Родительское собрание "Родительская поддержка и создание ситуации успеха в учебной деятельности младшего школьника"

Чернавцева Людмила Геннадьевна

 

Родительская поддержка и создание ситуации успеха в учебной деятельности младшего школьника

 

«В первый класс приходят тысячи поистине талантливых ребят, а школу заканчивают единицы».

                                                                                           Ш. Амонашвили

 

 

Увлеченный процессом учебы ребенок:

  • человек - верящий в свои силы
  • человек с большой долей вероятности успеха в жизни
  • радость и гордость не только для учителя, а, прежде всего для родителей
  • счастливый человек, познающий, радость деятельности и творчества, что такое успех и признание.

 

    "На знании одних недостатков и слабостей ребенка ничего не построить. Поэтому воспитание, которое видит только их одних, их лишь подчеркивает, - бесперспективное дело. Кто должен исправить недостатки человека, должен искать его достоинства, хотя бы потенциально, те его свойства, которые могут быть обращены в достоинства при надлежащем направлении заключенных в нем сил. На них надо опираться в борьбе с недостатками человека, надо искать себе союзников в нем самом"

 

                                                                                            С.Л. Рубинштейн

 

 

-  Как организовать жизнь и обучение ребенка дома, чтобы он был успешным учеником?

- Как повысить его интерес ребенка к учебной деятельности?

- Как поддерживать у него устойчивую потребность в познании учебных предметов?

 

    Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Создание ситуаций успеха в педагогическом процессе оказывает влияние не только на настроение учащихся, но и на качество обучения и на дальнейшую судьбу ребенка.

   Ситуация успеха особенно важна в работе с детьми, поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяет снять у них агрессию, преодолеть изолированность и пассивность.

 

Выделяют несколько основных типов ситуаций успехов:

 

1. Неожиданная радость.

2. Общая радость.

3. Радость познания.

 

Технологически создание любого типа ситуации успеха состоит из последовательности следующих операций:

 

1. Снятие страха.Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.

«Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться».

«Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения».

«Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили».

 

  1. Авансирование успешного результата.Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в его силы и возможности.

     «У вас обязательно получится..»

     «Я даже не сомневаюсь в успешном результате».

 

  1. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности.Помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания.

«Возможно, лучше всего начать с…..»

      «Выполняя работу, не забудьте о…..»

 

  1. Внесение мотива.Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения.

 «Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…»

 

  1. Персональная исключительность.Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности.

«Только ты и мог бы….»

«Только тебе я и могу доверить…»

«Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…»        

 

  1. Мобилизация активности или педагогическое внушение. Побуждает к выполнению конкретных действий.

«Нам уже не терпится начать работу…»

«Так хочется поскорее увидеть…»   

 

7. Высокая оценка детали.Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.

 «Тебе особенно удалось то объяснение».

 

 

 

"Воспитание, побуждающее к самовоспитанию, - это и есть, по моему глубокому убеждению, настоящее воспитание. Учить самовоспитанию несоизмеримо трудней, чем организовывать воскресное времяпровождение"

                                                                                          В.А. Сухомлинский

 

 

      Доминирующей причиной неуспеваемости являются неправильно сформированные у учащихся способы организации жизнедеятельности в целом и, конечно, самостоятельной учебной работы. В основе успешного учения - умелая организация и самоорганизация жизнедеятельности ребенка.

 

    Ученик не умеет самостоятельно без помощи взрослых

  • организовать учебную работу:
  • подготовить и аккуратно разложить вещи, необходимые к предстоящему дню, при подготовке к выполнению домашних заданий и т.п.;
  • навести порядок среди своих вещей, привести их в порядок;
  • собрать портфель и проанализировать готовность к новому учебному дню;
  • заучивать учебный материал;
  • составлять план своей работы;
  • не умеет решать задачи, пользоваться схемами, картами и т.п.

   Не менее значимой причиной может быть также и отсутствие у ученика познавательных учебных интересов, когда главные его интересы не связаны с обучением (например, интерес к игре, к животным или птицам, пустому времяпрепровождению и т.п).

   Однако переключение внимания ребенка, формирование социально значимых здоровых интересов и потребностей, воспитание воли и ответственности - вот что конкретно является родительской задачей в организации поддержки ребенка в образовательном процессе, в оказании помощи стать успешным учеником.

  В нашей школе особое внимание уделяется формированию у младших школьников умений учебной (познавательной) деятельности, которые являются залогом успеха ребенка при обучении. Важным моментом является востребованность этих умений в любых познавательных занятиях дома: домашние развивающие игры, семейное чтение, просмотр телепередач, кинофильмов, совместное посещение выставок, музеев и т.п.

 

     Основные принципы поддержки:

  • Признание за ребенком права не знать и допускать ошибку
  • Уважение мнения и позиции ребенка
  • Убеждение без порицания и жесткого принуждения
  • Эмоциональная поддержка и утверждение грядущего успеха ребенка
  • Демонстрация роста его успехов и личных достижений (семейный портфолио)

 

  Нужно создавать ситуацию повышенного интереса к учебному процессу, жизни ребенка и его одноклассников в школе, что повышает у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, развивает устойчивый познавательный интерес к учению. Учеба - творческий процесс, а счастье ребенка в этом процессе зависит от степени его успеха, самооценки и признании окружающими этого успеха.     

 

   Ошибаться имеет право каждый, оставаться при своих ошибках,

только безумный.

                                                                                                           Цицерон

 

 

  Некоторые рекомендации родителям, желающим помочь ребенку в учебной деятельности:

  • Родитель, когда ребенок выполняет домашнее задание, - только консультант, эксперт, но не "помощник" и не руководитель
  • Обсуждайте с ребенком характер заданий, внимательно выслушивая решение ребенка
  • Старайтесь принимать проблемы ребенка не с позиции всезнающего взрослого, в его жизни все переживания самые настоящие: и неудачи, и успехи, и потери, и встречи, и расставания
  • Вызывайте у ребенка потребность объяснить, аргументировать доказать свой вариант ответа (решения)
  • Чаще задавайте вопросы, стимулирующие осмысливание ситуации, инициирующие рассуждения, пояснения, умозаключения и т.п.
  • Избегайте оценочных суждений неудач ребенка (все у тебя так, это глупость, ты что, думать не умеешь? я тебя предупреждал и т.п.)
  • Даже в шутку не говорите пренебрежительно, неуважительно об учебе как деятельности, о школе (ребенок не может сам поменять место приложения своих наклонностей, способностей, талантов)
  • Подчеркивайте, что учеба - самый сложный вид деятельности, но под силу Вашему ребенку и поможет стать ему успешным
  • Подчеркивайте, как Вы гордитесь и радуетесь успехам ребенка
  • Поддерживайте уверенность ребенка в перспективе успеха, как результата его усилий и настойчивости.

 

 

 

Минута благодарности.

  Сегодня важно научить детей противостоять стрессовым ситуациям, не впадать в уныние при неудачах. С ранних лет в них надо воспитывать желание быть бодрым, оптимистичным, развивать способность не бояться посильной работы, умение общаться со сверстниками и взрослыми, стремление быть конкурентоспособной личностью в условиях реформирующегося общества, оставаясь при этом гуманным.

         Начальная школа – это целый мир! Годы, проведенные в первых 4 классах, должны остаться в памяти человека как время приобщения к взрослой жизни, в которой все было впервые – и победы, и поражения. Важно, чтобы побед было больше, а поражения не оставляли бы травм на всю оставшуюся жизнь, а лишь расширяли жизненный и гуманистический кругозор человека – гражданина новой России.

         Благодарим вас за активное участие в собрании и желаем успехов в обучении и воспитании детей.

 

Комментарии

Чеботарёва Наталья Александровна

Уважаемая Людмила Геннадьевна! Я уверенна Ваш материал поможет многим учителям организовать работу с родителями правильно и интересно. Желаю творческих успехов!

Материал очень полезный и интересный. Рекомендации для родителей использовала во время проведения родительского собрания. Огромное Вам спасибо, Людмила Геннадьевна.