Формирование конструктивных умений детей старшего дошкольного возраста на основе применения строительных игр

Коляда Наталия Викторовна

 

Практика показывает, что наибольшей популярностью и интересом у дошкольников пользуются Лего-конструкторы, которые дошкольники активно используют в строительных играх. Для их системного использования, нами разработан проект  «Развитие познавательно-конструктивных умений и технического творчества дошкольников через LEGO-конструирование».

Цель проекта: Развивать творческие способности дошкольника, конструктивные умения и навыки, фантазию, мышление, речь детей; воспитывать личность, способную самостоятельно ставить перед собой задачи, цели и находить оригинальные способы решения в моделировании через познавательный интерес к LEGO-конструированию.

Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:

Обучающие:

•познакомить с разно видовыми комплектами LEGO.

•создать условия для овладения основами конструирования;

•способствовать формированию знания и умения ориентироваться в технике чтения элементарных схем.

Развивающие:

•Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское научно-техническое творчество.

•Развивать познавательную активность детей, воображение, фантазию и творческую инициативу.

Воспитательные:

• воспитывать у детей интерес к техническим видам творчества.

•содействовать воспитанию организационно-волевых качеств личности (терпение, воля, самоконтроль);

•создать условия для развития навыков межличностного общения и коллективного творчества.

Вид проекта: познавательно – творческий.

Ожидаемые результаты

1.Сформированы конструктивные умения и навыки, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.

2.Развита познавательная активность детей, воображение, фантазия и творческая инициатива.

3.Сформированы предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.

Этапы реализации проекта:

1.Организационный этап. Постановка цели Планирование деятельности Создание уголка LEGO Подбор литературы.

2.Продуктивный этап. Реализация плана

3.Обобщающий этап. Презентация проекта НОД для педагогов ДОО и родителей. Выставки по LEGO-конструированию. Конкурсы, соревнования. Анализ.

На 1 этапе реализации проекта был проведен анализ предметно-пространственной среды дошкольных учреждений, наличие необходимого оборудования. Введение педагогов, дошкольников и родителей в Леготехнологию, через создание проблемных ситуаций. Разработка комплексно-тематического планирования по интеграции образовательных областей через использование Лего-технологии.

На 2 этапе была проведена серия обучающих семинаров для педагогов. Проведение мастер-классов для родителей по применению Лего-технологии. Была разработана серия занятий с детьми старшего дошкольного возраста

При работе с LEGO мы учили детей правильно создавать конструкции по схемам. Это позволяло нам не только развивать в детях навыки конструирования, но и решать проблемы в других образовательных областях, предусмотренных программой ДОО. Используя конструктор, мы ставили перед детьми простые, понятные и привлекательные для них задачи, при достижении которых они, сами того не замечая, обучались.

Развитие конструктивных умений активизирует мыслительные процессы ребёнка, рождает интерес к творческому решению поставленных задач, изобретательности и самостоятельности, инициативности, стремление к поиску нового и оригинального.

Занятие по легоконструированию « Лягушка»

Цель: Расширить знания детей о жизни лягушки через конструирование модели лягушки с помощью «Лего».

Задачи:

1. Расширение представлений детей о мире животных.

2. Учить выполнять конструкцию по модели, сравнивая с исходной моделью.

3. Развитие мыслительных навыков, логического мышления, внимания.

4. Воспитание бережного отношения к животному миру природы.

Материалы и оборудование: Лего-конструктор (наборы деталей конструктора), образец лягушки, мультимедийная установка, видеосюжеты «Травяные и озерные лягушки», «Лягушка ловит насекомых», лягушки-оригами по количеству детей, звукозапись песенки про лягушку, цветные карандаши.

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, игровой.

1. Организационный момент.

Педагог и дети сидят в кругу. Выполняется ритуал приветствия: погладить ладошку соседа по кругу.

Лучик солнца к нам пришёл, с ним сейчас играть начнём.

Дружно за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся!

Все мы вместе собрались, и Даша здесь и Саша здесь и т. д.

2. Введение в тему занятия.

Педагог: – Ребята, для того, чтобы узнать тему нашего занятия, необходимо отгадать загадку, послушайте внимательно.

На болоте кто живет? Громко квакая поет? Спят в кувшинках – без подушки? Это видимо…

Дети: – Лягушки.

Педагог: – Правильно. А вы видели лягушек? Где живут лягушки?

3. Изучение нового с использованием ИКТ.

Педагог: – Лягушки могут жить и в воде, и на земле. Это земноводные животные. Лягушек, которые живут в воде, называют водяные, прудовые (от слова пруд), озерные. А лягушек, которые живут на суше, называют травяные. Их легко отличить по цвету: травяная – бурого, коричневого цвета, а озерная – зеленого. Давайте посмотрим на этих лягушек. (Показ видеосюжета).

Педагог: – Скажите, пожалуйста, чем питаются лягушки?

Дети: – Мухами, комарами.

Педагог: – Правильно, лягушки питаются разными насекомыми, которые вредят садам, огородам, полям и лесам. Питаясь ими, она приносит пользу человеку.

Педагог: – А как же она ловит насекомых? Дети: – С помощью языка.

Педагог: – Верно, язык у нее длинный и липкий. Давайте посмотрим, как лягушка ловит насекомых. (Показ видеосюжета).

4. Физкультминутка:

Педагог: – Сейчас ребята, я предлагаю отдохнуть и поиграть в веселых лягушат: 5. Практическая работа.

Педагог: – Отдохнули, а теперь приступим к конструированию наших лягушек. Посмотрите, у меня на столе стоит лягушка, сделанная из Lego конструктора. Давайте рассмотрим, как она сделана. Лапки сделаны из «кирпичиков», рот – красный «кубик», глаза из зеленых «кубиков» с глазками. Приступайте к работе.

(Дети выполняют постройку, педагог помогает.)

 

image                               Рис.1. Лягушка

 

Педагог: – Дети, давайте посмотрим, как вы справились с работой. (рассматриваем модели лягушек) Вы большие молодцы.

Педагог: – Ребята, в сказках лягушку называют «квакушка», кто знает почему?

Дети: – Квакает «ква, ква» Педагог: – А еще ее называют «попрыгушка», почему?

Дети: – Прыгает.

6. Игра.

Педагог: – Для вас я подготовила лягушек из бумаги, которые умеют прыгать. Возьмите по одной «лягушки» и поиграйте с ней. Дети играют с оригами под песенку про лягушку.

Педагог: – Ребята садитесь, и давайте раскрасим лягушек. Подумайте, каким цветом будет ваша лягушка (дети раскрашивают лягушку из оригами).

7. Итог занятия.

Педагог: – Ребята, что нового вы узнали о лягушках?

Расскажите, с какими видами лягушек вы познакомились?

Где они живут?

Почему лягушки бывают разными по цвету?

Чем питаются лягушки? (Ответы детей).

Педагог: – Что больше всего вам понравилось на занятии?

Спасибо, ребята. Вы очень внимательные слушатели, старательно конструировали лягушек и весело играли. Мне очень понравилось с вами заниматься.

Также работу с детьми проводили как на занятиях, так и в свободное время. На занятии по конст­руированию сравнивали предметы по конструк­ции, величине: широкий — узкий, длинный — ко­роткий и т. д. Знакомили детей с названиями стройматериалов, их формами, раскрывали кон­структивные возможности материала. Например, у кирпича две стороны узкие и длинные, две — широкие и длинные, две — узкие и короткие. И в зависимости от этого уточняли особенность кир­пича: его можно устанавливать на любую сторо­ну, но наиболее устойчива широкая сторона.

Эти представления закрепляли в процессе ак­тивного познания детьми окружающего. Рас­сматривая с ними иллюстрации с изображени­ем архитектурных сооружений или видя их в на­туре, устанавливали и уточняли их пространст­венные признаки. Например, спрашивали ребен­ка, какую форму имеет данное здание. И он по ассоциации со знакомыми геометрическими фор­мами отвечал: «Прямоугольное, длинное и ши­рокое». Эти представления детей использовали в процессе конструктивной деятельности.

Например, Дима построил дом с лесенкой из больших кирпичей. Лесенка получилась выше фундамента здания. Спрашиваю: «Что нужно сделать, чтобы лесенка была вровень с фунда­ментом?» Мальчик, подумав, говорит: «Заменю большие кирпичи на узкие, маленькие». Так зна­ние размеров строительного материала помогает ребенку в решении поставленной перед ним за­дачи.

Важна работа с детьми и вне занятий. Мы старались вызвать у детей интерес к конструктивной деятельности. Например, читали им рас­сказ, сказку, стихотворение, имеющие отношение к данной постройке:

Целый день «тук, да тук».

Раздается звонкий стук.                   

Строим дом, дом большой

и с крылечком, и с трубой.

Разукрасим мы дом,

Наверху флажок прибьем

Будут жить в доме том

Зайка с Мишкой и Слоном.

Или предлагали детям построить домик, как у Наф-Нафа, предварительно показав иллюстра­ции к известной сказке.

Индивидуальная работа проводится для за­крепления у детей умений конструировать с по­степенным усложнением конструкций. Например, дети учатся строить машины с учетом их назна­чения (большие машины везут большой груз, для этого надо строить высокие борта у кузова, а машины с низкими бортами — небольшой  груз и т. д.). Вместе с детьми устанавливали эту функциональную зависимость. Затем объединя­ли детей в группы (8—10 детей) с учетом их же­ланий. Каждая группа решала свои задачи.

На следующий день другая группа детей вы­полняла работу. Конструктивная деятельность протекала в деловой, непринужденной обстанов­ке. Воспитатель помогала детям советом, побуж­дая их выполнять постройку своим способом, в зависимости от ее функционального назначения, отмечали удачные находки.

В развитии конструктивного творчества мы шли от простого к сложному. Сначала учили детей строить строго по образцу, а затем — преобразовывать конструкцию (в шири­ну, высоту и т. д.), но делать это в соответствии с требованиями постройки.

Например, Оле и Жанне, любившим играть с куклами, предложила построить домик с двумя квартирами для кукол. К решению этой задачи девочки подошли по-разному. Оля построила дом, а потом сделала перегородку из кирпичиков; Жанна соорудила двухэтажный дом с двумя квартирами для кукол. Таким образом, Оля воспроизвела постройку тех же размеров, что давали на занятии, затем перегородила дом кир­пичиками, не сопоставив его с размерами кукол. В результате дом оказался мал — куклы не по­мещались в нем. Тогда Оля расширила конст­рукцию дома, удлинив его фундамент, а на пе­рекрытие дома взяла длинные пластины. Так про­явилось у ребенка умение сопоставлять размеры кукол и здания. Воспитатель похвалила Олю за сообразительность.

Жанна сооружала двухэтажный дом. Строение получилось очень высоким (ведь девочке прихо­дилось строить в соответствии с размером двух кукол)  и неустойчивым. Когда девочка попыталась поместить туда кукол, дом разрушился. Пришлось объяснить Жанне ее ошибку и пред­ложить построить дом с более устойчивым фун­даментом.

Итак, в данном случае дети строили по замыс­лу, но использовали свой прежний опыт. У них формировалось творческое отношение к конст­руированию, самостоятельность мышления.

Убедившись, что дети владеют конструктивны­ми навыками, сооружая простые конструкции, мы решили усложнить задачу.

На экскурсии, познакомили ребят с улицами, домами района, обратили внимание на жилые и общественные здания, на их разницу. На заня­тиях по ознакомлению с окружающим показали детям макет нашего микрорайона. Они увидели те здания, которые прилегают к детскому саду. И только потом дети приступили к постройке.

Для решения конструктивной задачи (констру­ирование увиденных домов новостройки) мы объединили ребят в небольшие группы. Уточни­ли, кто, что будет строить и из чего. Дети само­стоятельно выбрали объекты строительства.

В данном случае для создания постройки они не могли опираться на имеющийся опыт: по структуре и по способам конструирования образ­цы были новые. Такая деятельность ребенка по конструктивному замыслу является наиболее сложной для детского мышления и воображения и имеет творческий характер.

Дошкольники должны сначала мысленно пред­ставить конструкцию и спланировать ее, затем лишь приступить к ее осуществлению.

Дети должны сами планировать ход построй­ки. Так, Дима, Павлик и Саша решили: «Мы построим жилой дом, он будет многоэтажный». Выясняем, какой строительный материал им ну­жен для реализации замысла. Дима говорит: «Кубики — для основания и кирпичи». «Еще пла­стины», — добавляет Павлик. Воспитатель спра­шивает: «Как будете строить?» Дети отвечают: «Для фундамента кубики положим. А потом из кирпичиков стены сделаем и перекроем пласти­нами».

Работа началась. Павлик ставит кубики в не­сколько рядов. Саша берет кирпичик и неуверен­но ставит его на широкую грань. Но Дима пред­лагает поставить его на узкую грань в высоту. Потом втроем возводят стены.

«А окна где?» — недоумевает Павлик. Все ду­мают. Затем Дима поворачивает несколько кир­пичиков узкой высокой гранью к себе — получа­ются просветы для окон. Затруднения вызывает строительство перекрытий. Саша берет малень­кие перекладины, прикладывает — малы. Дима берет длинные бруски и делает перекрытие. Пер­вый этаж готов, второй и третий. Дом получил­ся многоэтажный, новой конструкции. Самостоя­тельно каждая подгруппа детей решает кон­структивные задачи,    поставленные перед ними.

Следует    отметить,    что    ребят интересует не только постройка сама по себе, но то, как ее можно использовать в игре. Для этого нужно установить связь между строительными и сюжет­ными играми.

Мы старались, чтобы на каждом занятии по конструированию в распоряжении ребят было до­статочно материала, которым они могли бы украсить свои постройки и использовать их в творческих играх. Так, Марина построила зоо­парк необычной конструкции: кубики поставле­ны один на другой в шахматном порядке. Звери помещались в проемы между кубиками. Получи­лось как бы много поставленных друг на друга клеток для зверей.

Митя построил станцию метро со входом и выходом, Саша и Аня — два жилых дома, Пав­лик — кинотеатр. Митя перекинул мост от стан­ции метро до кинотеатра. Саша проложил доро­гу, соединив все постройки между собой. Полу­чилась логическая взаимосвязь между построй­ками. Но дети пока это не замечали, так как их деятельность была направлена лишь на украше­ние сооружений.

И вот строительство закончено. Оля подсказа­ла ребятам, какие игрушки можно взять для игр. Все оживились, стали подбирать машины, зверей, фигурки людей, деревья для сада и т. д. В результате дети объединились для игры под названием «Город». Его жители стали ездить на метро, ходить в гости друг к другу, в зоопарк и в кино. Долго ребята с увлечением играли, они продолжали развивать сюжет, обогащая его но­выми замыслами.

Конструктивная деятельность способствовала развитию сюжетных игр, а это, в свою очередь, побуждало детей строить новые сооружения, обо­гащать сюжет.

 Также, нами было проведено экспериментальное обучение дошкольников  способу «предметного моделирования» фигуры с помощью заданных элементов. Конструирование осуществлялось на плоскостных рамках. Рамки представляли собой контур сложной фигуры, вырезанный в картоне и наклеенный затем на другой, сплошной кусок картона. Конструирование заключалось в укладывании отдельных элементов (квадратов и треугольников) внутри вырезанного кон­тура фигуры.

Удобство рамки состоит в том, что она дает возможность применить не только зрительное, но и осязательное обследование фигуры, дает возможность, затем манипулировать элементами, не выходя за края фигуры, между которыми может поместиться лишь определенное количество элементов и в определенном их сочетании. Таким образом, ребенок может практически убедиться в правильности или неправильности выполнения задания, так как отступления от заданной формы здесь невозможны, ибо они выражаются в выходе за рамку или в неполном ее заполнении.

Вырез рамки мог быть заполнен квадратами и треугольниками различных размеров. Ребенку давали рамку и множество элементов, значительно превышающее необходимое. Однако прежде чем перейти к практическому конструированию на рамке, детям предлагали «примериться», произвести предварительную ориентировку в будущем действии. Для этого использовалась  так  называемая  выкройка —  копия  рамки,  сделанная  из обычной бумаги, по формам и размерам точно совпадающая с вырезом рамки. «Примеривались» на «выкройке» не сами элементы, а бумажные копии их. Накладывая бумажную копию элемента на бумажную же копию целостной фигуры (на «выкройку»), последовательно передвигая ее и обводя каждый раз ее границы карандашом, ребенок получал в результате модель постройки во всех ее элементах. Дальнейшая задача сводилась к тому, чтобы взять соответствующее количество нужных элементов и заполнить ими настоящую рамку. Эта задача по существу уже ничем не отличалась от обычной постройки из кубиков (по картинке).

Проведенное обучение довольно быстро дало положительный результат: даже дети, которые не могли построить ничего по образцу, научились анализировать плоские формы и правильно выбирать элементы для их изображения.

Мы развивали у детей умение обозначить конструкцию, назвать ее. Если ребенок обозначал конструкцию словом, называл ее башней, ракетой, домом и т.п., т.е. как-то «опредмечивал», относил к знакомому ему предмету, то затем он мог легко выделить в ней отдельные части (например, прямую «стену» или высокую, острую «крышу») и найти, потом для каждой части соответствующие по форме элементы. Без такого словесного обозначения анализ формы затруднялся или не производился совсем. Этот факт подчеркивает тесную связь развития восприятия пространственных отношений с развитием речи. Умение обозначить предмет словом дает возможность сознательно сопоставить форму выделенной конструкции (или ее детали) с формой элементов, предлагаемых для постройки.

В процессе заполнения рамки или составления поэлементной модели конструкции от ребенка мы требовали учет, и выполнение ряда правил, которые усваивались им с помощью взрослого в процессе выполнения предварительных упражнений. В данном случае, поскольку предлагавшиеся постройки выполнялись из треугольников и квадратов, мы учили детей с возможностью замены одних фигур другими. Так, например, дети должны были уметь заменить квадрат двумя треугольниками или из двух маленьких треугольников сделать один большой. Они знакомились с этими возможнос­тями в предварительных опытах при конструировании более простых фигур. Кроме   того,   заполнение   рамки   элементами   должно   происходить   в определенном   порядке.   Поэтому   мы   показывали      детям,   что   неверное расположение одного из элементов влечет за собой дальнейшие ошибки. От детей требовали выкладывать первым самый крупный элемент из возможных и начинать конструирование от одного из краев фигуры.  Руководствуясь этими правилами (самостоятельно или с помощью вопросов взрослого), ребе­нок производил расчерчивание «выкройки», т.е. строил поэлементную модель будущей постройки. После этого, еще раз убедившись в том, что «выкройка» и вырез рамки полностью совпадают по размерам и по форме и что также совпадают     копии     элементов,     с     помощью     которых     производилось расчерчивание   «выкройки»   с   самими   элементами,   ребенок   приступал   к постройке, т.е. к заполнению рамки элементами.

Оказалось, что сам ребенок не всегда выполняет задачу и нуждается в некоторой помощи. Поскольку мы занимались каждый раз с одним ребенком, мы оказывали эту помощь сами. Но затем такую помощь дети получали и со стороны самих детей при работе их парами или небольшими группами, предлагая им контролировать друг друга.

Обучение предполагало обязательную и тщательную отработку действий ребенка с реальными объектами. Ребенка учили упорядоченно двигаться по «выкройке», обводя каждый раз передвигаемую копию элемента и рассказывая о совершаемом действии, пусть даже монотонно повторяющимися словами вроде «так, так, а теперь так…». Прежде чем приступить к конструированию или составлению поэлементной модели, дети должны были обозначить фигуру, назвать ее, выбрать и назвать форму предлагаемых для конструкции элементов.

Некоторые дети еще до нашего обучения пользовались при анализе фигуры некоторыми как бы «обмеривающими» движениями, расчерчивая фигуру или измеряя ее с помощью руки.

После нашего обучения эти дети стали производить довольно точный зрительный анализ фигуры, используя движения руки только при затруднениях. Дети, не использовавшие до обучения каких-либо вспомогательных способов анализа, после обучения активно пользовались полученным способом и, получая задание, связанное с анализом фигуры, старались наиболее точно «примерить» к ней имеющиеся элементы.

В   результате   обучения   дети   научились   конструировать   фигуру   по составленной предварительно модели. Большое    значение   для    познания    имеют   движение   рук.    Путем ощупывания, поглаживания предмета ребенок знакомится с его величиной, объемом, формой. Очень важно также для познания пространственных свойств, движения взора по предмету.

На основе этого мы провели серию занятий по конструированию:

1.«Центральная площадь нашего города»

Цель: учить сооружать простейшие здания из мелкого строительного материала. Учить выполнять работу в соответствии с общим замыслом.

2.       «Автобус».

Цель: развивать у детей умение отражать свои наблюдения, знания о предметах. Учить их делать прочное основание постройки, используя цилиндры, делать перекрытие.

3.       «Улица города».

 Цель: активизировать знания детей, учить их творчески применять ранее приобретенные конструктивные умения, учить размещать свои постройки с учетом расположения построек других детей, закреплять умение трудиться в коллективе.

Во время проведения занятий мы определили, что основной особенностью детского конструирования является его тесная связь с игрой. В играх закрепляются и совершенствуются умение и навыки, но игра в тоже время ставит перед детьми новые конструктивные задачи, требующие проявления инициативности и изобразительности.

В играх эти умения углубляются и закрепляются. При определенной направленности обучения конструированию и руководства конструктивными играми детей совместная их деятельность предоставляет большие возможности для воспитания первоначальных навыков работы в коллективе.

В игре конструирование представляет собой динамический процесс: одну и ту же постройку дети совершенствуют, перестраивают, дополняют различными деталями. При этом постройки детей, как правило, значительно сложнее тех, которые им даны на занятиях.

В играх наиболее полно раскрываются индивидуальные особенности ребенка, выявляются его интересы и склонности, знания и представления, все это происходит при условии внимательного руководства воспитателя, направляющего инициативу творчества детей.

Большой интерес проявляют дети к сюжетным постройкам, выполненным воспитателем. Эти постройки воспитателя предназначены не для повторения детьми, а для обогащения их представлений о том, как по-разному можно использовать строительный материал для одной и той же постройки.

Постройки эти мы рассматривали со всеми детьми, обращали их внимание на конструкцию, на различное использование деталей.

Для развития игр старших дошкольником мы использовали альбом с фотографиями различных построек. Дети лишь заимствуют некоторые темы, способы украшения конструкций и т.д., обогащая этим свой строительный опыт.

 

image Рис.2 Постройка « Наш город»

 

Самостоятельные игры доставляют детям много радости, сопровождаются   богатыми эмоциональными переживаниями, так как сам процесс деятельности вызывает у них удовлетворение от результата своей работы (различные предметное лото, игры с картинками).

В самостоятельных играх создаются благоприятные условия для объединения детей, что помогает более полноценно использовать постройки.

Особенно ценны индивидуальные строительные игры для детей застенчивых, нерешительных т.к. дают им возможность пробовать свои силы, видеть свои достижения, помогать приобрести уверенность.

Особенностью коллективного конструирования в игре является то, что здесь не только деятельность каждого ребенка подчиняется общей цели игры (когда каждый ребенок строит свою постройку в соответствии с общим сюжетом), но и сам процесс создания постройки по преимуществу выполняется детьми совместно.

В процессе конструирования из строительных материалов дети приобретают новые конструктивные умения: соединять несколько небольших плоскостей в одну большую, делать постройки прочными и т.д.

При   обучении   детей   конструктивным  умениям   чаще   используются только словесные приемы обучения. Дети могут сооружать ряд построек по теме или на основе словесного описания их.

Поэтому, мы старались во время бесед, консультаций подчеркнуть значимость конструирования для умственного развития ребенка. Оформили пап­ки-передвижки с материалом по данной пробле­ме. В каждой папке был кармашек, куда роди­тели могли положить листок с вопросом. Нас ра­довало, что у родителей появился интерес к кон­структивной деятельности детей. На собрании родители развернули интересную дискуссию по данному вопросу, делились друг с другом опы­том, давали советы.

Папа Саши рассказал, как купил конструктор, о котором давно мечтал сын. Несколько вечеров они вместе конструировали. Причем инициатива была у отца, сын лишь пассивно наблюдал. И вот однажды, когда он предложил сыну строить вме­сте с ним, мальчик ответил: «Поиграй сам!» И отец понял, что поступал неправильно: иници­атива должна принадлежать ребенку.

Длительное наблюдение показало, что дети 6 лет с большим интересом обращаются к кон­структивным головоломкам. Такие игры подби­рались нами в определенной системе с учетом их дидактической ценности, доступности, интереса детей.

Интерес к подобным играм появлялся не всег­да и не у всех детей. Соблюдая принцип «от простого, к сложному», предлагали такие игры, которые могли увлечь. А когда ребенок выпол­нял задание, сколько он испытывал радости! Ес­ли он, решая конструктивную головоломку, оши­бался, то мы помогали ему в поиске правильного решения. При этом проявляли такт, побуждая его к активности и самостоятельности.

Большое значение для детей имеет пример окружающих. Если ребенок видит, что другой добивается успеха в игре, то и у него возникает желание самому испытать свои силы, Иногда можно использовать элемент соревнования, тог­да у ребенка возрастет активность, воля к побе­де. Например, нескольким детям дали конструк­тор разноцветных коробков, соединенных в не­сложные элементы, задача: кто быстрее и лучше построит башню из этого строительного мате­риала. Использовали и конструкторы из логиче­ских кубиков.

Строительно-конструктивные игры способству­ют развитию у ребенка находчивости, терпения, усидчивости, воли, обостряют ум, тренируют глаз и точность движений, — все то, что крайне важно ребенку в школе.

 Также в рамках данного этапа исследования, с целью повышения педагогической компетенции  была проведена консультация для воспитателей «Организационно-методические основы Легоконструирования в ДОО»

Особое значение в образовательной системе придается дошкольному воспитанию и образованию. Ведь именно в этот период закладываются фундаментальные компоненты формирования личности ребенка. Конструирование детей дошкольного возраста с использованием конструкторов нового поколения соответствует новым ФГОС.

Главным условием всестороннего развития является познание окружающего мира детьми при помощи создания 3D моделей из конструкторов нового поколения, которые обеспечивают сложность и многомерность конструктивной идеи. Трехмерная конструкция полнее раскрывает предмет или иной другой объект окружающего мира, когда в результате конструирования ребенок, принимая участие в ее создании, может рассмотреть ее со всех сторон, ощутить, потрогать и при желании модифицировать.

Визуализация 3D конструкций – это пространственная система познания окружающего мира.

LEGO – одна из самых известных и распространенных ныне педагогических систем, широко использующая трех мерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка. Наборы LEGO зарекомендовали себя во всем мире как образовательные продукты, удовлетворяющие самым высоким требованиям гигиеничности, эстетики, прочности и долговечности. В силу своей педагогической универсальности они оказываются наиболее предпочтительными наглядными пособиями и развивающими игрушками. Причем этот конструктор побуждает работать, в равной степени, и голову, и руки ребенка.

Перспективность применения LEGO обуславливается ее высокими образовательными возможностями: многофункциональностью, техническими и эстетическими характеристиками, использование в различных игровых и учебных зонах.

Конструирование нового поколения предназначено для того, чтобы положить начало формированию у ребенка целостного представления о мире техники, устройстве конструкций, механизмов и машин, их месте в окружающем мире, творческих способностей. Реализация данной программы позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать способности к решению проблемных ситуаций – умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их, расширять технический, математический словари ребенка.

Цель образовательной деятельности: развитие творческих способностей ребенка посредством конструкторской и проектной деятельности при помощи конструкторов нового поколения.

Реализация поставленной цели предусматривает решение следующих задач:

Обучающих:

- сформировать знаний об окружающем мире на основе создания конструктивных 3D моделей;

- познакомить с деталями конструктора и способами создания 3D моделей;

- научить решать конструктивные и изобразительные задачи

-Овладение необходимыми знаниями, умениями, навыками при конструировании и сборке моделей из конструктора LEGO;

-Знакомство с основными принципами работы первых механизмов;

-Формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной обработки предметно-преобразовательных действий;

Развивающих:

-Развивать образное, техническое мышление и умение выразить свой замысел

-Развитие пространственного и технического мышления;

-Развитие творческих способностей;

-Развитие умения организовывать проектную деятельность с использование конструкторов нового поколения;

-Развитие умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.

-Развитие речи;

-Развитие коммуникативной компетентности на основе организации совместной продуктивной деятельности

Воспитательных:

-Воспитать самостоятельность, чувство ответственности за результат своего труда.

-Воспитать чувства эмпатии друг к другу.

- воспитывать толерантность друг к другу;

- воспитывать волевые качества, доводить начатое дело до конца

Непосредственно образовательная деятельность (НОД) организуется с учетом федерального государственного образовательного стандарта, в котором устанавливается время работы с детьми.

При организации подобной деятельности с детьми необходимо учитывать этапы развития конструктивной деятельности. Как правило, выделяют два этапа, которым относятся:

1.Подготовительный, включающий стадии манипулирования, идентификации и конструктивного экспериментирования.

2.Творческого конструирования, состоящий из стадий элементарного моделирования, подражания и копирования, свободного конструирования и конструктивного фантазирования.

Возрастное деление не является статичным.

Рамки возраста не всегда определяют «потолок» развития способностей детей. Овладение багажом знаний и умений ребенком проходит индивидуально. Освоив программное содержание одного уровня, ребенок переходит на следующий уровень. Программа опирается на утверждения современных педагогов о том, что "способности ребенка развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности он сам добирается до "потолка" своих возможностей и постепенно поднимает его все выше и выше" (Б. Никитин).

Материал для занятий строится так, что требуются знания практически из всех видов деятельности от окружающего мира до математики.

Разнообразие конструкторов LEGO позволяет заниматься с детьми разного возраста и по разным направлениям (конструирование, программирование, моделирование и изучение физических процессов и явлений) .

Конструирование особое значение имеет для совершенствования остроты зрения, точности восприятия, тактильных качеств, развитие мелкой мускулатуры кистей рук, восприятие формы и размеров объекта, пространства.

Дети в дошкольном возрасте овладевают умениями соизмерять ширину, длину и высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное, пространственное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение.

Особое внимание уделяется развитию логического, пространственного проектного мышления.

Реализация данной деятельности, помогает развитию коммуникативных навыков дошкольников за счет активного взаимодействия. Дети в ходе групповой и проектной деятельности, когда работают в паре, развивают диалогическую и монологическую речь, расширяют словарный запас.

Виды организации непосредственно организованной деятельности: по образцу; по условию; по инструкции; по замыслу.

Конструирование по образцу - когда есть готовая модель того, что нужно построить.

Конструирование по инструкции - к конструктору прилагается готовая инструкция-схема, для сборки модели.

При конструировании по условиям - образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим) .

Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности.

В старшем дошкольном возрасте добавляется конструирование части объекта по инструкции педагога с последующим достраиванием по собственному замыслу и моделирование объектов по иллюстрациям и картинкам.

Дети, выполняя задания, испытывают собранные модели и анализируют предложенные конструкции. Далее они выполняют самостоятельную работу по теме, предложенной педагогом.

Самостоятельная работа выполняется в конце каждой темы, в форме проектной деятельности: индивидуальной, парной, групповой.

Формы и методы проведения непосредственно образовательной деятельности. Организационная структура образовательной деятельности (групповая, подгрупповая, индивидуальная) предоставляет детям возможность для самореализации.

Исходя из представления, что учение особо успешно, когда ребёнок вовлечён в процесс создания значимого и осмысленного продукта – небоскреб, машины, робота, представляющего интерес для самого ребёнка. Последовательность занятий построена таким образом, что ребенок оказывается постоянно перед выбором, поиском, самостоятельным принятием решения.

Разнообразная деятельность ребёнка в процессе «игры – исследования», удовлетворяет присущую ему любознательность. Для формирования творческой личности в процессе обучения используются методы:

- Объяснительно - иллюстративный (рассказ, объяснение, демонстрация и т. д.)

- Репродуктивный (воспроизводящий) .

- Проблемно – поисковый или эвристический (проблемное изложение, частично-поисковое, исследовательское) .

Важным принципом деятельности педагога является регулирование соотношения между применением методов на начало и на конец учебного года: проблемно - поисковому методу отдается большее предпочтение в начале учебного года, а в конце учебного года перед детьми чаще ставятся проблемные задачи, что служит развитию творческих способностей ребёнка.

Это касается и предмета деятельности (выбор элементов конструктора, ориентиров в построении, и способа получения информации (помощь педагога, схема, готовый образец, замысел, и глубины игрового и социального погружения.

В непосредственно образовательной деятельности возможно и непосредственное взаимодействие с другими видами деятельности, (обучение математики, рисованию, наблюдение за окружающим миром; игры развивающие познавательные процессы др.) .

Каждая тема должна иметь завершение: коллективная работа, проектная деятельность, постройки, представленные на мини-выставке. В ходе изучения курса воспитанникам предлагается участие в LEGO-праздниках, LEGO-выставках, конкурсах, -экскурсиях и т. д.

В целом, проведенная работа на формирующем этапе исследования дала положительные результаты. Система обучения по легоконструированию была направлена на создание ситуаций и условий для эффективного развития детей. В процессе обучения раскрывались различные возможности и свойства уже знакомых детям элементов, последовательно осуществлялся принцип от простого к сложному, выполнению заданий при условии соблюдения определенной свободы ребенка в выборе игры, элементов ЛЕГО и путем постепенного усложнения задач, созданию условий для более продуктивного обучения детей.

Результаты обучающего эксперимента свидетельствуют о том, что после проведения обучения игре с ЛЕГО положительная динамика отмечена у всех детей по сравнению с данными констатирующего эксперимента. Положительная динамика в овладении конструктивно-игровыми действиями у всех категорий детей позволила говорить о повышении их готовности к обучению в школе в плане развития познавательной, эмоционально-волевой, речевой и сенсомоторной сферы.

На контрольном  этапе  эксперимента нам было важно определить влияние проведенной педагогической работы на формирование конструктивных умений у детей дошкольного возраста. Для этого мы использовали такие же методики, что и на констатирующем этапе эксперимента. При проведении методик оценочные и уровневые критерии остались те же.

В  процессе проведения повторной диагностики показателей конструктивных умений старших дошкольников были получены следующие данные по методике  «Изучение умений представлять   пространственные   положения объектов при конструировании» (автор Л.Г. Комарова).

Таблица 3

Характеристика уровней конструктивных умений у детей 5-6 лет по методике «Изучение умений представлять пространственные положения объектов при конструировании».

 

  Этап исследования

Уровни развития конструктивных действий

высокий

высокий

средний

низкий

Констатирующий

8%

64%

28%

Контрольный

17%

69%

15%

 

 

Диаграмма  3

 

Сравнительная характеристика развития конструктивных умений детей старшего дошкольного возраста

 

        image                          image                  

 

 

Как мы видим из полученных данных, что у многих детей предложенная игра встречена с интересом, ребенок проявляет заинтересованность. Дошкольники умеют обследовать предметы, ставят перед собой цель, могут проявить активность и творчество.  Мы наблюдаем длительную игру у половины детей, которая может длиться в течение нескольких дней только потому, что постройка, сделанная в игровой зоне не разрушается, а остается до следующего дня. Общая цель и содержание игры в целом усложняется, дети делают атрибуты к своей роли дома, совместно с родителями. Но,  в тоже время 8% детей так и остались, не заинтересованы игрой, уровень сформированности игровыми действиями у них не наблюдается, они не всегда могут соотнести задуманное с конструктивными действиями, нуждаются в помощи взрослого. 

В ходе наблюдений за конструктивной деятельностью в свободное время обнаружилось, что характер построек изменился: они стали более масштабными, творческими. Дошкольники могут выделять основные части постройки, подбирать соответствующие детали конструктора и располагать их пространственном соотношении, проявляя при этом умения анализировать, логически мыслить, осознанно подходить к решению конструктивных задач. 

Таким образом, результаты, полученные на контрольном этапе эксперимента полностью подтвердили нашу гипотезу о том, что развитие конструктивной деятельности у старших дошкольников возможно при создании эмоционально-благополучной атмосферы в группе детского сада, возможности ребенка свободно и самостоятельно выбирать тематику постройки и использовать для неё любой строительный материал в различных сочетаниях, при систематической и целенаправленной работе педагога, способствующей развитию творческих способностей дошкольников.

 К концу экспериментального исследования можно было констатировать, что  конструктивная деятельность стала любимым занятием наших детей.  Они совместно обсуждали свои замыслы, уточняли, что и как будут строить, какой материал потребуется, говорили о способах построения соору­жений, т. е. у них развивалось умение планиро­вать ход действий — выражать то, что они обду­мывали мысленно. Конструктивная деятельность повлияла и на качество других видов, деятельно­сти: у детей повысился интерес к математике, они стали лучше рисовать, четче и более логично строить ответы на занятиях по ознакомлению с окружающим.

Как показало экспериментальное исследование, внедрение Лего-технологий в образовательный процесс дает возможность осуществлению интегративных связей между образовательными областями. Использование ЛЕГО-конструкторов в образовательной работе с детьми выступает оптимальным средством формирования навыков конструктивно-игровой деятельности и критерием психофизического развития детей дошкольного возраста, в том числе становления таких важных компонентов деятельности, как умение ставить цель, подбирать средства для её достижения, прилагать усилия для точного соответствия полученного результата с замыслом

Эффективность разработанной методики была проверена в сравнительном плане. Результаты формирующего эксперимента показали значительные отличия в успешности в формировании конструктивно-игровой деятельности с Лего-конструктором и в восприятии элементов конструктора у каждой категории детей, участвовавших в эксперименте по сравнению с контрольной группой. Они проявились: в повышении интереса к конструктивно-игровой деятельности, умении управлять эмоционально-поведенческими реакциями, разнообразности и творчестве конструктивно-игровых действий и построек, в коллективном взаимодействии, в оформлении словесных высказываний, лучшем выполнении заданий на занятиях. Положительная динамика имела место у всех испытуемых, участвовавших в эксперименте.

 

 

 

Комментарии

Коляда Наталия Викторовна

Именно конструктивная деятельность позволяет ребенку развивать умственную активность, способность думать, логически рассуждать осознанно, ставить перед собой задачи и находить пути их решения.