Сценарий литературного вечера "Афганистан в душе моей"
классный час

Антонова Елена Владимировна

Сценарий знакомит  учащихся с причиной ввода советских войск в Афганистан, с историческим  значением афганской войны. Воспитывает  чувство долга, ответственности, самопожертвования, патриотизма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий к  литературному вечеру

« Афганистан  в душе моей»

2023г

Цели:

  • Ознакомление учащихся с причиной ввода советских войск в Афганистан.
  • Определение исторического значения афганской войны.
  • Воспитывать чувство долга, ответственности, самопожертвования, патриотизма.

Ожидаемые результаты:

  • подготовка обучающихся к участию в общественно-политической жизни страны, готовности достойного служения Отечеству;
  • решение проблемы преемственности поколений;
  • повышение статуса героико-патриотического воспитания в образовательных учреждениях.

СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ

На экране: Слайд 1
За сценой звучат стихи:

1 ведущий:

Получают мальчики повестки,
И уходят мальчики служить.
Есть обязанность у них такая:
От врага Отчизну защитить.
Матери сынов провожают
И наказы им дают,
Расцелуют крепко, перекрестят
И по-бабьи жалобно всплакнут.
А отцы, махнув по рюмке «горькой»,
Зная, как тяжел солдата путь,
Говорят, сжимая крепко руку:
«Ты, сынок, писать не позабудь».
Юноши России присягают,
Клятву перед знаменем дают.
Юноши пока еще не знают,
Что домой они не все придут.
Поседевших мам и пап все меньше,
Все они уходят в мир иной…
А сынок в граните остается,
Остается вечно молодой!

Ведущий 2: Эти проникновенные стихи написаны Людмилой Матвеевной Пляцевой, матерью, потерявшей единственного сына.

Ведущий 1: Каждая женщина, провожая в армию сына, брата, любимого, надеется на встречу, но не всем надеждам суждено сбыться.

Ведущий 2:

Ты не хотел, чтоб стала я вдовой,
Чтобы с тоской смотрела ночью в небо.
Слезами умываясь,  не водой,
Шепча: «Вернись! Давно ты дома не был!»
Хоть ты и слышишь голос мой земной,
И хоть ко мне вернуться ты не вправе,
Пусть будет слышен всюду шепот твой,
В журчании ручья и в шорохе дубравы.
Прости меня, что стала я вдовой,
Но не горюй, любимый мой, не надо,
Тебя я помню – значит, ты – живой,
Моей душе все это как награда.

Слайд 2

Ведущий 1: Более 35 лет назад закончилась десятилетняя война в Афганистане. Эти события сыграли существенную роль в истории нашей Родины. А знание истории необходимо, так как тот, кто не знает прошлого, осужден на повторение пройденных человечеством ошибок. 


Ведущий 2: Впервые вопрос о вводе наших войск в Афганистан был поставлен на повестку дня 15 марта 1979 года, когда вспыхнул антиправительственный мятеж населения в Герате. Афганские руководители обратились с просьбой оказать военную помощь в подавлении этого мятежа путем ввода советских войск на территорию Демократической Республики Афганистан (ДРА).

Ведущий 1: Официально провозглашенная главная цель советского военного присутствия в ДРА формулировалась однозначно – оказание помощи в стабилизации обстановки и отражении возможной агрессии извне. Им предписывалось защищать местное население от банд, а также распределять продовольствие, горючее и предметы первой необходимости. Наше правительство надеялось, что ввод войск будет носить кратковременный характер.

Слайды 3-4

Ведущий 2: 25 декабря 1979 года в 15.00 начался ввод ограниченного контингента советских войск на территорию Афганистана, через Кушку – на Герат и Кандагар, а дальше на Кабул.
В ночь на 27 декабря 1979 года специальные группы КГБ СССР «Зенит » и «Гром», образованные на время операции в Афганистане из сотрудников «Альфа» вместе со спецназом Главного разведывательного управления взяли штурмом президентский дворец на окраине Кабула. Вся операция «Шторм-333» длилась не более 20 минут, кроме дворца были захвачены ещё 17 объектов в Кабуле.
На следующее утро в Кабул стали прибывать советские войска. Так началась десятилетняя Афганская война…

Слайд 5

Чтец:

Всего лишь час до вылета нам дан,
Всего лишь час последней передышки.
Сказали нам: летим в Афганистан.
В Кабул летят вчерашние мальчишки.
Сегодня мы не пишем не строки.
И, куполам свою судьбу доверив,
Опустимся в афганские пески,
И сапогами скалы будем мерить…

Слайды 6-7

Ведущий 1: Командующим 40-й армией, то есть ограниченного контингента, введенного в Афганистан, был назначен Борис Всеволодович Громов – генерал-майор. Планируя любые военные операции, командование армии вплотную сталкивалось с единственной проблемой: как сохранить жизнь людей? И советских, и афганских! Как избежать гибели солдат?

Слайд 8

Афганская змея

Юрий Поликарпович Кузнецов

Аллах и пуля в рай ведут душмана,
И русский сон тревожен в том краю.
Один солдат в горах Афганистана
Заметил полумёртвую змею.

Она на солнце узко отливала
Узорчатым чернёным серебром.
Он пожалел и каждый день, бывало,
Поил её из миски молоком.

Уже змея солдата узнавала,
Уже она из рук его пила.
Других она к себе не подпускала.
Окрепла и однажды уползла...

Застава спит. В палатке сон глубокий.
В глухую ночь стоял он на посту.
И только вспомнил отчий край далёкий –
Опасность просквозила темноту.

И, уловив опасность по скольженью,

Присел от страха и узнал змею –
Та самая! И обвила за шею
Она его, как гурия в раю.

Хотел он встать, не тут-то было дело!
Змея вздымала голову пред ним,
В лицо шипела и в глаза глядела.
Так и сидел он в страхе, недвижим.

Как будто шум со стороны палатки,
Как будто тихо... Вечность протекла.
Змея, разжав кольцо смертельной хватки,
Его освободила. Уползла.

Он распрямился и, мрачней заката,
Прошёл насквозь заставу, – кровь и прах.
Все вырезаны, все его ребята,
И первыми – кто были на постах.

Как жить ему? Его сомненье гложет,
Подумать страшно: может быть, змея
Его спасла за счёт других... О Боже,
Печальна тайна, но она твоя!

1989

Ведущий 2: 14 апреля 1988 г. министры иностранных дел Афганистана, Пакистана, Советского Союза и США подписали в Женеве пять документов по политическому урегулированию положения вокруг Афганистана. Согласно Женевским соглашениям, вступавшим в силу через месяц, советские войска должны были покинуть территорию Афганистана через девять месяцев.

Слайды 9-10

Ведущий 1: Первый вывод наших войск состоялся в июне-июле 1980 г. В 1983 г. на территорию Советского Союза возвращено еще несколько подразделений. Крупномасштабный вывод советских войск из Афганистана был проведен в три этапа. Первый – октябрь 1986 года. Второй – 15 мая 1988 года. Третий – 15 февраля 1989 года. С территории Афганистана войска уходили в боевой обстановке. Главная проблема заключалась в организации боевого охранения колонн на марше.

Слайд 11

Ведущий 2: Последним покидал Афганистан батальон 201-й дивизии. Перед выводом Б.В. Громов построил батальон и, зная, что с ним уже больше не придется встречаться, поблагодарил всех бойцов и сказал, что в этот особенный день разведбат 201-й дивизии войдет в историю как последнее подразделение советских войск, покинувшее территорию Афганистана. Но последним Афганистан покинул БТР, на котором выезжал командующий 40-й армией Герой Советского Союза генерал-полковник Борис Всеволодович Громов.

Фильм «Вывод войск из Афганистана»

Чтец:

Спокойно спите, матери-отцы,
Невесты-жены, сердцу дорогие.
Храним мы свято честь родной страны,
Мы, верные сыны твои, Россия.
И, повстречавшись на родной земле,
Уйдя в круговорот воспоминаний,
Помянем невернувшихся парней
Единственной минутою молчания.

Слайд  12

Объявляется минута молчания.

Слайд 13

Ведущий 1: Тяжелейшим итогом афганской войны является гибель наших солдат и офицеров. Убито и умерло от ран и болезней 13 833 военнослужащих, в том числе 1979 офицеров и генералов, погибло 572 военнослужащих КГБ, 28 сотрудников МВД, 190 военных советников, из них 145 офицеров, инвалидами стали 6669 афганцев, из них 1479 человек, инвалиды 1-й группы. Гепатитом поражено 115308 человек, брюшным тифом 31080 солдат и офицеров. Во время вывода советских войск из Афганистана были эвакуированы на Родину все обелиски, которые были установлены на местах гибели солдат и офицеров 40-й армии.

Ведущий 2: Российская армия издавна славится своими победами: на полях сражений с монголо-татарским игом, в годы Отечественной войны 1812 года, самоотверженным героизмом на фронтах в годы Великой Отечественной войны. Воины-интернационалисты дополнили славную историю российских побед. Недаром многие из них награждены государственными наградами за самоотверженность, мужество и героизм, проявленные при оказании интернациональной помощи Республике Афганистан. В наше время в российских парнях не иссякли верность долгу и традициям старших поколений: непреклонная воля к победе, отвага, мужество.

Слайд 14

Звучит песня «Мы уходим, уходим, уходим».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературной гостиной "Марина Цветаева. Моим стихам..."

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного жизни и творчеству М. И. Цветаевой...

Сценарий литературной гостиной "Пусть душа останется чиста..." Памяти Н. Рубцова".

Работа литературной гостиной в школе - это способ реализации  творческого потенциала, увлекательная форма погружения в художественный мир произведения, прозаического или поэтического, стимул для ...

Литературно-музыкальная композиция "Афганистан- ты боль души моей"

Сценарий внеклассного мероприятия для 5-9 классов....

Методическое пособие для проведения внеклассных мероприятий из цикла "Литературные чтения": "«Друзья души моей...» (Лицейское братство Пушкина)"

Методическая разработка представляет собой подробный развернутый сценарий проведения литературного вечера "«Друзья души моей...» (Лицейское братство Пушкина)". Материал довольно ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия из цикла "Литературные чтения": «"Души моей царицы..." (Женщины-адресаты любовной лирики Пушкина)»

Методическая разработка представляет собой подробный развернутый сценарий проведения литературного вечера "Души моей царицы..." (Женщины-адресаты любовной лирики Пушкина). Материал...

Сценарий общешкольного мероприятия "Ларьяк- души моей истоки"

Мероприятие с привлечением творческих людей села...

Сценарий музыкально-литературной гостиной "Афганистан болит в душе моей"

Сценарий музыкально-литературной гостиной "Афганистан боли  в душе моей", посвященный подвигу воинов -интернационалистов афганской и  чеченской войн. Для обучающихся 6-11 классов. ...