Мир изменился бы к лучшему
Не секрет, что дети получают воспитание крайне разное по своему качеству. Для большей части подрастающего поколения учителем является лишь жизнь, а доступ к получению грамотного и правильного воспитания в целях духовно-нравственного становления существенно ограничен.
Жизненную направленность и судьбу каждого ребенка во многом определяют его родители и педагоги, но далеко не все из них способны развить в нем стремление к красоте, воспитать внутреннюю культуру и облагородить душу. Здесь как раз тот случай, когда одного искреннего желания воспитать человека явно недостаточно.
В целом родители заняты материальным обустройством жизни. Их благие и высокие побуждения относительно воспитания, как правило, не наполнены делами, не опираются на постоянный, умелый и систематический труд. Родители, в сущности, мало сведущи в вопросах воспитания и детской психологии, воспитывают не целенаправленно и планомерно, а спонтанно, от случая к случаю, по своему разумению и настроению. При недостаточной работе с детьми воспитание постепенно обретает насильственно-принудительный характер. При этом, как правило, плохо используется профилактический потенциал воспитания, когда комплекс знаний, своевременно вложенных в сознание ребенка упреждает, тормозит и нейтрализует большинство негативных желаний и устремлений. Взрослыми не редко забывается, что только качественная передача взаимосвязанных, обстоятельных и обоснованных духовно-нравственных знаний, дает им впоследствии моральное право требовать и ожидать от ребенка обдуманного поведения, а также красоты и разумности в мыслях и чувствах.
Здесь стоит отметить удивительную недальновидность некоторых родителей. В каждодневной жизни они способны трезво рассчитать свои финансовые и материальные выгоды, выискать пути к большим доходам и экономии средств. И при этом, из их поля зрения зачастую ускользают гигантские выгоды и дивиденды от личных сердечных вложений в грамотное, поэтапное, системное воспитание ребенка. Сколько тысяч долларов стоят тысячи дней, проведенных в теплой семейной атмосфере, наполненной гармонией, радостью, взаимопониманием, токами прекрасных чувств и мыслей? Во сколько оценить десятилетия уютной старости, обласканной искренней любовью, вниманием и заботой умело воспитанных детей? Может быть, сотворение прекрасного в человеке – это своеобразный процесс высокого искусства, создание родителем бесценного, радующего душу произведения для себя, для близких, для потомков?
Хорошо, если волею судьбы или по стечению обстоятельств ребенку повезет и наставники, выводящие его в жизнь, окажутся ответственными воспитателями и культурными людьми, на которых можно равняться и с кого можно брать пример. А если нет? Что тогда? От кого ребенку получать возвышенные знания и науку о человечности? Кто с ранних лет подведет его к прекрасному, поможет утонченно чувствовать и воспринимать окружающее, научит ценить добро, глубоко понимать людей и свой внутренний мир? Кто сможет умелым воспитанием сделать душу ребенка невосприимчивой к различным формам безобразия и выработать в нем стойкое отвращение к уродливым явлениям жизни? Как помочь ребенку восполнить нехватку извечных и крайне необходимых общечеловеческих знаний?
Немало родителей, решивших взяться за воспитание детей всерьез и надолго, часто сталкиваются с рядом существенных затруднений. Многомесячное, планомерное и целенаправленное воспитание без серьезной подготовительной работы и затрат времени – задача трудноосуществимая. Необходимо составить программу, набросать тезисы к каждой воспитательной беседе, найти и подобрать к ней малые литературные произведения, примеры из жизни, суметь широко раскрыть затрагиваемую тему, объясняя порой сложные категории доходчиво, лаконично, увлекательно. Но многие ли родители, будучи занятыми людьми, готовы и способны справиться с такой задачей? Готовы ли они пожертвовать свободным временем и каждодневно прилагать усилия в этом направлении?..
Каждый ребенок с самого раннего возраста сердцем прекрасно отличает красоту от безобразия. Это не трудно увидеть по чувству вины, сочувствию и прочим проявлениям. Не воспользоваться врожденным чувством красоты и не развить его – является недопустимой халатностью со стороны воспитателя. Ведь именно это чувство, будучи развитым, дает стойкое неприятие и отторжение всего безобразного и на протяжении всей жизни побуждает нас к человечности и культурным проявлениям.
И все же для постоянства и упорства в воплощении идей блага в жизнь, чувства красоты было бы недостаточно. Требуется еще устремляющая сила веры, убежденности, правоты, которая возникает благодаря осознанию, когда знания, будучи прочувствованными, проникают до глубины души и тем самым привносят в нее новые элементы и возможности. Для развития воли устремляющей к добру, для формирования прочного нравственного стержня и иммунитета от всего негативного требуется не только осмысление и принятие знаний к сердцу, но и их закрепление путем практического применения в каждодневной жизни. Теоретические достижения без закалки, через практику и жизненный труд, всегда оказываются недолговечными и неэффективными.
Люди, умеющие познавать мир через ощущения, имеющие развитое интуитивное восприятие окружающего, несомненно, согласятся с тем, что принятые человечеством моральные принципы, нормы и правила, а также нравственные убеждения берут начало в неком скрытом духовном бытии, в сфере незримой реальности, где сосредоточены абсолютные Красота, Истина, Добро. Подсознательное памятование об этих абсолютных прототипах толкает человека к неустанному поиску и воплощению прекрасного на земле, а желание «быть в ладах со своей душой» заставляет его следовать по жизни, стараясь соблюсти писаные и неписаные законы и правила морали.
Без рассмотрения скрытых основ жизни лежащих в области духовного бытия, а также без раскрытия перед ребенком причин, возможных последствий и перспектив, знание о добре и зле окажется неполным, будет казаться отвлеченным и частично лишенным смысла. Убедить ребенка в исключительной практичности и жизненной необходимости любви, добра, и других нравственных категорий, вдохновить его на действенное стремление и служение красоте, можно лишь проведя линию жизни за пределы ограниченного физического существования, туда, где каждого достойного ждет таинственный наполненный чудесами и возможностями сказочный непреходящий мир. Это очень важная предпосылка воспитания. Известно, что старания во имя чего-то краткого и скоротечного, так или иначе, обесцениваются и кажутся малозначимыми и бессмысленными. Самосовершенствование для жизни в сказочной вечности несравненно более привлекательно для любого человека, чем совершенствование ради десятилетий земной жизни, уже к тому же известной своими трудностями и ограничениями.
Желание ребенка когда-нибудь достигнуть красот Высшего мира является, по сути, единственным стимулом для его длительной и кропотливой работы над собой. Этому желанию очень способствует «не закрытое» толщей интеллекта подсознание. Именно «не выключенная» до конца память души помогает ребенку без устали рваться к утерянной сказке и порой искренне верить в самое невероятное. Но стремление к далекой идеальной жизни, способствующее духовно-нравственному росту, легко уязвимо. Оно подавляется и вытесняется взращиванием у ребенка жажды к близким и видимым земным благам, навязыванием небесспорных и весьма условных обывательских формул земного успеха и счастья. Под давлением взрослого рассудка и воли, высокая мечта разменивается на пустяки и превращается в мелкие и будничные мечтания, а понятие о счастье приобретает приземленные житейские очертания.
Могут ли вдохновить ребенка на тяжелый непрекращающийся подвиг самосовершенствования временные земные радости и утехи, которые к тому же добываются огромными трудозатратами? Романтика, мечтателя и идеалиста коим является ребенок, вряд ли может по-настоящему увлечь земной "свет в беспросветности". Скорее всего, попав в сети взрослой ограниченной рассудительности, ребенок просто перестанет летать душой. Нагруженный не по годам взрослым реализмом, он внутренне сломается, смирится и примет чуждое ему взрослое мировосприятие. Потом последует погружение в обыденность, в которой будут выискиваться для себя мелкие радости, и мало-помалу произойдет насыщение абсолютным злом – разрушительным эгоизмом.
Некоторая категория людей, выступая за нравственное воспитание, в то же время упорно пренебрегают духовным образованием. Эти люди предпочитают обойти молчанием область духовных знаний человечества, которые по сути дела легли в основу общечеловеческой морали, обуздали дикие нравы прошлых времен, на тысячелетия сформировали нравственные устои в общественных отношениях. Их не заботит, что изъятие из воспитания духовной составляющей, схоже с беспечным строительством дома на песке. Ведь возведенная таким образом бездуховная нравственность окажется непрочной, шаткой и не выдержит испытания временем.
В заключение хотелось бы обратить внимание читателей на то, что стратегической задачей «философии для детей» является упрочнение гуманного, воспитательного направления в педагогике и уменьшение сложившейся диспропорции между воспитанием и образованием. Сейчас уже для многих очевиден сложившийся перегиб в сторону «технократического» и сугубо интеллектуального образования, а педагогическая творческая элита все по-прежнему чрезмерно увлечена образовательной составляющей педагогики.
Громадный объем преподаваемых детям сухих безжизненных знаний для ума служит, прежде всего, развитию у них чисто технических навыков. В этом объеме почти нет места для знаний, которые можно было бы восчувствовать сердцем, и которые могли бы напитать и отогреть души. Прежде чем возводить небоскреб из интеллектуальных знаний, надо подумать о нравственном фундаменте, без которого это нагромождение знаний будет несовершенным, и будет таить в себе проблемы и даже угрозу для окружающего. Если в XXI веке, мир и порядок по-прежнему, держится страхом перед наказанием, если без силовых структур он неминуемо ввергнется в насилие и хаос, значит, что-то было не вложено в души людей. Значит, под внешним приличием и образованностью нередко скрывается духовная и нравственная пустота, которую была не в состоянии восполнить интеллектуальная педагогика со своими веками неизменяемыми подходами к человеку.
Уверен, мир изменился бы к лучшему и стал бы намного прекраснее, если хотя бы половина стараний и усилий родителей и педагогов была бы перенаправлена с образования на воспитание, с взращивания отличников и вундеркиндов на сотворение человека человечного.
Хочется верить, что читатели по достоинству оценят этот труд, а также с пониманием отнесутся к выраженным в нем нестандартным воспитательным решениям и приемам. Мне остается лишь пожелать всяческих успехов в работе с книгой, а также достижения гармонии и взаимопонимания с детьми.
Удачи вам и всего светлого!
Автор М.А. Андрианов. Предисловие к книге "Философия для детей". Вот ссылки на страницы, где можно скачать книгу:
1. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/2012/11/27/filosofiya-dlya-detey-v-skazkakh-i-rasskazakh
2. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2016/02/09/kniga-filosofiya-dlya-detey
- Мне нравится (4)
Комментарии
Я очень рада, что на этой
Я очень рада, что на этой огромной земле нашёлся ещё один человек, для которого важна внутренняя составляющая, а не внешняя (интеллект, разум)! Призвание воспитателя - "питать" душу маленького ребёнка духовными истинами!
Интересная статья.Книга
Интересная статья.Книга заинтересовала.Хотела бы прочесть. Спасибо.
Замечательная статья.Спасибо
Замечательная статья.Спасибо за ссылку, где можно скачать книгу.Сейте разумное,доброе,вечное,уважаемые коллеги
Спасибо за статью. Книга
Спасибо за статью. Книга заинтересовала.
Есть два способа познания
Есть два способа познания окружающего мира - чувственный и рациональный, именно философия объединяет эти способы. Философия учит думать, чувствовать и познавать мир. Именно поэтому любовь к мудрости нужно прививать с детства. Спасибо за книгу.