О здоровье и полноте духовной жизни учителя

Учителю надо беречь сердце и нервы. Но как беречь сердце и нервы?

Умение владеть собой, держать себя в руках – одно из самых необходимых умений, от которого зависят и успех деятельности педагога, и его здоровье. Неумение правильно тормозить ежедневные и ежечасные возбуждения, неумение владеть ситуациями – вот что, прежде всего, издергивает сердце, изматывает нервную систему учителя.

Я не допускал, чтобы дали ростки семена таких отрицательных явлений, как угрюмость, преувеличение чужих пороков, гиперболизация «ненормальных» детских намерений и действий. Наиболее радикальными средствами являются, во-первых, переключение энергии всего коллектива, с учителем вместе, на дело, требующее духовного единства, коллективного творчества, трудовой сосредоточенности всех и каждого, взаимного обмена интеллектуальными ценностями.

Сделайте неприятное, раздражающее – смешным, и вы станете полным властелином мыслей и чувств коллектива.

Правильный отдых, особенно летом и зимой, развивает и укрепляет компенсаторные способности нервной системы, служит выработке выдержки, уравновешенности, умения подчинять эмоциональные порывы контролю разума. Многие опытные учителя, проработавшие в школе 30, 40 и больше лет, рассказывают, что выдержку, самообладание воспитывает у них, в частности и в особенности, длительное общение с природой, в котором физическое напряжение сочетается с мыслью, наблюдениями.

Надо уметь бережно расходовать нервные силы в повседневном труде – это тоже очень важный залог здорового сердца и здорового духа.


Автор: В.А. Сухомлинский. Из книги "Сто советов учителю".


 

 

Комментарии

Зарьянова Марина Кирилловна

Большое спасибо. Советы очень кстати. заканчивается полугодие и усталость накопилась.

Универсальные советы, для учителей самое то!

Индирбаева Эльвира Абдулхалимовна

Всем вам, дорогие коллеги, желаю в Новом году крепкого здоровья, много добрых гостей, только хороших вестей, пусть в каждом доме будет достаток и покой.

Мандрикова Людмила Андреевна

Залогом здорового духа является отличное настроение! Помощники в этом природа, отличная погода, любимые люди рядом!!!

Татьяна Михайловна Захарченко

Что-то я устала, Людмила Андреевна...Надо на природу, наверное...

Мандрикова Людмила Андреевна

Каждый вечер в любую погоду, Татьяна Михайловна, гуляю на воздухе (время между рабочим днём и работой за компьютером)..., иначе можно с ума сойти от нагрузки...

 Поломошнова Наталья Анатольевна

Все в сад! В поле... В лес... И петь громко-громко! желательно хором)))

Мандрикова Людмила Андреевна

Громко петь или просто покричать, а хором приятнее, помогало даже в детстве!!!

Синявцева Елена Александровна

Есть термин «Профессиональное выгорание педагогов». Это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и усталости, ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Поэтому отдых просто необходим!

Мандрикова Людмила Андреевна

Поразительно, но очень многие учителя уже сейчас "выгорели", а ведь только начало учебного года... Видно нас не дети, а "бумажки" и обилие всевозможных электронных отчётов совсем замучили...

Мелешко Олеся Геннадьевна

Абсолютно согласна... В работе учителя хуже всего огромное количество всяческих отчетов, ведомостей и пр. Время на творчество и на слою личную жизнь с каждым годом остаётся всё меньше и меньше.

Соколова Любовь Викторовна

Cпасибо. Хочу почитать еще 99 советов. Думаю, много интересного и полезного найду.

Зацепин Валерий Валерьевич

Мне движуха помогает. с детьми баскетбол, футбол. Для себя охота, велосипед, огород. Очень помогает.

Тоболина Таиса Валерьевна

Надо помнить, что это твоя работа, что это дети и они не все знают... Да и взрослый много не знает. Укрепляем нервную систему!

Барашева Ирина Анатольевна

Злободневные мудрые советы великого педагога!

Тимошенко Ирина Николаевна

Спасибо

Ольга Анатольевна Иванова

Золотые слова!!!! Спасибо большое)

Евдокимова Мария Евгеньевна

Правильный отдых это хорошо, но не всегда возможно. А вот самоконтроль - один из главнейших навыков для педагога.

Каретникова Ульяна Геннадьевна

Всё правильно! Главная ошибка: неумение правильно тормозить ежедневные и ежечасные возбуждения. А тормозить просто необходимо!

Спасибо, очень хорошие советы, особенно сейчас, в конце года.