ОДИН ГОД РЕПЕТИТОРА

Чернышев Александр Юрьевич

Завтра у моих учеников - последние звонки. А через неделю стартует экзаменационная кампания. Юля на учебной доске в своей комнате мелом отмечает, сколько дней осталось до ЕГЭ. Арина сильно волнуется за математику и снижает наши диагностические результаты по истории. Зато Даша - само спокойствие. Таня торопится - много еще тем не разобрано, записывается дополнительно на интенсивы в образовательный центр.

А я между делом уже анализирую некоторые итоги моей работы в этом учебном году.  Можно сказать, что она стала публичной. Я уже не только езжу по ученикам, а сотрудничаю с учебными заведениями, участвую в общественной жизни, учусь и побеждаю. Я снова чувствую себя частью профессионального сообщества. Регистрация ИП не усложнила, а, наоборот, существенно упростила мне жизнь. Я впервые в новом качестве подал декларацию о доходах за 2015 год, отчитался перед внебюджетными фондами и госстатистикой. Вести небольшую бухгалтерию оказалось несложно и даже занятно. И поучительно - на собственном опыте объясняю теперь некоторые обществоведческие темы. А договор о платных образовательных услугах, который я лично заключаю с учениками или с их родителями, служит даже наглядным пособием. Я убедился, что государство создало оптимальные условия для легальной работы  начинающих предпринимателей такого уровня, как я, осуществляющих деятельность без найма  работников.  Юридически (согласно ст.32 Закона "Об образовании") она звучит теперь так: "индивидуальная педагогическая деятельность". А на языке хедхантеров я - фрилансер. Надеюсь, что политика государства в отношении малого бизнеса не изменится, несмотря на экономический кризис. Я поддерживаю меры государства по выведению нашего сектора экономики из "тени". Я не прячу "лицо", как это делают школьные педагоги на бесчисленных репетиторских сайтах.

Таким образом, я снял проблему занятости  и отсутствия постоянного источника доходов, возникшую было после увольнения из вуза, зарабатываю теперь стабильно, столько, что, в отсутствие отпускных, можем с семьей уже  спокойно пережить мой летний простой и отдохнуть. Вот, снова собираемся в Абхазию.

Прошлый учебный год завершался большим успехом моего ученика, ставшего призером олимпиады МГИМО (http://nsportal.ru/blog/shkola/obshcheshkolnaya-te...). Этот учебный год начался сразу с моего большого успеха на учительской олимпиаде "Профи-Край - 2015" (http://nsportal.ru/blog/shkola/istoriya/all/2016/0...). Узнал об этой олимпиаде случайно.  Навскидку прорешал задания первого дистанционного тура. Попал в финал. Еще накануне не был уверен, что утром себя подниму и поеду  в корпус ВШЭ.  Ехал не за победой и... победил. Впервые. За 20 лет в образовании!

Правда, победы меня едва не лишили, когда узнали, что я зарегистрировался участником в качестве ИП. Спасло то, что в заявке изменили ИП на преподавателя частного образовательного центра, с которым я сотрудничаю второй год. Но призового фонда  в 25 тысяч лишили. Сказали, как отрезали: олимпиада, мол, учительская, приходите в школу работать. Чиновники на местах упорно нас, репетиторов, не замечают.

Но информационную блокаду удалось прорвать. О нас стали писать в местной прессе (http://nsportal.ru/blog/obshcheobrazovatelnaya-tem...). Открыл для себя сайт пермского центра поддержки предпринимательства, собираюсь со своими проектами включаться в его программы (http://nsportal.ru/groups/2016/05/12/gosudarstvenn...). Пока изучаю его возможности, слушаю вебинары по ведению бизнеса.

Однако на учительские бюджетные курсы повышения квалификации репетиторов по-прежнему не берут, а за деньги учиться - не предлагают. И все-таки в этом году я много учился. И не только на бесчисленных бесплатных и платных вебинарах и онлайн-курсах дома за компьютером. Сотрудничая с образовательным центром "Современное образование",  в котором я веду группу учеников,  я посетил здесь семинары для учителей: "Единый государственый экзамен по истории. Изменения в структуре и специфика подготовки к экзамену" и "Изменения в экзаменационной модели измерительных материалов по обществознанию в соответствии с требованиями ФГОС основной и старшей школы нового поколения".

 Я снова  участвую в семинарах, круглых столах, снова общаюсь с коллегами по профессии в аудитории.  А также в социальных сетях. Интернет, кстати, стал для меня отдушиной,  поддержавшим меня в трудный момент, когда я три года назад порвал с государственнной системой образования, уйдя из вуза: регистрация и общение с педагогами в Нашей Сети (http://nsportal.ru/chernyshev-aleksandr-yurevichпозволили переосмыслить свой многолетний педагогический опыт, порвать с системой, но не с образованием. Спасибо коллегам, ведущим здесь со мной порой яростные дискуссии. 

Сейчас осваиваю систему дистанционного обучения MOODLE на курсах в педуниверситете.  Спасибо организаторам из Центра "Современное образование" за предоставленную возможность бесплатно научиться абсолютно новому  для меня делу, за которое я сам бы еще  долгое время не взялся.  Очень важно, что курс практикоориентированный, и прямо на занятиях мы создавали реальный продукт.  Очень много учебных материалов накопилось  за годы работы в образовании, особенно в электронном, но  не в систематизированном виде.  Что-то лежало вообще "мертвым грузом", большую часть приходится допечатывать или рассылать по электронной почте. Теперь они будут в одном месте и всегда доступны. Работать с учениками и так приходится дистанционно, помимо очных уроков. Но это происходит стихийно, не со всеми или время от времени. И -  через социальные сети, возможности которых ограничены, а затрачиваемое время обременительно.

Создание дистанционного  курса  позволит мне работать с большим количеством учеников, сократив время на подготовку и рассылку раздаточного, тестового материала. Особенно - на проверку работ. А также  - использовать его как учебно-методический комплекс дисциплины при обучении очных учеников.

Это был год большой методической работы. Изменения в заданиях ЕГЭ заставляют постоянно обновлять технологию и методы подготовки к нему.  Но уже готова собственная большая электронная база заданий на основе открытого Банка ФИПИ, позволяющая быстро  формировать любые  диагностические, типовые, тематические варианты по предметам. Все темы обеспечены дополнительными раздаточными материалами в электронном виде. С учениками веду систематическую работу не только на оплачиваемых уроках, но и Вк. Жажду снова после трехлетнего перерыва вернуться к исследовательской работе,  к теме не защищенной диссертации, готовить публикации для научных изданий, выступать на конференциях.

Новая деятельность потребовала от меня озаботиться проблемой рекламирования своих услуг. Для этого впервые заставил себя создать личную страницу Вконтакте. Плюс открытую группу "ЕГЭ. Обществознание и история" (https://vk.com/history_exsam)  для учеников и учителей.  Но "Наша Сеть" и  сообщество Вк для меня еще и своеобразные просветительские проекты. Над ними буду продолжать работу.  Неизбежно подхожу к созданию личного сайта. Читаю литературу про продвижение своего бизнеса в интернете. По-прежнему большую часть учеников поставляет мне компания "Ваш репетитор". Мне удалось войти в число ее ведущих  репетиторов. Благодаря ей я стал востребован. Теперь моя анкета в числе первых по региону (http://prm.repetitors.info/repetitor/?p=ChernyshevAU2). На ее форуме общаюсь с репетиторами по всей стране и вижу, как много становится педагогов, избравших альтернативную забюрокраченной государственной системе форму образовательной деятельности. Приятно сознавать, что мы идем одним путем.

Но я понимаю все объективные пределы набора учеников на индивидуальные занятия. Приходится уже многим отказывать, ибо расписание до 40 уроков в неделю - это уже перебор. От чего ушел из  системы образования - к тому же возвращаюсь. К самоэксплуатации и ремесленничеству!  Труд репетитора - та еще каторга. В следующем году я намерен сокращать индивидуальные занятия, набирать больше учеников на групповые краткосрочные интенсивы, сформировать собственный класс, выйти на постоянную аренду учебного офиса, работать как предметник и классный наставник. Словом, стремлюсь еще больше сближать свою деятельность с работой учителя в школе.  Чтобы прекратить ездить по ученикам. Пусть лучше идут "на Чернышева".

Это был год - творческий. Я разработал и провел три авторских интенсива  по обществознанию, сейчас работаю над четвертым - по истории ХХ века. Для школ одного из районов Прикамья. Буду расширять свое представительство на рынке образовательных услуг Пермского Края. В школы хочу не просто приезжать заработать. Их учителям предлагаю вести учеников до экзамена на протяжении всего учебного года, используя различные формы взаимодействия. Это то, что, наверно, и называют  "индивидуальным образовательным маршрутом".  Хочу работать и с учителями, собираюсь вступать в их методические объединения. После ухода из системы образования возникла острая потребность - УЧИТЬСЯ. Учиться у учителей. Буду выходить на полноценные очные курсы повышения квалификации или переподготовки, подбираю о них информацию.

Пока все. В следующий раз напишу, наверно, уже после сдачи моими учениками экзаменов. Верю, успешной сдачи!

 

 

Комментарии

Чернышев Александр Юрьевич

23 июня завершил учебный год. Провел последний урок. Раздал задания на лето своим десятиклассникам. Заполнил табель в образовательном центре, написал в налоговой заявление на возврат излишне уплаченной суммы налога за 2015 год.
А 22 июня на нашем общем сборе во Вк напутствовал своих одиннадцатиклассников, увидевших свои баллы по обществознанию:
"Весь день сегодня я разбирал ваши работы. Радовался вашим удачным ответам, огорчался вместе с вами вашим ошибкам. Увы, проблема оказалась у всех общая. За первую часть - результат, с которым мы с вами и подошли к экзамену. Кто-то расщелкал ее на 33 из 35. Мы все силы бросили на первую часть. И мало уделили части 2. Увы, здесь я тоже оказался самонадеян. Погорели многие в тексте на 23 задании, 25 задание - не выучили определения, планы - почти у всех провальные (признайтесь, кто в течение года составлял планы по справочнику Баранова, как я настаивал?). Лучше написали те, кто включился в выполнение заданий части 2 в ЭТОЙ специально открытой Вк беседе и едва ли не каждый день слал мне в личку свои ответы. Увы, экзамен вновь показал труднообъяснимую закономерность: и те, кто занимается с репетитором весь год, и те, кто приходит к нему за 3 месяца или только на интенсивы, могут написать одинаково. Есть высокий результат и с репетитором и высокий результат без репетитора. Видимо, не взятые сами по себе, а грамотное сочетание всех факторов, а именно: продолжительность занятий, помощь школы и репетитора и все это помноженное на КАЖДОДНЕВНУЮ САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ работу ученика и дает результат. Ну и возможно,как написала мне Аня Сурначева из Очера, получившая 94 балла, он "на 30% зависит от везения".
Спасибо вам за большую совместную работу, за возможность учиться вместе с вами. Так хотелось взять и всех вас проводить до вуза. Надеюсь, что все поступят, и студенческая жизнь захватит, и ошибки на ЕГЭ забудутся. В добрый путь!"

Самый высокий результат - 86 баллов - показала Надя Тетерина ( https://www.youtube.com/watch?v=lASUVK46038). Потеряла всего 7 первичных баллов, но при этом на максимальные баллы выполнила "неподъемные" для многих учеников задания на составление сложного плана по теме и эссе. С Надей я работал два года. Это тот самый случай, когда большая САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ работа ученика, помноженная на помощь школы и репетитора, дает такой результат на экзамене.
Теперь жду результаты по истории.

В этом году у меня было около 20 учеников, не считая на интенсивах, - почти КЛАСС. С ними я провел больше тысячи уроков. Впервые за несколько лет репетиторской деятельности к этим ребятишкам, к которым я приезжал домой, у меня возникали чувства, испытываемые каждым учителем, имеющим СВОЙ класс. Привязанность и переживания за их результат. Какое-то отеческое отношение, выходящее за рамки оплаченного урока. Настоящий учитель - тот, кто поможет и в жизненной ситуации. Таким и хочу стать.
Мои ученики возвращают мне оптимистический взгляд на людей, пошатнувшийся после самоизгнания из вуза. Пока они есть - я остаюсь в образовании.

Мне дороги и их напутственные слова:

- Огромное спасибо вам, Александр Юрьевич! Без ваших интересных, полезных и веселых занятий мы бы и эти баллы не набрали! Лично я в этом уверена!!! Вы самый лучший репетитор! Самый классный и жизнерадостный! Простите, если когда-нибудь не выполняли ваши задания и не прислушивались к советам, но ЕГЭ это только результат общих стараний! Умных учеников вам и в дальнейшем отличных результатов! Чтобы исполнилась ваша заветная мечта, и вы открыли свой класс! Уверена, у вас получится! С вами было приятно работать!

- Спасибо вам за работу!Я нисколько не пожалела,что занималась именно с вами,правда
Считаю,что многое узнала и это НЕ было скучным и неинтересным.

- Я очень рада, так как средний показатель в классе 50. Спасибо, за уроки, за знание. Большое спасибо! Я порекомендовала вас многим десятиклассникам.

PS. Работа тем временем продолжается: сегодня пришел новый заказ. Свежеиспеченный одиннадцатиклассник готов заниматься с лета.

Чернышев Александр Юрьевич

Поторопился написать "завершил учебный год". Вообще надо забыть это понятие - "учебный год". Учу и учусь круглый год. В летние месяцы у нас больше времени для работы не на над чьими-то успехами, а над собой.Сегодня вернулся из Москвы с десятидневных курсов повышения квалификации в НИУ ВШЭ по программе "Преподавание обществознания в школе. Подготовка школьников к олимпиадам и конкурсам". Опять не хотели зачислять в качестве ИП, пришлось брать справку, что работаю в частном образовательном центре.
Теперь знаю, какие курсы мне нужны. Краткие, в 1-2 дня, практические, с созданием реального образовательного продукта: семинары, мастер-классы, тренинги. Устал от тяжеловесных, академических лекций. Лучше разобрать открытый проблемный урок, как это сделали с Е.А.Мельниковой. "Проглотил" ее книгу "Проблемный урок или как открывать знания с учениками". Вот так работать хочу!
Кстати, в инете полно видео открытых уроков. Учись, не хочу!

Чернышев Александр Юрьевич

Учусь здесь, пока бесплатно...
1. Постнаука //http://postnauka.ru/
2. ЕГЭ Обществознание // http://vk.com/obshestvo_100
3. ЕГЭ // http://vk.com/gia_ege
4. ЕГЭ. Обществознание и история //http://vk.com/history_exsam
5. Образовательный журнал со вкусом // http://vk.com/life2hack
6. Arzamas // http://vk.com/arzamas.academy
7. Универсариум // http://vk.com/universariumorg
8. Документалки // http://vk.com/documvk
9. Национальная платформа открытого образования // http://vk.com/openeduru
10. Лекториум | Умный паблик // http://vk.com/openlektorium
11. Теории и практики //http://vk.com/theoryandpractice
12. Учи новое //https://vk.com/uchinovoe
13. Университет без границ //https://vk.com/distantmsu
14. Международная платформа https://www.coursera.org
15. Академия Хана //https://ru.khanacademy.org
16. Платформа онлайн-обучения ТГУ //http://edx.tsu.ru
Список продолжу...

Чернышев Александр Юрьевич

17. Учмет //http://www.uchmet.ru
18. Московский образовательный телеканал //http://mosobr.tv/videos/video/1536.html)
19. Фоксфорд для учителя //http://teacher.foxford.ru
20. ИНТУИТ //http://www.intuit.ru/
21. Образовательный портал "Мой университет" //http://moi-universitet.ru

Чернышев Александр Юрьевич

Ура, на три недели забуду про компьютер. Отдыхать, на море! Чуть не завершил начатые летом дела. Ввел в дистанционный курс "Человек и общество" на базе MOODLE все готовые и доступные материалы, осталось вбить задания и инструкции, запущен сайт-визитка репетитора. Пока "сыроватый", потому ссылку не даю. Но это хороший задел к новому учебному году. На море буду читать о маркетинге в социальных сетях и о том, как создать собственный образовательный центр.