Открытый урок БСП 9 класс
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Антонова Елена Владимировна

Урок- повторения  в виде беседы с использованием  текста о Масленице.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_uroku_na_11.03.24.docx37.89 КБ

Предварительный просмотр:

"Повторяем сведения о БСП и  … встречаем Масленицу" (урок русского языка в 9-м классе)

Форма урока:  урок- повторение  в виде беседы с использованием  текста о Масленице.

Цель урока:

  • продолжить работу   над  БСП.

Задачи урока:

  • повторить правила постановки знаков препинания и строения бессоюзного сложного предложения;
  • способствовать развитию речи учащихся, их языкового чутья, обогащать словарный запас учащихся;
  • воспитывать учащихся в духе народных традиций; воспитывать национальное самосознание и гордость за русский народ и его культуру.

Оборудование:

  • текст (раздаётся каждому ученику);
  • презентация;
  • разрезные пословицы

Оформление доски:

Левое крыло

Центральная часть

Правое крыло

Зима недаром злится
Прошла её пора.
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
Ф.И.Тютчев

Число

Тема

Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины
У них на Масленице жирной
Водились русские блины.
А.С.Пушкин

травень
снегогон
протальник

Ход урока

1. Устная синтаксическая пятиминутка.

         Какой знак препинания пропущен в предложении?

Докажите его необходимость, составьте схему предложения.

Зима недаром злится__
Прошла её пора.
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
Ф.И.Тютчев

[ ] : [ причина ] .

[Зима недаром злится] : [прошла её пора] .

-Первое  предложение  какое ? (БСП)

-Сформулируйте тему урока.

( БСП)

2. Сообщение темы и цели урока.

Запись темы урока “Бессоюзные сложные предложения …”.

Ребята, какую цель мы перед собой  поставим?    

(Обобщить знания о БСП)

3. Работа по теме урока.

1) Беседа с классом по вопросам.

--О каком времени года идёт речь в четверостишии Ф.И.Тютчева?

--Когда начинается весна? (с марта)

--А что вам известно о происхождении названия этого месяца.

(Ответы учащихся, а затем - выступление ученика.  (Антонова Лиза)

Март – первый весенний месяц. Назван он так в честь мифологического бога войны Марса, который вначале прославлялся древними римлянами как бог земледелия и скотоводства. Название сохранилось у многих народов. На Русь оно пришло из Византии.)

--Как  еще  называют  март в народном календаре?  (ответы учащихся)

Жанна (читает информацию)

Остановимся на трех первых названиях.

 (работа со словами на доске: травень, снегогон, протальник).

--Как  вы  думаете, почему март так называют?   (Ответы детей)

--Какой праздник  в марте отмечает народ?

--Какой праздник самый яркий  в марте?

  Я       (Масленица – самый яркий праздник марта, вечный праздник, проводы зимы. Ни один из народных праздников не пользуется таким уважением, как Масленица.)

2) Словообразовательный анализ слова Масленица.

Давайте вспомним раздел русского языка – морфемику и сделаем словообразовательный анализ слова

Масленица <— масленый <— маслить (а- окончание, маслениц- основа, масл- корень, ен, иц - суффикс)

НА ДОСКУ КРЕПИТСЯ КАРТИНКА      (работаем в тетрадях)

3) Что вы знаете об этом празднике?    (Ответы учащихся).

Историческая справка (Борисова Лиза)

Крепятся другие картинки

4) Подготовка к ОГЭ.

 Из чего состоят предложения?   ( из словосочетания)

Какие типы связи  в словосочетании мы знаем?  

(согласование, управление, примыкание)

Задание, ребята, вам  такое.

Подберите к данному словосочетанию, построенному на связи согласование,   синонимичное со связью управление  и наоборот.

Народная забава – забава народа

Капусные пироги  - пироги с капустой

Крепость из снега – снежная крепость

Продукты из молока- молочные продукты

   (проверка)

4) Работа со строками А.С.Пушкина.

Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины__
У них на Масленице жирной
Водились русские блины.
А.С.Пушкин.

Какая ошибка допущена в данном тесте? (пропуск знака препинания)

Докажите его необходимость. Охарактеризуйте предложение.

Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины ;  (идет пояснение во второй части (а именно) ) = ;
У них на масленице жирной
Водились русские блины . . .

5)- Какие еще знаки препинания мы можем поставить в БСП?  

  (  ,   ;   :   -  )

Вспомним случаи постановки этих знаков препинания (и составляем проект), а помогут нам в этом предложения.

  1. Пришла Масленица, собрались гости. (перечисление фактов)
  2. Солнце светит ярко; каждую минуту прогревается земля, каждую минуту становится теплее. (перечисление фактов)
  3. В доме пахнет вкусно: мама только что напекла пышных блинов. (причина)
  4. День был незабываемым: взрослые пели песни, мы катались с горки, перетягивали канат. (пояснение)
  5. Я знаю: вдалеке от дома мне будет не хватать этой деревенской теплоты и доброты. (дополнение)
  6. Не все коту масленица  -  будет и  Великий Пост.(противопоставление)
  7. Прошел праздник – принимайся за работу. (время)

       8.   Не встретишь масленицу – зима не отступит.  (условие)

       9.    Масленицу  сожгли – праздник закончился. (вывод, следствие)

       10. Заиграла  веселая музыка – выскочили скоморохи.  ( быстрая смена событий)

       11. Блины – солнцу родственники. (сравнение)

Проект-таблица

( дети   вписывают виды БСП : перечисление фактов,  )

6) Работа с текстом

        Масленица - это старинный русский праздник,   который по другому называется, как проводы зимы.

Масленица - веселый русский праздник, этим праздником провожают зиму и встречают весну.

Масленица длится целую неделю.  Всю неделю принято есть блины, которые являются символом солнца.

          Последний день Масленицы пышно и весело отмечается:  собирается много людей, они  резвятся, участвуют в весёлых и задорных конкурсах.  

           В конце праздника традиционно сжигают чучело. Считается, что это завершающий этап провода  зимы. Все собравшиеся водят хороводы вокруг костра.

Воскресенье на Масленицу является прощённым воскресеньем:  в этот день принято просить прощения и отпускать все былые обиды.

      Я люблю этот русский народный праздник – Масленица!

Проверим знаки препинания в тексте. (Слайд)

Какие виды  предложений вам встретились в тексте? (Простые и сложные, ССП, СПП, БСП )

Выпишите из текста только БП, найдите в нем грамматические основы. (Проверяем)

7) Работа с пословицами.

Работаем в парах -  соедини половинки пословиц.

Масленица идёт, блины да мёд несет.

Масленица семь дней гуляет. 

Масленицу провожаем, света, солнца ожидаем.

Блин не клин – брюхо не расколет. 

Блинцы, блинчики, блины, как колёса у весны. 

8. Оценивание

Сегодня на уроке вы оцените себя сами. «Знаю», «умею» - это 1 балл, «нет», «не уверен» - 0 баллов. Сложите полученные баллы – это и будет ваш конкретный сегодняшний результат. Постарайтесь быть объективными. Если вы поставили себе 0, не отчаивайтесь: вы обнаружили пробелы, которые предстоит восполнить.

Лист самооценки

1.Знание теоретического материала

2.Умение определять смысловые отношения в БСП

3.Умение правильно ставить знаки препинания в  БСП

4.Умение находить БСП в тексте.

5. умение составлять синонимическую пару



Ну, а теперь осталось поставить последнюю точку.

9.Рефлексия

Что вы усвоили на уроке?

Что вам понравилось?

В чём были затруднения?

Достигли ли мы поставленных целей?

9. Домашнее задание.

1 уровень: выписать из любых источников 5 БСП с разными знаками препинания.

2 уровень: составить кроссворд на тему «Бессоюзное сложное предложение».

Приложение  1

        Масленица  это старинный русский праздник    который по другому называется, как проводы зимы.

Масленица    веселый русский праздник   этим праздником провожают зиму и встречают весну.

Масленица длится целую неделю.  Всю неделю принято есть блины   которые являются символом солнца.

          Последний день Масленицы пышно и весело отмечается  собирается много людей  они  резвятся   участвуют в весёлых и задорных конкурсах.  

           В конце праздника традиционно сжигают чучело. Считается   что это завершающий этап провода  зимы. Все собравшиеся водят хороводы вокруг костра.

Воскресенье на Масленицу является прощённым воскресеньем    в этот день принято просить прощения и отпускать все былые обиды.

      Я люблю этот русский народный праздник   Масленица!

Приложение 1

        Масленица  это старинный русский праздник    который по другому называется, как проводы зимы.

Масленица    веселый русский праздник   этим праздником провожают зиму и встречают весну.

Масленица длится целую неделю.  Всю неделю принято есть блины   которые являются символом солнца.

          Последний день Масленицы пышно и весело отмечается  собирается много людей  они  резвятся   участвуют в весёлых и задорных конкурсах.  

           В конце праздника традиционно сжигают чучело. Считается   что это завершающий этап провода  зимы. Все собравшиеся водят хороводы вокруг костра.

Воскресенье на Масленицу является прощённым воскресеньем    в этот день принято просить прощения и отпускать все былые обиды.

      Я люблю этот русский народный праздник   Масленица!

Приложение 1

        Масленица  это старинный русский праздник    который по другому называется, как проводы зимы.

Масленица    веселый русский праздник   этим праздником провожают зиму и встречают весну.

Масленица длится целую неделю.  Всю неделю принято есть блины   которые являются символом солнца.

          Последний день Масленицы пышно и весело отмечается   собирается много людей  они  резвятся   участвуют в весёлых и задорных конкурсах.  

           В конце праздника традиционно сжигают чучело. Считается   что это завершающий этап провода  зимы. Все собравшиеся водят хороводы вокруг костра.

Воскресенье на Масленицу является прощённым воскресеньем    в этот день принято просить прощения и отпускать все былые обиды.

      Я люблю этот русский народный праздник   Масленица!

             Масленица идёт,   блины да мёд несет.

Масленица семь   дней гуляет. 

Масленицу провожаем, света,    солнца ожидаем.

Блин не клин –    брюхо не расколет. 

Блинцы, блинчики, блины,    как колёса у весны. 

          Масленица идёт,     блины да мёд несет.

Масленица семь    дней гуляет. 

Масленицу провожаем, света,

  солнца ожидаем.

Блин не клин –    брюхо не расколет. 

Блинцы, блинчики, блины,    

как колёса у весны. 

       

         Масленица идёт,   блины да мёд несет.

Масленица семь    дней гуляет. 

Масленицу провожаем, света,

 

солнца ожидаем.

Блин не клин –   брюхо не расколет. 

Блинцы, блинчики, блины,     как колёса у весны. 

        Масленица идёт,   блины да мёд несет.

Масленица семь    дней гуляет. 

Масленицу провожаем, света,

 солнца ожидаем.

Блин не клин –   брюхо не расколет. 

Блинцы, блинчики, блины,     как колёса у весны. 

         Масленица идёт,   блины да мёд несет.

Масленица семь    дней гуляет. 

Масленицу провожаем, света,

 солнца ожидаем.

Блин не клин –   брюхо не расколет. 

Блинцы, блинчики, блины,     как колёса у весны. 

    Масленица идёт,   блины да мёд несет.

Масленица семь   дней гуляет. 

Масленицу провожаем, света,    солнца ожидаем.

Блин не клин –    брюхо не расколет. 

Блинцы, блинчики, блины,    как колёса у весны. 

  Масленица идёт,   блины да мёд несет.

Масленица семь   дней гуляет. 

Масленицу провожаем, света,    солнца ожидаем.

Блин не клин –    брюхо не расколет. 

Блинцы, блинчики, блины,    как колёса у весны. 

Лист самооценки ______________ (ФИО)

1.Знание теоретического материала

2.Умение определять смысловые отношения в БСП

3.Умение правильно ставить знаки препинания в  БСП

4.Умение находить БСП в тексте.

5. умение составлять синонимическую пару

Лист самооценки ______________ (ФИО)

1.Знание теоретического материала

2.Умение определять смысловые отношения в БСП

3.Умение правильно ставить знаки препинания в  БСП

4.Умение находить БСП в тексте.

5. умение составлять синонимическую пару

Лист самооценки ______________ (ФИО)

1.Знание теоретического материала

2.Умение определять смысловые отношения в БСП

3.Умение правильно ставить знаки препинания в  БСП

4.Умение находить БСП в тексте.

5. умение составлять синонимическую пару


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок 9 класс. Тема урока: «Уравнения, приводимые к квадратным»

Цель: 1.     Проверка знаний учащихся по теме; 2.     Умение решать квадратные уравнения с параметром; 3.     Правильная запись решений....

Разработка открытого урока по классу фортепиано «Работа над полифонией в старших классах»

Трёхголосное полифоническое произведение. И.С. Бах Фуга С-dur....

Открытый урок 8 класс. Тема урока: “Global ecological problems”

Задачей современной школы является обеспечение условий для формирования у обучаемых адекватной современному уровню знаний картины мира и интеграции личности ученика в систему мировой и националь...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Проект открытого урока 9 класса "Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы"

Проект открытого урока «Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы»...

Открытый урок 5 класс. Тема урока :«Present Perfect Tense»

Развитие грамматических навыков употребления времени Present Perfect Tense в различных видах речевой деятельности....

Открытый урок 6 класс. Тема урока: "Черты характера человека".

Сформировать у учащихся знание основной лексики , включающей синонимы и антонимы , основные префиксы,придающие словам отрицательное значение....