НО КТО-ТО ДОЛЖЕН РАБОТАТЬ И В ШКОЛЕ...

Чернышев Александр Юрьевич

Почти 20 лет я работал в системе образования. Работал в разных аудиториях, в школе, в колледже, в вузе. Больше всего любил работать в полных аудиториях, где, как говорится, яблоку негде было упасть. Всегда в душе завидовал выдающемуся российскому историку В.О.Ключевскому, на лекциях которого, кроме студентов, вдоль стен стояли пришедшие, что называется, с улицы, вольные слушатели. Удивлялся сценам в фильмах, в которых революционно настроенные студенты "до хрипоты" спорят с профессорами. Никогда не забуду взгляд из-под очков учителя Мельникова из "Доживем до понедельника" и глаза его учеников, в которых не было ничего подобного тому, что добивает сегодня - равнодушия.

Мог выдавать за день до 5-7 пар, держать одну аудиторию в командировках целый день и испытывать удовлетворение от того, что мне всегда есть, что сказать людям.
Но... Только в том случае, если они хотят меня слушать и слышать. И однажды я просто... выгорел. Я понял, что больше не могу работать с аудиторией, состоящей из "агрессивно послушного большинства", которое приходит к тебе вынужденно-принудительно и всем своим видом показывает: не трогайте меня - я не трону вас. Все свое раздражение против этой "болотной массы" я однажды выплеснул письменно (см. здесь:  http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2014/04/0...) Я уже просто не мог выдавать по 12 часов в день. Тупо, механически...

Справедливо однажды мне ответила Мусурманова Юлия Юрьевна: "Аудиторию себе надо родить и воспитать. Иначе - никак. Ведь подделывать себя под нее вы не станете, если она вам несимпатична. Мне, как русисту, легче. Мне "жалко" не знающих этот прекрасный язык.Увижу следящие за мной глаза - и уже готова пятерку влепить. Но через неделю откроются не только глаза. Кто-то станет отвечать. А через 20лет работы появятся дети учеников. С ними уже легче".  Только как ее воспитать, если 10 лучших лет жизни отдано гонке, поточному производству...

Я, воспитанный на советской киноклассике, с пониманием отнесся к "беспомощности" Географа -Хабенского перед беснующимся классом, русиста в исполнении А.Кота из "Дня учителя", после вдохновенного прочтения Есенина увидевшего лишь хихикающие физиономии, уставившиеся в свои аппараты. Не хочу!- сказал я себе. И вместе с героями этих фильмов закрыл за собой двери учебного заведения.

Но я хочу учить, и учить, как герой Тихонова - журить, посмеиваясь, Сыромятниковых, спорить о высокой себестоимости ошибок с Батищевыми,- но беспомощен перед равнодушными, тоскливыми лицами. Последние пару лет поедом себя ел за то, что не могу заинтересовать, научить ВСЕХ. В системе образования я заработал комплекс неполноценности.

Но теперь это в прошлом. Нашел себя в индивидуальных занятиях. Больше боялся, не решался. Ответственность, действительно, большая. Теперь тебя аттестуют каждый урок, пытливо, серьезно, но и надеются, верят. Теперь я не страдаю от невостребованности. Хотя еще в начале пути (странно звучит после двадцати лет). Есть любимые ученики, для которых хочется сделать все от тебя зависящее. Ученики со всей России. Ученики думающие, ученики внимающие, ученики дисциплинированные, ученики спорящие, ученики, задающие вопросы, ученики уважительные, я бы даже сказал, трепетно уважительные. Я снова чувствую себя не машиной по выдаванию часов, а учителем. Я избавил себя от горы бесплатной, нужной только начальству, работы. Я не пишу отчеты, не заполняю портфолио, не покупаю сертификаты, я не знаю, что такое "аттестация" по-чиновничьи. Я зарабатываю (пока) реальную среднюю по экономике без всякого государства. Но я лишен все-таки того, чего всегда хотел - трибуны и десятков пар таких юных глаз, как у героев "Доживем до понедельника". Эх...

Как здорово написала Елена Юрьевна Горбунова: «Но репетиторство надоедает, а работа в школе почему-то нет. Школа это широчайшие возможности для реализации своего творчества. Если, конечно, школа правильная. Еще завалены бумагами и не сдали планирование, а уже думаем с биологом и химиком как провести предметную неделю, уже рассказываем ребятам о массе конкурсов, предстоящих в этом году и агитируем 6 класс в кружок. А еще писать с детьми книжки... А еще классные часы, где рассказываешь о трагедии Беслана и голос дрожит, а в глазах детишек слезы. Репетиторство разве может все это заменить?

Взять 18 часов и все? Это просто. Но кто-то должен стать для детей второй мамой и берешь классное руководство. Кто-то должен работать с детьми-инвалидами и берешь домашнее обучение. Кто-то должен прививать любовь к науке ... и т.д. В общем, кто-то должен работать и в школе, быть Учителем» 

 

 

Комментарии

Нагорная Лариса Николаевна

В школе должны работать не "кто-то", а самые лучшие!
https://newtonew.com/discussions/what-should-we-teach

Чернышев Александр Юрьевич

"Нормы, они, брат, хорошая вещь, если не закостенели, не засохли от времени, не пришли в противоречие с жизнью. Словом, применять их, как и всякие нормы, надо с умом, смотря по обстоятельствам. А у нас как бывает? Теперь к каждой науке приставлен специалист-предметник, и каждый добивается наилучших знаний по своей специальности. И потому, скажем, математичке какой-либо бином Ньютона в сто раз дороже всей поэтики Пушкина или человековедения Толстого. А для языковеда умение обособлять деепричастные обороты — мерило всех достоинств школьника.
За эти свои запятые он готов ребенка на второй год оставить и в институт не дать ходу.
Математичка тоже. И никто не подумает, что этот бином, может, — и наверняка — никогда в жизни ему не понадобится, да и без запятых прожить можно. А вот как прожить без Толстого? Можно ли в наше время быть образованным человеком, не читая Толстого? Да и вообще, можно ли быть человеком?
А вот что такое сельское учительство в наших школах, что оно значило для нашего некогда темного крестьянского края во времена царизма, Речи Посполитой, в войну, наконец, до и после войны? Это сейчас спроси любого огольца, кем он станет, как вырастет, — скажет: врачом, летчиком, а то и космонавтом. Да, теперь есть такая возможность. И в действительности так бывает, до космонавта включительно. А прежде? Если рос, бывало, смышленый парнишка, хорошо учился, что о нем говорили взрослые? Вырастет — учителем будет. И это было высшей похвалой.

Конечно, не всем достойным удавалось достигнуть учительской судьбы, но к ней стремились. Это был предел жизненной мечты. И правильно. И не потому, что почетно или легко. Или заработок хороший — не дай бог учительского хлеба, да еще на деревне. Да в те давние времена. Нужда, бедность, чужие углы, деревенская глушь и в конце — преждевременная могила от чахотки... И тем не менее, скажу тебе, не было ничего более важного и нужного, чем та ежедневная, скромная, неприметная работа тысяч безвестных сеятелей на этой духовной ниве.
Я так думаю: в том, что мы сейчас есть как нация и граждане, главная заслуга сельских учителей. Пусть, может, и я ошибаюсь, но так считаю".
В.Быков Обелиск

Чернышев Александр Юрьевич

Екатерина Толкачева

Истории бывших преподавателей

Чему преподавание учит преподавателей? Почему педагоги уходят из школы? И хотят ли они туда вернуться?
https://newtonew.com/discussions/ex-teachers-stories

Татьяна Михайловна Захарченко

Да-ааа-а...кто-то должен. Есть школа, есть и Учитель)