Методика и организация военно-спортивной игры.
методическая разработка по теме

Панчак Людмила Яковлевна

 

Вопросы педагогического руководства военно-спортивными играми, их роль и место в воспитании школьников относится к числу наименее разработанных в методике воспитательной работы. Но решение этих вопросов представляет как теоретический, так и практический интерес для более полного и правильного использования военно-спортивных игр в военно-патриотическом воспитании учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon voenno-sport.igra_.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                     

Методика и организация

военно-спортивной игры на местности.

Автор: Панчак Людмила Яковлевна

методист 1 категории                      

                                                                     Муниципальное образовательное

                                                                учреждение дополнительного

                                                                        образования детей «Дом детского

                                                      творчества» р.п. Турки

                                                                     

Практика социального становления подрастающего поколения в нашей стране убедительно свидетельствует, что одним из важных средств воспитания патриотизма молодежи, формирования у нее высоких нравственных и физических качеств является военно-спортивная игра. Романтика подвига всегда волновала и будет волновать детские сердца. Удовлетворить их тягу к военным знаниям, дать правильное представление о некоторых сторонах походно-боевой жизни, воспитать выносливость, солдатскую находчивость, решительность и смелость- таково назначение военно-спортивной игры.

Вопросы педагогического руководства военно-спортивными играми, их роль и место в воспитании школьников относится к числу наименее разработанных в методике воспитательной работы. Но решение этих вопросов представляет как теоретический, так и практический интерес для более полного и правильного использования военно-спортивных игр в военно-патриотическом воспитании учащихся.

Предлагаемый методический материал «Военно-спортивные игры школьников на местности» поможет воспитателям, вожатым военрукам, ведущим оборонно-массовую работу с учащимися, организовывать и проводить военно-спортивные игры на местности.

Он рассчитан на сельскую местность, т.к. учитывает минимальное оснащение военно-спортивным оборудованием сельских школ, во многих из которых нет ни полосы препятствий, макетов автоматов, общевойсковых защитных комплектов. Подобные игры вот уже более десяти  лет традиционно проводятся Домом детского творчества в мае со школами района, где сформированы юнармейские отряды из учащихся 12-15 лет. И вместо дымовых шашек используются  старые покрышки автомобилей, петарды.

Военно-спортивная игра на местности- одна из разновидностей детских игр. Ей присущи основные черты любой игры: познавательный характер и разнообразие игровых мотивов, целей, активность действий, высокая эмоциональность. Но вместе с тем военно-спортивная игра на местности имеет свои характерные признаки:

  1. Наличие элементов героики боевой романтики (рисуя в своем воображении картину боя, дети представляют себя участником сражения, стремятся быть достойными героев);
  2. ярко выраженную военно-прикладную направленность знаний и действий в игре (решение тактических задач, движение в строю, метания, маскировка, ориентирование на местности, ведение разведки, ведение обороны и атаки, преодоление различных естественных и искусственных препятствии и др.);
  3. возможность широко применять в процессе игры компасы, схемы, топографические карты, разнообразные средства сигнализации (семафорные флажки, электрические фонарики, макеты оружия (автоматов, пулеметов, пистолетов), противогазы, имитационные средства (взрывпакеты, дымовые шашки, сигнальные ракеты) и др.);
  4. в военно-спортивной игре на местности важным является то, что достижение целей в ней протекает в условиях, отражающих характер боевых действий. Выполняя свои обязанности в игре, школьники должны мысленно предвидеть возможный ход и результат своих действий, контролировать свое поведение;
  5. разнообразные упражнения, применяемые в игре (ходьба, бег, оказание первой помощи, навыки походной жизни) являются по духу спортивными, что особенно привлекает ребят.

Военно-спортивные игры на местности дают возможность проявить решительность, опыт проявить себя бойцом.

Игры на местности включены в содержание  районной военно-спортивной игры «Зарница». В составе юнармейского отряда эта игра является активным средством  военно-патриотического и физического воспитания школьников. Игры на местности в составе отряда «Зарницы» проводятся с целью отработать действия отряда или навыка по какой-либо специальности (разведчика, связиста, стрелка). Так, для разведчиков, изучающих различные способы наблюдения, маскировки и ориентирования на местности, определения расстояний и др., рекомендуется проводить такие игры на местности, как  «По следу», «Наблюдатели», «Умей маскироваться». На занятиях с юнармейцами-связистами целесообразно использовать игры «Точное донесение», «Эстафета связистов». В ходе этих игр связисты совершенствуют и закрепляют знания и умения в передаче сигналов и донесений разными способами (фонариком, азбукой Морзе, рукой, сигнальными флажками). На занятиях со стрелками большое внимание следует уделять формированию знаний и умений следующего плана: развертывание в цепь, переход в атаку, передвижение перебежками и переползанием, метание гранат. Стрелков можно обучать, используя такие игры, как «Гранатой в цель», «Наступление», «Попади в мишень». Во время игр на местности отрабатываются действия юнармейского отряда, проверяется его слаженность. С этой целью используются игры «Прорваться в тыл», «Бой за высоту». В этих играх можно создать условия проявить свое мастерство и командиру, и разведчикам, и связистам, и стрелкам, и санитарам. В играх на местности юнармейцами отрабатываются тактическая подготовка, медицинская и физическая подготовка. Игры на местности в рамках «Зарницы» позволяют определить лучший отряд, отделение.

Организация военно-спортивной игры на местности начинается с ее выбора. Перед тем, как выбрать игру, надо иметь четкое представление о педагогической задаче, разрешению которой должна способствовать намечаемая игра. Игра должна быть педагогически оценена, прежде чем окончательно избрана. При выборе и разработке игры необходимо учитывать опыт участия ребят в играх на местности. Всегда следует начинать с простых игр, затем по мере накопления опыта переходить к более сложным.

Возможность проведения той или иной игры на местности зависит от числа участников. Более всего в рамках школы предпочтительны игры отрядные, групповые, которые в дальнейшем могут быть юнармейским подразделением. Игры на местности, в которых принимает участие большое количество отрядов, требует длительной подготовки и хорошей организации. Причем каждая игра должна быть посильной для ребят, увлекательной, но в то же время и требующей определенных усилий, активности.

Важным моментом при выборе и организации игры является учет возрастных особенностей, физического и психологического развития, индивидуальные особенности. Педагогу необходимо так подбирать игры, чтобы учащиеся в течение всего учебного года получали разностороннее развитие.

Военно-спортивная игра на местности, и простая, и сложная, требует предварительной подготовки. Она включает в себя выбор местности для игры, подготовку руководителя игры и посредников, коллектива играющих в игре, инвентаря, игрового имущества. Правильный выбор местности- важное условие успеха игры. Чтобы правильно выбрать место проведения игры, надо составить карту окружающей местности, где должны быть отражены военно-топографическая характеристика отдельных участков и их площадь.

Район игры заранее намечается руководителем. Игру лучше проводить на незнакомой или малознакомой местности, что повышает интерес к игре. Если нет такой возможности, следует дополнительно оборудовать участок местности, создав новые искусственные препятствия, соорудить и замаскировать новые огневые точки противника, изменить исходные пункты для начала игры и направление действий. Для игры лучше выбирать участки местности, покрытые кустарником, лесом, с неровным рельефом, рвами, канавами, небольшими речками, ручьями. На такой местности хорошо организовать игры, связанные с разведкой, наблюдением, маскировкой, ориентированием.

Выбирая район игры, руководитель должен обратить внимание на то, чтобы не было опасных мест (заболоченных ям, оползней и т.д.). руководителю следует лично обследовать место предстоящей игры, хотя не следует и чрезмерно опекать играющих, т.к. преодоление посильных трудностей воспитывает у ребят смелость, решительность, инициативу.

Выбранный участок следует обозначить хорошо видимыми ориентирами. Если нет естественных границ-дорог, просек, канав, надо установить ориентиры- указатели и др. особенно следует обратить внимание на обозначение границ района игры, т.к. иногда играющие, стараясь перехитрить противника, нарушают границы, в результате чего возникают споры, интерес к игре снимается.

Успех игры во многом зависит от того, насколько хорошо она освоена самим руководителем, как изучены им содержание и правила игры. Если руководитель плохо подготовлен, игра превращается в пустую забаву. Руководитель должен тщательно разработать план игры. В плане следует предусмотреть: способ доведения содержания и правил игры до участников; состав посредников; расстановку ребят в начале игры; форму, отличительные знаки для отрядов, армейских подразделений, изготовление игрового имущества; способы имитационных средств (взрывпакетов, дымовых шашек и др.); расчет времени на игру, при этом необходимо учесть время на следование в район игры и возвращение к месту расположения, время на ход игры и подведение ее итогов, форму разбора игры.

Руководить в игре на местности педагогу помогают посредники. Посредников надо заблаговременно проинструктировать перед игрой. До посредников доводится полностью цель игры, ее содержание и правила. Особое внимание обращается на уяснение посредниками системы оценок действий ребят в игре, т.к. неточное, а иногда и пристрастное определение результата может вызвать у играющих чувство неудовлетворенности, досаду и раздражительность.

Задача посредника заключается в том, чтобы строго следить за выполнением правил игры, вести точный подсчет очков, ошибок у играющих, сразу и решительно пресекать малейшую недисциплинированность, непослушание, решать споры, возникшие во время игры, быть постоянным консультантом командира отряда, но не подменять его в игре.

Посредник обязан всегда выступать в роли объективного судьи и заблаговременно готовиться к своим обязанностям. А все играющие должны знать, кто назначен посредником и какие его обязанности. Лучше всего посредники подготовятся к игре, если проиграют все предстоящие действия.

Важным этапом подготовки руководителя к игре является разработка плана- конспекта на все этапы игры, особенно если игра сложная. К конспекту можно составить чертежи, схемы, топографические планы местности. Руководитель использует план-конспект при подготовке ребят и посредников к игре с тем, чтобы ориентировать их во всех условиях предстоящей деятельности. Если игра несложна, то план-конспект не требуется. Место игры можно осмотреть непосредственно перед игрой, кратко объяснить правила.

Наиболее важным моментом в ходе всей подготовки игры является предварительная подготовка участников игры, которая заключается в разъяснении содержания и правил игры, и в проведении бесед или занятий, имеющих прямую связь. Во время занятий ребятам разъясняются задачи и обязанности разведчиков, боевых секретов, способов передвижения на поле боя, ориентирования, определения разным способом расстояния, наблюдения, маскировки, способы передачи различных сигналов. Дети учатся определять азимут и двигаться по азимуту, по легенде, по открытому, закрытому, маркированному маршруту. В конце каждого занятия надо напомнить ребятам о необходимости соблюдать в игре ряд обязательных требований, направленных на воспитание дисциплинированности, смелости, решительности, инициативности. Но при этом следует иметь в виду, что следует правильно понимать смысл этих слов, не бросаясь необдуманно на препятствия, что иногда приводит к серьезным травмам; нельзя также допускать грубость в отношении к противнику. В игре следует использовать наиболее целесообразный способ действий смелость и решительность связаны со способностью брать на себя ответственность за свои действия.

Можно, например, составить памятку для участников военно-спортивной игры, основные положения которой в следующем:

  1. посредники при отрядах осуществляют постоянный контроль и оценивают действия юнармейцев на всех этапах маршрута;
  2. исходное положение и маршрут отряда являются его тайной;
  3. препятствия и район внезапного нападения противника не должны быть заблаговременно известны участникам игры;
  4. отряд, двигающийся без разведки,  задерживается посредником;
  5. просматриваемое противником пространство отряд преодолевает только по-пластунски. Нарушивших этот порядок посредник возвращает обратно;
  6.  при встрече с естественным препятствием отряд либо преодолевает его, либо обходит;
  7. встретившись с участком химического заражения, при наличии средств индивидуальной защиты отряд преодолевает его в противогазах, а при отсутствии- обходит его;
  8. при внезапном нападении противника отряд быстро развертывается в цепь в направлении противника, юнармейцы, применяя перебежки и переползания, выбирают огневую позицию и ведут огонь по противнику;
  9. за неправильные действия отдельных юнармейцев в ходе игры посредники могут начислять отряду штрафные очки, за каждое очко в конце игры прибавляется штрафное время (1 мин.). Порядок определения штрафных очков в игре определяет штаб батальона.

Выполнение указанных в «Памятке» требований повышает у ребят интерес к игре, развивает дисциплинированность, коллективизм. Очень важно хорошо объяснить школьникам содержание и правила игры. Это во многом определит ее успех. Чем больше продумано внутреннее содержание игры в целом, чем точнее поставлена цель и связанные с ней частные задачи, чем точнее указаны условия и правила, чем яснее они доведены до ребят, ими осознаны, тем больше ценность всей игры для воспитания играющих.

Следует помнить, что правила следует изучать подробно, а с содержанием игры знакомить кратко. Объяснять правила лучше всего заблаговременно с помощью подробно составленной схемы.

Руководитель определяет основную задачу игры, указывает, за что  присуждается победа, сообщает условия присуждения очков, вывода из игры, определяет границы участка игры, способы подачи сигнала для начала игры: свистком, флажком, выстрелом стартового пистолета.

Объясняет правила поведения во время игры, что можно и чего нельзя делать. Правила должны быть четкими, краткими, ясными, только тогда они легко запоминаются и закрепляются в памяти.

При подготовке военно-спортивной игры важно правильно разделить участников игры на отряды. При этом надо учитывать, что здесь важно сохранить первичные детские коллективы (классы) и вводить в игру как готовый отряд. Такие отряды будут больше заинтересованы в победе, чем смешанные, созданные только на период игры. Это способствует в дальнейшем и укреплению класса как коллектива.

Следующий важный этап- распределение обязанностей, определение командиров отрядов. От правильного выбора командира, который должен находится в центре внимания играющих, часто зависит ход игры и ее интерес.

При организации военно-спортивных игр  распределение ролей может происходить на общем собраний класса, отряда детского объединения в рамках  школы, юнармейских отрядов, этот способ основан на активности школьников, отражает их желание. Ребята должны сами решить, кто будет командир, связист, разведчик, связной, санитар и т.д. Этот  способ эффективен тогда, когда еще и педагог умело, тактично направляет выбор ребят с учетом их индивидуальных качеств и воспитательных целей игры.

Подготовка к игре заканчивается контролем выполнения всех указаний руководителя и выдачей инвентаря участникам игры.

Подготовка инвентаря к игре.

Для успешного проведения игры на местности, надо заранее подготовить макеты оружия, трещотки, сигнальные флажки, указатели, вехи, знамена  отрядов, повязки и другие отличительные знаки. Макеты оружия должны напоминать внешнее оружие, состоящее на вооружение современной армии. К сожалению, в руках играющих можно чаще видеть образцы оружия давнего прошлого, т.к. зачастую нет схем изготовления макетов современного оружия. В приложении к данной работе помещены схемы, что позволит при надобности изготовить правильные макеты для игр на местности и которые постоянно используются в «Зарнице», проводимой ежегодно нашим Домом детского творчества со школами района вот уже почти 12 лет.

Очень оживляет игру имитационные средства (взрывпакеты, дымовые шашки, сигнальные ракеты), которыми также пользуются участники (только взрослые и только с учетом необходимых мер безопасности) проводимой у нас в районе «Зарницы». В подготовке инвентаря должны активно участвовать дети, т.к. в процессе работы они приобретают и закрепляют знания по общеобразовательным и военным дисциплинам, приобретают трудовые навыки, бережно относятся к сделанному своими руками инвентарю и учатся ценить труд других. Следует также строго следить за тем, чтобы дети не приносили из дома и не использовали в играх пневматических винтовок, случайно найденных  пришедших в негодность боеприпасов и боевого оружия.

Проведение игры и подведение итогов, разбор игры.

Хорошо и всесторонне подготовленная игра должна еще и умело руководиться коллективом играющих. Педагог, осуществляющий руководство ходом, развитием игры на местности, действиями школьников в ней, решает много вопросов: организация начала игры, осуществление постоянного наблюдения за играющими из различных пунктов на всех этапах игры; руководство посредниками, командирами, отдельными играющими, группой имитации. Руководитель должен быть прежде всего пунктуальным и начинать игру в точно назначенное время. Недооценка точного расчета в игре иногда может сорвать замысел руководителя.

Особое внимание руководителю следует обратить на поддержание строгой дисциплины в игре и поощрение инициативы, смелости, стремление перехитрить противника (например, имитацией ложных огневых точек, созданием отвлекающих шумов, подачей ложных сигналов и т.д.).

При использовании макетов оружия надо следить за тем, чтобы обращение с ним было бережное, применялось только по назначению.

Для развития у ребят боевых качеств нужно обращать внимание на то, как играющие ведут себя на территории противника, как используют окружающую местность для маскировки, перемещаются по полю боя и т.д. Результаты своих наблюдений можно будет затем использовать в беседе с ребятами при разборе игры, воспитывая в них стремление действовать так, как придется действовать в настоящей боевой обстановке.

Если в игре используются взрывпакеты, дымовые шашки, сигнальные ракеты, их надо применять тактически грамотно, строго соблюдая меры предосторожности и безопасности. Надо строго следить за тем, чтобы игра не была грубой и опасной, не превращалась в драку, не вела к порче одежды, инвентаря. Следует сразу пресекать действия, ведущие к травмам.

Руководителю надо быть активным, требовательным. Он должен подбадривать ребят, переживать вместе с ними острые моменты. Руководитель и посредники игры должны быть бесстрастными в оценке действий играющих- в любой игре на местности действия каждого участника должны оцениваться.

Система оценок за действия участников может быть различной. Чаще всего она представляет собой сумму штрафных очков за ошибочные действия отряда и отдельных  участников на всех этапах игры.  Подсчет очков можно вести специальный лист оценок (приложение). Такой лист в различных вариантах можно успешно применять во многих играх на местности, как самостоятельных, так и в рамках «Зарницы». Лист оценок заполняются посредниками. Руководитель игры и посредники должны строго соблюдать все правила игры, выбирать место расположения так, чтобы оно никому не облегчало победу.

Останавливать игру можно только в исключительных случаях: при несчастных случаях, при утомляемости играющих (бледность, рассеянное внимание, тяжелое учащенное дыхание, вялость в действиях). Нельзя допускать чрезмерные нагрузки в игре.

Игра прекращается подачей установленного сигнала в тот момент, когда поставленные игровые задачи выполнены и одна из действующих сторон одержала победу. Игру без победителя заканчивать не следует.

После сигнала об окончании игры, ребят необходимо собрать в заранее назначенном месте, построить, произвести перекличку, чтобы не оказалось вдруг пропавших, затем приступить к разбору игры.

Между окончанием игры и началом разбора желательно предоставить ребятам небольшой перерыв, в течение которого они обмениваются мнениями, поспорят, сумеют затронуть важные вопросы.

Перед определением победителя, надо выслушать мнения посредников.

Разбор игры лучше проводить на месте, в районе ее проведения.

При разборе игры руководитель дает оценку коллективу за организованность и дисциплину, за  товарищескую сплоченность, согласованность действий, за проявленную инициативу, смекалку, военную хитрость, за хорошую подготовку к игре. Можно разобрать конфликты, возникшие во время игры. Особенно важно при этом подчеркнуть, что именно привело к победе одних, а для других послужило поражением.

Необходимо показать положительные стороны и недостатки в действиях не только отряда в целом, но и отдельных играющих. Следует поощрить отличившихся игроков.

Подводя итоги, руководитель должен обобщить высказывания участников игры и обосновать присуждение победу тому или иному отряду.

Можно порекомендовать участникам игры по окончании возвращаться с песней. После удачно проведенной игры ребята обычно находятся в возвышенно-приподнятом состоянии, поэтому дети с удовольствием поют военно-патриотические песни, а песня сплачивает коллектив, порождает патриотические чувства у ребят, побуждают на хорошие дела.

Для закрепления итогов игры следует выпустить специальный номер боевого листка, стенгазеты, фотобюллетени, посвященного проведенной игре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник).

-соединить спортивно-оздоровительную работу с патриотическим воспитанием   школьников   -развивать у детей мотивацию к занятию спортом   - формирование спортивных к...

Организация военно-спортивной игры "Зарница" в школе

Выпускная работа слушателя Московской городской школы вожатого на тему "Военно-спортивна игра "Зарница"....

Презентация и тезисы «Военно-спортивная игра «Боец», как одна из форм военно-патриотического воспитания в подготовке старшеклассников к службе в армии»

Реализовывая  военно-патриотическое воспитание в кадетском корпусе, нами используется большое разнообразие форм работы с кадетским классом, одной из  которых является военно-спортивная игра ...

Методика и организация военно-спортивной игры на местности

Одним из важных средств воспитания патриотизма молодежи, формирования у нее высоких нравственных и физических качеств является военно-спортивная игра. Романтика подвига всегда волновала и будет волнов...

Методика организации и проведения военно-спортивных игр, слетов, спартакиад

Материал может быть полезен учителю ОБЖ, педагогу дополнительного образования, вожатым в летних спортивных и оздоровительных лагерях....

Методические рекомендации по организации и проведению военно-спортивной игры «Зарница»

Исходя из основных положений «Концепции патриотического воспитания» и государственной программы Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 гг. главной целью п...

Военно-спортивная подвижная игра "А вам слабо?", посвященная дню "Защитника Отечества"

В игровой деятельности  подростков значительное место занимают подвижные игры. Подвижными называются игры, содержащие разнообразные виды  бега, прыжков, метаний, преодоление препятствий, пер...