Использование игровых технологий в образовательной деятельности в средней группе для детей с ТНР «Волшебница Зима»

Герасимова Наталья Николаевна

 

 

 

 

 

 

 

 

Использование игровых технологий в  организованной образовательной деятельности

в средней группе для детей с ТНР

«Волшебница Зима»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                          Подготовлен

Воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 2»

г. Чебоксары

Герасимова

Наталья Николаевна

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      Чебоксары 2023

Цель: Расширение знаний детей о приметах зимы

Коррекционно-образовательные задачи:

Образовательная область «Познавательное развитие»:

Ø Обобщать и расширять знания детей о зимних явлениях природы.

Ø Формировать умение наблюдать за явлениями природы;

Ø Учить видеть взаимосвязи и делать простейшие выводы об увиденном явлении;

Ø Уточнять знания детей о свойствах льда.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

Ø Продолжать учить согласовывать слова в предложении.

Ø Закреплять в речи слова характеризующие свойства льда.

Ø Расширять и активизировать словарь.

Коррекционно-развивающие задачи:

Образовательная область «Физическое развитие»:

Ø Активизировать мышечную мускулатуру кистей рук.

Ø Формировать кинестетические и тактильные ощущения с помощью контрастотермии.

Ø Развивать зрительное и слуховое внимание, носовое дыхание с ритмичным и полным выдохом.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

Ø Развивать наблюдательность, активность.

Ø Способствовать развитию коммуникативных навыков.

Коррекционно-воспитательные задачи:

Ø Учить работать сообща.

Ø Воспитывать бережное отношение к природе.

Словарная работа:

- зима, снежинки, метель, вьюга, день, ночь, солнце, снег, лед.

- легкий, пушистый, блестящий, твердый, гладкий, холодный, прозрачный, скользкий, высокие, длинная, короткий, высокие, огромные, белые, мягкие.

- светит, не греет, тает, плавает, замерзла, покрылась,

Индивидуальная работа:

С Мариной - активизировать связную речь;

С Соне К. – автоматизировать звук «с» в словах;

С Тимошей  – совершенствовать навыки совместного выполнения заданий во время экспериментирования.

Материалы и оборудование:

Раздаточный: контейнеры: для льда, для горячей и холодной воды,  тарелочки со льдом, халаты, салфетки, ложечки.

Демонстрационный: ноутбук; экран; проектор; снежинки, сундучок, кусочек тонкого льда, Капитошка.

Подготовка педагога к образовательной деятельности: изучение методической литературы, подбор методов и приемов образовательной деятельности с учетом темы и возраста детей

Предшествующая работа:

Знакомство с темой «Зима», «Дикие звери зимой», «Зимующие птицы». Наблюдение за снегом, и льдом во время прогулки. Дидактическая игра «Лаборатория». Просмотр мультфильма «Капитошка». Беседа на тему: «Исследователи - кто это?»

Методы и приемы по ходу образовательной деятельности:

* Организационный момент психологическая гимнастика «Эстафета

  дружбы»;

* Проблемные ситуация: «Поможем Капитошке»;

* Презентация «Что мы знаем о зиме?»

* Вопросы к детям:

1.     Ребята, посмотрите, пожалуйста, на эту картину, что вы на ней видите?

2.     Какое это время года?

3.     Зима, какая?

4.     Назовите признаки зимы?

5.     Как вы это понимаете?

6.     Что еще бывает зимой?

7.     Снег, какой?

8.     Сугробы, какие?

9.     Что такое метель?

* Гимнастика для глаз «Снежинка»

  Снежинка – пушинка кружится, летает.

  Снежинка – пушинка не тает, не тает.

  Вот вниз опустилась почти до земли,

  Вот вверх поднялась посмотри, посмотри!

  Вот слева кружится и справа кружится,

  То в небо летит, то на землю ложится.

* Дыхательное упражнение: «Лыжник»;

* Художественное слово: загадка про лед

Голубой, как небосвод,

         На реке замёрзший…

* Опытническая деятельность «Свойства льда»;

* Игра "Пальчиковый бассейн" (контрастотермия)

* Игра-наблюдение «Где быстрее растает лед?»

* Подведение итогов НОД

* Вручение медалей

 

Ход проведения непосредственно образовательной деятельности

I. Вводная часть.

«Эстафета дружбы»

Воспитатель: Я передаю вам встать в круг, взяться за руки, улыбнуться друг другу, подарим друг другу свое хорошее настроение. Мне хочется поделиться с вами своей дружбой.  Она идет от меня к Ксюше, от Ксюши к Соне,… и возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, и она останется с нами.

Воспитатель: Сегодня, когда я шла на работу, как всегда заглянула в почтовый ящик. Там лежало вот это письмо, прочтем его.

 

«Дорогие, ребята!

Пишет, вам Капитошка. Волшебница Зима превратила меня в снежный комочек. Если вы не поможете мне, я навсегда останусь холодным и не смогу поиграть с моим другом Волчонком. Помогите мне, пожалуйста. Мои подружки, снежинки помогут вам. На них вы найдете задания которые нужно выполнить.

                                                                                                        Капитошка»

Воспитатель: Ребятки, что же нам делать?

Дети: Найти снежинки

Воспитатель: Как мы сможем помочь Капитошке?

Дети: Выполнить задания Волшебницы Зимы.

II.  Основная часть

Воспитатель: Взгляните, а вот и первая снежинка с заданием. (Читаем)

«Что вы знаете о зиме?»

Воспитатель: Что бы ответить на этот вопрос я предлагаю вам, ребятки, присесть на стульчики

Презентация «Что мы знаем о зиме?»

№ слайда

Воспитатель

Дети

1 слайд

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на эту картину, что вы на ней видите?

Деревья голые, без листьев. Кругом лежит пушистый, легкий, блестящий снег. Река замерзла и покрылась крепким льдом.

Какое это время года?

Зима

Зима, какая?

Снежная, красивая, сказочная, чудесная, блестящая, холодная.

2 слайд

Назовите признаки зимы?

Солнце светит, но не греет.

3 слайд

Совершенно верно. А как вы это понимаете?

Зимой даже когда светит солнце на улице все равно холодно.

4 слайд

А что еще бывает зимой?

Идет снег

5 слайд

Снег, какой?

Легкий, пушистый, блестящий.

6 слайд

Взгляните на следующий знак, что обозначает он?

На земле лежит снег, появляются сугробы

7 слайд

Сугробы, какие?

Высокие, огромные, белые, мягкие.

8 слайд

Как называется следующее зимнее явление?

Метель

9 слайд

А что такое метель?

Это сильный ветер со снегом, а еще ее называют вьюгой.

10 слайд

Что обозначает следующий знак?

Зимой ночь длинная, а день короткий.

11 слайд

Почему вы так решили?

Когда мы приходим в детский сад и уходим домой на улице темно, а летом было светло.

Воспитатель: Молодцы, ребята, мы справились с первым заданием. Зима холодная, снежная, зимой дуют сильные ветры, часто бывают метели.

Я предлагаю вам немного поиграть со снежинкой.

Гимнастика для глаз (дети выполняют движения глазами по тексту).

Воспитатель:    Снежинка – пушинка кружится, летает.

                            Снежинка – пушинка не тает, не тает.

                            Вот вниз опустилась почти до земли,

                            Вот вверх поднялась посмотри, посмотри!

                            Вот слева кружится и справа кружится,

                            То в небо летит, то на землю ложится.

 (Находим следующую снежинку с заданием).

Воспитатель: А вот и вторая снежинка с заданием.

Читаю: «Какими свойствами обладает лед?»

Воспитатель: Как нам справиться с этим заданием?

Дети: Нужно отправиться в лабораторию

Воспитатель: А кто работает в лаборатории?

Дети: В лаборатории работают ученые, исследователи.

Воспитатель: Ребятки, а на чем же мы отправимся в лабораторию, ведь сейчас зима, кругом лежит снег?

Дети: На санках, на коньках, на лыжах.

Воспитатель: А я вам предлагаю поехать в лабораторию на лыжах.

(Встаем одна ножка вперед, другая назад, взяли в руки палки, носиком вдох – отталкиваемся лыжными палками, резкий выдох – небольшой полуприсед и возвращаемся в и.п.) - повторить 5 раз.

Дыхательное упражнение «Лыжник»

Воспитатель: Вот мы и добрались до нашей лаборатории. Надевайте, пожалуйста, халаты, присаживайтесь на стульчики, мы с вами стали юными исследователями.

Воспитатель:

Раз, два, три, четыре, пять.

Надо глазки закрывать (дети закрывают глаза)

В гости к нам зима пришла.

И подарок принесла.

(Открывают глаза и видят на столе сундучок).

Воспитатель: Ой, какой подарок нам принесла волшебница зима! Посмотрим, что внутри! (Достаю загадку)

Голубой, как небосвод,

На реке замёрзший …

Дети: лёд

Достаю из сундука каждому по кусочку льда.

Воспитатель: Как вы думаете, из чего образовался лед?

Дети: Из воды.

Воспитатель: Совершенно верно, вода замерзла и превратилась в лед.

Воспитатель:  Потрогайте, какой лёд?

Дети: Твердый, гладкий, холодный.

Воспитатель: Посмотрите, как он блестит и значит можно сказать, что он…

Дети: Блестящий

Воспитатель: Понюхайте, есть запах?

Дети: Без запаха

Воспитатель: Какого цвета лёд?

Дети: Бесцветный.

Воспитатель: посмотрите, (показываю тонкую льдинку), сквозь лёд можно увидеть свет (дети смотрят), поэтому можно сказать, что лёд….

Дети: Прозрачный.

Воспитатель: Что происходит с льдинками?

Дети: Они начали таять.

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому, что руки теплые.

Воспитатель: Правильно, лед в тепле тает и превращается в воду.

Лед твердый, гладкий, холодный, без цвета и запаха, прозрачный, как стекло, в тепле тает. Я считаю, что мы справились и с этим заданием. Нам пора отправляться на поиски следующей снежинки с заданием.

(Находим следующую снежинку с заданием).

Читаем: «Докажите что лед легче воды!»

Воспитатель: Что бы справиться с этим заданием я предлагаю вам перейти к другому столу.

Игра "Пальчиковый бассейн"

Воспитатель: Что бы доказать что лед легче воды возьмите ложечками льдинки и опустить их в воду. Что случилось с ними?

Дети: Льдинки плавают - значит, они легче воды.

Воспитатель: Я предлагаю вам, ребятки, немного поиграть с льдинками, сначала попробуем поймать льдинки двумя пальчиками, (а сейчас тремя).

«Мы научимся ледок между пальцами катать.

Это нам поможет красиво рисовать».

Наши пальчики замерзли, пора им согреться, опускаем наши пальчики в другую емкость.

Какая в этой емкости вода?

Дети: Горячая

Игра повторяется 3 раза.

Игра-наблюдение «Где быстрее растает лед?»

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам проверить, в какой воде быстрее растает лед. Возьмите лед ложечкой и опустите кусочек в холодную воду, а другой кусочек льда в горячую. Что же мы видим?

Дети: В горячей воде лед тает быстрее.

Воспитатель: Мы доказали, что лед легче воды, а в горячей воде он тает быстрее, чем в холодной.

III. Подведение итогов непосредственно образовательной деятельности.

(Звучит музыка, воспитатель достает Капитошку)

Воспитатель: Посмотрите, ребята, мы ответили на все вопросы Волшебницы – Зимы и Капитошка оттаял, превратился снова в веселую, озорную капельку. Расскажите, Капитошке, какие испытания мы преодолели?

Дети: рассказали что мы знаем о зиме; доказали, что лед это вода и он легче воды.

Воспитатель: Он говорит вам: «Спасибо!» А Волшебница – Зима присваивает вам звания «Юные исследователи» и дарит вам вот такие медали, за то что вы назвали зимние приметы, доказали, что лед – это вода и, что он легче воды

 (Детям вручаются медали «Юные исследователи).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация к занятию2.49 МБ

Предварительный просмотр: