Тема: «Руководство исследовательской деятельностью школьников» (Учебно-практическое занятие для молодых учителей)
методическая разработка по теме

Банзаракцаева Сталина Степановна

 

От профессионального, творческого потенциала личности педагога, его способности воспринимать и реализовать идеи современной философии образования зависит эффективность реализации Национальной инициативы «Наша новая школа». В соответствии с методической темой гимназии: Развитие профессиональной компетенции учителя как фактора повышения качества образования создана такая система формирования педагогического мастерства,которая опирается на возможности, способности и особенности каждого педагога, развитие его педагогического потенциала, как фактора обновления качества образования. Данный подход является инновацией для методической службы гимназии, каждой методической структуры в отдельности, в том числе для ШМУ. «Школа молодого учителя», организована  для мотивации и создания благоприятных условий для педагогического становления молодого специалиста, который должен самостоятельно осознать необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств.

 

Целью данного мастер-класса является: Способствовать формированию позиции учителя-исследователя (руководителя).

 

Задачи:

1.Мотивация осознанной деятельности принимающих участие в работе маcтер - класса;

2.Повышение уровня теоретической и методической подготовки учителя-исследователя, как руководителя исследовательской деятельностью учащихся.

3.Рефлексия деятельности «слушателей» и автора мастер-класса  в процессе собственной практики.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Руководство исследовательской деятельностью школьников»

(Учебно-практическое занятие для молодых учителей)

                                                                      Банзаракцаева Сталина Степановна                                                                                             г. Гусиноозерск, МОУ «Гусиноозерская гимназия»

e-mail:banzaraktsaeva@yandex.ru, тел.: 89140552224

Пояснительная записка

II.Сущностные характеристики опыта

1. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

«Руководство исследовательской деятельностью школьников»

2. Цели, задачи мастер-класса .Принципы отбора и организации материала.

От профессионального, творческого потенциала личности педагога, его способности воспринимать и реализовать идеи современной философии образования зависит эффективность реализации Национальной инициативы «Наша новая школа». В соответствии с методической темой гимназии: Развитие профессиональной компетенции учителя как фактора повышения качества образования создана такая система формирования педагогического мастерства, которая опирается на возможности, способности и особенности каждого педагога, развитие его педагогического потенциала, как фактора обновления качества образования. Данный подход является инновацией для методической службы гимназии, каждой методической структуры в отдельности, в том числе для ШМУ. «Школа молодого учителя», организована  для мотивации и создания благоприятных условий для педагогического становления молодого специалиста, который должен самостоятельно осознать необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств.

Целью данного мастер-класса является: Способствовать формированию позиции учителя-исследователя (руководителя).

Задачи:

1.Мотивация осознанной деятельности принимающих участие в работе маcтер - класса;

2.Повышение уровня теоретической и методической подготовки учителя-исследователя, как руководителя исследовательской деятельностью учащихся.

3.Рефлексия деятельности «слушателей» и автора мастер-класса  в процессе собственной практики.

При отборе содержания в основу были поставлены следующие принципы и подходы:

Принцип практической направленности  Слушатели на практике отрабатывают основные этапы написания исследовательской работы и анализируют некоторые аспекты исследовательской работы учащихся, где наиболее часто бывают затруднения, получают реальные результаты, которые позволяют им увидеть существующие проблемы.

Принцип преемственности. Передача накопленного  опыта молодым коллегам. На занятии используется метод коллективного взаимообучения.

3.Применение инновационного подхода, информационных технологий, необходимого оборудования.

Применение технологии исследовательского и  деятельностного метода, мотивирующего слушателя к активному, сознательному труду, способствует развитию творческого потенциала и процессов самообразования молодого специалиста.   Кроме того, преимущества  указанных методов заключаются в том, что их применение позволяет организовать деятельность сообразно зоне ближайшего развития;  ориентировать  на практическую  применяемость  осваиваемых знаний.

 Технология деятельностного метода предполагает прежде всего реализацию следующих принципов:

*получение знаний не в готовом виде, а в процессе собственной деятельности;

* формирование умения выбирать оптимальный вариант решения поставленной задачи;

* максимальная ориентация на творческое начало в педагогической деятельности;

Концепция изменений связана с выработкой навыков руководства исследовательской деятельностью учащихся, стимулируя желания и стремления к этому процессу, позволяющему развивать способности учащихся, повышать их интеллектуальный уровень.

3. Умения, навыки и способы деятельности, которыми должен учитель  овладеть или которые совершенствуется в ходе данного мастер-класса. 

Овладение слушателями дидактическим  инструментарием  для  реализации организации исследовательской деятельностью учащихся. Стремление к саморазвитию и сопричастность к процессам модернизации системы современного российского образования, стимулирование  учителя к дальнейшему участию в процедурах обмена опытом.

4.Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

             Высокий уровень    теоретической подготовки. Умение  творчески подходить к реализации на практике новых педагогических и технологических идей. Систематическое прохождение курсов повышения квалификации. Участие в конкурсах педагогического мастерства. Методическая, дидактическая и материально-техническая база  гимназии. Заинтересованность учителей руководством и занятию исследовательской деятельностью школьников.

5.Ожидаемые результаты

          Использование технологии исследовательского и деятельностного метода, привлечение учителей к руководству научно-исследовательской работой учащихся  способствуют достижению высокого качества образования.  

Этапы

Ход занятия

Слушатели

1 этап. Приветствие. Представление результатов руководства ИД

Здравствуйте, уважаемые коллеги! В нашей гимназии вот уже 9 лет существует научное общество учащихся. Ежегодно наши ученики участвуют в  конференциях разного уровня,  от школьного до международного. Одной из особенностей НОУ является выбор учащимися руководителя и направления учебно-исследовательской деятельности.

 Хочу рассказать о результатах руководства учителей гимназии исследовательской деятельностью учащихся. Надеюсь, эта деятельность заинтересует Вас, окрылит и поможет влиться в ряды учителей-исследователей.

Приветствуют

2 этап.

Цель занятия.

Требования  к оформлению исследовательских работ на конференциях разного уровня едины. Их легко соблюдать, зная методологический аппарат исследования. Сегодня на заседании ШМУ мы проследим основные этапы написания исследовательской работы и проанализируем некоторые аспекты исследовательской работы учащихся, где наиболее часто бывают затруднения.

Настраиваются на работу.

3 этап

Этапы исследования.

Исследование – процесс открытия или создания новых знаний о мире, в котором мы живем. Исследовательские  задачи решаются с помощью научного метода. Предполагают  получение в процессе экспериментирования  количественных данных, которые потом можно проанализировать и практически применить.

 Выделяются следующие этапы:

  1. выбор конкретного объекта, определение проблемы;
  2. изучение литературы  
  3. выработка гипотезы (предположения)
  4. разработка эксперимента
  5. сравнение гипотезы с результатами эксперимента
  6. формулировка выводов, основанных на экспериментальных данных
  7. подготовка доклада и презентации
  8. обсуждение результатов с руководителем  
  9. постановка новых задач, которые могут появиться в результате дискуссии

Таким образом, выделяется главная цепочка работы:

-Проблема-тема

-Цель

-Задачи

-Объект

-Предмет

-Гипотеза

-Метод

-Результат

4 этап

Выбор предметной области.

Исследование имеет тем больше шансов на успех, чем более упорядочено, глубже обосновано и строго структурировано. Определение содержания, последовательности, внутренней связи этапов, исследовательских действий способствует выстраиванию логики исследования. Первым ориентировочным шагом будущего исследования считается выбор предметной области, сферы в которой предполагается вести поиск. Так скажем учитель – филолог может курировать работы  в области лингвистики, литературоведения, педагогики, психологии, краеведения и.т.д. Когда  ученик  выбирает ваш предмет, по результату собеседования вы должны определить его интересы, возможности и определить проблему в какой области ученик  собирается заниматься исследовательской деятельностью.

5этап

Проблема и тема исследовательской работы.

Первый блок-связка: тема-проблема. Выбор и уточнение темы – нередко длительный и нелегкий процесс. Стоит выделить 6 основных требований определяющий  выбор темы:

  1. Актуальность (злободневность, назревшая потребность в решении)
  2. Значимость (применимость для решения важных научных и практических задач )
  3. Перспективность (значимость на обозримый период)
  4. Проблемность  (неочевидность решений, необходимость поиска в теории, преодоление трудностей на практике)
  5. Соответствие современным концепциям развития общества и человека (гуманно-личностная или социально-личностная ориентация)
  6. Опыт и заинтересованность исследователя

Тема ИР должна быть сформулирована таким образом, чтобы она содержала ответ на вопрос: как называется то, чем мы собираемся заниматься.

В названии темы должно найти отражение движения от старого к новому, от изученного к неизученному.

Тема должна, раскрывать какой новый познавательный и практический материал предлагается освоить, или тема ИР – это лаконичная формулировка проблемы исследования.

 

Сейчас вам предстоит проанализировать некоторые названия тем предложенные учащимися, какие из них на ваш взгляд сформулированы не верно, как бы вы их изменили?

Образцы заданий:

Легонько «потряхивает» 

Цель работы:

Обобщить накопленный материал по землетрясениям на территории Красноярского края, выработать рекомендации к действиям населения при сейсмических движениях земной коры.

Задачи данной работы:

Выявить причины землетрясений.

Узнать, были ли в историческом прошлом на территории края землетрясения.

Выявить, возможны ли в будущем землетрясения в нашем регионе, их последствия для жителей края и действия людей до, во время и после землетрясения.

Выяснить меры, предпринимаемые администрациями края и района, по обеспечению сейсмобезопасности жителей нашего региона.

Слушатели  после 3-х минутного обсуждения, предлагают свои пути решения.

Воспитание корпоративной культуры.

6 этап

Цели и задачи.

Следующий этап-определение цели работы.

 Цель исследования – предполагаемый результат ИД. Цель может быть исследовательской, а может быть проектной. Руководитель должен четко определиться, к какому типу будет относиться его работа.

Исследовательская цель должна быть сформулирована конкретно, с тем, чтобы можно было фиксировать ее достижения

Например,

 «Определить уровень загрязненности реки N-ской» - исл. 

«Разработать проект очистки реки N-ской…» - пр-т. 

 

Тема: « Обряд благословения хозяина вод Лусад-хана как древний символ экологической культуры бурят»

Подумайте, как будет звучать цель исследовательской работы и как будет поставлена цель для проектной работы

Анализируют, фиксируют цели исследовательской и проектной работы. Высказывают свои мнения.

Задачи исследования  – пошаговая реализация цели. Задачи это не хронологически расставленные задания, а различные качественные составляющие исследуемой проблемы. ( показ примера на слайде) Однако их не должно быть очень много, иначе их трудно прослеживать.

-Среди перечисленных формулировок выберите цель и соответствующие ей задачи.

1.Изучение состояния туристического рынка  Псковской области

2.Выявить перспективы развития туризма как наиболее приоритетной отрасли

3 Выявление, рассмотрение, анализ внутреннего и въездного туризма Псковской области и города Пскова на современном этапе его развития

4.Анализ взаимосвязи между органами власти и конъюнктурой туристической сферы

Выбирают среди перечисленных формулировок  цель и соответствующие ей задачи.

7 этап.

Объект и предмет ИР.

Объектом исследования является то, на что направлено исследование.  Выбор объекта исследования рассматривается как конкретизация области исследования. Выбор объекта позволяет перейти от планирования общей схемы к созданию плана исследования. 

Например,N-ская речка превращается в речку с конкретным названием, особенностями рельефа, гидрологии, береговой растительности и т.д.

Традиционные семейные праздники будут изучаться в поселке Хойтогол.

Предмет исследования – ракурс, или аспект изучения объекта, ограничивающий сферу его изучения. Выбор предмета исследования определяется как адекватностью к цели исследования, так и реальными методическими возможностями исследователя. Выбор предмета исследования в значительной мере связывает цель исследования и собственно исследовательскую деятельность

Из всей совокупности показателей загрязнения мы выбираем: оценку содержания тяжелых металлов, биологическое потребление кислорода и биоиндикацию по конкретным гидробионтам…

Из всех традиционных праздников мы выбираем свадебный обряд, и выделяем для изучения национальные и общие российские традиции.

Из предложенных вариантов проанализируйте соотношение темы, объекта и предмета в данной исследовательской работе. Какие рекомендации вы могли бы дать?

Т – Сказка - сокровищница жизненного опыта

Цель исследования: Осмыслить известные сказки и найти скрытые смыслы жизни и жизненные уроки.

Задачи: 1. Прочитать и проанализировать русские народные сказки и найти глубинные смыслы сказок – кладезь жизненного опыта и традиций.

  2. Оценить многогранность и многоуровневость хранимой информации.

Новизна: В данной работе впервые рассмотрены функции русских сказок как  способ передачи знаний о духовном пути и социальной реализации человека.

Практическое значение: Данную работу можно использовать на уроках литературы, Мировой художественной культуры, обществознания, психологии.

Объект исследования: Устное народное творчество.

Предмет исследования: Сказки, как способ передачи жизненного опыта.

 Слушатели высказывают свои мысли и рекомендации

8этап.

Гипотеза.

Гипотеза формулируется как утверждение, истинность или ложность которого может быть установлена в ходе планируемой работы.

Гипотеза не должна быть очевидной, например «Выбросы выхлопных газов отрицательно воздействуют на окружающую среду», «в свадебном обряде сочетаются традиционные и современные элементы»

(показ на слайде)

Гипотеза может звучать так:

«Сооружение дамб и малых плотин, а также стоки с обрабатываемых полей являются значимыми причинами в загрязнении реки N-ской.»

«Традиционная составляющая свадебного обряда в значительной мере связана с кочевым образом жизни коренного населения пос. Хойтогол»

9этап.

 Методы исследования.

 Определение метода (методов) исследования связывает «исследование как проект» и «исследование как реализацию проекта». Определение методов исследования непосредственно следует за выделением предмета исследования и конкретизирует задачи.

 К примеру:

Тяжелые металлы мы будем определять методом атомной абсорбции, биологическое потребление кислорода – скляночным методом по Винклеру.

Особенности свадебного обряда мы будем фиксировать, используя метод включенного наблюдения, а также устного интервью,  при диагностики эмпирического материала будет применен метод сравнительного и исторического анализа.

10 этап.

Новизна и практическая значимость работы.

К  ИР предъявляется требование установление новизны, теоретической значимости и практической полезности результатов. Они выступают в качестве критериев эффективности проделанной работы. При установление новизны ключевое слово, позволяющее дать конкретный ответ: впервые

  1. Установили
  2. Обнаружили
  3. Уточнили
  4. Дали новые толкования
  5. Конкретизировали
  6. Доказали эффективность
  7. Дополнили
  8. Раскрыли

Слово «впервые» к теоретической значимости применить невозможно, ибо они уже хорошо известны. Но может быть выдвинута,  новая гипотеза, осовременены представления, рассмотрен вопрос  с другой позиции, установлены закономерности, изменены трактовки известных понятий. И наконец, практическая значимость - это где можно использовать результаты данного исследования.

Тема: Компьютерная диагностика зависимости памяти от возраста и темперамента с индивидуальными рекомендациями по ее улучшению. Поставьте к данной теме цели и задачи, определите новизну, теоретическую значимость, практическую полезность

Один человек от группы после 3-х минутного обсуждения выступает, зачитывая.

11этап.

Цель на ближайшее будущее.

Таким образом, мы с вами сегодня рассмотрели основные этапы исследовательской работы школьника. Благодарим всех за активное участие. Надеемся на плодотворное сотрудничество.

На блоге гимназии « По родной Селенге», есть рубрика исследовательских работ учащихся. Какие темы исследовательских работ вы могли бы предложить?

Используя полученные знания, предлагают  примерные темы исследовательских работ

(приложение №2)

Список использованной литературы

1.Загвязинский В.И. Исследовательская деятельность педагога. – М.: Издательский центр Академия,2008ю-174с.

2. Федотова Н.А. Необычные задачи для необычных школьников.- Улан-Удэ, БГУ,2008.- 65с.

3. Исследовательские работы учащихся МОУ «Гусиноозерская гимназия»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар РМО учителей русского языка и литературы "Проектно-исследовательская деятельность школьников по русскому языку"

Разработка практического занятия с преподавателями русского языка и литературы. Сопровождается небольшой презентацией. Поможет начинающим исследовательскую деятельность преподавателям разобраться в аз...

Методическая разработка по теме "Проектно-исследовательская деятельность школьников"

Данная методическая разработка раскрывает вопросы организации проектно-исследовательской деятельности школьников, затрагивая аспекты собственного педагогического опыта по теме....

Представление опыта по теме "«Применение технологии проектно-исследовательской деятельности школьников в урочной и внеурочной деятельности»

Представлен опыт работы учителя по теме: «Применение технологии проектно-исследовательской деятельности школьников в урочной и внеурочной деятельности» на примере предмета "физик...

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НАД ФОРМИРОВАНИЕМ НАДПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ РУКОВОДСТВА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИМ ПРОЕКТОМ ШКОЛЬНИКА

Цель работы – поделиться опытом организации исследовательской работы школьников с позиции учителя, провести некоторые параллели между составляющими надпредметных компетенций и областями деятельн...

ПЛАТФОРМА «ГЛОБАЛЛАБ» КАК ИНСТРУМЕНТ УЧИТЕЛЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Работа знакомит с возможностями образовательной платформы для организации проектной и исследовательской деятельности школьников на уроках и во внеурочное время....

«Мой лучший опыт руководства исследовательской работой школьников».

Описание одного из опытов руководства исследовательской работы школьников...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: « ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ школьников ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: « ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ школьников ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ» Повышение качества образования и формирование у школьников...