педагогический проект «РОЛЬ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Никитина Ольга Анатольевна

 

1.     Прививая интерес к рассматриванию книг, мы увидели, что детям интересно сравнивать иллюстрации одной сказки в разных книгах. Рассматривая художественную литературу дети делились своими впечатлениями друг с другом и с воспитателями. Смотря иллюстрации в книгах некоторые дети рассказывали сказку другим детям. Задавали вопросы и воспитатели детям и дети воспитателям.

2.     Чтение устного народного творчества доводит до сознания детей неисчерпаемое богатство русского языка. У маленьких слушателей  появляется желание эмоционально откликаться на прочитанное,  имитировать действия, передавать слова разных героев русских сказок и героев песенок и потешек.

3.     Инсценировка сказок помогла ярче и правильнее детям воспринимать  их содержание. Детям интересно деятельное участие в театрализации  знакомых сказок. У детей идет закрепление речевых умений при проведении  разных видов драматизации: «сюжетно-ролевая игра», «игра-драматизация». Театрализация дает возможность совершенствовать разговорную речь детей. 

4.     Беседы помогли детям осознать смысл известных  им слов и неизвестных слов, обогатить словарь. Вопросами  подводили детей к пониманию основного содержания, усвоить последовательность действий героев сказки,  отвечать  по содержанию сказки точно на вопрос, участвовать в рассказывании.

5.     Прогулки на участке и в группе с играми русского народа обогатили эмоциональный мир детей, их образное восприятие, принесло много радости.

6.     Дидактические игры  помогли расширять, уточнять и пополнять знания  детей о русской народной культуре. Приобщение детей к русской культуре в игровой деятельности словесным творчеством имело положительный эмоциональный отклик  у детей.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskiy_proekt.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                       

                                                       Детский  сад № 2266

                                    ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ       ПРОЕКТ  

«РОЛЬ  УСТНОГО  НАРОДНОГО  ТВОРЧЕСТВА

В  ОБУЧЕНИИ  И  ВОСПИТАНИИ   ДЕТЕЙ

МЛАДШЕГО  ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА»

                                       

                                                                   Воспитатели  группы № 7:

                                                                   Чернобокова  Елена Владимировна

                                                                    Никитина   Ольга Анатольевна

                                                         2011 – 2012 учебный г.

ВВЕДЕНИЕ.

 Устное народное творчество – это художественное слово русского народа, дошедшее до нас из глубины веков. Русские люди передавали слова песен, сказки, народные игры,  из уст в уста, от родителей к детям. Мы никогда не узнаем имена рассказчиков, в чьих устах звучало живое народное слово, которые бережно хранили никогда не умиравшую традицию великого русского народа и донесли ее до наших дней.

Художественная система русского фольклора своеобразна – былины, сказки, легенды, песни, а также малые формы – частушки, потешки, загадки, пословицы, поговорки,  язык которых прост, точен, выразителен. 

Среди выразительных средств языка определенное место занимают фразеологизмы, которые придают особую яркость, легкость, меткость и образность.    

 Народ создал множество   колыбельных песен, детских песенок и потешек для эмоционального контакта с ребенком. С красочным и причудливым миром русской народной  сказки ребенок встречается с самого раннего детства и не расстается с ним уже никогда.

Русская народная сказка – явление в мировой культуре уникальное. В сказочном мире все необычно: животные, наделенные человеческими качествами, предметы, имеющие волшебные свойства и помогающие человеку и многое другое. Такое сюжетное многообразие в мировом фольклоре встречается далеко не часто. В течении многих столетий сказка учила добру, справедливости, героизму, любви, давала знания об окружающем мире, воспитывала нравственно, «наставляла» уму – разуму.

 Основная задача воспитателя – привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге, развивать  речь детей. Народные сказки, песенки, потешки, загадки дают образцы ритмической речи, знакомят детей с красочностью и образностью родного языка. 

Младших дошкольников особенно привлекают стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью. Дети повторяя их, улавливают созвучность стиха. Детям  этого возраста нравятся русские народные сказки: несложное содержание, знакомые герои, вызывающие чувство симпатии, простая, доступная форма изложения. Сказки являются для ребенка и учителем и толкователем нравственных заповедей.

 Беря это все во внимание, мы решили, что для развития выразительности  детской  речи,  произведения устного народного творчества,  народные игры и игрушки  окажут нам неоценимую помощь.

 

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

   Знакомить детей  младшего  дошкольного  возраста с русской народной культурой  посредством  устного народного творчества. Приобщать детей 3 – 4 лет к красоте родного слова.

ЗАДАЧИ  ОБРАЗОВАТЕЛНЫЕ:

  1. Знакомство детей с фольклором  русского народа. Воспитывать интерес к устному народному творчеству чтением детской литературой.
  2. В разных видах деятельности  применять народное слово.
  3. Показать детям красоту образного языка сказок.  
  4. Использовать в процессе театрализованную деятельность.
  5. Приобщать детей к русской культуре в игровой деятельности .  

ЗАДАЧИ РАЗВИВАЮЩИЕ:

  1. Активизировать словарный запас, через употребления детьми слов в речи.
  2.  Повышение речевой активности, развитие зрительного восприятия и внимания, пространственного мышления, моторики тела и мелкой моторики, творческого воображения.
  3.  Развитие коммуникативных навыков при овладении детьми родным языком.
  4.  Формирование умения слушать, отвечать на вопросы воспитателя, задавать вопросы по содержанию.

УЧАСТИЕ РОДИТЕЛЕЙ В ПРОЕКТЕ.

  1. Помощь в подборе наглядно-дидактических пособий.
  2. Подбор аудио фонотеки по детскому устному народному творчеству (сказки, песенки, русские мелодии).
  3. Участие в оформлении книжной выставки по теме «Русский фольклор»
  4. Просвещение: консультации, беседы, родительский уголок, фотографии.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА.

Весь воспитательно-образовательный процесс включает в себя 3 этапа:

I подготовительный – создание условий необходимых для реализации проекта;

II основной – реализация основных видов деятельности по направлениям проекта;

III заключительный – презентация, оформление материалов проекта, итоги, выводы.

I ГЛАВА. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ  ЭТАП.

Мышление  ребенка дошкольного возраста – наглядно-образное, поэтому необходимо наполнить окружающую малыша действительность предметами, книгами, игрушками, наглядными пособиями и играми, позволяющими ему более точно представить то, о чем  говорят, про что читают, как и чем играть.

Важным   условием восприятия  детьми  младшего  дошкольного  возраста народной культуры, становится сочетание художественного  слова  с другими  видами искусства: изобразительным, музыкальным, театральным.

УСЛОВИЯ И МАТЕРИАЛЫ:

1)Создание библиотеки русского народного творчества;

2)Создание  развивающей среды  и  уголка развивающих игр;

3)Подбор наглядных пособий, плакатов, иллюстраций;

4)Подбор методической педагогической литературы;

5)Подбор детской фонотеки : музыка, сказки, песни русского народа ;

6)Подбор настольно-печатных, дидактических, словесных игр;

7)Материалы для продуктивной  изобразительной  деятельности.

ФОРМЫ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Чтобы работа была живой, увлекательной, эффективной  и главное, вызывала интерес и любовь к родному языку, и  художественному слову применялись разнообразные формы работы с детьми. От поставленных речевых задач и творческого подхода зависела форма работы с детьми: индивидуальная, подгрупповая и фронтальная.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

1. Ежедневное чтение (русские сказки, потешки, песенки).

2. Тематические беседы  по устному народному творчеству.

3. Народные подвижные и  словесные игры   на прогулках  и в группе.

4. Совместное рассматривание книг и иллюстраций.

5. Дидактические игры на занятиях и в свободной деятельности.

6. Театрализация  русских народных сказок  куклами би-ба-бо, на фланелегафе,

   настольным и пальчиковым театром, театром игрушки и картинок.

7. Пение  народных песенок, потешек, игра на русских народных инструментах  

8. Литературный досуг «Угадай сказку?»

9. Рисование, лепка, аппликация  по народному творчеству.

10. Пальчиковые игры.

11. Веселая зарядка «Матрешки»

12. Выставки детского творчества.

13. Итоговые занятия

14. Театрализация «Играем сказку»

15.  Слушание детских песенок и русских народных сказок из фонотеки.

16.Логоритмика

  

II ГЛАВА. ОСНОВНОЙ ЭТАП.

ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА.

Для  понимания  и  осмысления  детьми  в группе создана яркая и красочная предметно-развивающая среда по народному творчеству. Она содействует знакомству детей  с темой, возбуждает интерес к  устному  народному творчеству, соответствует возрасту детей. Дети имеют свободный доступ к игрушкам, книгам, играм и предметам русской культуры.  

  1. Книжная  выставка, посвященная  устному народному творчеству;
  2.  Иллюстрированный  материал по сказкам;
  3. Выставка русской народной игрушки;
  4. Театральный уголок - герои  русских народных сказок;
  5. Создан  уголок развивающих игр (дидактические, логические, шнуровка)
  6. Настольно-печатные игры по возрасту (детское домино, пазлы);
  7. Предметы русского быта.

-  Раскраски, детские журналы   по тематике русского фольклора.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Знакомили  детей с фольклором  русского народа  на занятиях и в свободной деятельности детей. Сочетали художественное  слово с другими  видами искусства: изобразительным, музыкальным, театральным.

Для эмоционального  восприятия  и яркого проживания образов героев сказок воспитательно-педагогический процесс изначально направлен на развитие творческих способностей детей, творческую  индивидуальность  каждого  ребенка и  совершенствование  связной  речи. Яркие впечатления детей реализуются в игре, рисунках, прикладном творчестве и музыкальной деятельности.  

КОМУНИКАЦИЯ.

Характерные особенности занятий.

Ребенок 3-4 лет становится активнее, действия его сложнее и многообразнее, возрастает стремление утвердиться: «Я сам!», но внимание детей пока еще не устойчиво, они быстро отвлекаются. Поэтому, в процессе чтения детям книг по русскому фольклору, мы чередовали само чтение с музыкой, беседой и  драматизацией сказок.

  1. Чередование хоровых и индивидуальных ответов.
  2. Обязательное наличие эмоциональных и игровых приемов.
  3. Использование литературных и художественных вставок.

Приемы:

сюрпризные моменты, игровые приемы, образец интонационного чтения, от лица сказочного героя или игрушки, вопросы детям, объяснения, указания, упражнения, подсказ слова или  фразы, проговаривание реплик.

Задачи и цели.

- Воспитывали у детей интерес к устному народному творчеству  ежедневным чтением детям русских народных сказок и произведений малых форм.

- Показывали детям красочные иллюстрации сказок и героев сказок, использовали  потешки и песенки устного народного творчества.

Краткие образные характеристики помогали детям запомнить тот или иной персонаж, и сформировать доброжелательное отношение к нему.

-  Показывали красоту образного языка сказок интонацией, мимикой. Учили детей интонационно выразительно повторять песенки персонажей, запомнившиеся  слова и выражения из текста. Помогали  детям обогащать речь сказочной лексикой. Повышали у детей речевую активность.

- Формировали у детей умение слушать и следить за развитием действия, сочувствовать положительным героям, отвечать на вопросы воспитателя.

- Применяли моделирование эпизодов сказки, чтобы детям легче было усвоить ее образное содержание.

- В беседах после прочтения уточняли понимание детей  содержания  сказки, осознания ими средств художественной выразительности.

- Проводили дидактические игры по русским сказкам. Активизировали словарный запас, через употребления детьми слов в своей речи.

- Развивали зрительное восприятие, внимание, пространственное мышление, память, и творческое воображение через рассматривание сюжетных картин, иллюстраций и картинок .

- Использовали в процессе театрализованную деятельность. Разными видами театра развивали у детей коммуникативные навыки овладения родным языком. Учили детей выражать при театрализации сказок свои впечатления в словах, интонации, мимике, жестах.

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Игра – это естественное состояние ребенка, его основное  занятие. Игровая деятельность для дошкольников – способ познания окружающего. 

Ее применение  способствует  совершенствованию двигательных и  игровых действий, получению детьми удовольствия от процесса и результата игры.

Применяли разнообразные виды игр: подвижные, настольно-печатные, логические, дидактические, словесные, творческие, сюжетно-ролевые игры).

Дидактические игры и игрушки. Дидактические игры – являются формой обучения и имеют игровую и обучающую задачу (форма, величина, цвет, исключение лишнего, сравнение, группировка предметов, обобщение и другое).

Решение задачи в дидактических играх требует большей, чем в других играх, устойчивости внимания, усиленной мыслительной деятельности.

 Материальным центром дидактической игры являются игрушки, игровые пособия, бытовые предметы, природные материалы.

Дидактические игрушки предназначены для сенсорного и умственного развития и обучения детей. 

Мы использовали народные дидактические игрушки: разноцветные шары, пирамидки, матрешки, бирюльки, вкладыши, богородские игрушки,  куклы в русских народных костюмах; предметы русского быта: изделия из соломы, деревянная и глиняная посуда, домашняя утварь.

Дидактическими играми мы развивали мыслительную активность, самостоятельность и инициативность детей.

Применяли различные приемы с целью вызвать у детей интерес к игре: беседа, загадка, потешка, песенка персонажа, считалочка, напоминание об игре и др.

1  – появление желания ребенка играть, активно действовать.

Воспитание желания играть со сверстниками – важный момент в формировании социальной активности. Так развивается общение, на основе которого формируются многие качества: товарищество, дружелюбие, взаимопомощь, соперничество и др.

2  – ребенок учится выполнять игровую задачу, правила и действия игры.

В дидактической игре ребенок имеет возможность конструировать свое поведение и действия. В этот период закладываются основы таких важных качеств, как честность, целеустремленность, настойчивость, способность преодолевать неудачи, умение радоваться не только своему успеху, но и успеху товарищей.

3 – уже знакомый с правилами игры ребенок проявляет творчество, занят поиском самостоятельных действий. Он должен выполнить действия, содержащиеся в игре: угадать, найти, спрятать, изобразить, подобрать. Чтобы успешно справиться с ними, необходимо проявить смекалку, находчивость, способность ориентироваться в обстановке. Обучали детей игровым действиям  через пробный ход в игре, показ самого действия, раскрытие образа и другие способы. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее игровая деятельность детей и успешнее ее результат.

Словесные и творческие игры. Способствовали развитию у детей координации речи с движением, чувством ритма. Направлены на формирование связной и выразительной речи, обогащение словаря детей. Детям  очень нравятся  словесные игры по русским народным песенкам, хороводные игры с пением, пальчиковые игры по потешкам, шутливые  забавы в творческих играх.

Пальчиковые игры. Давно установлена закономерность: уровень развития речи ребенка находится в прямой зависимости от степени тонких движений пальцев рук. Дети, которым удаются изолированные, а затем более сложные пальчиковые движения – это говорящие дети. Если же пальцы напряженные, сгибаются и разгибаются только вместе, не могут двигаться изолированно – у этих детей отмечаются нарушения речи.

Мы не только развивали мелкую моторику, а сопровождали движения устным народным словом: потешки, песенки, считалки. 

Все упражнения для пальчиковой гимнастики и игры проводили с одновременным проговариванием текстов. Это стимулирует речь, развивает ритм движений, вносит элемент игры, развивает эмоциональную выразительность.

Подвижные  игры. Играли с детьми в подвижные игры русского народа, приобщая  тем самым к народной культуре.

Поддерживали двигательную активность детей, эмоциональность, ловкость, выносливость, волевые качества.

Воспитывали в детях желание совместно играть и проявлять к сверстникам чувство вежливости, культуру общения. Создавали условия  для активного взаимодействия ребенка в процессе игры, развитие  его интеллектуальных, эмоционально-волевых, нравственных качеств, формирование личности в целом.  

Учили  детей  выполнять правила игры, учить веселые стихи, песни, применять при игре задорные народные считалки.  

 

 ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. 

Ознакомление с изобразительным творчеством проводили на занятиях по рисованию, лепке, аппликации и в самостоятельной деятельности. Показывали детям произведения изобразительного искусства с целью вызвать у детей эмоциональный отклик на красочность иллюстрации, книжки, игрушки. Использовали потешки и песенки русского народа для эмоционального настроя. Развивали у детей эстетическое восприятие. 

С детьми осваивали технические навыки: правильно держать карандаш, кисть в правой руке (кроме леворуких) не сжимая их сильно пальцами, придерживать лист бумаги левой рукой. Обращали на осанку и хороший обзор.

Рисование. Учили детей рассматривать предмет, обводя рукой по контуру, сопровождая показ вопросами, которые направляли восприятие детей на существенные детали. Помогали  детям в процессе рассматривания принимать активное участие. Развивали воображение, фантазию, цветоощущение, творчество. Давали  детям начальные понятия: о композиции изображения, цвете, линиях, штриховке. Использовали различные изобразительные средства и  материалы. Сочетали рисование с аппликацией. Рисовали по прочитанным сказкам. Учили   передавать  характерные признаки  персонажей сказок и  среды. Рисовали  под тихую музыку детских русских мелодий.

Аппликация  и  лепка. Развивали сенсорные способности детей, мелкую моторику  рук,  ручные умения, чувство формы и чувство цвета. Учили  передавать в предметной лепке характерные особенности  предметов, птиц, животных лепкой из  пластилина. В лепке с детьми  создавались сюжетные композиции, целью которых было развивать у детей сюжетно-игровой замысел.

В аппликации детям давались готовые формы, лекала героев сказок, геометрические фигуры и фоновые листы. Сначала показывали последовательность наклеивания, чтобы дети учились видеть изображение предмета в целом. Учили раскладывать и наклеивать их, дополнять деталями и дорисовывать некоторые части. Использовали разнофактурную бумагу, незавершенные композиции, природный материал, бросовый материал.

 МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Русская народная музыка, песни, игра на народных инструментах способны вызвать у детей соответствующие эстетические переживания. На занятиях у детей развивается выразительность речи, память, музыкальность и чувство ритма.

В игровой форме идет творческая интерпретация музыки и художественного слова различными средствами (танец, ритмичные движения, имитации, настроение музыки, образ героя с музыкальным образом). 

Дети занимались ритмопластикой под разные мелодии,  пели детские песенки и хороводные песни, играли на народных инструментах (деревянные ложки, трещотки, погремушки,  колокольчики, свистульки).

Учили детей слушать русскую народную музыку. Развивали у детей умение узнавать и двигаться под быструю медленную, тихую громкую, веселую грустную музыку. Эти способы инструментального музицирования осваивались на занятиях музыки и в часы досуга в группе.

ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Активное участие в развлечениях обогащало детей  новыми  впечатлениями, давало  возможность приобрести новые  знания  и умения.

Итоговые занятия. «Путешествия с матрешкой». Способствовали выявлению у детей знаний произведений русского фольклора. Помогли развить мысленную активность и  индивидуальные  способности каждого ребенка.

 Предварительная  работа состояла  в  чтении сказок и малых фольклорных форм. Развивали у детей художественно - речевые способности драматизацией сказок.

 Обучаясь разговору, дети одновременно обогащали свой словарь, совершенствовали речевые навыки, эмоционально откликались на прочитанное,  имитировали действия персонажей, передавали слова разных героев. Словесными  и творческими играми закрепили  речевые навыки.

У детей развивались умения использовать средства выразительности (интонационно, мимикой, инсценировкой). Закреплялись  ранее  полученные  знания. Особая атмосфера, эмоциональный  отклик  и  живая  реакция  детей во время интегрированных занятий.

Литературный досуг «Угадай сказку». Незабываемые  эмоции,  особые чувства, радостное настроение и переживания  детей  находят отражение в вечерах досуга. Творческая активность и большая  заинтересованность  детей –  способствует  умственному  развитию детей, логическому мышлению при отгадывании сказок, расширению кругозора, подготавливает  к  восприятию литературы.  Дети    проявили  познавательный  интерес, сообразительность, смекалку. Озвучивали с детьми на русских народных музыкальных инструментах персонажей сказок, стихотворений, загадок. При подборе загадок  учитывали доступность тематики и содержания. Весь досуг проведен в игровой форме.

Театрализованное представление. Театрализованное представление отличается от игры - драматизации тем, что в нем участвуют дети или воспитатель, знающие наизусть текст художественного произведения. Использовались различные виды театров (картинок, игрушки, пальчиковый, фланелеграф, кукольный), сопровождение на народных музыкальных инструментах, вокальное исполнение, аудиозаписи. Театрализация русских сказок «Колобок», «Рукавичка», «Маша и медведь»,  и  песенок «Серенький козлик», «Жили у бабуси два веселых гуся», «Теремок».

Театрализованное представление мы использовали, как методическое средство, активизирующее речь детей. Дети были как участниками,  так и  зрителями. У детей  остаются радостные эмоции  и  впечатления, которыми они делятся с родителями.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ.

У детей свободный доступ к игрушкам, книгам, играм, предметам.  

Книжная  выставка  устного народного творчества постоянно варировалась. Раскраски и детские журналы по тематике русского фольклора.

Иллюстрированный  красочный материал по сказкам давали детям для рассматривания. 

В театральном уголке - герои  русских народных сказок пальчикового, настольного театров, кукольный домик кукол би-ба-бо. Дети могли брать для игры по разрешению воспитателя.

Игрушка – предмет, специально предназначенный для детских игр. Игрушка расширяет кругозор, воспитывает интерес к предметам русской культуры.

С выставки русской народной игрушки дети могли брать для своей игры эти игрушки по разрешению воспитателя.

Созданый  уголок развивающих игр по возрасту очень нравится детям. Это:

Дидактические игры - «Собери картинку», «Разложи по форме», «Ассоциации», «Большой-маленький» и др.

 Логические - «Что кому», «Найди путь»,«Из какой сказки герой» и др.

Шнуровка – «Петушок», «Домок-теремок», «Дерево», «Корзинка» и др.

Деревянные умные игры -  конструктор«Собери сказку», домино«Репка»

Настольно-печатные игры - детское домино, различные  пазлы по русским народным сказкам,  разнообразное лото.

Применяли  аудиокассеты  и  диски для детей с детскими песенками, потешками, с хороводными песнями. Совместно с детьми водили хороводы, пели песни, импровизировали и в группе и на прогулках.

В свободном творчестве  дети  разукрашивали в раскрасках  сюжеты  сказок, лекала  животных, рисовали на чистых и тонированных альбомных листах. У детей были различные изобразительные материалы: цветные карандаши, фломастеры, краски.

Удовлетворялись потребности детей в новых знаниях, умениях, навыках, необходимых для разностороннего развития.

         

 СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ.

МЕРОПРИЯТИЯ

ЦЕЛИ

1

    Рассматривание книг и иллюстраций по устному народному творчеству.

Развивать у детей интерес к книгам. Воспитание у детей любви к русской народной культуре.

2

Чтение русских сказок «Репка»,«Теремок»,«Волк и козлята»,«Лиса и заяц», «Колобок», «Кот и лиса».

Поддерживать интерес к русским  народным сказкам. Учить чувствовать образный язык сказок. В беседах поощрять высказывания детей по содержанию сказок.

3

Подвижные русские игры «Жмурки»,«Петушок»,«Гуси-гуси», «У медведя во бору»

Способствовать потребности детей в двигательной активности. Соотносить слова и действия по ходу игры.

4

Знакомство детей с потешками«Котик»,«Водичка», «Расти, коса, до пояса»

Познакомить с жанром потешки, помочь запомнить, интонационно выразительно исполнять знакомые потешки

5

 Знакомство детей с   загадками  русского народа.  

Уточнять представления детей о загадках; учить отгадывать описательные загадки.

6

Дидактические игры  по русским народным  сказкам

«Разрезные картинки по сказкам», «Матрешки», «Жили-были», «Пазлы сказок», «Кубики по сказкам», «Чудесный мешочек», «Конструирование сказки», «Пальчиковый театр», «Большой – маленький» и др.

7

Музыкальная деятельность

Разучивание детских песенок по устному народному творчеству, игра на русских народных инструментах.

8

Тематическая беседа: «Русские народные игрушки»

Расширить представления детей о свистульках, матрешках, деревянных ложках, игрушках, которые мастерят издавна в России. Показ.

9

Игра–драматизация  «Репка»

Помочь детям усвоить последовательность действий персонажей сказки. Называть характерные признаки героев. Обогащать и активизировать  их словарный запас.

10

Хороводные народные игры:

«Каравай»,«Заинька попляши», «У бабушки Меланьи»,«Жили у бабуси», «Серенький козлик»

Воспитывать в детях способность наслаждаться словесным словом русского народа. Формировать интонационную выразительность в речи, имитацию движений.

11

Рассказывание сказок «Маша и медведь», «Кот, петух и лиса», «Лиса и волк» куклами би-ба-бо и театром игрушки.

Продолжать знакомить детей с русскими народными сказками. Учить точно отвечать на вопросы. Подвести к моделированию.   Обогащать и активизировать словарный запас.

12

    Логоритмика   «Неваляшки», «Потешки»,«Герои сказок», «Играем на народных инстр.»

Учить детей сочетать слова текста с ритмичными движениями  по потешкам, по песенкам, по загадкам.

13

Пальчиковый театр «Теремок»,   «Рукавичка».

Моделирование сказки.

 Помочь детям эмоционально  воспринимать образный язык сказки. Участвовать самим в действии. Активизировать словарь диалогами.

14

Знакомство детей со   считалками и поговорками. Организовать игры с помощью считалки

Рассказать о считалках, учить с детьми  веселые считалки. Помочь запомнить поговорки русского народа. Игра «Ловишки», «Волк и зайцы», «У медведя во бору».

15

Театр картинок сказки «Гуси-лебеди»на фланелеграфе.

Запоминать действующих лиц, передавать сюжет сказки. Замечать образные слова.

16

Аппликация с элементами рисования и лепка по  сказке «Колобок»

Учить передавать образ колобка силуэтным и пластическим способом. Развивать сюжетно-игровой замысел. Дополнять работу деталями.

17

Веселая зарядка «Матрешки»

Комплекс общеразвивающих упражнений.

18

Слушание       аудиосказок

«Маша и медведь»,«Заюшкина избушка»

Способствовать эмоционально воспринимать сюжет сказки. Учить внимательно слушать.

Игра в сказку. Моделирование сказок.

19

     Литературный досуг

        «Угадай сказку»

Выявить у детей знания русских сказок: узнавать героев сказок, выполнять творческие задания. Выражать образ мимикой, жестами, речевой интонацией.

20

Выставки детского творчества

 по тематике «Наши сказки»

Развитие воображения, творческой активности.

21

           Итоговые занятия «Путешествие с матрешкой»

Способствовали выявлению у детей знаний произведений русского фольклора. Помогло развить мысленную активность и  индивидуальные  способности

22

Игра-драматизация  «Репка», «Колобок», «Лиса и заяц», «Козлятки и волк».

Учить детей эмоционально представлять образы персонажей, выражать впечатления в словах, мимике, жестах. Обогащать речь сказочной лексикой.

23

Знакомство детей с пословицами, колыбельными.

Учить понимать значение пословиц. Объяснить назначение и особенности колыбельных песен. Помочь заучить текст.

ГЛАВА III .   ВЫВОДЫ И ИТОГИ.

В результате  мы получили  следующие ИТОГИ:

  1. Прививая интерес к рассматриванию книг, мы увидели, что детям интересно сравнивать иллюстрации одной сказки в разных книгах. Рассматривая художественную литературу дети делились своими впечатлениями друг с другом и с воспитателями. Смотря иллюстрации в книгах некоторые дети рассказывали сказку другим детям. Задавали вопросы и воспитатели детям и дети воспитателям.
  2. Чтение устного народного творчества доводит до сознания детей неисчерпаемое богатство русского языка. У маленьких слушателей  появляется желание эмоционально откликаться на прочитанное,  имитировать действия, передавать слова разных героев русских сказок и героев песенок и потешек.
  3. Инсценировка сказок помогла ярче и правильнее детям воспринимать  их содержание. Детям интересно деятельное участие в театрализации  знакомых сказок. У детей идет закрепление речевых умений при проведении  разных видов драматизации: «сюжетно-ролевая игра», «игра-драматизация». Театрализация дает возможность совершенствовать разговорную речь детей.  
  4. Беседы помогли детям осознать смысл известных  им слов и неизвестных слов, обогатить словарь. Вопросами  подводили детей к пониманию основного содержания, усвоить последовательность действий героев сказки,  отвечать  по содержанию сказки точно на вопрос, участвовать в рассказывании.
  5. Прогулки на участке и в группе с играми русского народа обогатили эмоциональный мир детей, их образное восприятие, принесло много радости.
  6. Дидактические игры  помогли расширять, уточнять и пополнять знания  детей о русской народной культуре.
  7. Приобщение детей к русской культуре в игровой деятельности словесным творчеством имело положительный эмоциональный отклик  у детей.  Игры со словом были направлены на развитие речи, воспитания правильного произношения, уточнения, закреплению и активизацию словаря, развития правильной ориентировки в пространстве. Совместные игры сближали малышей друг с другом  и  с воспитателем.  
  8. Дети с увлечением рисовали  и разукрашивали эпизоды  понравившихся сказок. Яркие впечатления  дети реализовали в игре, рисунках, в творчестве и  музыкальной деятельности.
  9. Проводили с детьми: различные виды  игр, психофизические упражнения, зарядку, физкультминутки, динамические паузы  и  разминки  для эмоционального состояния  детей.

ВЫВОДЫ: Таким  образом, целенаправленная работа по ознакомлению детей младшего возраста с устным народным творчеством развивает у  детей   познавательный  интерес  к познанию  русской культуры.

Фольклор помогает воспитывать  у детей любовь к народному творчеству и ознакомлению с русской народной культурой. Особая атмосфера, эмоциональный  отклик  и  живая  реакция  детей во время интегрированных занятий и в свободной деятельности.  

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он, расширяя знания об окружающей действительности, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Игры, потешки, считалки, песенки, сказки, театрализованная деятельность, веселые досуги – это форма работы интегрирует знания и умения, которые дети получили на различных занятиях, создает условия для их творческого применения.  

У детей  совершенствуется  речь (словарный запас, связность, звуковая культура, образность). Речь обогащается запомнившимися словами и выражениями.

В итоге, речь детей постепенно становится образной, а это является важной составной частью воспитания у дошкольников  культуры  речи  в широком смысле   слова.

Через фольклор дети учатся играть, выполнять правила игры, соблюдать нормы поведения. В целом фольклор создает у ребенка образ поведенческой стратегии, выстроенной на основе правил, которые несут ценность каждого действия, их смысл и значение. Через эти правила ребенок постигает ценности – Добро, Истину, Жизнь, Мораль.

Из всего этого можно сделать, ВЫВОД: Что детей с малого возраста следует учить восприятию фольклорных текстов, воспитывать интерес  к языковому богатству, формировать у них умение слушать и слышать устное народное творчество. Тогда постепенно перед детьми откроется сила народного слова.


 

Комментарии

Малова Светлана Анатольевна

Спасибо, материал пригодится к педсовету.