Главные вкладки

    Мир изменился бы к лучшему

    Не секрет, что дети получают воспитание крайне разное по своему качеству. Для боль­шей части подрастающего поколения учителем является лишь жизнь, а доступ к получению гра­мотного и правильного воспитания в целях ду­ховно-нравственного становления существен­но ограничен.

    Жизненную направленность и судьбу каж­дого ребенка во многом определяют его роди­тели и педагоги, но далеко не все из них спо­собны развить в нем стремление к красоте, вос­питать внутреннюю культуру и облагородить душу. Здесь как раз тот случай, когда одного искреннего желания воспитать человека явно недостаточно.

    В целом родители заняты материальным обустройством жизни. Их благие и высокие по­буждения относительно воспитания, как пра­вило, не наполнены делами, не опираются на постоянный, умелый и систематический труд. Родители, в сущности, мало сведущи в вопросах воспитания и детской психологии, воспитыва­ют не целенаправленно и планомерно, а спон­танно, от случая к случаю, по своему разуме­нию и настроению. При недостаточной работе с детьми воспитание постепенно обретает насильственно-принудительный характер. При этом, как правило, плохо используется профилактический потенциал воспитания, когда комплекс знаний, своевременно вложенных в сознание ребенка упреждает, тормозит и нейтрализует большинство негативных желаний и устремлений. Взрослыми не редко забывается, что только качественная передача взаимосвязанных, обстоятельных и обоснованных духовно-нравственных знаний, дает им впоследствии моральное право требовать и ожидать от ребенка обдуманного поведения, а также красоты и разумности в мыслях и чувствах.

    Здесь стоит отметить удивительную недальновидность некоторых родителей. В каждодневной жизни они способны трезво рассчитать свои финансовые и материальные выгоды, выискать пути к большим доходам и экономии средств. И при этом, из их поля зрения зачастую ускользают гигантские выгоды и дивиденды от личных сердечных вложений в грамотное, поэтапное, системное воспитание ребенка. Сколько тысяч долларов стоят тысячи дней, проведенных в теплой семейной атмосфере, наполненной гармонией, радостью, взаимопониманием, токами прекрасных чувств и мыслей? Во сколько оценить десятилетия уютной старости, обласканной искренней любовью, вниманием и заботой умело воспитанных детей? Может быть, сотворение прекрасного в человеке – это своеобразный процесс высокого искусства, создание родителем бесценного, радующего душу произведения для себя, для близких, для потомков?

    Хорошо, если волею судьбы или по стече­нию обстоятельств ребенку повезет и настав­ники, выводящие его в жизнь, окажутся ответ­ственными воспитателями и культурными людьми, на которых можно равняться и с кого можно брать пример. А если нет? Что тогда? От кого ребенку получать возвышенные знания и науку о человечности? Кто с ранних лет под­ведет его к прекрасному, поможет утонченно чувствовать и воспринимать окружающее, на­учит ценить добро, глубоко понимать людей и свой внутренний мир? Кто сможет умелым воспитанием сделать душу ребенка невосприимчивой к различным формам безобразия и выработать в нем стойкое отвращение к уродливым явлениям жизни? Как помочь ребенку восполнить нехватку извечных и край­не необходимых общечеловеческих знаний?

    Немало родителей, решивших взяться за воспитание детей всерьез и надолго, часто стал­киваются с рядом существенных затруднений. Многомесячное, планомерное и целенаправ­ленное воспитание без серьезной подготови­тельной работы и затрат времени – задача труд­ноосуществимая. Необходимо составить про­грамму, набросать тезисы к каждой воспита­тельной беседе, найти и подобрать к ней ма­лые литературные произведения, примеры из жизни, суметь широко раскрыть затрагивае­мую тему, объясняя порой сложные категории доходчиво, лаконично, увлекательно. Но мно­гие ли родители, будучи занятыми людьми, го­товы и способны справиться с такой задачей? Готовы ли они пожертвовать свободным временем и каждодневно прилагать усилия в этом направлении?..

    Каждый ребенок с самого раннего возрас­та сердцем прекрасно отличает красоту от бе­зобразия. Это не трудно увидеть по чувству ви­ны, сочувствию и прочим проявлениям. Не вос­пользоваться врожденным чувством красоты и не развить его – является недопустимой ха­латностью со стороны воспитателя. Ведь имен­но это чувство, будучи развитым, дает стойкое неприятие и оттор­жение всего безобразного и на протяжении всей жизни побуждает нас к человечности и культурным проявлениям.

    И все же для постоянства и упорства в воплоще­нии идей блага в жизнь, чувства красоты было бы недостаточно. Требуется еще устремляющая сила веры, убежденности, правоты, которая возникает благодаря осознанию, когда знания, будучи прочувствованными, проникают до глубины души и тем самым привносят в нее новые элементы и возможности. Для развития воли устремляющей к добру, для формирования прочного нравственного стержня и иммунитета от всего негативного требуется не только осмысление и принятие знаний к сердцу, но и их закрепление путем практического применения в каждод­невной жизни. Теоретические достижения без закалки, через практику и жизненный труд, всегда оказываются недолговечными и неэффективными.

    Люди, умеющие познавать мир через ощу­щения, имеющие развитое интуитивное вос­приятие окружающего, несомненно, согласят­ся с тем, что принятые человечеством мораль­ные принципы, нормы и правила, а также нрав­ственные убеждения берут начало в неком скрытом духовном бытии, в сфере незримой ре­альности, где сосредоточены абсолютные Кра­сота, Истина, Добро. Подсознательное памятование об этих абсолют­ных прототипах толкает человека к неустан­ному поиску и воплощению прекрасного на земле, а желание «быть в ладах со своей душой» заставляет его следовать по жизни, стараясь соблюсти писаные и непи­саные законы и правила морали.

    Без рас­смотрения скрытых основ жизни лежащих в облас­ти духовного бытия, а также без раскрытия перед ребенком причин, возможных последствий и перспек­тив, знание о добре и зле окажется неполным, будет казаться отвлеченным и частично лишенным смысла. Убедить ребенка в исключительной практичности и жизненной необходимости любви, добра, и других нравственных катего­рий, вдохновить его на действенное стремление и служение красоте, можно лишь проведя линию жизни за пределы ограниченного физического существования, туда, где каждого достойного ждет таинственный наполненный чудесами и возможностями сказочный непреходящий мир. Это очень важная предпосылка воспитания. Известно, что старания во имя чего-то краткого и скоротечного, так или иначе, обесцениваются и кажутся малозначимыми и бессмысленными. Самосовершенствование для жизни в сказочной вечности несравненно более привлекательно для любого человека, чем совершенствование ради десятилетий земной жизни, уже к тому же известной своими трудностями и ограничениями.

    Желание ребенка когда-нибудь достигнуть красот Высшего мира является, по сути, единственным стимулом для его длительной и кропотливой работы над собой. Этому желанию очень способствует «не закрытое» толщей интеллекта подсознание. Именно «не выключенная» до конца память души помогает ребенку без устали рваться к утерянной сказке и порой искренне верить в самое невероятное. Но стремление к далекой идеальной жизни, способствующее духовно-нравственному росту, легко уязвимо. Оно подавляется и вытесняется взращиванием у ребенка жажды к близким и видимым земным благам, навязыванием небесспорных и весьма условных обывательских формул земного успеха и счастья. Под давлением взрослого рассудка и воли, высокая мечта разменивается на пустяки и превращается в мелкие и будничные мечтания, а понятие о счастье приобретает приземленные житейские очертания.

    Могут ли вдохновить ребенка на тяжелый непрекращающийся подвиг самосовершенствования временные земные радости и утехи, которые к тому же добываются огромными трудозатратами? Романтика, мечтателя и идеалиста коим является ребенок, вряд ли может по-настоящему увлечь земной "свет в беспросвет­ности". Скорее всего, попав в сети взрослой ограниченной рассудительности, ребенок просто пе­рестанет летать душой. Нагруженный не по го­дам взрослым реализмом, он внутренне сломается, смирится и примет чуждое ему взрослое мировосприятие. Потом последует погружение в обыденность, в которой будут выискиваться для себя мел­кие радости, и мало-помалу произойдет насыщение абсолютным злом – разру­шительным эгоизмом.

    Некоторая категория людей, выступая за нравственное воспитание, в то же время упорно пре­небрегают духовным образованием. Эти лю­ди предпочитают обойти молчанием область духовных знаний человечества, которые по сути дела легли в основу общечеловеческой мо­рали, обуздали дикие нравы прошлых времен, на тысячелетия сформировали нравственные устои в общественных отношениях. Их не за­ботит, что изъятие из воспитания духовной со­ставляющей, схоже с беспечным строитель­ством дома на песке. Ведь возведенная таким образом бездуховная нравственность окажет­ся непрочной, шаткой и не выдержит испыта­ния временем.

    В заключение хотелось бы обратить внимание читателей на то, что стратегической задачей «философии для детей» является упрочнение гуманного, воспитательного направления в педагогике и уменьшение сложившейся диспропорции между воспитанием и образованием. Сейчас уже для многих очевиден сложившийся перегиб в сторону «технократического» и сугубо интеллектуального образования, а педагогическая творческая элита все по-прежнему чрезмерно увлечена образовательной составляющей педагогики.

    Громадный объем преподаваемых детям сухих безжизненных знаний для ума служит, прежде всего, развитию у них чисто технических навыков. В этом объеме почти нет места для знаний, которые можно было бы восчувствовать сердцем, и которые могли бы напитать и отогреть души. Прежде чем возводить небоскреб из интеллектуальных знаний, надо подумать о нравственном фундаменте, без которого это нагромождение знаний будет несовершенным, и будет таить в себе проблемы и даже угрозу для окружающего. Если в XXI веке, мир и порядок по-прежнему, держится страхом перед наказанием, если без силовых структур он неминуемо ввергнется в насилие и хаос, значит, что-то было не вложено в души людей. Значит, под внешним приличием и образованностью нередко скрывается духовная и нравственная пустота, которую была не в состоянии восполнить интеллектуальная педагогика со своими веками неизменяемыми подходами к человеку.

    Уверен, мир изменился бы к лучшему и стал бы намного прекраснее, если хотя бы половина стараний и усилий родителей и педагогов была бы перенаправлена с образования на воспитание, с взращивания отличников и вундеркиндов на сотворение человека человечного.

    Хочется верить, что читатели по дос­тоинству оценят этот труд, а также с понима­нием отнесутся к выраженным в нем нестандар­тным воспитательным решениям и приемам. Мне остается лишь пожелать всяческих успехов в работе с книгой, а также достижения гармонии и взаимопонимания с детьми.

    Удачи вам и всего светлого!


    Автор М.А. Андрианов. Предисловие к книге "Философия для детей". Вот ссылки на страницы, где можно скачать книгу:
    1. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/2012/11/27/filosofiya-dlya-detey-v-skazkakh-i-rasskazakh
    2. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2016/02/09/kniga-filosofiya-dlya-detey


     

     

    Комментарии

    Свинина Любовь Геннадьевна

    Я очень рада, что на этой огромной земле нашёлся ещё один человек, для которого важна внутренняя составляющая, а не внешняя (интеллект, разум)! Призвание воспитателя - "питать" душу маленького ребёнка духовными истинами! 

    Гнедько Наталья Григорьевна

    Интересная статья.Книга заинтересовала.Хотела бы прочесть. Спасибо.

    Румынская Анна Михайловна

    Замечательная статья.Спасибо за ссылку, где можно скачать книгу.Сейте разумное,доброе,вечное,уважаемые коллеги