Классный час "Что такое толерантность"

Бородина Галина Юрьевна

        Цель: знакомство учащихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl._chas_o_tolerantnosti.docx20.84 КБ
Office presentation icon kl._chas_tolerantnost.ppt1.04 МБ

Предварительный просмотр:

Класс: 4

Учитель: Бородина Г.Ю.

КЛАССНЫЙ ЧАС: «Что такое толерантность»

Описание: Занятие строится в игровой форме. Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между 20 — 30 детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Для плодотворного обучения в классе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества.

        Цель: знакомство учащихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности.

Задачи:

Образовательная:

Помочь учащимся понять, почему так важно уважать окружающих.

Объяснить ученикам, почему очень важно уметь решать проблемы мирным путём.

Развивающая:

Развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.

Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение.

Воспитательная:

Воспитывать положительное отношение учащихся к себе, друзьям, одноклассникам, желание и умение прощать.

Оборудование: раздаточный материал (карточка-след), карточки разного цвета, магнитная доска, мультимедийное оборудование.

  1. Организационный момент.

Учитель: Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Даайте улыбнёмся солнышку, которое пришло к нам в гости. Ведь оно тоже нам улыбается.

2. Введение в тему.

СЛАЙДЫ 1 - 6

НАСТОЯЩИЙ ДРУГ

Высунув голову из гнезда, орлёнок увидел множество птиц, летающих внизу среди скал.

– Мама, что это за птицы? – спросил он.

– Наши друзья, – ответила орлица сыну. – Орёл живёт в одиночестве – такова его доля. Но и он порою нуждается в окружении. Иначе, какой же он царь птиц? Все, кого ты видишь внизу, – наши верные друзья.

Удовлетворённый маминым разъяснением орлёнок продолжал с интересом наблюдать за полётом птиц, считая их отныне своими верными друзьями. Вдруг он закричал:

– Ай-ай, они украли у нас еду!

– Успокойся, сынок! Они ничего у нас не украли. Я сама их угостила. Запомни раз и навсегда, что я тебе сейчас скажу! Как бы орёл ни был голоден, он непременно должен поделиться частью своей добычи с птицами, живущими по соседству. На такой высоте они не в силах найти себе пропитание, и им следует помогать.

ВЫВОД: Всяк, кто желает иметь верных друзей, должен быть добрым и терпимым, проявляя внимание к чужим нуждам. Почёт и уважение добываются не силой, а великодушием и готовностью поделиться с нуждающимся последним куском.

Ребята, а давайте, попробует эту ситуации перенести в нашу жизнь. Какими качествами должен обладать человек, который хочет иметь друзей?

Учитель: Наш сегодняшний день освещает вот такое яркое нежное солнышко.

 Понравилось ли вам, если бы вас назвали солнышком или сказали “Солнышко моё»?  А ведь солнце – это большая звезда. Но для большинства людей понятия «солнце мое или солнышко» всегда связано с чем–то теплым, добрым. Солнце обогревает весь мир. И мы с вами сейчас попробуем определить качества такой личности, которое будет всегда светить людям на радость, дарить им свое тепло.

Дети:         дружба, доброта, терпение, любовь, уважение… (слова прикрепляются к лучам солнца)

Учитель:       всё то, о чём вы сейчас говорили, предполагали, можно объединить, назвать одним словом «толерантность». Вам понятно значение этого слова?

3. Знакомство с новым понятием.

Учитель: толерантность – (лат. tolerantia – терпение) – это способность терпеть что-то или кого-то.

 Понятие «толерантность» для обычного российского сознания непривычно. Нам ближе наше российское слово – «терпимость».

 Терпимость – способность и умение терпеть, быть терпеливым, мириться  с чужим мнением.

Дети: умение жить в мире и согласии со всем миром. А это значит – дарить людям любовь, быть терпимым, уметь прощать.

Учитель: в последнее время происходит активный рост агрессивности, конфликтов, преступности.

Учитель: что значит быть толерантным?

4. Упражнения на закрепление понятия «толерантность»: понятия выставляются на доску и читаются детьми.

а) соотнесение высказывания с заповедью:

«Наши сердца должны быть наполнены любовью к людям, нашим братьям и сестрам. Мы должны думать о них и помогать им, не ожидая ни малейшего вознаграждения»

                         

«Гнев -  страсть по расположению духа, способная часто повторяться, жестокая и непреклонная по силе, служащая причиною убийств, союзница несчастия, помощница вреда и бесчестия».  

               

«Не делай другому того, от чего больно тебе»  

               

«Ничто притворное не может быть продолжительным»

«Любовь к родителям - основа всех добродетелей»

«Воровство порождает лень и жадность»

ВЫВОД: Учитель: Давайте еще раз обратимся к солнышку. Итак, быть толерантным, значит:

Уважать другого.

Любить ближнего своего.

Не злиться.

Быть добрым, терпимым.

Сострадать.

(понятия прикрепляются к лучам солнца)

Учитель: сейчас мы все вместе определим, какими качествами характера обладает толерантная личность. У каждого из вас на столах лежат карточки, на которых записаны качества характера человека. Выберите те, которые характеризуют толерантную личность. А что, по вашему мнению, не относится, зачеркните.

 Качества толерантной личности:

Терпимость

Бессердечность

Конфликт

Сострадание

Прощение

Вспыльчивость

Желание что-либо делать вместе

Милосердие

Злорадство

Ложь

Сотрудничество

Уважение прав других

Раздражение

Принятие другого таким, какой он есть

Зависть

Учитель: итак, толерантная личность обладает следующими качествами…

в) решение проблемных ситуаций. 

Учитель: подумайте, а все ли мы обладаем качествами толерантной личности?

Дети: нет, ссоримся…

Учитель: все ли можем спокойно выслушать друг друга?

 Поддержать в трудную минуту?

 Из-за чего между вами возникают конфликты со своими друзьями, братьями или сестрами?

 Предлагаю вам ситуацию. Покажите, как можно решить проблему мирным путем.

Ситуация № 1

Вы играете с игрушкой или в игру, а кто-то подходит и забирает ее, даже не спросив, закончили вы играть или нет. (Разыгрывание разных ситуаций и обсуждение)

- Как поступите в этой ситуации?

 - Что можно сделать, чтобы сохранить спокойствие в конфликтной ситуации?

 - Как можно избежать драки?

  Дети: обсудить проблему и разойтись, сменить тему, отложить обсуждение до тех пор, пока оба не успокоятся.

Ситуация № 2

Вы играете в игру, а один из участников команды не соблюдает правила.

- Как вы поступите в этой ситуации?

Учитель: а я хочу вам предложить памятку, которая научит вас, как правильно вести себя в конфликтной ситуации.

                         

 Памятка.

Сохраняй спокойствие, когда сердишься.

Владей собой, имей выдержку и хладнокровие.

Имей терпение выслушать собеседника.

Спокойно объясни свою точку зрения.

Подумай, из-за чего возник спор.

 (памятка прикрепляется в начало дневника).

5. Обобщение:

А что вам приятнее делать – говорить людям добрые слова или гадости?

 - Всем людям помогает жить в мире одно наставление или Золотое правило: «Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе».

Учитель: а можем ли мы изменить себя в лучшую сторону?

 - Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой и окружающими.

 - Что нам помогает быть толерантными?  Терпимыми?  

Дети: знание и соблюдение заповедей.

6. Итог «В добрый путь».

Учитель: ребята, у вас на столах лежат голуби.  Давайте вырежим голубей и напишем по одному доброму хорошему пожеланию для всех людей. Пускай наши голуби летят по всему миру и приносят все людям только хорошее.

(выполняются работы детей)

Учитель: Мои пожелания:

Ребята, поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.

Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, прощайте.

Будьте надёжными: честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои обещания.

Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными.

Будьте щедрыми: не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь.

- И всё это вам поможет жить в мире.


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Орлёнок увидел множество птиц

Слайд 2

Орёл живёт в одиночестве – такова его доля

Слайд 3

Ай-ай, они украли у нас еду !

Слайд 4

Как бы орёл ни был голоден, он непременно должен поделиться частью своей добычи с птицами, живущими по соседству.

Слайд 5

На такой высоте они не в силах найти себе пропитание, и им следует помогать.

Слайд 6

Всяк, кто желает иметь верных друзей, должен быть добрым и терпимым, проявляя внимание к чужим нуждам. Почёт и уважение добываются не силой, а великодушием и готовностью поделиться с нуждающимся последним куском.