Просто ЧУДО коробки для развития свободной игры

Прохорова Ирина Николаевна

Просто   ЧУДО – коробки для свободной игры.

 

 

В настоящее время педагоги, а под их влиянием и родители, наконец-то стали уделять большое внимание свободной игре детей. К сожалению, исчезли «дворы» в широком смысле понимания этого слова, где дети разных возрастов играли все вместе и были СЧАСТЛИВЫ. Мы с подружками, старалась выполнить все поручения мамы, хорошо учиться, лишь бы мамы отпустили нас гулять во двор или на лестничную площадку, благо в нашей «девятиэтажке» они большие. А, почему? Да потому что свободная игра – это источник чистой радости!  Ребенок чувствует себя счастливым, полноценно проживающим жизнь.

Виднейший русский педагог XIX века К. Д. Ушинский рассматривал игру ребенка как его действительность с действиями и переживаниями. Он подчеркивал, что эта действительность более интересна ребенку, чем окружающая его жизнь потому, что она ему более понятна.  Игра – отчасти собственное создание ребенка. В действительную жизнь ребенок еще не может войти из-за ее сложности. В игре же он знакомится с  окружающим, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается предметами.

 Другими словами,  игра – самоценная деятельность для ребенка, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать «здесь и теперь», достичь состояния полного эмоционального комфорта, стать частью детского  общества, построенного  на свободном общении равных. Игра помогает детям без принуждения получать новые знания, навыки, умения, узнавать окружающий мир и развиваться.

Кроме того, инициативность, умение принимать решения, наконец, ощущение, что ты сам контролируешь свою жизнь, берут начало именно в этой, инициируемой ребенком, активности. Зарубежные ученые связывают большую несамостоятельность современной молодежи именно с уходом свободной игры из реалий детской жизни.

 

Сейчас у большинства детей такой возможности нет. Поэтому, детский сад должен стать тем социумом, который бы компенсировал исчезновение «дворов» нашего детства. А в роли старших партнеров по игре будем мы – воспитатели. Чтобы игра была всем в радость и, непременно на пользу, не надо активно в ней участвовать, просто быть рядом с открытым сердцем, умением показать свою заинтересованность, собственные открытия и положительный заразительный опыт.

 Всем известно, что для развития игрового сюжета нужен игровой реквизит. Поэтому, я придаю  огромное значение организации предметно-пространственной развивающей среде.  Приложено  много усилий, чтобы игровая среда нашей группы и участка стимулировала детскую активность к организации свободной игры.  Помимо разнообразных  игрушек, с  помощью родителей  оснастили ее ширмами, модулями, тканью, коробками, чтобы дети могли легко трансформировать, сами изменить игровое пространство.              

 

Вспоминая свое детство, я подумала, а ведь у нас не было многообразия игрушек: кукол, мебели и  т. д. Большинство атрибутов мы, дети, делали сами, конечно же, почерпнув идеи у старших товарищей по игре,  взрослых или использовали игрушки-заменители. Зато, какой размах творчества, какое удовольствие мы получали,  мастеря мебель из бумаги и спичечных коробков, создавая модельные шедевры для бумажных кукол, воплощая тем самым свои мечты о нарядах, которых у нас не было! И, конечно же, очень берегли все свои изделия. Поэтому, в нашей группе и на участке есть специальные контейнеры, где лежат «ненужные» с точки зрения большинства взрослых предметы (деревяшки, бумажные втулки, кусочки потолочных обоев). В доступном пользовании бумага, клей.

 

Пришла идея, а почему бы вместе с детьми и их родителями  не заняться изготовлением игрушек и игровых модулей из этого бросового материала! Тем более по доступной цене появилось такое прекрасное изобретение человечества, как потолочные плиты. Девчонки очень любят играть в дочки-матери, обустраивая свои комнатки. Но, только все обустроят на ковре, обязательно, то машина заедет в «комнату», а, то и вовсе все столкнут. И мы начали делать комнаты из потолочных покрытий. Они легкие, их можно поставить на стол, где уж точно «автострада»  не проходит. В этот процесс активно включились все дети. Начали поступать предложения о необходимости занавесок, ковриков, картин для создания домашнего уюта. В общем,  игра началась!  Встал вопрос о мебели. Здесь подключили родителей. Замечательные кресла, диваны, столы из потолочных плит.  Это мы с папой делали! А это мы! Навязали мебель из молочных пакетов. Пакеты нарезаются на полоски, а затем вяжутся крючком. Получаются красивые диваны, кресла,  журнальный столик круглой формы. Очень красиво и удобно, кроме того, эту мебель можно стирать.

 

Но, у этих поделок есть один недостаток – ребенок не может сделать их САМОСТОЯТЕЛЬНО, «здесь и теперь» «по повороту» игры  БЕЗ ПОМОЩИ ВЗРОСЛЫХ!

Тут я вспомнила о мебели из спичечных коробков. Представляете, дети увидели спичечный коробок совсем в другом свете. А, главное, именно эту мебель они могли мастерить САМИ, БЕЗ ПОМОЩИ ВЗРОСЛОГО, ВОПЛОЩАЯ ВСЕ СВОИ ТВОРЧЕСКИЕ ЗАМЫСЛЫ просто по непредсказуемому ходу игры!!! Сделали большой запас коробков.

 «Никто в мире не чувствует новых вещей сильнее, чем дети».  И. Бабель.

И детей охватило вдохновение! Что только не мастерили и вечерами дома и в детском саду. Мебель для квартиры, офиса, школы;  диваны-самоходы, кресла-ракеты, библиотечные стеллажи. Супер- машины, летательные аппараты, коляски, взлетные полосы, аппараты для больницы, дроны  и много других игрушек. Мы воочию убедились, что игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, развиваясь, требует все новых и новых игрушек. Что вместе, они являются важным фактором поэтапного движения психического, творческого развития ребенка, что обеспечивает для него возможность осуществления всех видов деятельности на все более высоком уровне.

 

Казалось бы, спичечный коробок, а, оказалось море для развития творчества и фантазии, воплощения смелых идей!