Базыр – Тара Алевтина Шагдыровна

Сайт учителя-дефектолога

"Дарить ребенку радость встречи с прекрасным звуком чистой речи!"

Профессия: Учитель индивидуальных занятий по РРС и ФПСР

Профессиональные интересы: Сурдопедагогика

Увлечения: Чтение

Регион: Республика Тыва (Тува)

Населенный пункт: г. Кызыл

Место работы: ГБОУ РТ "Школа-интернат для детей с нарушениями слуха"

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/1950alla

 

Базыр-Тара Алевтина Шагдыровна - сурдопедагог, почетный  работник общего и профессионального образования Российской Федерации. 

Образование: высшее дефектологическое, ЛГПИ им. А.И. Герцена, сурдоотделение - 1985 г. 

Место работы: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Тыва "Школа-интернат для детей с нарушениями слуха"

Должность (преподаваемый предмет) учитель-дефектолог по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи.

Общий трудовой стаж - 49 л. , стаж педагогической работы - 48 л.

Стаж в данной должности - 35 л.

Наличие квалификационной категории, дата присвоения - высшая, март 2012 г.

Заявленная квалификационная категория - высшая. 

О себе

Идет вот уже 41-й год, как я начала работать в республиканской школе глухих детей. За это время через мои руки прошли десятки детей, обделенных жизнью в результате болезни, несчастного случая или наследственных отклонений. Мне всегда жалко их, они лишены возможности нормально слышать и говорить, как все здоровые дети.

            Если вы меня спросите, почему я выбрала профессию сурдопедагога, то отвечу откровенно: несчастье повлияло на мой выбор. Моей старшей сестре Анчиме было всего 5 лет, когда она стала глухой после заболевания менингитом. Надо было помочь ей вырасти, найти свое место среди таких же несчастных детей, какой стала она. И мы начали вместе осваивать жестовую речь. Сначала было нелегко, но мы знали, что без этого сестре будет очень трудно в жизни, и старались. В результате неплохо освоили бытовые жесты, и она стала основным способом общения сестры с людьми, знающими эту азбуку, в том числе и со мной. Повзрослев, Анчимаа стала хорошей хозяйкой, вышла замуж, родила и вырастила нормальных детей. А я вот стала сурдопедагогом.

            Но до этого времени было еще далеко. В 1968 году я окончила Кызылскую среднюю школу №2, после чего в течение года проработала сурдопереводчиком во Всероссийском обществе глухих. Затем поступила учиться в Кызылское педагогическое училище. После окончания дошкольного отделения училища в некоторое время проработала в детском саду. А с 1976 года начала работать в республиканской школе глухих детей, где преподаю по настоящее время.

            Работая в школе, заочно училась в Ленинградском (Санкт-Петербургском)            государственном пединституте им. А. И. Герцена. Окончила учебное заведение в1985            году по специальности «сурдопедагог».

            В последующие годы я неоднократно обновляла свои профессиональные знания на курсах повышения квалификации в Москве - в 1992-2011годах. Эти курсы дали мне много полезного. Конспекты лекций, дополнительные учебные пособия, выданные на курсах, очень пригодились в практической работе, я постоянно пользуюсь ими во время подготовки к занятиям.

           Конечно, как и в любой другой профессии, в нашей работе есть и плюсы, и минусы.

Учить детей всегда благородно. А учить детей-инвалидов, лишенных возможности ежедневно радоваться полноценной жизни, как все здоровые дети, вдвойне благородно. За долгое время педагогической деятельности мне посчастливилось поработать со многими замечательными учителями нашей школы, такими, как Афанасьева Любовь Григорьевна- первая учительница школы глухих детей, Бадрина В.Г., Трубицина Э.Г., Зябрева В.Ф. и другими.

Бывает очень жаль, когда такие опытные педагоги навсегда расстаются со школой по достижении пожилого возраста или преждевременно уходят из жизни. Зачастую по разным причинам богатый опыт их многолетней работы остается не востребованным, не обобщенным или переданным их молодым коллегам. Со своей стороны я, как руководитель методического объединения учителей-дефектологов, стараюсь приучить молодых коллег всегда быть в курсе наших педагогических дел, постоянно изучать и применять на практике опыт своих старших коллег, а также наработанные формы и методы работы опытных педагогов из других регионов и стран. Если выписывать и  внимательно читать специальные журналы, то подобных публикаций всегда можно найти.

Хорошо зная специфику нашей работы, можно эффективно помочь не только ученикам, но и их родителям - советами, консультациями. Потому что многие родители, особенно молодые, зачастую не знают, как поступить,  куда и кому обратиться, когда обнаруживают, что их ребенок плохо или слабо слышит. Как им помочь в такой ситуации?  Моя недавняя статья «Эрте дузалаарга, эттинип болур» (Ранние меры могут помочь выздоровлению) под рубрикой «Сурдопедагог разъясняет, советует», опубликованная в газетах «Вести Кызылского кожууна» (30 января 2012 г.) и «Шын» ( ), затрагивает, в частности, и эту тему. Одновременно с консультированием родителей, я подробно проинформировала их и о том, какую помощь можно получить от медицинских работников, сурдопедагога, сурдологопеда, работающих во 2-й детской поликлинике           г. Кызыла. Отметила и проблемы, которые не решаются годами: отсутствие нового здания школы, отсутствие в республике дошкольного учреждения, которой бы оказывал помощь детям в подготовке к школе.

Разумеется, жизнь состоит не только из одних проблем. Бывают и радостные моменты. Особенно очень приятно бывает, когда бывшие наши ученики и ученицы, или их родители выражают нам благодарность за то, что мы дали детям образование, путевку в жизнь. Я очень рада тому, что некоторые наши выпускники стали серьезными деловыми людьми, имеют свой бизнес, удачно поженились или вышли замуж, воспитывают детей, работают в производстве в разных городах страны. Для примера могу назвать Ирину Ооржак,  Аяну  Куулар.

А Светлана Салчак вавгусте  2011 г. арендовала кафе, пригласила на хороший ужин своих одноклассников и учителей, для которых приготовила цветы, подарки, дала возможность пообщаться всем после некоторого перерыва по окончании школы. Присутствовавшие на вечере получили истинное удовольствие от такого общения. И именно в такие приятные минуты чувствуешь себя хорошо, осознавая нужность профессии сурдопедагога людям, живущим наперекор трудной судьбе.

            У меня три дочери, три внука. Конечно, нелегко было вырастить их, дать им полноценное образование, работая на двух работах - в школе и детской поликлинике. Я рада, что дети выросли старательными, целеустремленными, все получили высшее юридическое образование, работают.

            Жизнь стремительно идет вперед, не успеешь оглянуться, как вчерашние мальчишки и девчонки быстро становятся взрослыми людьми, заканчивают школу. И душевное беспокойство за их дальнейшие судьбы никогда не покидает тебя, потому что в них есть частица и моего труда. И всегда искренне радуюсь, когда наши выпускники чего-то хорошего добиваются в жизни…  

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Сурдопедагогика под редакцией Е.Г. Речицкой 

Моё портфолио

Учитель-сурдопедагог

Мои публикации:
Коррекционная педагогика
Материалы к аттестации
Добавить грамоту в портфолио
Портфолио:
Мои альбомы