Консультации для молодых педагогов

Фатхутдинова Анастасия Юрисовна

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯ

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПУРОВСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА  «СКАЗКА» п.г.т. УРЕНГОЙ  ПУРОВСКОГО  РАЙОНА


629860,  Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский  район, п.г.т.Уренгой, 5 мкр. .дом  17,

 тел. (34934) 9-18 -54, факс: 9-26-67  E –mail:  urengoiskazka@gmail.com

Доклад по теме: «Интелектуальное и сенсорное развитие дошкольников при использование логических блоков Дьенеша»

Подготовила воспитатель:

 Фатхутдинова А.Ю.

                                                     2012г.

П.г.т.Уренгой

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ И СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЛОГИЧЕСКИХ БЛОКОВ ДЬЕНЕША

 

        Набор геометрических фигур разработан для занятий с детьми с 2-х  лет венгерским психологом и математиком Дьенешем.
       Блоки Дьенеша – это уникальный набор фигур, различающихся по 4 параметрам одновременно:
               цвету, форме, величине, толщине.
В наборе 48 блоков  позволяющих  ребенку изучать   множество   свойств  предметов  и  выполнять самые затейливые   задания-
             на  развитие   логического  мышления, внимания,        памяти,  сенсорного развития, развитие речи…

Логические блоки Дьенеша представляют собой:

  1. Игры, составлены на основе комплекта геометрических фигур. Этот комплект может состоять из геометрических фигур:

 а) четырех форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник). По мере освоения детьми основных форм, знакомлю с овалом, ромбом на основе предыдущего опыта детей;

 б) четырех цветов (красный, синий, желтый, зеленый). Целесообразно дать представление о последовательности цветов в спектре;

 в) двух размеров (большой, маленький);

 г) двух видов толщины (толстый, тонкий).

  1.  Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: одной из четырех форм, одним из четырех цветов, одним из двух размеров, одним из двух видов толщины.

 Основные задачи использования логических блоков в работе с детьми по развитию мыслительной активности детей:

  1. Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
  2. Развивать пространственные представления.
  3. Развивать логическое мышление, представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование).
  4. Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.
  5. Развивать знания, умения и навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных задач.
  6. Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.
  7. Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
  8. Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
  9. Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.

 Решение данных задач позволяет в дальнейшем детям успешно овладеть основами математики и информатики.

      На основе логических блоков разработан игровой материал. Игровые упражнения и игры отличаются занимательностью и соответствуют уровню сложности заданий, предусмотренных современными вариативными программами. Для того, чтобы реализовать индивидуальный подход, целесообразно организовывала работу с учетом трех уровней развития (высокий, средний, ниже среднего).

            Все игры и занятия можно использовать в работе с детьми разного возраста, в зависимости от уровня их развития. Задания в играх можно усложнять или упрощать, используя большее или меньшее количество признаков фигур и, в соответствии с этим, меньшее или большее количество элементов набора. Поскольку логические блоки представляют собой эталоны форм, цвета, то их можно использовать в работе с детьми, начиная с раннего возраста.

         В соответствии с принципом постепенного наращивания трудностей предусматриваю, чтобы дети начинали усвоение материала с простого манипулирования геометрическими фигурами. Предоставляю детям возможность самим познакомиться с логическими блоками. Дети используют их по своему усмотрению в различных видах деятельности. В процессе манипуляций с блоками они установят, что фигуры имеют различный цвет, форму, размер, толщину.

       Работа по формированию познавательных способностей, показала, что целесообразно начать со знакомства с формой, затем с цветом. И, соответственно, предлагаю детям игры и упражнения на развитие умения оперировать одним свойством (обобщать и классифицировать, сравнивать объекты по одному свойству).

       Когда ребенок легко и безошибочно справляется с заданием определенной ступени, предлагаю игры и упражнения на развитие умения оперировать сразу двумя свойствами, а затем и тремя, и четырьмя свойствами.

      Строгое следование одного этапа за другим не обязательно. В зависимости от того, с какого возраста начинается работа с блоками, а также от уровня развития детей, можно исключать или объединять некоторые этапы.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ЛОГИЧЕСКИМИ БЛОКАМИ

  1. Занятия (комплексные, интегрированные), обеспечивающие наглядность, системность и доступность, смену деятельности.
  2. Совместная и самостоятельная игровая деятельность (дидактические игры, настольно-печатные, подвижные, сюжетно-ролевые игры).
  3. Вне занятий, в предметно-развивающей среде (ИЗО-деятельность, аппликация, режимные моменты, предметные ориентиры).

Логические блоки использую:

 а) в подвижных играх (предметные ориентиры, обозначения домиков, дорожек, лабиринтов);

 б) как настольно-печатные (изготовить карты к играм "Рассели жильцов”, "Найди место фигуре”);

 в) в сюжетно-ролевых играх: "Магазин” - деньги обозначаются блоками. "Почта” - адрес на доме обозначается кодовыми карточками. Аналогично, "Поезд” - билеты, места.

 Использование логических блоков в аппликации, рисовании, конструировании и моделировании предметов из геометрических фигур разнообразит занятия детей, делает их интересней, помогает детям легче ориентироваться в пространстве и закономерностях.

 

         Конспект развивающего занятия с использованием блоков Дьенеша

в старшей группе

«В гости к Мише»

Задачи:

  1. закрепить умение ориентироваться в пространстве, используя понятия "вправо", "влево";
  2. продолжать учить "Читать" карточки-символы, подбирать в соответствии с ними геометрические фигуры;
  3. продолжать развивать умения выявлять сходства в блоках, называть их;
  4. учить изменять несколько свойств блоков по заданному алгоритму;
  5. способствовать развитию речи: учить комментировать свои действия;
  6. развивать творческие способности, воображение;
  7. воспитывать усидчивость, стремление к достижению поставленной цели.

Оборудование: отредактированные нарезки мультфильма "Маша и Медведь", DVD проигрыватель, карта, указывающая путь к домику Миши, фланелеграф с изображением ульев и карточки-символы геометрических фигур, для каждого ребенка изображение ведерок с карточками, показывающими последовательность изменений свойств  блоков, запись песни Мишки.

ход занятия

-        Ребята, сегодня к нам пришла необычная гостья, посмотрите.

Маша: Здравствуйте, ребята. Меня зовут Маша. Как у вас хорошо в саду. Много красивых игрушек и друзей. У меня тоже есть друг Миша. У него сегодня новоселье, он переехал в новый домик. Хотите пойти к нему в гости со мной? Он оставил карту, по которой мы сможем отыскать его новый дом. Посмотрите.

  1. Ребята, а вот и карта. Как пройти к Мише можно узнать, прочитав "символы".
  2. Какую фигуру нужно найти? (синий прямоугольник)
  3. Куда нужно повернуть? (направо)

-        Какую фигуру найдем следующей?
(желтый квадрат)

-        Что мы видим слева? (гусеницу)

-        С какой стороны нам встретился ежик? (справа)

  1. Какая теперь фигура  подскажет нам дорогу? (синий круг)
  2. Какую фигуру ищем следующей? (красный прямоугольник)
  3. Куда повернем теперь? (направо)
  4. Почему? (потому что нам нужен красный прямоугольник)
  5. Какую фигуру ищем следующей (желтый треугольник)
  6. Ну вот, мы и пришли. Трудная была дорога, но вы справились, молодцы. Маша: Миша, Миша, мы пришли. (Маша роняет ульи)

Миша: У-у-у, опять ты мои ульи уронила...

-        Ребята, давайте поможем Мише расставить ульи на место, тем более, что все
него подписаны.

-        Домик,   с   какой   фигурой   стоял   здесь?   (желтый треугольник)

  1. На это место, какой улей поставим? (тот, на котором маленький синий треугольник)
  2. Какой здесь улей должен стоять? (желтый большой треугольник)

На     следующем     месте?     (красный     маленький прямоугольник)

-        Что нам скажет Миша? (включается видеозапись)
Миша: спасибо, ребята.

Маша: Миша, зарядку, зарядку!!! (физминутка по выбору воспитателя ) 

Маша: Миша, Миша, покажи фокус!

-        Ребята, а хотите, мы тоже фокус покажем. Перед вами лежат ведра. Положив фигуру в первое ведро, во втором

 

окажется такая же, но другого  цвета. В третьем ведре фигура поменяет форму, а в четвертом величину

Попробуем? Возьмите желтый большой квадрат. В какую фигуру он превратится в первом ведре? (синий большой квадрат) Что изменится во втором ведре? (он станет большим синим треугольником) Что окажется в последнем ведре? (маленький синий треугольник ) Что изменилось? (размер, величина)

  1. Следующая фигура маленький красный квадрат. Расскажите, что с ней произойдет сначала? А потом? Какая фигура будет в последнем ведре?
  2. Теперь возьмите большой синий треугольник. (Дети комментируют происходящее)
  3. Последнюю фигуру превратите самостоятельно. Возьмите большой красный прямоугольник...

-        Молодцы, ребята. А сейчас придумайте из них любую фигуру. (Дети рассказывают,
что у них получилось, какие фигуры они использовали).

-        Что же скажет нам Маша...

Маша: Ой, кажется, мне домой пора.

-        Нам тоже пора возвращаться домой. Мы прошли трудный путь к Мише. Там ему помогали. Что делали? А еще что мы показали Мише и Маше? Мы много трудились, были внимательными помощниками. Молодцы.



Предварительный просмотр:

Использование блоков Дьенеша в работе детьми дошкольного возраста

      В настоящее время целью дошкольного образования является создание условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка. Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач, одной из которых является разработка содержания, обеспечивающего развитие познавательной сферы, а так же формирование опыта практической, познавательной и творческой деятельности. С учетом возрастных психофизических особенностей детей дошкольного возраста выше обозначенные задачи с наибольшей эффективностью целесообразно решать при помощи метода игры.

Во многих странах мира успешно используется дидактический материал "Логические блоки", разработанный венгерским психологом и математиком Дьенешем для развития логического мышления у детей. Последнее десятилетие этот материал завоевывает все большее признание у педагогов и родителей нашей страны.

Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур:

а)        четырех форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);

б)        четырех цветов (красный, синий, желтый, зелёный);

в)        двух размеров (большой, маленький);

г)        двух видов толщины (толстый, тонкий).

Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной. В наборе нет ни одной одинаковой фигуры.

Во многих играх с логическими фигурами используются карточки с символами свойств. Знакомство ребенка с символами свойств важная ступенька в освоении всей знаковой культуры, грамоты математических символов,   программирования   и   т.д.   На   карточках  условно   обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина) Всего 11 карточек. И 11 карточек с отрицанием свойств, например: не красный.

Блоки Дьенеша - универсальная развивающая игра. Они  представляют собой дидактическое пособие, позволяющее решать следующие задачи.

  1. Развитие логического мышления. Развивать представление о множестве, операции над ними (сравнение, разбиение, классификация). Формировать представления о математических понятиях: алгоритм, кодирование, декодирование информации, кодирование со знаком отрицания.
  2. Развивать умения выявлять свойства предметов, называть их, обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения, что параллельно решает задачи развития речи.
  3. Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.

Исходя из этого, мы имеем возможность использовать блоки в совместной и самостоятельной игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста, организуя дидактические, подвижные или сюжетно-ролевые игры. Включая данное пособие в содержание образовательной деятельности (конструирование, развитие математических представлений) блоки обеспечивают наглядность, системность и доступность. А также  блоки позволяют сделать игры детей разнообразней и интересней. Логические блоки можно использовать:

  1. в подвижных играх как предметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек, лабиринтов;
  2. как настольно-печатные: изготовить карты к играм «Рассели жильцов», «Какой фигуры не хватает», «Найди место фигуре», «Головоломки»

3.  в сюжетно-ролевых играх: «Магазин» - деньги обозначаются блоками, цены на товар обозначаются кодовыми карточками. «Почта» - адрес на посылке, письме, открытке обозначаются блоками, адрес на домике  обозначается кодовыми карточками.  «Поезд» - билеты, места.

Вариативность игр с блоками обеспечивает возможность использования

их практически в любой режимный момент. А так же позволяют реализовать индивидуальный   подход   за   счет   усложнения   или   упрощения   заданий

(использование 1,2,3 или 4 признаков одновременно).

Прежде чем приступить к играм и упражнениям, необходимо предоставить возможность ребенку самостоятельно использовать блоки по своему усмотрению в играх. Как правило, дети с удовольствием из них что-то строят. В ходе таких игр блоками дети установят, что они имеют различную форму, цвет, величину и толщину. В общении с детьми лучше пользоваться словом «фигура», чем слово «блок».

Конспект развивающего занятия с использованием блоков Дьенеша

в старшей группе

«В гости к Мише»

Задачи:

  1. закрепить умение ориентироваться в пространстве, используя понятия "вправо", "влево";
  2. продолжать учить "Читать" карточки-символы, подбирать в соответствии с ними геометрические фигуры;
  3. продолжать развивать умения выявлять сходства в блоках, называть их;
  4. учить изменять несколько свойств блоков по заданному алгоритму;
  5. способствовать развитию речи: учить комментировать свои действия;
  6. развивать творческие способности, воображение;
  7. воспитывать усидчивость, стремление к достижению поставленной цели.

Оборудование: отредактированные нарезки мультфильма "Маша и Медведь", DVD проигрыватель, карта, указывающая путь к домику Миши, фланелеграф с изображением ульев и карточки-символы геометрических фигур, для каждого ребенка изображение ведерок с карточками, показывающими последовательность изменений свойств  блоков, запись песни Мишки.

ход занятия

-        Ребята, сегодня к нам пришла необычная гостья, посмотрите.
(На экране появляется мультфильм. Приложение1 )

Маша: Здравствуйте, ребята. Меня зовут Маша. Как у вас хорошо в саду. Много красивых игрушек и друзей. У меня тоже есть друг Миша. У него сегодня новоселье, он переехал в новый домик. Хотите пойти к нему в гости со мной? Он оставил карту, по которой мы сможем отыскать его новый дом. Посмотрите.

  1. Ребята, а вот и карта. Как пройти к Мише можно узнать, прочитав "символы".
  2. Какую фигуру нужно найти? (синий прямоугольник)
  3. Куда нужно повернуть? (направо)

-        Какую фигуру найдем следующей?
(желтый квадрат)

-        Что мы видим слева? (гусеницу)

-        С какой стороны нам встретился ежик? (справа)

  1. Какая теперь фигура  подскажет нам дорогу? (синий круг)
  2. Какую фигуру ищем следующей? (красный прямоугольник)
  3. Куда повернем теперь? (направо)
  4. Почему? (потому что нам нужен красный прямоугольник)
  5. Какую фигуру ищем следующей (желтый треугольник)
  6. Ну вот, мы и пришли. Трудная была дорога, но вы справились, молодцы. Маша: Миша, Миша, мы пришли. (Маша роняет ульи)

Миша: У-у-у, опять ты мои ульи уронила...

-        Ребята, давайте поможем Мише расставить ульи на место, тем более, что все
него подписаны.

-        Домик,   с   какой   фигурой   стоял   здесь?   (желтый треугольник)

  1. На это место, какой улей поставим? (тот, на котором маленький синий треугольник)
  2. Какой здесь улей должен стоять? (желтый большой треугольник)

На     следующем     месте?     (красный     маленький прямоугольник)

-        Что нам скажет Миша? (включается видеозапись)
Миша: спасибо, ребята.

Маша: Миша, зарядку, зарядку!!! (физминутка по выбору воспитателя )

Маша: Миша, Миша, покажи фокус!

-        Ребята, а хотите, мы тоже фокус покажем. Перед вами лежат ведра. Положив фигуру в первое ведро, во втором

 

окажется такая же, но другого  цвета. В третьем ведре фигура поменяет форму, а в четвертом - величину.

Попробуем? Возьмите желтый большой квадрат. В какую фигуру он превратится в первом ведре? (синий большой квадрат) Что изменится во втором ведре? (он станет большим синим треугольником) Что окажется в последнем ведре? (маленький синий треугольник ) Что изменилось? (размер, величина)

  1. Следующая фигура маленький красный квадрат. Расскажите, что с ней произойдет сначала? А потом? Какая фигура будет в последнем ведре?
  2. Теперь возьмите большой синий треугольник. (Дети комментируют происходящее)
  3. Последнюю фигуру превратите самостоятельно. Возьмите большой красный прямоугольник...

-        Молодцы, ребята. А сейчас придумайте из них любую фигуру. (Дети рассказывают,
что у них получилось, какие фигуры они использовали).

-        Что же скажет нам Маша...

Маша: Ой, кажется, мне домой пора.

-        Нам тоже пора возвращаться домой. Мы прошли трудный путь к Мише. Там ему помогали. Что делали? А еще что мы показали Мише и Маше? Мы много трудились, были внимательными помощниками. Молодцы.

Список рекомендуемой литературы

1.        Михайлова З.А. Логика и математика для дошкольников [Текст]/ З.А
Михайлова. - СПб. Издательский дом «Литера», 2000.
 - 97с.

2.        Носова Е.А. Логика и математика для дошкольников [Текст]: методическое издание /Р.Л. Непомнящая, Е.А. Носова. - СПб. Акцидент, 2000.- 121с.

3.        Панова Е.Н. дидактические игры-занятия в ДОУ (старший возраст)
[Текст]: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/ Е.Н.
Панова. - Воронеж. ТЦ «Учитель», 2006. - 79с.

4.        Столяр А.А. Давайте поиграем [Текст]/А.А. Столяр.- М. Просвещение, 1996.- 145с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Для чего нужна прогулка в детском саду L

Слайд 2

Что может быть приятнее, чем прогулка с детьми! Прогулка – это одно из основных оздоровительных мероприятий в детском саду, предупреждающая охрану и укрепление здоровья детей, полноценное физическое развитие, различную двигательную деятельность детей.

Слайд 3

Очень важно, чтобы у детей во время прогулки была соответствующая, облегченная одежда. Которая бы позволяла ребенку не бояться испачкаться, смело играть в любимые игры, бегать и прыгать.

Слайд 4

Цели прогулки: укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие детей, восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма.

Слайд 5

Задачи прогулки: оказывать закаливающее воздействие на организм в естественных условиях, способствовать повышению уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста, оптимизировать двигательную активность детей

Слайд 6

Способствовать познавательно – речевому, художественно – эстетическому, социально – личностному развитию детей.

Слайд 7

Не секрет что многие воспитатели не любят организацию такого режимного момента , как прогулка с детьми, в условиях крайнего Севера, когда долгие 9 месяцев царят зима и полярная ночь. Прогулка на свежем воздухе - задача важная в двойне . Для того, чтобы прогулка стала не только интересной, познавательной, но и полезной для физического и интеллектуального развития ребенка воспитатель должен уметь увлечь и заинтересовать своих воспитанников.

Слайд 8

В помощь воспитателям детского сада я разработала перспективное планирование прогулки по программе «Детство» с учетом специфики климатических условий нашего северного края.

Слайд 9

Прогулка делает детей физически более выносливыми, укрепляет здоровье детей, улучшает настроение, а значит, способствует в дальнейшем, успешному обучению в школе.

Слайд 10

Не лишайте детей радости движения и заряда бодрости!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Артикуляционная гимнастика

Слайд 2

«ГРИБОК» Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язычок к небу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка- ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы - в улыбке. Если ребенку не удается присосать язык, то можно пощелкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощелкивании улавливается нужное движение языка.

Слайд 3

«БЛИНЧИК» Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.

Слайд 4

«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ» Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху- вниз(можно помазать ее вареньем). Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее вниз рукой).

Слайд 5

«ДЯТЕЛ» Рот широко открыт и слегка растянут в улыбке, язычок в форме «чашечки» поднят вверх: боковые края языка прижаты к верхним коренным зубкам, а передний край языка поднят за верхние передние зубы к альвеолам. Ребёнок говорит с придыханием Д-Д-Д или Т-Т-Т. Язык «прыгает на бугорках».

Слайд 6

«ЧИСТИМ ЗУБКИ» Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние, затем верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо - влево. Нижняя челюсть при этом не двигается.

Слайд 7

«ИНДЮК» Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед- назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Темп упражнения, постепенно убыстряясь, затем добавить голос, чтобы слышалось «БЛ-БЛ-БЛ». Следите, чтобы язык не сужался, он должен быть широким.

Слайд 8

«КИСКА СЕРДИТСЯ» Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счет «раз»- выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы. На счет «два» вернуться в исходное положение. Кончик языка при этом не должен отрываться от нижних зубов, рот не закрывается

Слайд 9

«КАЧЕЛИ» Улыбнуться, открыть рот. На счет 1-2 поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

Слайд 10

«МАЛЯР» Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить небо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

Слайд 11

«ПАРУС» Улыбнуться, широко открыть рот, кончик языка поднять и поставить на бугорки (альвеолы) за верхними зубами. Удерживать язык в таком положении на счёт до восьми, потом до десяти. Опустить язык и повторить упражнение 2-3 раза.

Слайд 12

«РАСЧЕСКА» Улыбнуться, закусить язык зубами. «Протаскивать» язык между зубами вперёд-назад, как бы «причёсывая» его. Выполнять 3-4 раза. .

Слайд 13

«СЛОНИК» Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении на счет до пяти.

Слайд 14

«МЕСИМ ТЕСТО» Улыбнуться, открыть рот, покусать язык зубами та-та-та…; пошлёпать язык губами пя-пя-пя…; закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы с усилием.

Слайд 15

«ФУТБОЛ» Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались «мячики».

Слайд 16

«ЧАСИКИ» Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной .

Слайд 17

«ЧАШЕЧКА» Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.

Слайд 18

Список использованной литературы Е.М. Косинова Уроки логопеда. Игры для развития речи Издательство: Эксмо, 2010 г.



Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика

Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие, обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: "Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем". Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут. Мы предлагаем Вам артикуляционные упражнения, которыми вы будете с ребенком регулярно заниматься

"Окошко"
широко открыть рот — "жарко" закрыть рот — "холодно

"Чистим, зубки"
улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы

"Чашечка"
улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т.е. слегка приподнять кончик языка)

"Дудочка"
с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты

"Заборчик"
улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы

"Маляр"
губы в улыбке приоткрыть рот кончиком языка погладить ("покрасить") нёбо

"Грибочек"
улыбнуться поцокать языком, будто едешь на лошадке
присосать широкий язык к нёбу

"Киска"
губы в улыбке, рот открыт, кончик языка упирается в нижние зубы;
выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы

"Поймаем мышку"
губы в улыбке, приоткрыть ро,т произнести "а-а" и прикусить широкий кончик языка (поймали мышку за хвостик)

"Лошадка"
вытянуть губы, приоткрыть рот, процокать "узким" языком (как цокают копытами лошадки)

"Пароход гудит"
губы в улыбке, открыть рот с напряжением произнести долгое "ы-ы-ы..."

"Слоник пьёт"
вытянув вперёд губы трубочкой, образовать "хобот слоника",
"набирать водичку", слегка при этом причмокивая

"Индюки болтают"
языком быстро двигать по верхней губе - "ба-ба-ба-ба..."

"Орешки"
рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки;

"Качели"
улыбнуться, открыть рот - кончик языка поместить за верхние зубы, за нижние зубы

"Часики"
улыбнуться, открыть рот, кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой

"Блинчик"
улыбнуться, приоткрыть рот положить широкий язык на нижнюю губу

"Вкусное варенье"
улыбнуться, открыть рот широким языком в форме "чашечки", облизать верхнюю губу

"Гармошка"
улыбнуться, сделать "грибочек" (т.е. присосать широкий язык к нёбу)не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать)

"Барабанщик"
улыбнуться, открыть рот кончик языка за верхними зубами - "дэ-дэ-дэ..."

"Парашютик"
на кончик носа положить ватку, широким языком в форме "чашечки", прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх



Предварительный просмотр:

ДИНАМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА


"ЧАСИКИ". Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
"ЗМЕЙКА". Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать вглубь рта.

КАЧЕЛИ". Рот открыт. Напряженным языком тянуться к верхним и нижним резцам.
"ПОЧИСТИТЬ ЗУБЫ". Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.
ЛОШАДКА". Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно, сильно, громко, тянуть подъязычную связку. Челюсть не двигается.
"ГАРМОШКА". Рот раскрыт. Язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

     

"МАЛЯР". Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.
"ШМЕЛЬ". Рот открыт. Язык в виде чашечки поднят вверх, боковые края прижаты к коренным зубам, передний край свободен. Посередине языка идет воздушная струя, подключается голос (слышится зж-зж).
"БАРАБАНЩИКИ". Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы, многократно и отчетливо произнося "д-д-д-д".
"ИНДЮК". Приоткрыть рот, энергично проводить широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, добавить голос, пока не послышится: "бл-бл" (как индюк болбочет).
"ФОКУС". Учить направлять воздушную струю посередине языка. Рот приоткрыть, язык "чашечкой" высунуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа, или на челочку.

МБДОУ «Центр развития ребенка детский сад первой категории № 102»

Для чего нужна артикуляционная гимнастика?

Подготовила: учитель – логопед

Петухова Анастасия Витальевна

2012г.

Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.  

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

           

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:                                                                                                            1. Некоторые дети благодаря своевременному началу занятий артикуляционной гимнастикой и упражнениям по развитию речевого слуха сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.                                                                                                              

2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.                                                      

 

3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них "каша во рту".Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.                                                                      

4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и детям и взрослым - научиться говорить правильно, чётко и красиво.

    АРТИКУЛЯЦИОННУЮ ГИМНАСТИКУ следует выполнять ежедневно по 5-10 минут (3-4 упражнения, можно в несколько приемов).
  Помните о том, что для ребенка АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА - это трудная работа: давайте язычку отдохнуть и не забывайте хвалить малыша.

СТАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА

"ЛОПАТОЧКА". Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

"ЧАШЕЧКА". Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

"ИГОЛОЧКА". Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
"ГОРКА", "КИСКА СЕРДИТСЯ". Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
"ТРУБОЧКА". Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

"ГРИБОК". Рот открыт. Язык присосать к небу.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГУБ


"УЛЫБКА". Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
"ЗАБОРЧИК". Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.


"ТРУБОЧКА". Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
"ХОБОТОК". Вытягивание сомкнутых губ вперед.

"БУБЛИК", "РУПОР". Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.


"ЗАБОРЧИК - БУБЛИК"; "УЛЫБКА - ХОБОТОК". Чередование положений губ.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сказка о веселом язычке по книге В.Н.Костыгиной «ТРУ-ЛЯ-ЛЯ», Артикуляционная гимнастика. М.:2000

Слайд 2

ОКОШКО Жил-был веселый Язычок. Проснулся он рано утром. Открыл окошко. Посмотрел налево , направо . Вниз посмотрел. Ночью шел дождь – нет ли луж? Вверх посмотрел - светит ли солнышко? Закрыл окошко. Побежал язычок в ванную умываться. Открыл дверь ванной. Дверь заскрипела: Н-н-н... Надо смазать дверь – подумал Язычок. Вошел он в ванную. Включил свет – «чик». Открыл кран «чик-чик-чик». Полилась горячая вода «ш-ш-ш»... «Ой!» - испугался язычок и отдернул руки. Надо открыть какую воду? Правильно, холодную «чик-чик-чик». И язычок открыл кран с холодной водой «с-с-с»... Холодная водичка соединилась с горячей и стала теплой.

Слайд 3

ЧИСТИМ ЗУБКИ Язычок умылся. Почистил зубки – сначала нижние, затем верхние. Прополоскал рот. Умылся еще раз. Вытерся. Закрыл кран с холодной водой «чик-чик-чик». Закрыл кран с горячей водой «чик-чик-чик». Закрыл дверь «н-н-н».. И побежал веселый Язычок на кухню завтракать.

Слайд 4

МЕСИМ ТЕСТО А на кухне мама печет пироги. «Мамочка, здравствуй!, - крикнул радостно язычок.- Я тебя очень люблю.» «Здравствуй, сыночек! Я тебя тоже очень люблю! Помогай мне тесто месить !» Пя-пя-пя – разминали они тесто губами, потом зубками, снова губами. Тесто готово. Испекли они пирожки «Пя-пя-пя...» Язычок съел три пирожка. Как ты думаешь, с какой начинкой?

Слайд 5

ЧАШЕЧКА Затем язычок выпил молока вот из такой чашечки . Сказал «Спасибо».

Слайд 6

ДУДОЧКА И спросил Язычок у мамы – «Мамочка, можно я пойду погуляю?» Мама ответила «Конечно, можно, только не опоздай к обеду». Взял язычок дудочку и весело загудел «Ду-ду-ду!»

Слайд 7

ЗАБОРЧИК Вышел Язычок на крыльцо дома. Вокруг дома длинный забор . Вот такой. А на крыше дома труба. В трубе живет веселый ветер. «У-у-у...»поет он.

Слайд 8

Маляр Веселый маляр красил забор.

Слайд 9

ГРИБОК Смотри, Язычок, сказал маляр – возле забора вырос грибок .

Слайд 10

Киска Как хорошо! ответил Язычок, и вдруг увидел кошку Мурку.

Слайд 11

Поймаем мышку Мурка ловит мышку. Нельзя, Мурка! прогнал Язычок кошку. Погрозил пальчиком кошке. Нельзя!

Слайд 12

ЛОШАДКА Побежал Язычок к своей лошадке . Погладил её. «Здравствуй, лошадка!» - ласково сказал Язычок. Лошадка обрадовалась. Заржала «Иго-го!» Вскочил Язычок на лошадку, поскакали они вместе.

Слайд 13

ПАРОХОД ГУДИТ Скачут они берегом реки. На реке гудит пароход : «Ы-ы....» «Счастливого пути, пароход!» - помахал ему вслед Язычок.

Слайд 14

ЗДРАВСТВУЙ! Скачут они с лошадкой дальше. Скачут полем, скачут лесом. Здоровается язычок со всеми. «Здравствуйте, деревья!» «Здравствуй, небо!» И тут язычок увидел Солнце. «Здравствуй, Солнце!» Спрашивают деревья, небо, солнце – кто это с нами поздоровался? «Это – я!!!» - крикнул Язычок. «Кто это – Я?» - переспрашивают деревья, небо, солнце... «Это – я!!!» (назови свое имя)

Слайд 15

СЛОНИК ПЬЁТ Скачет язычок , скачет и прискакал он в зоопарк. В зоопарке он встретил своих друзей. Язычок увидел ослика. «Иа-иа-иа!» - поздоровался ослик. Язычок посмотрел, как умывается веселый слоник Бэмби: набирает хоботом водичку и моет себя, как из душа.

Слайд 16

ИНДЮКИ БОЛТАЮТ К ним подошел индюк . Он без умолка болтал «бл-бл-бл...»

Слайд 17

ОРЕШКИ Маленькая белочка угостила Язычка орешками .

Слайд 18

КАЧЕЛИ В зоопарке Язычок покатался на качелях . Покатался на маленьком автомобильчике «Дрррр...» Было очень жарко. Язычок купил себе мороженое – эскимо на палочке. Очень вкусное мороженое!

Слайд 19

ЧАСИКИ Съел Язычок мороженое и подумал, что надо домой возвращаться. посмотрел на часы, а они стоят. Надо часы завести: «тик-тик-тик...» И часы пошли.

Слайд 20

БЛИНЧИК «Ой! меня мама ждет!» Вскочил Язычок на лошадку и поскакал домой. Дома его ждала мама. Она испекла Язычку вкусные блинчики .

Слайд 21

ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ И положила вкусного варенья .

Слайд 22

ПОДАРКИ Мама сходила в магазин игрушек и купила своему любимому сыночку подарки. Мама подарила Язычку воздушный шарик. Его цвет на звук «з». Угадай, какого цвета шарик ? Правильно, зеленого. Язычок надул шарик: «Ф-ф-ф...»

Слайд 23

ГАРМОШКА Еще мама купила Язычку красивую гармошку

Слайд 24

БАРАБАН Мама купила барабан. Язычок взял барабанные палочки и заиграл веселый марш «дэ-дэ-дэ, дэ-дэ-дэ, дэ-дэ-дэ» Он был очень рад новым игрушкам и очень рад, что вернулся домой к маме.

Слайд 25

ПАРАШЮТИК

Слайд 26

ЗАГНАТЬ МЯЧ В ВОРОТА

Слайд 27

КОНЕЦ



Предварительный просмотр:

                                                                          Консультация для педагогов.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

  1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
  2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты.
  3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но  вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
  4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем – и детям и взрослым – научиться говорить правильно, чётко и красиво.

Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой?

        Сначала познакомьте ребенка с основными положениями губ и языка с помощью веселых историй о Язычке. На этом этапе малыш должен повторять упражнения 2-3 раза.

Рекомендации к проведению упражнений.

  1.   Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребенка. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
  2.  Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
  3.  При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
  4.   Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новое упражнение.
  5.   Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
  6.  Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед  зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
  7.   Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ. Работа организуется следующим образом:

     -  Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые      приемы.

      - Показывает его выполнение.

      - Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

  1.        Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.
  2.        Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.
  3.         В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»).
  4.          Если у ребенка при выполнении упражнений долго (около 1 месяца) не вырабатываются точность, устойчивость и плавность движений органов артикуляции, это может означать, что вы не совсем правильно выполняли упражнения или проблема вашего ребенка серьезнее, чем вы думали. В обоих случаях ребенка нужно обязательно показать специалисту-логопеду.
  5.         Помните, что ежедневными упражнениями вы помогаете ребенку достичь правильного звукопроизношения.
  6.       Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза. Попробуйте повторять их вместе с ребенком.

 

                                                                 УДАЧИ  ВАМ!

Сказка «ЗООПАРК»

Жил-был на свете Язычок, и захотел он пойти в зоопарк. А вместе с Язычком отправимся в зоопарк и мы: будем изображать всех животных, которых Язычок встретит.

БЕГЕМОТИКИ

Вот пришел Язычок в зоопарк и видит, что в пруду сидит кто-то огромный, как гора, и  рот широко открывает. Это был… бегемот. Давай и мы превратимся в бегемотиков  и будем широко открывать рот.

Описание упражнения: открыть рот как можно шире, удерживать его в таком положении до счета «пять», потом закрыть рот. Повторить 3-4 раза.

                                               Рот пошире открываем,

                                               В бегемотиков играем:

                                               Широко раскроем ротик,

                                               Как голодный бегемотик.

                                               Закрывать его нельзя,

                                               До пяти считаю я.

                                               А потом закроем рот –

                                               Отдыхает бегемот.

ЛЯГУШКИ

Посмотрел Язычок на бегемотиков и только хотел дальше отправиться, как слышит: ква-а-а,  ква-а-а. Это были … Правильно  лягушки. Давай изобразим, как лягушки улыбались.

Описание упражнения: улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счета «пять» ( до счета «десять»), затем вернуть губы в исходное положение. Повторить 3-4 раза.

                                        Подражаем мы лягушкам:

Тянем губы прямо к ушкам.

Вы сейчас тяните губки –

Я увижу ваши зубки.

Мы потянем – перестанем

И нисколько не устанем.

                                        

СЛОН

Идет Язычок дальше. Ой, кто это такой большой, с длинным носом? Да это же…слон! Давай покажем, какой у слона хобот.

Описание упражнения: сомкнутые губы вытянуть вперед и удерживать в таком положении до счета «пять» (потом до счета «десять»), вернуться в исходное положение.

Буду подражать слону!

Губы «хоботом» тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

Смотрит Язычок на слона, а тот стал набирать хоботом воду и поливать себя и слоненка.

Описание упражнения: вытянуть губы вперед трубочкой и «набирать» водичку, слегка причмокивая при этом.

Я водичку набираю

И ребяток поливаю.

ЗМЕЯ

Полюбовался Язычок слоном и пошел к другой клетке. А там никого нет, только длинный резиновый шланг валяется посередине. Но вдруг шланг зашевелился, и Язычок увидел, что это…змея. Давай изобразим змею!

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот; высунуть язычок изо рта, затем спрятать. Повторить 3-4 раза.

Подражаем мы змее,

С ней мы будем наравне:

Высунем язык и спрячем.

Только так,  а не иначе.

ЛОШАДКА

Понаблюдал Язычок за змейкой и пошел дальше. Видит, лошадка детей катает. Захотел и сам прокатиться: «Лошадка прокатаешь меня?» А лошадка отвечает: «Конечно!». Сел Язычок на лошадку, крикнул «но!» и поскакал. Давай покажем, как Язычок катался на лошадке.

Описание упражнения: улыбнуться, широко открыть рот, щёлкать языком громко и энергично. Стараться, чтобы нижняя челюсть была неподвижна, и «прыгал» только язык.

Я -  веселая лошадка,

Темная, как шоколадка.

Язычком пощёлкай громко –

Стук копыт услышишь звонкий.

РАСЧЁСКА

Покатался Язычок, слез с лошадки и вдруг увидел себя в зеркале: «Ах, какой я стал лохматый! Наверное, очень быстро на лошадке мчался!  Надо причесаться!» Достал Язычок расчёску и начал причёсываться. Давай покажем, как он это делал.

Описание упражнения: улыбнуться, закусить язык зубами. «Протаскивать»  язык между зубами вперед-назад, как бы « причесывая» его.

С волосами я дружу,

Их в порядок привожу.

Благодарна мне прическа.

А зовет меня…(расчёска).

ЧАСИКИ

Привел Язычок себя в порядок и вдруг подумал: а не пора ли ему идти домой? Надо узнать который час. Покажи как, работают часики!

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот. Тянуться языком  попеременно  то к левому углу рта,  то к правому. Повторить 5-10 раз.

Тик-так, тик-так.

Язычок качался так,

Словно маятник часов.

Ты в часы играть готов?

ШАРИКИ

Узнал Язычок, который час. К сожалению, было уже поздно: пора возвращаться домой. А подарок маме? Купил Язычок несколько воздушных шариков и стал их надувать, но, к сожалению, некоторые из них лопались. Покажи, как Язычок надувал шарики.

Описание упражнения: надуть одну щёку – сдуть. Затем надуть другую и сдуть. Надувать попеременно 4-5 раз.

Я надул воздушный шарик.

Укусил его комарик.

Лопнул шарик. Не беда!

Новый шар надую я.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Учитель-логопед: Ирина Васильевна

                                     Никифорова


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игры с Весёлым Язычком Кто в домике моём живёт?

Слайд 2

Можно ли помочь маленькому человечку в становлении правильной и чистой речи? Вполне! И сделать это в состоянии не только специалисты, но и педагоги детского сада. Одним из самых доступных средств её решения является артикуляционная гимнастика. Занятия артикуляционной гимнастикой целесообразно начинать в раннем дошкольном возрасте, так как именно с этого периода можно воздействовать на мышцы артикуляционного аппарата ребёнка, добиваться их мягкости, эластичности и подвижности и тем самым предупредить возникновение неправильного звукопроизношения. Артикуляционная гимнастика

Слайд 3

Как же организовать обучение, чтобы оно было воспринято с радостью и интересом? Как всегда, нам на помощь придёт игра. Посадим ребятишек в удобном месте. Приготовим для каждого упражнения яркую игрушку. Уточним с детьми, где находится язычок и его кончик, где губки, зубки, щёчки. Познакомим ребят с некоторыми упражнениями артикуляционного аппарата: губы в улыбке или вытянуты трубочкой, язык поднят вверх, опущен вниз, двигается в стороны, щёлкает и т.д. Затем начнём интересную игру.

Слайд 4

Рыбка Рыбка ротик открывает, Говорить она желает. (Дети широко открывают и закрывают рот).

Слайд 5

Слоник Тянет слоник хоботок, Попадёт вода в роток (Дети вытягивают губы трубочкой ).

Слайд 6

Добрый тигрёнок Наш тигрёнок не кусается, Наш тигрёнок улыбается. (Дети растягивают губы в широкой улыбке, обнажая сомкнутые зубы)

Слайд 7

Киска Тише, киске нелегко. Она лакает молоко. (Дети, открыв рот, выполняют движения языком вперёд-назад).

Слайд 8

Весёлая обезьянка Обезьянка-озорница Может целый день дразниться

Слайд 9

Мишка-сладкоежка Мишка очень любит мёд. Он его сейчас слизнёт. (Дети, открыв рот, облизывают верхнюю и нижнюю губу).

Слайд 10

На обед себе лягушка Ловит комара и мушку. (Дети кончиком языка, стараясь поднять его как можно выше, касаются верхней губы). Лягушка-квакушка

Слайд 11

Жираф У жирафа голова Достаёт до потолка. (Дети, широко открыв рот, достают кончиком языка до верхнего нёба).

Слайд 13

Лошадка Что же это значит? К нам лошадка скачет. (Широко открыв рот, дети щёлкают языком).

Слайд 16

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

образец Жил да был Веселый Язычок . А у тебя есть язычок? Покажи. У Веселого Язычка был домик. Домик очень интересный. Что это за домик? Догадался? Это рот. Вот какой интересный дом был у Веселого Язычка. Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его дом всегда был закрыт. А чем закрыт домик? Губами . Покажи, где у тебя губы. Видишь их в зеркале? Но кроме одной дверки, у этого домика есть вторая дверка. Как называется эта дверка? Зубы . Покажи свои зубки. Посмотри на них в зеркало. А ТЕПЕРЬ ДАВАЙ ПОИГРАЕМ С ЯЗЫЧКОМ

Слайд 3

образец Выбирай картинку с названием упражнения Чтобы вернуться обратно, жми на гномика

Слайд 4

образец Поел язычок блинчиков с вареньем и решил чаю выпить. Давай покажем, какая у него была красивая чашечка. Описание: улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и тянуть его к носу. Стараться, чтобы бока язычка были загнуты в виде чашечки (чтобы чай не пролился). Стараться не поддерживать язык нижней губой. Удерживать язык в таком положении под счет до пяти, потом до десяти. Повторить 3-4раза

Слайд 5

образец 1.Посмотрел Язычок по сторонам, увидел, что ребята в футбол играют, и захотел присоединится к ним. Давай и мы вместе со всеми поиграем в футбол. 2. Поиграли ребята с Язычком, а потом решили соревнование устроить: кто дальше мяч загонит. Описание: рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щеку так, чтобы под щекой надувались «мячики». Описание: вытянуть губы трубочкой и дуть на ватный шарик. Вдох – через Нос, выдох – через рот. Следить, чтобы щеки не надувались.

Слайд 6

образец 1.У язычка была любимая кошечка. Когда киска сердилась, то выгибала спину. Давай покажем, как киска сердилась и выгибала спину. 2. Киска любила, когда ей гладили спинку. Тогда она переставала сердится и становилась доброй. Давай погладим киску. Описание: улыбнуться, открыть рот, кончик языка упереть за нижние зубы, «спинку» выгнуть, а боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счет до восьми, потом до десяти. Описание: язык в положении «сердитая киска»: прижать его верхними зубами и «почесать в направлении от корня языка к кончику. Повторить 5-6 раз.

Слайд 7

образец Видит Язычок лошадка детей катает. Захотел и сам прокатиться: «Лошадка, покатаешь меня?» А лошадка отвечает: «Конечно!» Сел Язычок на лошадку, крикнул «но!» и поскакал. Давай покажем, как Язычок катался на лошадке. Описание: улыбнуться, широко открыть рот, щелкать языком громко и энергично. Стараться, чтобы нижняя челюсть была неподвижна и «прыгал» только язык.

Слайд 8

образец Вдруг услышал Язычок веселые звуки гармошки. «Интересно, кто это играет? Пойду, посмотрю!» – подумал Язычок и побежал на полянку. Видит, заяц на пеньке сидит и на гармошке веселые песенки наигрывает. Давай и мы сыграем на гармошке. Описание: улыбнуться, широко открыть рот, «присосать» язык к небу. Не отпуская язык, сильно опустить нижнюю челюсть, закрыть рот и опять широко открыть, не меняя положение языка. Повторить 4-5 раз.

Слайд 9

образец В доме у язычка запахло чем-то вкусным: это мама готовила тесто для блинов и пирогов. Язычок стал ей помогать месить тесто и скалкой его раскатывать. Давай и мы поможем Язычку. Описание: улыбнуться, открыть рот, покусать язык зубами – та-та-та..; пошлепать язык губами пя-пя-пя…; закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы с усилием.

Слайд 10

образец 1.Гуляет Язычок по полянке и увидел кого-то большого с длинным носом. Да это же.. Слон! Давай покажем, какой у слона хобот! 2. Смотрит язычок на слона, а тот стал набирать хоботом воду и поливать себя и слоненка. Описание: сомкнутые губы вытянуть вперед и удерживать в таком положении до счета «пять» (потом до сета «десять»), вернуться в исходное положение. Описание: вытянуть вперед губы трубочкой и «набирать» водичку, слегка причмокивая при этом.

Слайд 11

образец Гуляет Язычок на полянке, вдруг кто-то тонко запищал над его ухом, и Язычок почувствовал, что кто-то укусил его за брюшко. «Ах, ты злой, проворный комарик!» - закричал Язычок и стал ловить комара. Давай покажем, как звенел злой комар. Описание: улыбнуться, широко открыть рот, поднять язык вверх и упереть его в бугорки (альвеолы). Пытаться произнести «дззз», но не отрывисто, а протяжно, в течение 10-15 секунд. Помнить, что комар злой, поэтому нажимать языком на бугорки энергично.

Слайд 12

образец Гулял Язычок в зоопарке и увидел в клетке, валяется длинный резиновый шланг посередине. Но вдруг шланг зашевелился, и Язычок увидел, что это..змея. Давай изобразим змею! Описание: улыбнуться, открыть рот; высунуть язычок изо рта, затем спрятать. Повторить 3-4 раза.

Слайд 13

образец Захотелось Язычку на качелях покататься: вверх-вниз! Весело качаться с Язычком на качелях! Описание: улыбнуться, открыть широко рот на счет «раз» - опустить кончик языка за нижние зубы, насчет «два» – поднять язык за верхние зубы. Повторить 4-5 раз.

Слайд 14

образец Побывал как-то раз Язычок на болоте. А там: квааа, квааа. Это были… Правильно, лягушки. Давай изобразим, как лягушки улыбались. Описание: улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счета «пять» (до счета «десять»), затем вернуть губы в исходное положение. Повторить 3-4 раза.

Слайд 15

образец Увидел язычок, что погода хорошая, и побежал играть во двор. Только сошел с крылечка, как услышал, что в траве кто-то шуршит. Присмотрелся Язычок повнимательнее: из травы иголки торчат. Это был..ежик. Он бегал в траве по кругу: то в одну сторону, то в другую. Давай покажем, как бегал ежик. Описание: совершать круговые движения языком между губами и зубами то в одну, то в другую сторону. Рот при этом закрыт.

Слайд 16

образец Смотрелся однажды Язычок в зеркало: «Ах, какой я лохматый! Надо причесаться!» Достал Язычок расческу и начал причесываться. Давай покажем, как он это делал. Описание: улыбнуться, закусить язык зубами. «Протаскивать» язык между зубами вперед – назад, как бы «причесывая» его.

Слайд 17

образец Стала мама с Язычком блинчики есть со сметаной и ароматным вкусным вареньем, да все губы испачкали. Надо губы аккуратно облизать. Описание: улыбнуться, открыть рот, облизать языком верхнюю, а затем нижнюю губу по кругу. Выполнять в одну, а затем в другую сторону. Повторить4-5 раз.

Слайд 18

образец Пустил Язычок лодочку в ручеек, а сам побежал по берегу, чтобы посмотреть, далеко ли она уплывет. Вдруг Язычок увидел маляра, который ярко-синей краской красил крышу дома. Давай покажем, как маляр крышу красил. Описание: улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка проводить по небу от верхних зубов до горла и обратно. Выполнять медленно, под счет до восьми.

Слайд 19

образец Помог Язычок маме тесто месить, и стали они блины печь. Давай покажем, какой у Язычка получился блинчик. Описание: улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать его неподвижно под счет взрослого до пяти; потом до десяти.

Слайд 20

образец Попил Язычок чаю из своей красивой чашки, а мама ему говорит: «Язычок, спать пора!» Перед сном Язычок пошел умываться и … правильно, чистить зубки. Давай и мы с тобой почистим зубки. Описание: улыбнуться, открыть рот, кончиком языка сильно «почистить» за нижними зубами (влево - вправо) под счет взрослого (7-8раз). Затем поднять язычок вверх и почистить за верхними зубами (рот при этом широко открыт). Повторить 8-10 раз.

Слайд 21

образец Слез Язычок с качелей и вдруг увидел грозного сердитого индюка. Индюк стоял посреди двора и страшно ругался. Давай покажем, как ругался индюк. Описание: улыбнуться, открыть рот, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх, двигать языком по верхней губе вперед - назад, произнося: была-была-была…


 

Комментарии

ПОЛЕВСКАЯ ЭЛЕОНОРА ЮРЬЕВНА

Богатейший материал. Очень много логопедических игр.