Экологическое воспитание школьников

Татьяна Михайловна

 О неблагополучии в состоянии окружающей природы говорят сегодня много, в разных странах, на разных языках. Экологическое настоящее и будущее у всех народов общее, ведь всё в нашем многосложном мире взаимосвязано. Природа хрупка и ранима. Поэтому важно с самого раннего детства воспитывать в ребёнке  экологическую культуру, то есть воздействовать ни столько на сознание, сколько  на подсознание.

Экологическая культура -  это уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и оценка своего места во вселенной, отношение человека к миру.  В связи с глобальным экологическим кризисом, необходимо прояснить, какие отношения человека и природы можно считать гармоничными, как человеческая деятельность влияет на окружающую среду. Вследствие этого, следует показать, что уровень экологической культуры прямо пропорционален экологической обстановке в мире, находится в прямой зависимости от восприятия биосферы. Именно поэтому такую важную роль в жизни детей должны играть экологическое обучение и воспитание - составляющие эко-культуры, а так же понимание своей ответственности за совершаемые поступки.

Человек будущего - это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой, действующая в рамках экологической необходимости. Формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружающему его миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за осуществление самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс. Экологическая культура как часть общей культуры является процессом, который связан с освоением и наращиванием знаний, опыта, технологий и передачей их старшим поколением младшему в виде нравственных императивов. В то же время экологическая культура есть результат воспитания, который выражается в умении индивида достигать гармоничных отношений с окружающим миром и самим собой.

 В детстве это умение формируется в процессе усвоения специальных знаний, развития эмоциональной сферы и практических навыков экологически целесообразного взаимодействия с природой и социумом. Существенным моментом в воспитании культуры школьников всех возрастов является изменение в их сознании представления о приоритете человека над природой и формирование нового мироощущения, способствующего восприятию природы и человека во взаимной связи и зависимости.

Без осознания человеком самоценности природы как таковой, а не с точки зрения ее полезности или вреда для людей, невозможно изменить положение человечества как подобия инородной, а то и враждебной природе силы. Чтобы преодолеть духовное отчуждение от жизни земной природы, человеку необходимо научиться воспринимать и ценить прекрасное в природе, людях, творениях рук человеческих. И поэтому так важно прививать детям с раннего школьного возраста культурное отношение к окружающей среде.

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования основ экологической культуры, так как в этот период развития ребенка, характеризующийся преобладанием эмоционально-чувственного способа освоения окружающего мира, интенсивно формируются свойства и качества личности, которые определяют ее сущность в будущем. В этом возрасте в сознании учащихся происходит формирование наглядно-образной картины мира и нравственно-экологической позиции личности, которая определяет отношение ребенка к природному и социальному окружению и к самому себе.

Источник: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=605582

 

Комментарии

Корнева Наталья Александровна

Полностью согласна со словами. Культура, в том числе и экологическая, начинает закладываться с детства. Судя по фотографиям, наверное, это открытый урок. Интересная идея с галстуками. Наверно и сам урок замечательный. Успехов Вам.

Татьяна Михайловна

Добрый день, Наталья Александровна! Это была декада по экологии. Вот по ссылке можно посмотреть, чем мы занимались. Спасибо за внимание!))
http://nsportal.ru/user/843726/page/ekologicheskaya-stranichka-nash-obsh...