Формирование мыслительной деятельности в процессе организации групповой работы на уроках.

   Развитие самостоятельного мышления, познавательной активности ребёнка - есть не результат индивидуальной работы под руководством учителя, а сотрудничество в группах совместно работающихдетей.

  Использование на уроках групповой работы показали, что:

- меняется характер взаимоотношений между детьми: исчезает безразличие, приобретается человечность;

- возрастает глубина понимания материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учещихся;

- сплочённость класса резко возрастает, дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя;

- растёт самокритичность, дети более точно оценивают свои возможности, лучше себя контролируют; 

- учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе; ответственность, такт.

  Все группы в процессе становления проходят стадию конфликтных отношений, что тем не менее помогает воспитательной работе учителя. Говоря о целях эой работы, подчёркивается:

- эмоциональная поддержка, без которой многие дети не могут добровольно включиться в общую работу класса;

- возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах; 

- опыт выполнения тех рефлексивных учительских функций, которые составляют основу умения учиться: цель - планирование - рефлексия.

  Момент, который требует внимания учителя, - это подбор детей в группы. Конечно, надо объединять с учётом их личных склонностей. Самому слабому ученику нужен не только сильный, сколько терпеливый, доброжелательный партнёр. Двух озорников объединять опасно. 

  Роли в группе:

1. Организатор - отвечает за работу в группе в целом;

2. Спикер - выступает перед классом с готовым решением группы;

3. Секретарь - записывает высказанные идеи и решения;

4. Совместное принятие решения;

5. Проговаривание в группе выступления спикера.

6. Представление решения спикером.

   - Нельзя принуждать к общей работе тех, которые не хотят работать вместе.

  - Групповая работа занимает в 1 - 2 классах 15 - 20 минут, в 3 - 4 классах 20 - 30 минут.

   - Нельзя требовать абсолютной тишины в классе.