Компьютерная презентация как средство литературного развития детей старшего дошкольного возраста.

Башкардина Юлия Константиновна

Развитие информационного общества привело к появлению проблемы, связанной со снижением читательского интереса у детей. Дети довольно рано осваивают компьютерные игры и управление окружающими их техническими средствами. При этом далеко не всегда современная семья уделяет достаточное внимание чтению и приобщению детей к литературе. Исходя из этого,  актуальной задачей современной педагогики становится формирование интереса и любви к книге у детей, начиная с дошкольного возраста.

Проблемой литературного развития детей в разное время занимались Е.А. Флёрина, Л.Г. Жабицкая, Н.Д. Молдавская, В.Г. Маранцман, Г.И. Кудина и др. Применительно к дошкольникам это понятие дано в работах  Л.М. Гурович, О.Н. Сомковой, О.В. Акуловой и определяется «как  процесс качественных изменений в восприятии, интерпретации художественных текстов и способности к отражению литературного опыта в разных видах художественной деятельности» [3].   Авторами выделяется три компонента литературного развития детей дошкольного возраста: читательский интерес, восприятие и интерпретация художественного произведения, отражение литературного опыта в творческой деятельности. Именно развитие этих трех компонентов во взаимосвязи друг с другом будет способствовать успешному литературному развитию детей.

Именно на этапе дошкольного образования можно помочь ребёнку стать читателем, овладеть читательской культурой. Даже дети, которым не читают дома, при целенаправленной педагогической работе, при организации совместного чтения, при просветительской работе с родителями могут стать грамотными читателями.

В исследованиях наших ученых отмечается, что главной задачей литературного воспитания является формирование интереса и любви к книге, умения слушать и понимать художественный текст, строить собственное впечатление от прочитанного, чувствовать красоту родного языка, - все это выступает основой для воспитания талантливого и грамотного читателя.

И в этом, как ни парадоксально, может помочь внедрение средств ИКТ в учебно-воспитательный процесс ДОО.

Развитие современного общества и производства тесно связано с  информационно-коммуникационными технологиями. Современный человек повсеместно сталкивается с компьютерными технологиями.  Навыки владения компьютером дома и на работе,  использование возможностей сети Интернет стали неотъемлемой частью нашей жизни. Поэтому всё более широкое применение ИКТ-технологии  находят в области образования в целом и  дошкольного образования в частности. Использование компьютерных технологий в обучении и развитии детей дошкольного возраста является одним из приоритетных направлений современной системы образования [5].

Проблема использования ИКТ-технологий в развитии дошкольников затрагивается в работах многих отечественных исследователей. Среди них можно назвать Л.С. Новоселову, Г.П. Петку, Ю.М. Горвиц,  А. Вераксу. Научная работа по внедрению ИКТ в дошкольное образование в России началась с 1987 года и проводилась на базе центра им. А.В. Запорожца. С 2008 года разрабатываются теоретические основы применения научных информационных технологий в воспитательно-образовательной работе ДОУ, активно создаются компьютерные программы для дошкольников.

Важно понимать, что использование информационных технологий в детском саду «предусматривает не обучение детей школьным основам информатики и вычислительной техники, а преобразование предметно-развивающей среды ребенка, создание новых, научно обоснованных средств для его развития». Новые технологии «используют в дошкольном образовании с целью совершенствования методики управления детским садом, а также обновления форм и методов работы с детьми» [1].

В работах многих отечественных и зарубежных исследователей (С. Пейперт, Б. Хантер, Е.Н. Иванова, Н.П. Чудова и др.) подчеркивается целесообразность использования информационных технологий в развитии познавательных способностей старших дошкольников.

В 1997 году в Москве был создан институт ЮНЕСКО по информационным технологиям (ИИТО). В его задачи входит изучение и  совершенствование методик и распространение опыта использования ИКТ в образовании. А в последние годы перспективным направлением деятельности института  стало применение ИКТ в дошкольном образовании.

Несмотря на то, что данная проблема изучается уже не одно десятилетие, она остается актуальной и на сегодняшний день. Ведь  современные педагоги всё больше внимания и интереса уделяют использованию различных средств ИКТ в учебном процессе, понимая важность и необходимость их внедрения.

В своем исследовании мы хотим обратить внимание на такое средство ИКТ, как компьютерная презентация. Это программа, с которой воспитатели детских садов, так или иначе знакомы. Но далеко не все видят в ней - или просто не знают – средство, которое можно использовать в литературном развитии детей. Тогда как, отвечая требованиям времени о внедрении ИКТ-технологий в обучение и развитие дошкольников, презентация становится простым и доступным инструментом в руках современного воспитателя, который позволяет способствовать информатизации дошкольного образования и литературному развитию ребенка.

На данном этапе можно сказать, что возможности презентаций для литературного развития детей старшего дошкольного возраста только изучаются. Область применения презентации с образовательной целью сводится, как правило, к проведению литературных викторин. То есть практического опыта пока не хватает.

Ценность компьютерной презентации для литературного развития детей-дошкольников можно отметить  в следующем:

презентацию удобно использовать в условиях большого числа детей в группе;

презентация позволяет в занимательной и привлекательной для ребенка форме подать материал, не очень интересный по содержанию (например, о жизни и творчестве писателей или художников-иллюстраторов);

презентация даёт большие возможности для творческого самовыражения педагога, развития его ИКТ-компетенций;

презентация позволяет использовать различные виды детской деятельности в рамках проводимой образовательной ситуации (игровую, коммуникативную, познавательную, продуктивную).

Использование компьютерной презентации в литературном развитии детей способствует развитию познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, наглядно-образного мышления, речи; развитию логических операций: анализа, обобщения, классификации, сравнения; расширению и закреплению литературного опыта детей; развитию творческих способностей на основе прочитанных литературных текстов.

Для того чтобы презентация была интересна детям и решала поставленные задачи, она должна быть качественным продуктом. Создание качественной презентации требует от воспитателя не только творческого подхода, но определенной компьютерной грамотности, тщательности в отборе содержания, учета поставленных педагогических задач. В создании такого продукта важно учитывать возрастные особенности детей,  игровую форму подачи, наличие продуктивной деятельности.

Таким образом, компьютерная презентация является доступной, интересной и современной формой работы с детьми. С одной стороны, презентация решает педагогическую проблему повышения интереса детей к чтению, расширению и использованию имеющегося литературного опыта и в целом литературного развития. С другой стороны, она дает педагогу большие возможности и новые методы работы с детьми, повышает их ИКТ-компетентность, что является неотъемлемой частью и требованием времени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.33 КБ

Предварительный просмотр:

Компьютерная презентация как средство литературного развития детей старшего дошкольного возраста.

Развитие информационного общества привело к появлению проблемы, связанной со снижением читательского интереса у детей. Дети довольно рано осваивают компьютерные игры и управление окружающими их техническими средствами. При этом далеко не всегда современная семья уделяет достаточное внимание чтению и приобщению детей к литературе. Исходя из этого,  актуальной задачей современной педагогики становится формирование интереса и любви к книге у детей, начиная с дошкольного возраста.

Проблемой литературного развития детей в разное время занимались Е.А. Флёрина, Л.Г. Жабицкая, Н.Д. Молдавская, В.Г. Маранцман, Г.И. Кудина и др. Применительно к дошкольникам это понятие дано в работах  Л.М. Гурович, О.Н. Сомковой, О.В. Акуловой и определяется «как  процесс качественных изменений в восприятии, интерпретации художественных текстов и способности к отражению литературного опыта в разных видах художественной деятельности» [3].   Авторами выделяется три компонента литературного развития детей дошкольного возраста: читательский интерес, восприятие и интерпретация художественного произведения, отражение литературного опыта в творческой деятельности. Именно развитие этих трех компонентов во взаимосвязи друг с другом будет способствовать успешному литературному развитию детей.

Именно на этапе дошкольного образования можно помочь ребёнку стать читателем, овладеть читательской культурой. Даже дети, которым не читают дома, при целенаправленной педагогической работе, при организации совместного чтения, при просветительской работе с родителями могут стать грамотными читателями.

В исследованиях наших ученых отмечается, что главной задачей литературного воспитания является формирование интереса и любви к книге, умения слушать и понимать художественный текст, строить собственное впечатление от прочитанного, чувствовать красоту родного языка, - все это выступает основой для воспитания талантливого и грамотного читателя.

И в этом, как ни парадоксально, может помочь внедрение средств ИКТ в учебно-воспитательный процесс ДОО.

Развитие современного общества и производства тесно связано с  информационно-коммуникационными технологиями. Современный человек повсеместно сталкивается с компьютерными технологиями.  Навыки владения компьютером дома и на работе,  использование возможностей сети Интернет стали неотъемлемой частью нашей жизни. Поэтому всё более широкое применение ИКТ-технологии  находят в области образования в целом и  дошкольного образования в частности. Использование компьютерных технологий в обучении и развитии детей дошкольного возраста является одним из приоритетных направлений современной системы образования [5].

Проблема использования ИКТ-технологий в развитии дошкольников затрагивается в работах многих отечественных исследователей. Среди них можно назвать Л.С. Новоселову, Г.П. Петку, Ю.М. Горвиц,  А. Вераксу. Научная работа по внедрению ИКТ в дошкольное образование в России началась с 1987 года и проводилась на базе центра им. А.В. Запорожца. С 2008 года разрабатываются теоретические основы применения научных информационных технологий в воспитательно-образовательной работе ДОУ, активно создаются компьютерные программы для дошкольников.

Важно понимать, что использование информационных технологий в детском саду «предусматривает не обучение детей школьным основам информатики и вычислительной техники, а преобразование предметно-развивающей среды ребенка, создание новых, научно обоснованных средств для его развития». Новые технологии «используют в дошкольном образовании с целью совершенствования методики управления детским садом, а также обновления форм и методов работы с детьми» [1].

В работах многих отечественных и зарубежных исследователей (С. Пейперт, Б. Хантер, Е.Н. Иванова, Н.П. Чудова и др.) подчеркивается целесообразность использования информационных технологий в развитии познавательных способностей старших дошкольников.

В 1997 году в Москве был создан институт ЮНЕСКО по информационным технологиям (ИИТО). В его задачи входит изучение и  совершенствование методик и распространение опыта использования ИКТ в образовании. А в последние годы перспективным направлением деятельности института  стало применение ИКТ в дошкольном образовании.

Несмотря на то, что данная проблема изучается уже не одно десятилетие, она остается актуальной и на сегодняшний день. Ведь  современные педагоги всё больше внимания и интереса уделяют использованию различных средств ИКТ в учебном процессе, понимая важность и необходимость их внедрения.

В своем исследовании мы хотим обратить внимание на такое средство ИКТ, как компьютерная презентация. Это программа, с которой воспитатели детских садов, так или иначе знакомы. Но далеко не все видят в ней - или просто не знают – средство, которое можно использовать в литературном развитии детей. Тогда как, отвечая требованиям времени о внедрении ИКТ-технологий в обучение и развитие дошкольников, презентация становится простым и доступным инструментом в руках современного воспитателя, который позволяет способствовать информатизации дошкольного образования и литературному развитию ребенка.

На данном этапе можно сказать, что возможности презентаций для литературного развития детей старшего дошкольного возраста только изучаются. Область применения презентации с образовательной целью сводится, как правило, к проведению литературных викторин. То есть практического опыта пока не хватает.

Ценность компьютерной презентации для литературного развития детей-дошкольников можно отметить  в следующем:

презентацию удобно использовать в условиях большого числа детей в группе;

презентация позволяет в занимательной и привлекательной для ребенка форме подать материал, не очень интересный по содержанию (например, о жизни и творчестве писателей или художников-иллюстраторов);

презентация даёт большие возможности для творческого самовыражения педагога, развития его ИКТ-компетенций;

презентация позволяет использовать различные виды детской деятельности в рамках проводимой образовательной ситуации (игровую, коммуникативную, познавательную, продуктивную).

Использование компьютерной презентации в литературном развитии детей способствует развитию познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, наглядно-образного мышления, речи; развитию логических операций: анализа, обобщения, классификации, сравнения; расширению и закреплению литературного опыта детей; развитию творческих способностей на основе прочитанных литературных текстов.

Для того чтобы презентация была интересна детям и решала поставленные задачи, она должна быть качественным продуктом. Создание качественной презентации требует от воспитателя не только творческого подхода, но определенной компьютерной грамотности, тщательности в отборе содержания, учета поставленных педагогических задач. В создании такого продукта важно учитывать возрастные особенности детей,  игровую форму подачи, наличие продуктивной деятельности.

Таким образом, компьютерная презентация является доступной, интересной и современной формой работы с детьми. С одной стороны, презентация решает педагогическую проблему повышения интереса детей к чтению, расширению и использованию имеющегося литературного опыта и в целом литературного развития. С другой стороны, она дает педагогу большие возможности и новые методы работы с детьми, повышает их ИКТ-компетентность, что является неотъемлемой частью и требованием времени.

Библиография.

  1. Калаш И. Возможности информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании: Аналитический обзор. – Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям, 2011. – С. 7-30.
  2. Тихомирова И.И. Как воспитать талантливого читателя. – Семейное чтение. – 2010. - №1. – С. 3-10.
  3. Акулова О.В., Сомкова О.Н. Диагностика литературного развития старших дошкольников//Педагогическая диагностика как инструмент познания и понимания ребенка дошкольного возраста: Научно-методическое пособие: В 3-х ч. – Ч.2. - 2-е изд., стереотип. – СПб.: Изд-во РГПУ им. Герцена, 2009. – С. 189.
  4. Камалова Т. А. Использование ИКТ в условиях дошкольного образовательного учреждения [Электронный ресурс]. - Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного педагогического профессионального образования. - http://cpks-kolpino.spb.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=139:-q------q&catid=62:2010-12-13-07-29-01&Itemid=59
  5. Об информатизации дошкольного образования в России: Информационное письмо от 25 мая 2001 года № 753/23-16. - Министерство образования Российской Федерации, 2001. - http://old.minobr.ulgov.ru/5170/5235/5273.html


 

Комментарии

Мудрецов Игорь Вячеславович

На самом деле, это именно парадоксально. Плохо понимаю, что подразумевается под литературным развитием, в данном контексте. Сложно не согласиться с тем, что этот инструмент удобен и современен, но утверждать, что с его помощью можно решить проблему падения интереса детей к чтению это абсурд на мой взгляд. Я считаю, что это ни только не поможет, но и навредит, и тем в большей степени, чем чаще будет решаться эта задача (падение интереса) с помощью презентации. Вы тем самым усугубите ситуацию, прививая клиповое мышление. Эту задачу нужно решать только с книгой в руках и никак иначе.

И... может будет интересно, но этот ВАШ материал, Юлия Константиновна, пользуется успехом:
http://nsportal.ru/detskii-sad/hudozhestvennaya-literatura/2015/12/07/ko...