В данной работе описано исследование по использованию легенд при изучении географических объектов Республики Казахстан.
В работе выявлены эффективные условия изучения географии родного края через использование топонимических легенд, раскрыты эффективные методы и приёмы достижения поставленных целей, представлен широкий системный материал об одной из разновидностей несказочного прозаического фольклора – легенде.
Вложение | Размер |
---|---|
tema_legendy_kak_sposob_izucheniya_istorii_rodnogo_kraya.doc | 93.5 КБ |
zashchita_nou.ppt | 1.39 МБ |
«Қостанай қаласы әкімдігінің білім бөлімінің №18 орта мектебі» ММ
ГУ «Средняя школа №18 отдела образования акимата города Костаная»
Тақырыбы: Аңыздар туған өлкенің тарихы мен
географиясын оқыту тәсілі ретінде
Тема: Легенды как способ изучения
истории и географии родного края
Өнер туралы ғылым
«Наука об искусстве»
Орындаушы: 2 «Б» сынып оқушысы Синица Алина
Исполнитель: ученица 2 класса «Б» Синица Алина
Жетекші Шарафутдинова Е.А.
Руководитель: Шарафутдинова Е.А.
Қостанай, 2010
Костанай, 2010
Аннотация
В данной работе описано исследование по использованию легенд при изучении географических объектов Республики Казахстан.
В работе выявлены эффективные условия изучения географии родного края через использование топонимических легенд, раскрыты эффективные методы и приёмы достижения поставленных целей, представлен широкий системный материал об одной из разновидностей несказочного прозаического фольклора – легенде.
Авторами данной работы был проведен эксперимент на базе средней школы №18 г. Костаная среди учащихся 2 «Б» класса, целью которого было наблюдение над развитием представлений второклассников о географических объектах Казахстана через ознакомление с топонимическими легендами казахского народа. Результаты эксперимента представлены в четырех таблицах и круговых диаграммах.
Работа состоит из двух глав. В первой главе раскрывается сущность проблемы, классифицируются легенды, как процесс познания окружающего мира. Во второй главе описана организация и содержание исследова ния по данной теме. В работе также есть приложение, в которое вошли сборники «Легенды моего края», «Топонимический глоссарий», а так же настольная игра-путешествие «По страницам легенд».
Оглавление
Введение ……………………………………………………………………. 4
Заключение …………………………………………………………………20
Список использованной литературы………………………………………21
Приложения
Введение.
В современном мире все более увеличивается интерес к неписьменным источникам (изобразительным, устным и др.) В устном поэтическом творчестве всех народов особое место занимают легенды и предания, являющиеся одним из наиболее интересных и значительных жанров несказочной прозы.
Легенды передаются устно, публикуются в средствах массовой информации, их можно встретить в литературе краеведческого характера. Несмотря на известность легенд, они еще не стали объектом систематического историковедческого изучения. Это и обуславливает актуальность выбранной темы исследования.
В данной работе мы поднимаем вопрос о возможности использования легенд при изучении географических объектов нашей республики.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что ознакомление учащихся с легендами о происхождении географических объектов повысит интерес школьников к изучению географии и истории родного края.
Предметом настоящей работы являются топонимические легенды – легенды о происхождении географических объектов - различных местностей, рек, озёр, гор Казахстана.
Целью работы является всестороннее рассмотрение этого материала в качестве исторического источника по изучению географии и исторической памяти Республики Казахстан.
Эта цель подразумевает решение следующих задач:
Методы исследовании:
Научная новизна работы заключается в изучении географических объектов нашей Родины через знакомство с топонимическими легендами.
Структура работы определяется целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и трех приложений.
Мы живем в интересное, прекрасное время. Оно прекрасно тем, что нам доступны некоторые поражающие воображение тайны древнейших людей. Они включают в себя столь многие и могучие знания, что даже ученые нашего времени удивлены глубинами и точностью сведений древних о Космосе, его эволюции, об истории развития нашей планеты Земля, о человеке, о происхождении географических объектов.
Все вымышленное человеком в древности легко умещается в три жанра: мифы, легенды и сказки. Эти жанры имеют много общего, хотя во многом различаются между. В сказках много фантастического: животные разговаривают человеческим языком, происходят различные чудеса, батыры борются не только с вражеским войском, но и с драконами, духами и другими чудовищами, порожденными народной фантазией.
В отличие от сказок, мифы раскрывают нам представление мира древними народами.
Легенда (от ср.-лат. legenda «собрание литургических отрывков для ежедневной службы») — одна из разновидностей несказочного прозаического фольклора; поэтическое предание о каком-нибудь историческом событии. В переносном смысле относится к овеянным славой, вызывающим восхищение событиям прошлого. Как правило, содержит дополнительный религиозный или социальный пафос.
Легенда — приблизительный синоним понятия миф; эпический рассказ о происходившем в незапамятные времена; главные герои рассказа — обычно герои в полном смысле слова, часто в событиях непосредственно участвуют боги и другие сверхъестественные силы. События в легенде нередко преувеличиваются, добавляется много вымысла. Поэтому учёные не считают легенды полностью достоверными историческими свидетельствами, не отрицая, впрочем, что в большинстве своём легенды основаны на реальных событиях.
Легенды, как правило, были устными рассказами, часто положенными на музыку; передавались из уст в уста, обычно бродячими сказителями. Позднее множество легенд было записано.
Поскольку, когда о ком-либо слагали легенды, это означало общественное признание его деяний, это слово приобрело дополнительный смысл: так называют получивших общественное признание и почёт события и деятелей (например, легенда рока).
Природа и жизнь - источники человеческой фантазии. Обычно в основе всякой легенды лежит исторический опыт, нечто уже пережитое человеком.
Легенды как никакое другое искусство может быть средством для исследования истории отдельных народов, поскольку в легендах зафиксированы события прошлого. В том числе и действительно исторические.
Первые легенды возникли очень давно, и с каждым новым тысячелетием они проходили весь период изменения от простого к сложному.
В легендах отражена и реальная жизнь народа, и взаимоотношения между людьми. Объясняя строение мира, легенды одновременно помогали человеку. Когда древние кочевники перегоняли свои стада и табуны с пастбища на пастбище, то, глядя ночью на звезды огромного степного неба, они ориентировались по ним в этом бесконечном пространстве. Каждой звезде кочевники давали свои имена: Темир Казык - Железный Кол - Полярная Звезда; Аспан Кайыгы - Небесная ладья - Большая Медведица.
Для чего же человек создавал мифы, легенды, сказки? Только ли художественное восприятие человеком мира их породило? Нет ли тут конкретных практических причин?
Рождается ребенок, и старшие по возрасту оберегают сознание растущего существа от реальной жизни, рассказывая ему различные легенды, мифы и сказки, по-своему объясняя мир и тем самым подготавливая его к будущим трудностям.
Бывает, что некоторые исторические личности в литературных или научных произведениях превращаются в легенды и наоборот. В казахской литературе таковы образы Коркута, Алаша-хана, реальность которых вызывает у некоторых исследователей большое сомнение: в исторических хрониках их имена не найдены...
Образность легенд присутствует в нашей современной повседневной жизни в виде обычаев и обрядов, благодаря языку от поколения к поколению передаваясь через пословицы и поговорки. Многие слова и выражения пришли к нам из далекого исторического и мифологического прошлого, бытуют в языке, мы пользуемся ими каждый день, нисколько не задумываясь над их древним содержанием.
Произведения казахской несказочной прозы представляют интерес, как в познавательном, так и в эстетическом отношении. Их связь с действительностью проявляется в историзме и мировоззренческой направленности.
Мировоззренческий пласт казахских легенд представлен сюжетами мифологического характера: космогоническими, этиологическими и топонимическими.
Легенды
Космогонические.
Основу космогонических легенд составляют сюжеты о небесных светилах. Они сохранили черты очень древних мифологических представлений об их связи с животными и людьми земного происхождения. Так, например, согласно легендам, созвездие Большая Медведица – семь девушек-красавиц, которые при виде царя дэвов в испуге прыгнули на вершину горы и оказались на Небе.
Этиологические.
Этиологических легенд о происхождении растений, животных и птиц собрано немного. По мифологическому содержанию казахская легенда созвучна с легендами многих народов.
Топонимические.
Значительное место в народной несказочной прозе занимают топонимические предания и легенды разных типов. К ним, например, относится записанная легенда о том, что название озера Ботакара (в русском переводе – чёрный верблюжонок) произошло оттого, что там будто бы чёрный верблюжонок, отправившись на водопой, увяз в болотистых берегах речки Уткыль-саз и погиб, а также легенда «Кансуйек», записанная в деревне Токаревка, о том, что на этом месте сошлись в бою два казахских племени. Побеждённые покидали поле боя, проклиная его словами: «Кан суйек», что в переводе, якобы, означает «кость в крови».
В топонимических легендах, как и в космогонических, природа поэтически одушевляется. Реки разговаривают, спорят, сердятся, ревнуют, плачут («Легенда о Сыр-Дарье и Аму-Дарье», «Танцующие березы»).
Происхождение гор, рек, городов в казахских легендах нередко связывается с творчеством казахского народа («Легенда о домбре», «Шешенкара»), с любовными историями («Загадочная скала Жумбактас», «Или и Каратал», «Легенды о Костанае»).
История и фольклор казахского народа всегда развивались в тесном взаимодействии с историей и устным творчеством других народов населяющих земли Казахстана. Итак, легенды и другие устные рассказы, традиционные и современные, теснейшим образом связаны с народной жизнью, с его историей, верованиями, мировоззрением. В них своеобразно отложились разные ступени исторического развития народа и его социального самосознания.
Экспериментальная часть нашего исследования проводилась во 2 «Б» классе СШ №18 города Костаная. Эксперимент предполагает проведение трех основных этапов:
I этап - констатирующий, целью которого является выявление знаний учащихся о географических объектах Казахстана.
II этап – формирующий – работа над проектом «Легенды моего края».
III этап - контрольный, повторное исследование по выявлению знаний учащихся о географических объектах Казахстана, оценка полученных результатов, формулирование выводов, подтверждение гипотезы.
На первом этапе эксперимента мы провели анкетирование учащихся 2 «Б» класса. В опросе участвовало 30 респондентов 8-9 летнего возраста. Ребятам надо было ответить только на два вопроса:
Ответы учащихся мы занесли в таблицы 1, 2 и отобразили в виде круговых диаграмм.
Путешествие по Казахстану – по земле легенд.
Казахстан – земля легенд, сказаний, место возрождения и гибели великих империй. Земля, по которой кочевали племена. Казахстан являлся связующим звеном между Востоком и Западом. А сами казахи – свободолюбивые и любящие мир люди, проявляющие со всей щедростью своё гостеприимство. Ведь, посудите сами, изначально, на Казахской земле никто и никогда не строил крепких стен, шатры всегда были для всех открыты. Может быть, именно поэтому в данной местности буквально парит творчество, находя своё отображение не только в праздничном великолепии, степных просторах, но и в повседневной жизни.
Собравшись в путешествие по земле Казахстана, сначала определитесь с целью. Чего Вы больше всего хотите? Посмотреть города? Увидеть народное творчество? Посетить природные парки? Почувствовать свободу степей и величавость гор?
Путешествие начинается с нашего родного города – Костаная. О возникновении Костаная существует несколько легенд. И практически в каждой упоминается о реке Тобол, что подтверждает принадлежность легенды именно нашему городу (приложение А стр.4-6).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследовательская работа, целью которой было познакомиться с одним из видов казахского фольклора – легендами, изучить топонимические легенды Казахстана, систематизировать материалы (составили два сборника «Легенды моего края» и «Топонимический глоссарий» и настольную игру «»), завершилась, но требует дальнейшего продолжения. Результаты работы обобщены и позволяют сделать вы воды, касающиеся оценки эффективности предлагаемой системы изу чения в начальных классах.
Результаты работы обобщены и позволяют сделать вы воды:
1. Эффективным условием для изучения географии родного края при помощи реализации взаимосвязи с литературным чтением является использование топонимических легенд.
2. Эффективными методом и приёмом достижения поставленных целей были поисковая работа по сбору топонимических легенд Казахстана, систематизация материала и оформление сборников, работа над созданием настольной игры.
3. Методика экспериментальной работы оказалась эффективной.
Данные проведенного эксперимента позволяют говорить, что большинство учащихся заинтересовались изучением географии родного края через изучение топонимических легенд, что подтверждает предполагаемую нами гипотезу.
Все сказанное позволяет сделать вывод, что мы достигли цели нашей работы: познакомились с одним из видов казахского фольклора – легендами, изучили топонимические легенды Казахстана, систематизировали материал – составили два сборника: «Легенды моего края», «Заповедники и национальные парки Казахстана», «Топонимический глоссарий» и настольную игру «По страницам легенд», которые стали итогом нашей работы.
Думаем, что в даль нейшем необходимо будет дополнять материал в сборниках.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Интернет ресурсы:
За чашкой чая
Агния Барто. Сережа учит уроки
Учимся ткать миленький коврик
Рисуем "Ночь в лесу"
Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев