проект "Моя малая Родина - город Саратов"

проектная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_saratov.docx65.25 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация Ленинского района

Муниципального образования «Город Саратов»

Муниципальное дошкольное учреждение

«Детский сад №150» Ленинского района г.Саратов

Проект

в подготовительной к школе группе

«Моя малая Родина – город Саратов».

Подготовила:

воспитатель

высшей

квалификационной

категории

Лаврентьева Г.С.

Введение

        Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Последние годы свидетельствуют о том, что наше общество утратило представление о значении патриотизма как части национального менталитета.

Считается нормальным уклониться от службы в армии, не заводить детей ради сохранения материальных благ или иметь одного ребёнка. Мы начинаем спокойно относиться к повсеместному открытию сиротских приютов для детей живых родителей…

Социально-экономические инновации вызвали определённое расслоение общества, снижение жизненного уровня, ценностную переориентацию в молодёжной среде. У детей искаженные представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине.  Сегодня материальные ценности доминируют над духовными.

Понимая актуальность данной проблемы на современном этапе, я считаю, что формирование личности  дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям. Это предполагает формирование у подрастающего поколения и высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств, среди которых важное значение имеет патриотизм, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите.

Аннотация:  Старший дошкольный возраст – это стартовая площадка для развития у детей нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к Родине и начал гражданственности. Основой в воспитании гражданских чувств является накопление дошкольниками социального опыта жизни в своем Отечестве, развитие интереса к истории и культуре родной страны, формирование позитивного отношения к тем значимым событиям, которые происходят в жизни государства. Знакомство дошкольников с наиболее яркими событиями, которые происходили и происходят в жизни нашей страны – это основа воспитания любви к Отечеству и формирование чувства гордости за родной край.  

            В проекте сформулированы педагогические задачи по ознакомлению детей с социальным миром, в соответствии с требованиями и рекомендациями программы « Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой. Представлены конспекты НОД .

Актуальность темы:

Патриотизм, применительно к ребёнку дошкольного возраста, определяется как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.

        Осознавая важность дошкольного периода («всё начинается с детства»), решила повысить качество работы по патриотическому воспитанию наших детей. Проводя беседы о родном городе, отметила низкий уровень знаний о прошлом и даже настоящем нашего небольшого города как у детей, так и у взрослых. Этот горький факт вызвал необходимость разработать проект по знакомству наших воспитанников с их малой Родиной – городом Саратовом.

Цель проекта:

Духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста через приобщение их к истории родного города.

Задачи проекта:

  1. Воспитывать любовь к Родине, к родному краю и его истории; учить видеть истории вокруг себя (в домах, которые окружают детей, в предметах быта, в названиях улиц…).
  2. Приобщать к культуре, традициям.
  3. Воспитывать нравственные качества: доброту, отзывчивость, сопереживание, взаимовыручку, трудолюбие.
  4. Развивать творческие и интеллектуальные способности, речевую культуру.
  5. Воспитывать бережное, эмоционально-поэтическое отношение к природе.

Подготовительный этап:

  1. Для пополнения знаний об истории и достопримечательностях города Саратова  приобрести и изучить литературу.
  2. Сделать подборку фотографий достопримечательных мест.
  3. Подобрать материалы о знаменитых людях, чьи имена связаны с городом Саратовом.
  4. Собрать и систематизировать русские народные пословицы, поговорки, отражающие лучшие стороны русского характера: доброту, трудолюбие, любовь к матери и Родине.
  5. Оснастить предметно-развивающую среду в группе, изготовить атрибуты для игр.

    6.  Продумать тематику экскурсий, походов.

Предполагаемый результат:

Дети должны знать и называть:

- Домашний адрес; испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьёй, домом; с удовольствием идти в детский сад.

- Место работы родителей, значимость их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых. Дети должны иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение.

- Место проживания: город, область; знаменитых людей, чьи судьбы связаны с городом Саратовом ; предприятия родного города и их значимость; символику города, достопримечательности;

- Должны знать природу города;

- Должны научиться любоваться природой, бережно относиться к ней.

Содержание работы:

Основные виды деятельности.

Название.

Игровая.

  1. Сюжетно – ролевые игры:

- «Путешествия»,

- «Магазин»,

- «Ферма»,

- «Пожарная часть»,

- «Театр»,

- «Ярмарка»,

- «Почта» (на знание адреса дома и детского сада).

2.  Дидактические игры:

- «С какого дерева лист»,

- «Кто лишний»,

- «Когда это бывает»,

- «Кому, что нужно»,

- «Кто здесь живёт»,

- «Что сначала, что потом»,

- «Узнай по описанию»,

- «Следопыт»,

- «Что где растёт»

- «Птицы, звери, рыбы».

3.  Развивающие игры:

- «Разрезные картинки» (выкладывание достопримечательных мест Саратова из «мозаики»),

- «Пройди по городу» (макеты),

- «Помоги добраться до указанного места» (лабиринты, карты схемы ближайших к детскому саду улиц).

4.  Строительные игры:

- «Строим улицу, город»,

- «Путешествие по городу»

Коммуникативная.

  1. Обсуждение ситуаций из жизни семьи.
  2. Беседы с детьми об их домашних обязанностях, семейных традициях и праздниках.
  3. Беседы о труде родителей.
  4. Рассказы пап о службе в армии.
  5. Встречи с интересными людьми (бабушки, дедушки, ветераны, солдаты, офицеры).
  6. Рассматривание фотографий с изображением знаменитых мест в Саратове.
  7. Экскурсии:

- По детскому саду и знакомство с трудом сотрудников.

- По городу (к памятным местам, возложение цветов).

- В пожарную часть.

- В библиотеку.

8. Рассказы воспитателя о городе Саратове (о традициях, боевом прошлом, о символике.

9. Составление рассказов:

- «Город, в котором я живу»,

- «Памятные места»,

- О членах семьи из личного опыта,

- по темам экскурсий.

10. Участие в городских мероприятиях.

Познавательно – исследовательская.

  1. Виды транспорта в Саратове.
  2. Предприятия Саратова (рассматривание производимой продукции – результатов труда, материалов, инструментов, знакомство с трудовыми действиями, их значимости для достижения результата).

3.Рассматривание фотографий, иллюстраций Саратова

   4.Знаменитые люди, чьи судьбы связаны с   Саратовом

5.Знакомство с именами героев, чьими именами названы улицы нашего района

6. Мужество в годы Великой Отечественной войны (просмотр слайдов, рассматривание фотографий, боевых наград, чтение литературы, экскурсии по местам боевой славы, походы к памятникам, возложение цветов).

  1.  Пометка на карте Саратова самых интересных объектов, детского сада.
  2. Постановка экспериментов, опытов, не несущих вреда живому.

Продуктивная.

  1. Лепка: животных, игрушек (народный промысел), домашней утвари, людей разных профессий.
  2. Аппликация:

- изготовление праздничных открыток,

- изготовление панно «Мой город – Саратов»

3. Рисование:

- на тему «Мой любимый детский сад», «Мой город»,

 «Моя Родина», «Времена года»,

- раскрашивание символики города Саратова,

- рисунки схем взаимосвязей между трудом людей различных профессий,

- рисунки моделей различных видов трудовой деятельности.

4. Изготовление подарков мамам, папам, ветеранам, солдатам и др.

5. Составление схемы «Я иду в детский сад» (дорога из дома в детский сад).

Музыкально – художественная.

  1. Проведение тематических праздников.
  2. Праздник - День города.
  3. Концерты для ветеранов, солдат.

Чтение художественной литературы.

  1. Чтение произведений С.Капутикян, Р.Газматова, В.Драгунского, Ю.Яковлева, Н.Носова,С.Маршака, К.Чуковского, К.Ушинского и др.
  2. Заучивание стихов о доме, семье, природе, городе.
  3. Заучивание пословиц, поговорок.

План- схема

работы с детьми и родителями

по реализации проекта

Сроки

Содержание работы

Ответственные

1

Беседа с родителями «Знакомство с проектом»

воспитатель

родители

2

Рассматривание фотографий с изображением знаменитых мест в Саратове.

Познавательная беседа «Моя малая родина-Саратов»

Чтение стихов о Родине.

воспитатель

3

Рассматривание карты Саратова.

НОД по худ. Творчеству. Рисование «Улицы нашего города»

Развивающие игры: «Разрезные картинки» (выкладывание достопримечательных мест Саратова из «мозаики»)

Беседы с детьми об их домашних обязанностях, семейных традициях и праздниках

воспитатель

4

Заучивание стихов о доме, семье, природе, городе.

НОД по ознакомлению с окружающим«Государственная символика России»

Раскрашивание символики города Саратова

Сюжетно ролевая игра «Следопыт»

Конкурс-выставка «Наш славный Саратов»(рисунки)

5

НОД по худ. творчеству. Рисование «Наш любимый город»

Познавательная беседа «Мой город- Саратов »

Рассказ воспитателя на тему: «Знаменитые люди, чьи судьбы связаны с   Саратовом»

Рисование на тему: «Нарисую  герб Саратова»

воспитатель

6

Познавательная беседа «Символика Саратова»

Составление схемы «Я иду в детский сад»

Дидактическая игра «Помоги добраться до указанного места» (лабиринты, карты схемы ближайших к детскому саду улиц).

Оформление фотоальбома «Мы гуляем по городу. Исторические места»

воспитатель

7

Рассматривание альбома с видами Саратова

Игра- викторина «Город в котором мы живём»

воспитатель

8

Оформление альбома с рисунками «Мое любимое место в городе»

Рисование на тему: «Нарисую свой герб семьи»

воспитатель

9

Составление рассказов:

«Город, в котором я живу»

Сюжетная игра

«Почта» (на знание адреса дома и детского сада)

Конкурс-выставка «Наш любимый Саратов»(фото- выставка)

воспитатель

родители

Заключение

       На мой взгляд, очень важна работа с детьми по ознакомлению с родным городом в том плане, что она несет познавательную, духовно-нравственную, природоохранную функции. Ребенку-дошкольнику можно рассказать много интересного о его “маленькой” Родине (об историческом и современном городе, о живописных местах, о памятниках природы, архитектуры и о многом другом)

      В младшем дошкольном возрасте детям еще трудно представить себе город. Поэтому знакомство с ним начинаем с экскурсий по близлежащим улицам; с бесед о том, где им приходилось бывать, что интересного они видели; о том, что у каждой улице есть свое название, а у дома – свой номер.

     С детьми среднего дошкольного возраста продолжаем работу по данному направлению: прежде всего детей знакомим с районом, на территории которого находится дошкольное учреждение , местоположением, совместно с воспитателем дети совершают небольшие целевые прогулки, обращаем их внимание на красоту улиц, на то ,что создано руками человека. Это различные здания, в которых люди живут и работают.

     В старшем дошкольном возрасте увеличивается объем знаний о родном городе. Детей знакомим с промышленностью, с историей и его достопримечательностями, героическими страницами истории. Чувства гордости испытывают дети, живущие на улицах, названных в честь знаменитых людей города.

    Знакомство с родным городом и родной страной вызывает у детей положительные чувства и эмоции, а также стремление и желание ребенка нарисовать то, о чем только что услышал. Поэтому эта работа продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности. Рисунки детей, отражающие сильное и чистое чувство любви к своему родному городу, родной природе позволяют им создать выразительные образы, основанные на своих собственных наблюдениях, а также заставляют задуматься над отношением к миру природы.

     На музыкальных занятиях дети приобщаются к русской культуре. Традицией в детском саду стало проведение патриотических праздников: “День защитника Отечества”, “День России”, “9 Мая – День Победы”, “День защиты детей”, где даются представления об армии, о родах войск, боевой технике.

     Работа с детьми по ознакомлению с родным городом, ведется и в книжном уголке, где выставляются книги познавательного характера, иллюстративно – дидактический материал (иллюстрации о природе родного края, страны, фотоальбомы исторического и современного города, предметы народно-прикладного искусства, фотоальбомы экскурсий). 

      Работа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников выполняется в тесном взаимодействии с семьями воспитанников. Так в детском саду организуются выставки семейных коллекций, изготовляются различные макеты, проводятся совместные праздники, походы выходного дня в памятники природы. Дети совместно с родителями и воспитателями участвуют в различных творческих конкурсах и выставках, проводимых учреждениями города.

Литература.

  1. Агапова И. А., Давыдова М. А. Патриотическое воспитание в школе. – М.: Айрис-пресс, 2002. – ил. – (Внимание: дети!).
  2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. М., 1991.
  3. Во славу Отечества: (к 60-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.): [сборник] / Администрация Красносел. р-на Санкт-Петербурга. Совет ветеранов р-на, Акад. Воен.-ист. Наук (С.-Петерб. Отд-ние); [ ред. – И. Д. Ходанович, проф., акад. Акад. воен.-ист. наук]. – СПб.: Береста, 2005.
  4. Детские подвижные игры народов СССР: Пособие для воспитателя дет. сада/ Сост. А. В. Кенеман; Под ред. Т. И. Осокиной – М.: Просвещение, 1988.
  5. Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ. Под ред. Л. А, Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
  6. Зацепина М. Б. Дни воинской славы: Патриотическое воспитание дошкольников: Для работы с детьми 5-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  7. Истоки русской народной культуры в детском саду. / Авт.-сост. И. Г. Гаврилова. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
  8. Крылова Н. М., Иванова В. Т. Детский сад – Дом радости. Научно-методические пособия для специалистов дошкольного и предшкольного образования, воспитателей групп полного и кратковременного пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении, домашнего воспитания ребёнка. /Н. М. Крылова, В. Т. Иванова; Перм. Гос. Пед. Ун-т.- Пермь,2011.
  9. Кутьина Н. Б. Программа «Ребёнок в ХХI веке. Воспитание культурой». – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.
  10. Любимые детские игры (для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста) / Сост. Г. Н. Гришина. – М.: ТЦ «Сфера», , 1997. – (Серия «Вместе с детьми»).
  11.  Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
  12. Очерки истории Красного Села и Дудергофа. – СПб.: «Дмитрий Буланин», 2007. Под редакцией АтапинаС.С.