концепция воспитания в белорусии

Фатхутдинова Анастасия Юрисовна

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНЦЕПЦИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

    На сегодняшнем этапе развития  системы  образования  в  ее  первом  звене  - дошкольном образовании - происходят значительные перемены: дошкольное учреждение приобретает новый статус (становится учреждением открытого типа), изменяются его функции  и  происходит  смена  их  ранжирного  места (на первое место, исходя из экономической и социальной ситуации, ставится функция  охраны  жизни  и здоровья детей,  а  не традиционно рассматриваемая функция подготовки детей к обучению  в школе). Меняется  структура  системы  дошкольного  образования: создаются разные типы, виды, профили дошкольных учреждений; изменился  контингент  детей, которые посещают  детские  учреждения;  иной  взгляд государства и общества на  процессы воспитания  и  обучения,  социализации детей  с  особенностями  психофизического развития, определение модели  интегрированного образования. Изменилось и научное обоснование  дошкольного  воспитания   и  обучения.  Введен  термин  "дошкольное образование"  (с  1997  года  по  решению  ЮНЕСКО).  

    Особенностью дошкольного  детства,  отличающей  его  от  последующих  этапов развития,  является  то, что в этот период обеспечивается именно общее развитие, служащее фундаментом для  приобретения  в  дальнейшем любых специальных знаний и навыков и усвоения различных видов деятельности.

    В первые семь лет ребенок проживает три  основных  периода  своего развития.Эти периоды жизни ограничены кругом возможных достижений в психическом  развитии ребенка; каждый предшествующий создает условия для возникновения последующего, и они  не  могут  быть искусственно "переставлены" во времени: период младенчества (первый год жизни); раннее детство (от года до трех лет); дошкольное детство (от трех до шести-семи лет).

    В  педагогическом   процессе   приоритетной   является   модель   личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников, которая предполагает:

-субъектность   целевых,  содержательных  и  процессуальных  составляющих педагогического процесса;

- интегративность устремлений (когнитивных, эмоциональных, волевых);

    - вариативность содержания,  форм и методов работы с детьми. Гуманистическая ориентация   образования  предполагает   отказ   от   любых,   признаваемых   за универсальные, педагогических технологий в пользу их вариативности в зависимости от индивидуальных особенностей воспитанников и воспитателя.

    Личностный  подход  ставит  ребенка  в позицию субъекта воспитания. В данном контексте  со  стороны воспитателя важна педагогическая  поддержка  как  система средств   и  деятельности   педагога,   обеспечивающая   оказание   обязательной профессиональной помощи в индивидуальном развитии личности ребенка.

    Главными позициями обновления дошкольного  образования являются: гуманизация направленности   педагогической  работы;  дифференциация   и   индивидуализация; демократизация; предоставление  равных  образовательных  возможностей для детей; динамизм  и  вариативность.  В реализации основных задач современное  дошкольное образование базируется на принципах:

    -гуманизации   направленности   педагогической   работы,   предполагающей ориентацию  на  личность  ребенка,  максимальное  раскрытие  его  склонностей  и интересов, способностей  через  организацию  разных  видов детской деятельности; использование при этом современных научных знаний о значении дошкольного детства в  становлении  личности;  создании  предметно-пространственной   и   социальной развивающей среды;

    -признания приоритетным личностно-ориентированного образования;

    - природосообразности;

    -  признания  равенства  прав  каждого  ребенка на нормальное разностороннее развитие;

    - доступности дошкольного образования;

    - признания самоценности дошкольного детства;

    - приоритетности такого направления деятельности дошкольного учреждения, как охрана  жизни  и  здоровья  ребенка, его физического  и  психического  развития, формирование основ здорового образа жизни;

    - направленности содержания  работы на социализацию ребенка, развитие у него навыков общения, умения жить в коллективе, безболезненно переходить на следующую ступень образования;

    - единства общечеловеческих и  национальных ценностей в содержании, формах и методах работы;

    - единства воспитательных, обучающих и развивающих задач;

    -  привлечения  родителей к участию  в  управлении  дошкольным  учреждением, организации  и  проведении   воспитательного   процесса   в  качестве  партнеров педагогов;  совместной реализации специфических возможностей  семьи  и  детского сада в воспитании, обучении и развитии детей;

    - вариативности  дошкольного  образования  в  разных видах, типах, профилях,

режиме  деятельности  (функционирования или развития)  дошкольных  учреждений  в соответствии с потребностями главного заказчика и потребителя - семьи;

    -  преемственности  дошкольного  и  начального  образования,  взаимодействия общественного и семейного дошкольного образования;

    - учета региональных особенностей;

Педагогические технологии в дошкольном образовании

    В  дошкольных  учреждениях  идет  поиск  новых педагогических  технологий  и развитие устоявшихся традиционных технологий -репродуктивных ("Делай, как я"), предполагающих  использование  общепринятых  способов   действий   при   решении практической   или   умственной   задачи.   Современные  развивающие  технологии направлены  как  на процесс обучения, так и на  развитие  психических  процессов ребенка,  формирование   его   личностных   качеств,  интеллектуально-творческих способностей, физического развития. Разделение  образовательных  технологий  на обучающие, воспитательные,  развивающие  условно. На  практике  они комплексны, взаимосвязаны,  взаимопроникаемы. В условиях гуманизации образования  технологии должны строиться  на позитивном восприятии ребенка педагогом (восприятии ребенка таким, каков он есть;  настроенности  на  внутренний  мир  личности,  выявлении, раскрытии  того,  что  заложено  в  ребенке природой; обучении в зоне ближайшего развития), на воспитании без принуждения  и  насилия; на позициях педагогической поддержки;   позициях   свободы   и  творчества;  использования   педагогических возможностей ведущего вида деятельности  дошкольника  -  игры;  построения любой педагогической технологии на диагностической основе. Образование-это  всегда взаимодействие  субъектов.  Эффективность  его  зависит  от  открытости  ребенка образовательному  воздействию.  Успешность применяемой технологии обеспечивается отношением к ребенку как к высшей  ценности, доверии к нему, признании в ребенке своего соавтора, соблюдении всех его прав.

    Множественность  используемых  образовательных   технологий   -   позитивная тенденция в развитии педагогической науки и практики.



Предварительный просмотр:

   РОЛЬ И МЕСТО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА "ОБРАЗОВАНИЕ"

Материалы круглого стола

Цель - определение состояния и перспектив развития системы дошкольного образования Омской области в совершенствовании качества оказания образовательных услуг в сфере дошкольного образования.

 

Задачи:

1. Презентовать и обобщить передовой педагогический опыт по реализации новых подходов к управлению качеством дошкольного образования в Омской области.

2. Обсудить перспективы инновационного поиска, осуществляемого дошкольными образовательными учреждениями в сфере разработки и реализации технологий формирования и реализации социального заказа на предоставление образовательных услуг в современных социально-экономических условиях.

3. Определить механизмы подготовки, поддержки и сопровождения профессионального роста педагогических кадров дошкольных образовательных учреждений.

 

Актуализация проблемы

 

Роль и место дошкольного образования в реализации Приоритетного национального проекта «Образование» определяется приоритетом качества образования и поиска эффективных механизмов поддержки и сопровождения профессионального роста педагогических кадров дошкольных образовательных учреждений.

Эффективность деятельности дошкольных образовательных учреждений зависит от изменения подходов к организации взаимодействия взрослых с детьми, совершенствования содержания и форм дошкольного образования, реализации преемственности дошкольного и начального общего образования.

Функционирование дошкольных учреждений существенно отличается от процессов, происходящих в других образовательных учреждениях, в силу возраста находящихся в них детей. Определение специфики управления качеством образования в условиях дошкольного учреждения, выделение характерных особенностей его базисных компонентов нуждаются в поиске инновационных технологий решения данной проблемы.

В целях поддержки и развития региональной системы дошкольного образования МО Омской области принято решение о проведении в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» областного конкурса по отбору лучших дошкольных образовательных учреждений и лучших воспитателей. В 2008 году прошел первый областной конкурс среди муниципальных дошкольных образовательных учреждений, два лучших из которых, получили грант Министерства образования Омской области.

В 2009 году Правительством Обской области принято решение о продолжении конкурсного отбора инновационных учреждений на уровне региона и включении в список участников учреждений дошкольного образования детей. По итогам конкурса выбраны 10 лучших детских садов, реализующих инновационные образовательные программы.