«Разработка и реализация индивидуально-ориентированных маршрутов развития у детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии в условиях образовательного учреждения».

Сиваева Светлана Васильевна

Право на равенство возможностей, на полноценное участие в жизни общества, право на образование и социальную защиту – главные проблемы современного мира. Тяжелое положение лиц с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии (ТМНР) – одна из актуальных социальных проблем современной России. Являясь гражданами Российского государства, дети, подростки, взрослые лица с тяжелыми и множественными нарушениями развития имеют право на образование. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_teme_samoobrazovaniya.docx33.16 КБ

Предварительный просмотр:

Тема самообразования: «Разработка и реализация индивидуально-ориентированных маршрутов развития у детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии в условиях образовательного учреждения».

Выполнила: учитель-дефектолог

ГБОПУ КГТ и Т №41

Сиваева Светлана Васильевна

МОСКВА 2017 /2018 год

«Разработка и реализация индивидуально-ориентированных маршрутов развития у детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии в условиях образовательного учреждения».

Цель:

  • Осознать необходимость координации деятельности между специалистами и педагогами по основным направлениям коррекционно-развивающей работы
  • Разработать модель СИПР в рамках обучения и сопровождения.

Задачи:

  • Дать представления о ИОМ, ИО траектория, ИОП, СИПР.
  • Провести интенсивное обучение по разработке СИПР, базирующееся на личном практическом опыте учащихся.
  • Повысить компетентность, творческий потенциал педагога.

Право на равенство возможностей, на полноценное участие в жизни общества, право на образование и социальную защиту – главные проблемы современного мира. Тяжелое положение лиц с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии (ТМНР) – одна из актуальных социальных проблем современной России. Являясь гражданами Российского государства, дети, подростки, взрослые лица с тяжелыми и множественными нарушениями развития имеют право на образование. Эти права закреплены в Конституции РФ, в Федеральном законе об образовании (ред. от 29.12.2004), в перечне мер по реализации Федеральных законов " О  государственной социальной помощи" (от 17.07.1999), "О социальной защите инвалидов в РФ"(от 24.111995), а также в регистре Минздравсоцразвития РФ (от 16.11.2004).

Сравнительно недавно  в отечественной дефектологии дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР) рассматривались как "необучаемые" с позиции эффективности их включения в организованную учебн6ую среду, что, как известно сформировало у общества  негативные стереотипы относительно всех лиц с умственной недостаточностью. Ошибочное понимание "обучаемости" нанесли невосполнимый социальный, нравственный и правовой урон нескольким поколениям детей-инвалидов и их семьям. В настоящее время проблеме воспитания и обучения детей с ТМНР уделяется значительное внимание. Это обусловлено тенденцией к увеличению количества детей с проблемами в развитии.

Дети с ТМНР - многочисленная  категория, разнородная по составу. У ребенка, относящегося к категории детей с ТМНР, может быть  затронут тот или иной анализатор (зрение, слух, опорно-двигательная система), значительно снижены интеллектуальная деятельность, уровень развития речи, познавательная деятельность, нарушено личностно-эмоциональное развитие. Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславливающим социальную адаптацию и реабилитацию проблемного ребенка.

Основной целью администрации и всего педагогического коллектива образовательного учреждения в рамках ФГОС-ОВЗ ребенка с ТМНР является создание специальных условий для усвоения образовательных программ и социальной адаптации. Взаимодействие специалистов и родителей - одно из важнейших условий.

Возникает вопрос, какие же механизмы и технологии всех участников процесса можно использовать по включению ребенка с ТМНР в образовательную среду, каким образом педагогу  определить ИОТ (т.е. путь движения ребенка)... Обучающийся с умственной недостаточностью и с ТМНР, интеллектуальное развитие которого не позволяет освоить общеобразовательные программы, получает образование АООП (вариант D), на основе которой образовательное учреждение разрабатывает  специальную индивидуальную программу развития (СИПР), учитывающую индивидуальные образовательные потребности обучающегося.

Основная цель СИПР - построение образовательного процесса для ребенка с ТМНР в соответствии с его реальными возможностями, исходя из его особенностей развития и образовательных потребностей. СИПР - это документ, описывающий специальные образовательные условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ и ТМНР в процессе обучения и воспитания на определенной ступени образования. СИПР реализует индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) ребенка в рамках образовательного учреждения. Индивидуальный образовательный план - корректируемая часть СИПР действий администрации и специалистов на некотором фиксированном этапе обучения (четверть, полугодие, год).

  • Программа ИОП в рамках образовательного учреждения для такого ребенка разрабатывается в несколько этапов. Перечислим самые важные из них (см. табл.3)

Этап

Шаги проектирования ИОП

Содержание деятельности

предварительный

Оценка образовательных потребностей ребенка и запроса родителей

Администрация школы определяет, класс в какой он пойдет и специалистов которые с ним будут работать. Если нет определенного специалиста, то привлекаются из дополнительных ресурсов (сотрудничество сетевое, волонтеров и т.д.);

 - заключается договор с родителями;

- проводится сбор и анализ предварительной (первоначальной) информации о ребенке и его семье

Оценка требований ФГОС и ОП

-изучение документации;

-разработка локальных регламентирующих документов (приказы);

диагностический

Изучение результатов комплексного психолого- педагогического обследования

-организация диагностической работы специалистов в режиме взаимодействия;

-подготовка заключений о психологических особенностях ребенка, сформированности у него учебных ЗУН

Описание необходимых ребенку с ОВЗ и ТМНР специальных образовательных условий с учетом возможностей и дефицитов

-организация деятельности ПМПк: обсуждение и принятие решения о необходимости разработке ИОП

разработка

  • Проектирование необходимых структурных составляющих ИОП
  • Определение временных границ
  • четкое формулирование цели ИОП
  • определение круга задач в рамках реализации ИОП
  • определение содержания ИП (коррекционный, образовательный компоненты)
  • планирование форм реализации разделов ИОП
  • определение форм и критериев мониторинга              учебных достижений и формирования социальной компетентности
  • определение форм и критериев мониторинга эффективности коррекционной работы

Деятельность учителя и специалистов сопровождения в рамках ПМПк. При необходимости привлечение специалистов сетевое с которыми заключено соглашение о сотрудничестве

реализация

Организация деятельности учителя и специалистов в соответствии с программой и учебным  планом;

Организация мониторинга учебных достижений и социальной компетентности ребенка;

Организация мониторинга эффективности коррекционной работы

Анализ и коррекция

Организация деятельности ПМПк по анализу эффективности работы, динамики развития и учебных достижений;

Внесение корректив в ИОП

Основная задача администрации и специалистов образовательного учреждения на предварительном этапе или этапе целеполагания - договориться с родителями об одной общей цели на определенный период (год). В беседе с родителями необходимо расставит приоритеты в развитии ребенка исходя из его возможностей - в соответствии с ним учитель и специалисты будут решать практические задачи в области обучения и социальной адаптации ребенка. При этом, подписывая договор о сотрудничестве, а затем принимая участие в разработке ИОП для своего ребенка родитель должен осознавать меру своей ответственности за качество жизни ребенка не только в семье но и в школе.

Структура индивидуальной образовательной программы представляет собой единую систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных разделов. Пояснительная записка включает описание структуры и общую характеристику СИПР, разрабатываемый на основе адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП). Обязательным компонентом являются краткая психолого-педагогическая характеристика ребенка, цель и задачи коррекционно-развивающий работы, содержание5 программы, а также требования к уровню подготовленности ребенка, которые позволяют оценить полноту реализации содержания ИОП на уровне динамики тех или иных составляющих психофизического развития ребенка.

Структура СИПРа (шаблон см. в приложении №1) должна включать:

1. Общие сведения о ребенке.

2. Психолого-педагогическая характеристика обучающегося на начало учебного года (периода).

3. Базовые учебные действия (БУД).

4. Индивидуальный учебный план (количество часов в неделю) учащегося.

5. Содержание учебных предметов.

6. Содержание курсов коррекционно-развивающей области.

7. Коррекция поведенческих проблем.

8. Организация реализации в потребности в уходе и присмотре.

9. Специалисты, участвовавшие в разработке и реализации СИПРа.

10. Необходимые технические средства и дидактические материалы.

11. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

В предложенной нами форме перечислены возможные направления деятельности педагога и специалистов сопровождения. На определенный период выбираются не более двух приоритетных  на данном  этапе направлений, для постановки задач каждое направление разделяется более мелкие составляющие.

Разработка и реализация СИПР влияет на изменение содержания, структуры и качества профессиональной деятельности педагога, а также помогает:

  • структурировать и систематизировать процесс обучения в определенных образовательных областях (целевых направлениях);
  •  сфокусироваться на моментах, которые являются приоритетными для обучения ребенка в определенный период времени, опираясь на понимание его возможностей;
  • привлечь дополнительные ресурсы, разделить ответственность за качество обучения и воспитания ребенка со специалистами и родителями (опекунами);
  • увидеть динамику развития ребенка, оценить эффективность собственной деятельности;
  • сделать образовательный процесс "прозрачным" для родителей и администрации образовательного учреждения.

На сегодняшний день в научных исследованиях убедительно показано и подтверждено практикой, что наибольшие педагогические возможности для преодоления недостатков в развитии ребенка имеются в период раннего и дошкольного детства, так как в этот период психика наиболее пластична. Поэтому для детей с ТМНР развития так необходимо своевременно оказывать грамотную коррекционную помощь.

Приложение 1

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

ФИО ученика (в родительном падеже)

год обучения, класс

2017-2018 учебный год

  1. Общие сведения о ребёнке.

ФИО

Дата рождения

Адрес проживания

Члены семьи/ответственные за воспитанника

Наличие/отсутствие инвалидности

Заключение ПМПК

Потребность в уходе и присмотре (нужное подчеркнуть)

Полная, постоянная

Частичная,  постоянная

Периодическая

Минимальная

по возрасту

Необходимые технические средства для обеспечения жизнедеятельности ребенка

Форма обучения            (классно-урочная; надомная; комбинированное занятие)

  1. Психолого-педагогическая характеристика обучающегося на начало учебного года.

План характеристики:

  • Особенности статодинамической функции (особенности положения тела, возможности передвижения, параличи, парезы, возможность удерживать, ощупывать  предмет и пр.).
  • Соматические нарушения
  • Особенности сенсорных функций (зрение, слух, обоняние, осязание).
  • Особенности психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, эмоций, воли). Степень истощаемости/работоспособности.
  • Способность к обучению: способность к восприятию и воспроизведению знаний (общеобразовательных, профессиональных и пр.); овладение навыками и умениями (социальными, культурными, бытовыми). Описание того, что достиг ребенок за предыдущий год обучения в учебной деятельности.
  • Способность к трудовой деятельности: наличие/отсутствие самостоятельной предметно-практической деятельности, деятельность по образцу, деятельность по инструкции и пр.
  • Способность к ориентации: способность определяться во времени и пространстве.
  • Коммуникативные  возможности (контактность, понимание обращенной речи, использование альтернативной коммуникации, неспособность к общению).
  • Способность контролировать свое поведение: способность к осознанию себя и адекватному поведению с учетом социально-правовых норм и возраста.
  • Способность к самообслуживанию: способность самостоятельно удовлетворять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность и навыки личной гигиены (в сравнении с возрастными нормами).


3.  Базовые учебные действия (БУД).

БУД

Сформированость (формировать, продолжить формирование,сформировано)

Конкретизация

Освоение социальной роли ученика (ориентировка в школе, классе, на своем рабочем месте, в портфеле и пр.)

Формирование учебного поведения (направленность взгляда, умение выполнять инструкции, использование учебных материалов, умение выполнять действия по образцу,  по подражанию, по инструкции и т.п

Формирование умения выполнять задание

Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания к другому в соответствии с расписанием, алгоритмом действия и т.п.

  1. Индивидуальный учебный план (кол-во часов в неделю) учащегося.

  1. Содержание учебных предметов

Предметная область

Предметы

Формируемые представления/знания, умения, навыки

  1.  Содержание курсов коррекционно – развивающей области.

Курсы коррекционно – развивающей области

Постановка конкретных задач на учебный год по коррекции и развитию функций центральной нервной деятельности и моторики

  1. Коррекция поведенческих проблем.

Проблемы поведения

Методы  коррекции поведения, формы коррекционной работы

  1.  Организация реализации потребности в уходе и присмотре.

Организацию приема детей, двухразового питания, обеспечение соблюдения ребенком личной гигиены и режима дня во время пребывания обучающегося  в образовательном учреждении осуществляет подразделение «Давыдково» ГБПОУ КГТиТ № 41.  Во  время занятий с ребенком используются здоровьесберегающие технологии.

  1. Специалисты, участвующие в разработке и реализации СИПР.
  2. Необходимые технические средства и дидактические материалы.

Дидактические материалы, пособия, тренажеры, технические средства обучения, предусмотренные программами учебных предметов и коррекционных курсов для фронтального и индивидуального использования.

  1.  Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

Мониторинг осуществляется в форме промежуточного и итогового  контроля по учебным предметам. В ходе мониторинга оценивается уровень сформированности представлений (знаний), действий/операций (умений) и навыков, внесенных в данную СИПР.

Фиксирование происходящих изменений в когнитивной, поведенческой сфере и личностном развитии осуществляется  в итоговой характеристике ребенка за учебный год.

Классный руководитель: _______________________________

Родители (законные представители) ______________________________

обучающегося:        

                                                                    Дата: 01.09.2017