столбцами слов:
1-ый под цифрами - это русские слова,
2-ой под буквами - английские. Задание: подбери и запиши английские слова, соответствующие русским. Можно дать одинаковое количество слов, а можно написать избыточное количество в столбике с английскими словами.

Группа А (сильные)

- Придумай предложения с новыми словами.

- Разгадай кроссворд

1-й уровень. Знание значения словарных слов, правильное их произношение и написание.

Группа В (средние)

- Найдите 10 слов по теме «Каникулы» (всего их там 15).

- Выбери и вставь слово, подходящее по смыслу.

Let’s….a picnic at the weekend

a) make, b) arrange, c) city

- Вставьте приведенные рядом слова: (say, speak, tell):

1) She’ll…us about her visit to Samara.

2) Brian…me that he didn’t like the Science lesson

3) “Can I…to Mary, please?”-I’m afraid she is not at home

2-й уровень. Умение узнавать слова в контексте с тем значением, которое придают им соседствующие слова.

Группа С (слабые)

- В каждой строчке подчеркните одно слово, которое читается по другому:

1) Teacher, speak, break, please, read

2) Hear, near, heart, dear.

- Вычеркните лишнее слово (по любому признаку):

1) English, Britain, Russian, French, British, German.

2) Paint, pencil, subject, exercise book, rubber.

3) Найдите антонимы для следующих слов:

To ask, bed, black, to cry, boy, little, above, to take.

- Выбери слово, наиболее подходящее по смыслу выделенному:

_ to study a) to stand b) to discuss c) to learn d) read.

3-й уровень. Умение самостоятельно употреблять словарные слова в необходимых ситуациях с нужным смысловым оттенком, диктуемым условиями общения.

Аудирование. Учащиеся прослушивают текст. Потом им предлагается три типа заданий:

А (сильные) - расставь предложения в логическом порядке, соответствующий тексту;

Б (средние) - ответь на вопросы; выбери:True\False\Not Stated.

В (слабые) - выбери правильный ответ из трёх предложенных.

Количество предложений в карточках одинаково. Критерии оценивания отличаются. В заданиях А и Б допустимое количество ошибок больше для получения положительной оценки.

Устная речь. К примеру, отчёт по изученной теме, работа над которой велась на предыдущих уроках. Хочу привести пример из учебника 8 класса New Millennium English . Тема – «Люди, которыми мы гордимся». На первых уроках мы читаем тексты о выдающихся людях Великобритании и США, обсуждаем их, отрабатываем на них новый языковой материал. Потом переходим к разделу «Знаменитые люди твоей страны, Агинского бурятского округа.» Задача - рассказать о знаменитых людях в России и в округе. Сильный ученик делает сообщение, выучив его наизусть. Средний – может пользоваться опорами, планом в виде тех же фактов, но рассказывает всё. Слабый учит столько, сколько может и рассказывает, опираясь на факты и план.

Все это позволяет сделать следующие выводы:

1) организация учебной деятельности с использованием дифференцированного подхода способствует развитию коммуникативных навыков не только в общении на иностранном языке, но и в развитии общей коммуникабельности учащихся;

2) учащиеся перестают быть пассивными участниками учебного процесса и становятся его активными участниками. Исключаются неоправданные и нецелесообразные для общества уравниловка и усреднение детей;

3) у учителя появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам;

4) у детей повышается уровень Я- концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности.

Таким образом, технология дифференцированного обучения предлагает разные по трудности и сложности задания, применение которых делает учебный процесс более результативным.

Литература:

  1. Осмоловская И.М. Организация дифференциации обучения в современной общеобразовательной школе , 1998, стр. 5.
  2. Русских, Г. А. Технология уровневой дифференциации в практике работы учителя: Методические рекомендации [Текст] / Г. А. Русских. - Киров, 2001.
  3. Технология разноуровневого обучения: Дифференцированный подход // Иностранные языки в школе. -. - №3. С. 48.
  4. Чертопьян, А. Н. Об индивидуализированном подходе к учащимся //Иностранные языки в школе . - 2013. - №5. - С. 109.
  5. Шабардин, М. Ю. Дифференцированный подход в обучении английскому языку // Иностранные языки в школе. -2014. - №5. - С. 35.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И  ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ  ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА...

Технология индивидуализации обучения на уроках английского языка

В данной статье рассказывается о том, каким образом учитель может учитывать индивидуальные особенности и возможности учащихся на уроках английского языка, приводится пример индивидуальных заданий на о...

Индивидуализация обучения на уроках английского языка в современной школе

Индивидуализация образования в современной школе.Индивидуализация обучения на уроках английского языка. Учитель английского языка Милашус Ж.В. Основным направлением современного обучения и в...

дифференциация как условие как условие индивидуализации обучения на уроках английского языка

дифференциация как условие как условие индивидуализации обучения на уроках английского языка...

Доклад на тему: «Индивидуализация и дифференциация обучения на уроках английского языка в начальной школе»

Доклад для выступления на методическом объединении, с заданиями для использования на уроке...

Презентация Всестороннее развитие личности на основе дифференциации и индивидуализации обучения на уроках русского языка и литературы в 5 классе МБОУ Шуйской СОШ

Всестороннее развитие личности на основе дифференциации и индивидуализации обучения на уроках русского языка и литературы в 5 классе МБОУ Шуйской СОШ...

«Реализация принципов индивидуализации обучения на уроках английского языка»

В контексте работы с обучающимися:  на современном этапе обучения индивидуализация - это одно из необходимых условий реализации ФГОС последнего поколения в основной школе, в то же время индивидуа...