Конспект индивидуального занятия по РРС и ФПСР для 3 класса на тему "Звуки С-Ш. Осень"
план-конспект на тему

Базыр – Тара Алевтина Шагдыровна

Тема: Текст «Осень».

Формирование произносительной стороны речи.

Цель: дифференциация звуков С,Ш на материале слогов, слов, фраз.

Задачи: Упражнять в слитном произнесении фраз и умения распределять речевое дыхание. Закреплять навык выделения фразового ударения, умения применять правила орфоэпии в речи и добиваться предельно отчетливой артикуляции звуков.  Добиваться более выразительной речи путем работы над мелодикой голоса.

Развитие речевого слуха.

Цель: Развитие рабочего и резервного слуха учащихся. Закрепление  навыка слухо-зрительного восприятия речевого материала занятия, выработка умения различать текст по предложениям. Восприятие частей текста на слух с последующим повторением этой части по предложениям. Воспитание любви к природе, бережного отношения к ней.

 Оборудование: Таблички, картинки, слайды о природе.

 Виды работ: ответы на вопросы, игра,  работа с текстом, с макетом, составление диалога, выполнение поручений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty_zanyatiy_word.docx29.71 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального занятия  по РРС и ФПСР в 3б классе

  1. Ооржак Аида.

Состояние слуха: левое ухо – диапазон воспринимаемых частот 125 – 4000 Гц при средней потере слуха на основных речевых частотах 98 Дб.,

Правое ухо – диапазон воспринимаемых частот 125 -2000 Гц при средней потере слуха на основных речевых частотах 93 Дб.

Диагноз: IV степень глухоты

  1. Ондар Анжелика.

Состояние слуха: левое ухо - диапазон воспринимаемых частот 125 – 8000 Гц при средней потере слуха на основных речевых частотах 90 Дб.,

Правое ухо – диапазон воспринимаемых частот 125 -8000 Гц при средней потере слуха на основных речевых частотах 82 Дб.

Диагноз: IV степень глухоты

Тема: Текст «Осень».

Формирование произносительной стороны речи

Цель: дифференциация звуков С,Ш на материале слогов, слов, фраз.

Задачи: Упражнять в слитном произнесении фраз и умения распределять речевое дыхание. Закреплять навык выделения фразового ударения, умения применять правила орфоэпии в речи и добиваться предельно отчетливой артикуляции звуков.  Добиваться более выразительной речи путем работы над мелодикой голоса.

Развитие речевого слуха

Цель: Развитие рабочего и резервного слуха учащихся. Закрепление  навыка слухо-зрительного восприятия речевого материала занятия, выработка умения различать текст по предложениям. Восприятие частей текста на слух с последующим повторением этой части по предложениям. Воспитание любви к природе, бережного отношения к ней.

 Оборудование: Таблички, картинки, слайды о природе.

 Виды работ: ответы на вопросы, игра,  работа с текстом, с макетом, составление диалога, выполнение поручений.

Ход  урока

I. Организационный момент.

- Поздоровайтесь с гостями.        – Здравствуйте.

- Девочки, вы готовы к занятию?    - Да, мы готовы.

- Аида, спроси у Анжелики, она готова к уроку.

Аида: Анжелика, ты готова к уроку. – Анжелика: - Да, я готова. А ты Аида? – Я тоже готова к уроку.

- Анжелика, спроси у Аиды, что будем делать на уроке.

Аида: На уроке мы будем …

Сообщение темы урока.

          - Сегодня мы будем повторять звуки   Ш,  С. Постарайтесь хорошо говорить в течении урока эти и другие звуки на материале темы урока.

         

- Девочки, узнайте у меня тему урока.

- А.Ш., скажите, пожалуйста, какую тему будем изучать сегодня?

- Какое сейчас время года?

- Осень.  Да, сегодня мы будем говорить об осени, о прекрасном времени года.

II. Дыхательно-голосовые упражнения.

        Выполните движение. Вместе протяжно скажем: Ш______ , С______(с фоно)

Скажите слитно на одном выдохе асасасасас…   ашашашаш…

- Где Саша?       - Саша дома.

- Не___т.           – Саша в классе.

III. Слуховая дифференцировка.

СА - ША

САД - ШАЛАШ

IV. Артикуляционная дифференцировка.

- Будем играть.

Летом, когда дует ветер.  Лес шумит: ш____    ш_____;

Кукла спит: ш____  ш____

Мама спит: ш___  ш____

Гусь шипит: ш___  ш____;     насос: с________

Ш___    ш___а                  -      с____а              с_____     ш___о                         с____о

             ш___у                         с____у

Работа с учебником.  Стр. 122 «Произношение» 2кл.

        

 

II. РСВ  - Будем заниматься. Слушайте меня внимательно.

- Какое сейчас время года?            - Осень.

- Почему ты так думаешь?  (На улице стало холодно, часто идут дожди, листья на деревьях стали красными и жёлтыми, люди надели тёплую одежду, дети пошли в школу).

- Анжелика, спроси у Аиды, какая сейчас осень?

Аида: Сейчас поздняя осень.

- Почему ты так думаешь?    - Стало холодно, с полей и садов убрали урожай, птицы улетают на юг, звери готовятся к зиме, деревья стоят голые. Небо серое, пасмурное. Идет дождь со снегом. (отвечают обе ученицы)

Работа с табличками:

- Слушай и говори: ас, ос – красными,  осень;

Осень.   На деревьях листья стали красными и жёлтыми.

Ош, уш -  пошли, дождь; слушай.

Дети пошли в школу. Слушай внимательно.

Послушайте мелодию.    Включить музыку.  

– По характеру какая музыка?     - Спокойная, грустная, торжественная.  

-  Правильно. Эта мелодия об осени.

-Хорошо поработали, а сегодня мы продолжим работу над темой «Осень». 

Сентябрь – первый осенний месяц. Наступила золотая осень. Пожелтели и покраснели листья у деревьев. Чист и прозрачен воздух. Улетают птицы.

Октябрь – месяц дождливой и холодной погоды. Дни стали короче, а ночи длиннее. Давно улетели птицы в тёплые края. В октябре заканчивается листопад. Пустеют поля. Наступила поздняя осень.

Ноябрь – последний месяц осени. На улице холодно. Ночи теперь длинные, а дни короткие.  Замерзает река. Опустели леса и поля. Природа готовится ко сну.

- Что вы услышали?  (уч-ся говорят, что восприняли)

Аида, спроси у Анжелики, что она услышала.

Аида: А., что ты услышала?  - Я …    -А ты Аида, что услышала?

Послушай, повтори.

Сентябрь. Первый осенний месяц.  Улетают.  Улетают птицы. Листопад. Пустеют поля. Ноябрь – последний месяц осени.

Скажи правильно:

Заканчивается листопад

закан

заканчива

заканчивается

Заканчивается листопад

- Листопад – какое здесь правило орфоэпии?

- Безударное О говорим как А.

 Работа с макетом. Посмотрите на макет. – Как вы думаете, какое время года на макете?   - Здесь осень.

- Правильно. – Что вы видите на макете?  - Где?  - В лесу.     - Звери какие?   - Какие ещё звери живут в лесу?

Работа по содержанию текста.

  1. О чём говорится в тексте?
  2. Назовите осенние месяцы.
  3. Анжелика, расскажи о сентябре. Аида, а ты расскажи об октябре.
  4. Расскажите о ноябре.
  5. Назовите приметы поздней осени.
  6. Покажите, как падают осенние листья.

Задания – поручения:

Работа с логическим ударением. Слушай.

 Давно улетели птицы в         ТЁПЛЫЕ края.

 На каком слове падает логическое ударение? Подчеркни.

А сейчас вы попробуйте составить диалог об осени. Анжелика, ты начинай. (учащиеся составляют диалог, оказывать помощь при затруднении. Перед ними разрезной текст).

- А сейчас прочитайте диалог.

( - Ан.: Аида, какое сейчас время года?      А:  - Сейчас осень.

Ан., назови осенние месяцы.     – Осенние месяцы …

- Аида, какая погода в сентябре?    - В сентябре тепло, небо голубое,  чистое, деревья красивые -  разноцветные. – А ты Анжелика, расскажи об октябре.  

Ан.: - Октябрьмесяц дождливой и холодной погоды. Пустеют поля.

Аида: Ноябрь – последний месяц осени. Природа готовится ко сну.

- Девочки, какой мы сделаем вывод по теме урока?

Вывод: Хороша золотая осень, но она продолжается недолго.

В середине осени птицы улетели, собран урожай. В конце осени природа готовится ко сну.

Итог занятия:  - Что мы делали на уроке?    - Мы слушали, …

- О чём говорили?      - …

- Какие звуки сегодня повторяли?      – Звуки С, Ш.

- Вы занимались очень хорошо. Попрощайтесь с гостями.

                        - До свидания.

        ГБОУ СКО ШИ I вида для неслышащих детей г. Кызыла

Конспект индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи для уч-ся 3б класса.

 

                 Учитель-дефектолог: Базыр-Тара А.Ш.                                 

             

Кызыл – 2015

Сентябрь – первый осенний месяц. Наступила золотая осень. Пожелтели и покраснели листья у деревьев. Чист и прозрачен воздух. Улетают птицы.

Октябрь – месяц дождливой и холодной погоды. Дни стали короче, а ночи длиннее. Давно улетели птицы в тёплые края. В октябре заканчивается листопад. Пустеют поля. Наступила поздняя осень.

Ноябрь – последний месяц осени. На улице холодно. Ночи теперь длинные, а дни короткие.  Замерзает река. Опустели леса и поля. Природа готовится ко сну.

- Какое сейчас время года?            - Осень.

- Почему ты так думаешь?  (На улице стало холодно, часто идут дожди, листья на деревьях стали красными и жёлтыми, люди надели тёплую одежду, дети пошли в школу).

- Анжелика, спроси у Аиды, какая сейчас осень?

Аида: Сейчас поздняя осень.

- Почему ты так думаешь?    - Стало холодно, с полей и садов убрали урожай, птицы улетают на юг, звери готовятся к зиме, деревья стоят голые. Небо серое, пасмурное. Идет дождь со снегом. (отвечают обе ученицы)

Вывод: Хороша золотая осень, но она продолжается недолго.

В середине осени птицы улетели, собран урожай. В конце осени природа готовится ко сну.

- Анжелика, спроси у Аиды, какая сейчас осень?

Аида: Сейчас поздняя осень.

- Почему ты так думаешь?    - Стало холодно, с полей и садов убрали урожай, птицы улетают на юг, звери готовятся к зиме, деревья стоят голые. Небо серое, пасмурное. Идет дождь со снегом. (отвечают обе ученицы)

- А сейчас прочитайте диалог.

( - Ан.: Аида, какое сейчас время года?      А:  - Сейчас осень.

Ан., назови осенние месяцы.     – Осенние месяцы …

- Аида, какая погода в сентябре?    - В сентябре тепло, небо голубое,  чистое, деревья красивые -  разноцветные. – А ты Анжелика, расскажи об октябре.  

Ан.: - Октябрьмесяц дождливой и холодной погоды. Пустеют поля.

Аида: Ноябрь – последний месяц осени. Природа готовится ко сну.

 Работа с табличками:

- Слушай и говори: ас, ос – красными,  осень;

Осень.   На деревьях листья стали красными и жёлтыми.

Ош, уш -  пошли, дождь; слушай.

Дети пошли в школу.

Слушай внимательно.

Скажи правильно:

Заканчивается листопад

закан

заканчива

заканчивается

Заканчивается листопад

- Листопад – какое здесь правило орфоэпии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия по ррс и фпср

Тема: Автоматизация звука ш  в разных позициях. Тема: "Здоровье"...

Конспект индивидуального занятия по РРС и ФПСР Тема: Ритм. Звуки: Ё; С.Восприятие чисел.

МАтериал будет интересен педагогам специальных коррекционных учреждений первого и второго вида...

Конспект индивидуального занятия по РРС и ФПСР для 5 класса на тему "Тыва и Россия вместе 70 лет"

Индивидуальное занятие – одна из форм развития слухового восприятия речи.Целью работы является усиление слухового компонента в слухо-зрительном комплексном восприятии речи окружающих людей, овладение ...

Конспект индивидуального занятия по РРС и ФПСР для 2 класса на тему "Звуки Т и Л. В октябре"

Конспект открытого индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи в 2б классе.Тема: Звук «Т»Тема: «В октябре». Цель: Коррекция звука Т в слогах, с...

Конспект индивидуального занятия по РРС и ФПСР для 4 класса на тему "Звук С. А.С. Пушкин. Стихотворение "...Уж небо осенью дышало"

Конспект открытого индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи в 4б классе.Тема урока: Звук «С», буквы С, с. «А.С. Пушкин». Стихотворение «…Уж небо ...

Конспект индивидуального занятия по РРС и ФПСР для 1 класса на тему "Звук К"

Планируемые образовательные результаты:Личностные: осознание собственных возможностей и ограничений жизнедеятельности, обусловленных нарушениями слуха;Предметные: тренировать учащегося в чтении слогов...