Александрова Марина Геннадьевна

сайт учителя математики, методиста

Профессия: учитель начальных классов, методист

Профессиональные интересы: профессиональный рост

Увлечения: туризм

Регион: Санкт-Петербург

Населенный пункт: Санкт-Петербург

Место работы: ГБОУ школа №339

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/aleksandrova-marina-gennadevna
«Ребенок – это не пустой сосуд, который нужно наполнить, но факел, который нужно зажечь»
Плутарх

Мое педагогическое кредо определяет цитата из Плутарха. Первая часть цитаты показывает, что для меня набор знаний в головке ученика не является главной педагогической целью. Хотя с нас (учителей) и с детей постоянно требуют именно это.

Для меня важна связь с жизнью и практическая направленность образования. Ведь главное не «что?», а «как?». Если ребенок задает вопрос «как?» и «почему?», значит, он вышел на новый уровень понимания знания. Более глубокие и  осознанные знания возникают в процессе практической познавательной деятельности, на которой будет строиться все их дальнейшее самообразование. 

Поэтому для меня возник вопрос: как перестроить свою педагогическую деятельность, чтобы услышать от учеников как можно больше вопросов «почему?» и «как?». Этот вопрос лег в основу моей новой методической темы: «организация внутренней мотивационной деятельности младшего школьника, как основного условия перехода на развивающее обучение, через самостоятельную работу учащихся, воспитания навыков самоконтроля и самооценки».

Деятельность учителя – одна из наиболее сложных и ответственных. Каждодневно мне приходится решать широкий круг задач обучения, воспитания и развития учащихся, которые общество выдвигает перед средней образовательной школой.

Как известно, одной из главных задач учителя – является донесение до учащихся знаний, т.е. обучение. Но каждый учитель пытается это делать по-своему, чтобы это было интересней, лучше и полезней для детей.

В этих условиях поиска особенно остро ощущается необходимость в целеустремленном нахождении и выборе таких методов и приемов работы с учащимися, которые не только обеспечивали бы высокое качество достигаемых результатов, но и одновременно вели не к перегрузкам, а к сокращению затрат времени и усилий учителей и учащихся.

Задача повышения эффективности качества обучения требует, чтобы все педагоги переходили от стереотипного, индуктивного, ассоциативного подходов к научно – обоснованному выбору оптимальных вариантов построения учебно-воспитательного процесса.

Термин «оптимальный» означает наилучший для данных условий. Под оптимизацией учебного процесса надо понимать не какую – то новую форму или новый метод обучения, а специальную процедуру действий педагога по обоснованию и осуществлению в конкретных условиях наиболее эффективных и качественных решений учебно – воспитательных задач при минимально необходимых затратах времени учителя и учащихся.

Психолого-дидактические исследования коллективов ученых под руководством А.В. Запорожца, Л.В. Занкова, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Д.Б, Эльконина, Н.Т. Талызиной и других привели к основополагающему выводу: «познавательные способности учащихся практически неисчерпаемы, и многие из них поддаются целенаправленному воздействию и развитию через качественное, сущностное изменение процесса обучения и его содержания».

В связи с этим мне вспоминается образное выражение А.Н. Леонтьева «прожить обучение». Что говорит о том, когда обучение становится частью личной жизни учащегося, приобретает для него глубокий практический смысл.

Таким образом, перед обновляющейся школой стоит совершенно определенная задача: надо организовать процесс обучения так, чтобы учение стало для ребенка одной из ведущих личностных потребностей, определяющихся внутренним мотивом; без этого нереально изменить процесс обучения и характер познавательной деятельности.

Одним из благоприятных условий для решения задачи оптимального построения процесса обучения являются перестройка учебного процесса, интеграция науки и практики, появление новой цели: воспитание всесторонне развитой личности, а также интенсивная разработка новых технологий обучения, появление различных систем развивающего обучения.

На смену информационно-объяснительному способу обучения, как базовому, приходит деятельностно - практический, в основе которого – самообучение школьника. При этом изложение учителем готовой информации не исключается из учебного процесса, но место и роль этого приема меняются. Подача готовой информации применяется главным образом для того, чтобы увлечь  обучающихся идеей предстоящей работы, настроить их на изучение нового материала.

Я стараюсь перейти от такой привычной и удобной авторитарной педагогики (учитель субъект -  ученик объект) к гуманистической, где учитель и ученик выстраивают между собой субъект - субъектные отношения.  Это желание подводит меня к переходу к новым способам обучения – технологиям развивающего обучения. (Конечно, это происходит очень медленно, ведь приходится перестраиваться не только мне, но и ребятам. Не каждый урок у нас получается, но когда мы добиваемся цели, то радуемся совместному успеху).

Развивающее обучение понимаю как саморазвитие личности. На первый план выходит самостоятельная работа учащихся, самоконтроль и последующая самооценка. Только то, что пропустил через себя, оценил свои возможности, будет настоящим достоянием ребенка.

Конечной целью своей работы  вижу становление ученика как субъекта познавательной деятельности, когда он окажется в силах самостоятельно поставить цель своей деятельности, актуализировать необходимые знания и способы деятельности, планировать и корректировать, а также соотнести результат с эталоном.



 

 

О себе


Книги, которые сформировали мой внутренний мир


Мой взгляд на мир


Мои достижения


Моё портфолио

Я, Александрова Марина Геннадьевна, учитель начальных классов высшей категории, образование высшее педагогическое.

Свою педагогическую деятельность выстраиваю, руководствуясь Законом РФ «Об образовании», Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, образовательной программой и программой развития школы.

Серьезное внимание уделяю  самосовершенствованию и работе по повышению уровня профессионального мастерства через самообразование и регулярное посешение курсов повышения квалификации, а так же переподготовки.

Принимая детей в первый класс, я ставлю перед собой цель сформировать в каждом из своих будущих выпускников социально адаптированную личность с активной жизненной позицией, то есть  ученик является субъектом своей деятельности. Одной из образовательных технологий, поддерживающей компетентностно-ориентированный подход в образовании, развитие самостоятельности является технология работы с портфолио. Поэтому тема моей методической работы – «Портфолио младшего школьника – как основа его саморегуляции и внутренней мотивации при реализации ФГОС начального образования».

При формировании детского коллектива обращаю особое внимание на развитие доброжелательных и творческих отношений между детьми. Этому способствует система  бесед, классных часов, экскурсий, коллективно-творческих дел. Провожу мероприятия  на социально-значимые темы, касающиеся профилактики дорожно-транспортного травматизма, таких «социальных» заболеваний, как алкоголизм, токсикоманию.

2006 – 2013 учебные годы я работаю по учебно-методическому комплекту «Школа России», который позволяет формировать у учащихся познавательную мотивацию к учебе, создавать современные представления об окружающем мире.

С целью  активизации познавательной активности  учащихся  на уроках практикую    приемы  частично-поискового метода: задания на подтверждение правильности выводов, на поиск ошибки в рассуждениях. Владею приемами, характерными, как для репродуктивного метода обучения (задания на индивидуальное речевое проговаривание, на приведение собственных примеров), так и проблемного метода обучения (постановка проблемного вопроса, рассуждение). Выбор методов осуществляю в соответствии с темой  и типом урока.  Владею системой отбора материала к уроку, умением его структурировать.

На протяжении обучения учащихся провожу анализ усвоения учебного материала.  По результатам ввожу задания в зависимости от уровня обученности детей.  Таким образом, дифференцированный подход в обучении позволяет задействовать каждого ученика  на каждом  уроке.

Владею  нестандартными технологиями в обучении, в том числе и информационными. Так, включенные в процесс обучения компьютерные презентации в среде Power Point позволяют оптимально соотносить традиционные и  инновационные методы обучения, что несет  прогнозируемый  результат в развитии познавательной и эмоционально-волевой сферы ребенка. С опорой на информационные технологии  самостоятельно разработала и провела ряд уроков  и внеклассных занятий по предметам «Математика», «Русский язык», «Окружающий мир». Создание новых средств получения информации дает толчок для  развития активной творческой деятельности учащихся. Кроме того, такой подход стимулирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в своих возможностях.

Со второго года обучения  на всех учащихся класса заведены индивидуальные детские портфолио, которые позволяют судить об успехах каждого ученика  и стимулируют  познавательную активность.

При организации учебно – воспитательного процесса руководствуюсь соответствием учебной нагрузки учащихся.  В течение дня организую  режим занятий с учетом динамики умственной работоспособности, поддерживаю двигательную активность детей: провожу  на уроках физкультурные паузы, в которых есть элементы гимнастики для рук, глаз, упражнения для формирования правильной осанки, подвижные игры на переменах, благодаря чему снижается утомляемость, повышается эмоциональный настрой и работоспособность, что  в свою очередь способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся.  

Работаю в тесном контакте с родителями. На родительские собрания подготовила цикл лекций по педагогике, психологии, физиологии и гигиене; педагогические практикумы по рассмотрению различных ситуаций воспитания ребенка в семье и школе. По запросам родителей, были организованы встречи с психологом школы,   который помог раскрыть психологический аспект воспитания, развития детей. В классе организован родительский комитет. Родители учеников - мои первые помощники в подготовке внеклассных мероприятий, экскурсий, подготовке кабинета к новому учебному году. 

Значимость и эффективность моей педагогической деятельности вижу в том, что она позволяет решить цели и задачи модернизации содержания образования. Модернизировать образование – значит привести его в соответствие с современными требованиями. 

Мои публикации:
Воспитательная работа
Математика
Материалы МО
Общепедагогические технологии
Русский язык
Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы