Банзаракцаева Сталина Степановна

Кафедра общественных наук

Моя методическая тема«Исследовательская деятельность как средство формирования ключевых компетенций учащихся»,

Профессия: учитель

Профессиональные интересы: НОУ "Орбита"

Увлечения: Чтение книг по психологии

Регион: Республика Бурятия

Населенный пункт: г.Гусиноозерск

Место работы: МБОУ "Гусиноозерская гимназия"

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/banzaraktsaeva-stalina
Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить.
А. Дистервег

 

I.Общие сведения

 

  • Дата рождения: 08.12.1964г.
  • Место работы: МБОУ «Гусиноозерская гимназия»
  • Должность: учитель истории и общественных наук.
  • Образование: БГПИ имени Д.Банзарова, 1994 г., учитель истории и социально-политических дисциплин.
  • Стаж педагогической работы (по специальности)  27 лет;

                                                          

О себе

 

      ...Вхожу  в класс и вижу десятки глаз своих учеников, следящих за мной, не умеющих прощать равнодушия и лжи. Как библейская истина звучат для меня слова, сказанные В.О. Кольцовым: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь». Мне повезло: я преподаю самый увлекательный, самый интересный, самый поучительный предмет, который нельзя не любить. «Много есть вещей, ведущих человека к совершенству, но ничего так не очищает, не украшает и не исправляет душевно и телесно, как познание. И хотя познание развивается посредством многих наук и искусств, более всего украшает человека и направляет его в гражданской жизни история». История - это проявление души народа, его золотой запас. Ненавязчиво стараюсь сделать так, чтобы впечатления прошлого входили в духовный мир учеников. Они учатся уважению к предкам.. «Народ без прошлого не имеет будущего», хочу, чтобы мои ученики любили свою культуру, семью, край, историю.

История требует личности. Именно через личность история говорит, действует, а в конечном итоге - воспитывает. Сегодняшнему поколению, как и любому другому, нужен идеал. И надежной основой для создания его является история.

 


Книги, которые сформировали мой внутренний мир

 

Анализ  и оценка условий  профессиональной  деятельности

      Стремление создать наилучшие условия для развития творческих способностей учащихся, их профильную компетентность нашли отражение в пересмотре учебной программы; введение элективных курсов, спецкурсов и других форм занятий; обогащение внеклассной деятельности через организацию исследовательской деятельности, которую рассматриваю как инновационную образовательную технологию. После предварительного анализа рекомендованных учебных программ и учебников мною разработаны и реализуются модифицированные программы по истории и обществознанию профильных историко-правового  8-11 классов, а также авторские  программы:

Вид творческой работы

Тема (направление, идея…)

Наличие отзыва

1

  Программа

 элективного курса

 

«История Отечества: люди, идеи, решения»

Экспертиза в ГОУ ВПО БГУ на каф. Истории и культуры Бурятии, одобрены и рецензированы доцентом,  к.и.н А.В. Козулиным.

 

История России в лицах»

 

Экспертиза в ГОУ ВПО БГУ на каф. Истории и культуры Бурятии, одобрены и рецензированы доцентом,  к.и.н А.В. Козулиным.

 

«Великие тайны прошлого»

 

Экспертиза в ГОУ ВПО БГУ на каф. Истории и культуры Бурятии, одобрены и рецензированы доцентом,  к.и.н А.В. Козулиным.

 

«Налоги. Налоговое законодательство»

Рецензия преподавателя кафедры социально-политических дисциплин ГОУ

 ДПО «БИПиПРО»

М.В.Бадмаева.

 

2

Интегрированный практикум

 

«Введение в научно-исследовательскую деятельность»

 

Экспертиза в ГОУ ВПО БГУ на каф. Истории и культуры Бурятии, одобрены и рецензированы доцентом,  к.и.н А.В. Козулиным.

 

Мой взгляд на мир

 

Проектирование уроков является одним из значимых компонентов в моей педагогической деятельности. Урок как проект основан на элементах многих современных педагогических технологиях: личностно – ориентированного подхода (И.С. Якиманская), проблемного обучения (Д. Дьюи, М.И. Махмутова, И. Я. Лернер), педагогики сотрудничества (Ш. А. Амонашвили, С.Т. Шацкий).

В своей педагогической практике применяю  проблемном изложении, что предполагает организацию диалога на уроке. Основой для него становится разработка системы заданий и подача материала, при которой учащимся предлагается определить свое отношение к историческим объектам и знаниям о них. Разрабатываю задания  с учетом возрастных и индивидуальных особенностей  учеников (или группы), при общей познавательности цели и содержания, имеющие разную степень трудности. Чтобы  показать логику развития событий, задаю риторические вопросы, заставляя  класс сопереживать. Заголовки, сформулированные как альтернативные  вопросы, создают проблемные ситуации, побуждают учеников следить за развитием конфликта. Например: «И французы и русские приписывают себе победу в Бородинском сражении. Кто же победил в битве?» Проблемное обучение представляет собой систему проблемных ситуаций, в ходе решения которых ученик овладевает содержанием предмета. Как создать такую ситуацию? Можно использовать факты, идеи, вызывающие удивление, кажущиеся парадоксальными, поражающие своей неожиданностью. Например: Виктор Суворов, автор “Ледокола”, “Дня М” и т. д. предлагает убрать памятник Г. К. Жукову в Москве, называя Жукова клеветником. Разве выдающийся полководец Великой Отечественной войны не заслуживает памятника? На этом факте необходимо заострить внимание, т. к. многими людьми появление такой литературы воспринимается не как одна из версий, а как наконец-то открытая истина. Или создать ситуацию конфликта, когда новые факты и выводы вступают в противоречие с устоявшимися в науке теориями и представлениями. Например: Почему долгие годы советское руководство отрицало факт существования секретного дополнительного протокола? Ситуацию неопределенности можно создать, когда проблемное задание содержит недостаточное количество данных для его решения. Расчет делается на сообразительность и интуицию учащихся. Например: В истории известен факт, что отец Владимира Мономаха знал пять иностранных языков. Как звали отца Владимира Мономаха и какие это могли быть языки? Можно создать ситуацию предположения, которая основана на возможности выдвинуть собственную версию о причинах, характере, последствиях исторических событий. Допустим такое: В условиях феодальной раздробленности конца XIV–начала XV веков творил русский художник Андрей Рублев. На своих иконах и фресках он изображал сюжеты, говорившие о мире и единении между людьми, призывавшие к согласию и взаимной любви. Какая была связь между эпохой и творчеством Андрея Рублева?

Таким образом, на конкретных примерах рассмотрены типы проблемных ситуаций, без которых проблемное обучение невозможно. Однако проблемное обучение не ограничивается созданием проблемной ситуации. Т. Л. Кудрявцев отмечает, что основу проблемного обучения составляет понятие проблемной ситуации и способы ее разрешения. Формами решения проблемных ситуаций могут быть: проблемные задачи и задания, проблемная лекция, задачи исследовательского характера, дискуссии, работа с историческими документами.

Решение проблемных ситуаций можно организовать через проведение нетрадиционных форм уроков. Например, в 11 классе в теме “Первая русская революция 1905–1907 годов” изучается вопрос о многопартийности в России. Множество партий, программы которых запомнить сложно. Поэтому в ходе эвристической беседы в тетрадях оформляется таблица. После заполнения первой колонки таблицы класс делится на пять “групп-партий” и, используя литературу, самостоятельно изучает программу своей партии, заполняя таблицу. На следующем уроке ставится проблемный вопрос. Каковы особенности становления первой российской многопартийности? Урок можно провести в форме митинга, где учащиеся, представляя ту или иную партию, раскрывают ее программные установки, агитируют за вступление в нее, подчеркивая ее преимущества перед другими партиями, критикуют политических соперников, а также отвечают на вопросы, которые возникают в ходе выступлений. На уроке развертывается острая дискуссия, особенно по аграрному и национальному вопросам (важно, чтобы учащиеся при выступлениях и в ходе дискуссии соблюдали принцип толерантности).

Такая форма работы позволяет включить в активную деятельность всех даже слабых учащихся, позволяет понять сложность решения этих проблем, а также понять, почему I и II Государственные Думы не смогли решить эти проблемы. После обсуждения учащиеся самостоятельно должны определить особенности первой русской многопартийности.

Определенный потенциал для создания проблемных ситуаций содержится в обозначении темы уроков:

“Дней Александровых прекрасное начало”. (А. С. Пушкин)

От “горячей войны” к “холодной”.

Можно ли считать разоблачение культа личности ликвидацией тоталитарного режима?

Можно ли считать время Л. И. Брежнева – временем “застоя”?

М. С. Горбачев – великий реформатор XX века или человек, разваливший СССР?

“Распад или развал СССР”?

    Можно после раскрытия темы учителем, самим учащимся предложить главную проблему урока и составить вопросы к теме, проблемного характера.Проблемная ситуация, поставленная в начале урока, формирует дух поиска, умение анализировать и систематизировать. Учащиеся привыкают не механически заучивать, а  осмысливать учебный материал. Познавательные задачи  не только активизируют творческую деятельность учащихся, но и обеспечивают более глубокое и прочное усвоение знаний. Работа с познавательными задачами дает эффект только при соблюдении следующих условий:

-задачи должны обладать информативностью;

-задачи должны быть доступны учащимся по содержанию и по форме;

-решение задач должно развивать мышление учащихся.

Мои достижения

Как писал Ушинский, «только личность может воспитать личность». И мне ясно, хороший учитель всегда учится сам. Учится, работая над собой, учится, когда передает свои знания другим. «Чтобы открыть перед учеником искорку знаний, учителю надо впитать море света, ни на минуту не уходя от лучей сияющего солнца знаний» В.А. Сухомлинский. Участие учителей в профессиональных конкурсах – это тоже один из путей формирования инновационной культуры педагога, возможность осознания своей деятельности, умения щедро представить свои находки, поделиться опытом с окружающими.

1. "Учитель года -2008"- 03.2008г.- Грамота за 2место. 

2.Конкурс «НОУ как институциональная форма организации учебно-познавательной деятельности в школе»,

РОО «Ассоциация педагогов-исследователей» в 2008г. Дипломант

3.Международный проект по проблеме межкультурной коммуникации-10.2008г.Грамота за активное участие.

 4. Республиканского конкурса «Педагогическая элита» 2009г. -Победитель.

 5. Конкурс ПНПО «Лучший учитель России». в 2009г. -Победитель. 

6. Районный конкурс урок по истории, посвященный 65-летию Победы ,

Тема урока « Три ратных поле славы» в 10 классе -04.2010г.- 1 место в районе. 

7. Районный смотр-конкурс кабинетов истории в 2010г.-II место в районе. 

Моё портфолио

 

Внеклассная, внеучебная деятельность

        Совершенствованию общей познавательной деятельности, расширению круга интересов способствует  внеурочная исследовательская, поисковая деятельность. Специфика научно-исследовательской деятельности учащихся гимназии - это исследование, формирующее ключевые компетентности, мировоззрение, метапредметность. В гимназии создано и успешно работает в рамках « Интеллект-центра» научное общество учащихся « Орбита», руководителем которого я являюсь семь лет. Ведущим направлением  научного общества является построение исследовательской деятельности в рамках национально-регионального компонента. Данный принцип позволяет выявить проявление общих тенденций развития России и мира в жизни нашего региона, показать единство России как общественного организма. Мною разработан и внедряется с 2006 года интегрированный практикум «Введение в научно-исследовательскую деятельность»   для освоения учениками принципов и методов организации исследования на начальном этапе.

        Цель данной программы:  обеспечение уровня образованности, достаточного для самостоятельного творческого решения задач теоретического или прикладного характера в разных сферах жизнедеятельности, т.е. уровня методологической компетентности.          Практикум проводится  с учениками 8 и 9 классов. В режиме еженедельных занятий курс осваивается в течение полугодия. Занятия включают в себя групповые, микрогрупповые и индивидуальные формы работы с учащимися. Важное место в программе отводится организации деятельности учащихся с информационно – коммуникационными технологиями и средствами Интернет.

          В гимназии отработана система организации исследовательской работы школьников, при которой ребенок самостоятельно выбирает область, в которой он хотел бы работать, и научного руководителя. Конкретная тема – результат совместного обсуждения учащегося и наставника.

          Цель организации исследовательской деятельности в том, чтобы учащиеся приобрели  общую компетентность исследователя, в основе которой способность строить достоверные представления об окружающем.

         В тесном сотрудничестве с родительской общественностью и взаимодействуя с  учителями  гимназии, я, как руководитель НОУ«Орбита », для решения поставленных задач, организовываю участие детей в сетевых образовательных программах, интеллектуальных конкурсах, международных проектах.Гимназисты результативно представляют свои работы в заочных и в очных научно-практической конференции «Юность. Наука. Культура» г. Москва, конференции для начинающих исследователей «Первые шаги в науке» г. Москва, в Всероссийской научно-практической  конференции обучающихся  «Национальное Достояние России». Лучше стали результаты участия в конференции «Шаг в будущее».  Работы наших учащихся  получают высокую оценку, публикуются в сборниках данных конференций и на сайте Профистарт (www.profistart.ru).

Добавить грамоту в портфолио