Радость словотворчества. В.А. Сухомлинский

Радость словотворчества - самая доступная для ребенка интеллектуальная одухотворенность. Я не могу представить себе работы воспитателя без путешествий детского коллектива к первоисточникам слова: в лес, на луг, к пруду, в сад, в поле. Коллективное сопереживание явлений природы, коллективное восхищение и одухотворение - это, образно говоря, настраивание струн мысли каждой личности на верный лад звучания оркестра. Трудно переоценить воспитательную роль того факта, что ребенок впервые в своей жизни наблюдает утреннюю зарю, рождение дня или, поднявшись на высокий степной курган, видит бескрайние нивы, далекий лес, дрожащее марево на горизонте. Если вы хотите, чтобы в вашем коллективе не было ни одного ребенка, которого угнетала бы мысль о своей неспособности или бессилии, ведите детей к первоисточнику радости мышления. Ждите той счастливой минуты, когда вдохновение овладеет душой самого слабого и несмелого. Самой большой творческой находкой в своей педагогической деятельности считайте тот миг, когда ребенок сказал свое слово. В этот миг он поднялся на одну ступеньку в своем интеллектуальном развитии. Но дело не только в этом. Воспитательный смысл этого творчества состоит прежде всего в том, что оно совершается в коллективе. Человек открывается человеку, вдохновение порождает вдохновение, радость становится источником новой радости. В минуты этого творчества отшлифовывается чувствительность коллектива и личности к разуму и мудрости. Каждому хочется быть умным, мудрым и не хочется быть невеждой. Утверждается чувство отвращения к невежеству и равнодушию - и опять-таки это становится возможным только потому, что все это в коллективе.

Большое значение в воспитании я придаю тому, чтобы словотворчество стало средством интеллектуальных взаимоотношений между членами коллектива. Вероятно, читателю известно из других моих работ (в частности, из книг "Сердце отдаю детям" и "Рождение гражданина"), какое большое место в воспитательной работе нашей школы отводится сказке. Сказка является тем резцом, который оттачивает тончайшие черты индивидуального мышления каждого ребенка и в то же время открывает детские сердца навстречу друг другу, создает тонкие интеллектуальные взаимоотношения в детском коллективе. Сочинение сказки - это счастливейшие минуты моего духовного общения с детьми, а для них - несравненная радость мышления.

У нас в школе (как и в каждом учебном заведении) есть дети, которым очень тяжело учиться. Это малыши с ослабленными, замедленными процессами мышления и очень слабой памятью. Они были бы несчастными, обездоленными, они утратили бы веру в свои умственные силы и стали бы недоучками, людьми с убогими, ограниченными интересами, если бы не специальная работа с детским коллективом, целью которой является радость интеллектуальных взаимоотношений, если бы не сказка. Сказка, которая рождается из уст учителя вот тут, среди природы, для них яркий луч, пробивающийся к потаенным уголкам их памяти, капля живительной влаги, которая падает на томимую жаждой землю. Когда я сажусь с детьми под столетним дубом, когда над нами вспыхивают в небе первые звезды, а мы, прижавшись друг к другу, сидим и слушаем музыку степи, именно в глазах этих малоспособных детишек я вижу первые огоньки интеллектуального интереса. Они жаждут сказки. И я слагаю простую сказку о том, что видят дети, что совершается сейчас перед ними, или о том, что нетрудно им представить. Самое главное, о чем я забочусь всегда, - это о том, чтобы в сказке была глубокая мысль. Чтобы дети задумывались и удивлялись, одухотворялись истиной. Чтобы в глазах этих слабых, малоспособных, тяжеломыслящих вспыхнули огоньки собственной мысли, чтобы им захотелось сказать свое слово о мире и о себе, чтобы коллектив увидел, как они выражают себя в мысли, в слове. Вот две сказки, которые я рассказывал детям - ученикам первого и второго классов.


Девочка и ромашка

Ясным солнечным утром маленькая девочка вышла поиграть на зеленой полянке. Вдруг слышит: кто-то плачет. Прислушалась девочка и поняла: плач доносится из-под камня, который лежит на краю поляны. Камень большой, как голова кролика, но очень твердый. Подошла девочка к камню и спрашивает:

- Кто там плачет под камнем?

- Это я, Ромашка, - послышался тихий, слабый голос. - Освободи меня, девочка, давит меня камень...

Откинула девочка камень и увидела нежный, бледный стебелек Ромашки.

- Спасибо тебе, девочка, - сказала Ромашка, расправив плечи и вздохнув полной грудью. - Ты освободила меня из-под Каменного Гнета.

- Как же ты попала под камень? - спросила девочка.

- Обманул меня Каменный Гнет, - ответила Ромашка. - Была я маленьким ромашкиным семенем. Осенью искала теплый уголок. Дал мне приют Каменный Гнет, обещал оберегать от холода и жары. А когда мне захотелось увидеть Солнышко, он чуть не задавил меня. Я хочу быть твоей, девочка.

Девочка приходила к Ромашке, и они вместе встречали Солнце.

- Как хорошо быть твоею, девочка! - часто говорила Ромашка.

- А если бы ты выросла в лесу или у края дороги? Если бы ты была ничья? - спросила девочка.

- Я бы умерла от горя, - тихо сказала Ромашка. - Но я знаю, что ничьих цветов не бывает. Они всегда чьи-то. Вон та Огненная Маковка - она дружит с Солнышком. Солнышко шепчет ей: "Ты моя, Огненная Маковка". Я слышу этот шепот, когда всходит Солнце и Маковка раскрывает свои лепестки. А вот тот Василек - товарищ Весеннего Ветра. Он первым каждое утро прилетает к Васильку, будит его и шепчет: "Проснись!" Цветок не мог бы жить, если бы он был ничей.


Мальчик и колокольчики ландышей

Наступила весна. Из земли показалась зеленая стрелочка. Она быстро разделилась на два листочка. Листочки стали широкими. А между ними появился маленький, тоненький росток. Он поднялся, наклонился к одному листочку и однажды утром расцвел белыми Колокольчиками. Эго были Колокольчики Ландышей.

Белые Колокольчики Ландышей увидел маленький мальчик. Его поразила красота цветов. Он не мог оторвать глаз от Ландышей. Мальчик протянул руку, чтобы сорвать цветы.

Цветы прошептали:

- Мальчик, для чего ты хочешь нас сорвать?

- Вы мне нравитесь. Вы очень красивые, - ответил мальчик.

- Хорошо, - сказали Колокольчики Ландышей, тихо вздохнув. - Срывай, но перед тем, как сорвать, скажи, какие мы красивые.

Мальчик посмотрел на Колокольчики Ландышей. Они были прекрасны. Они были похожи и на белое облачко, и на крыло голубя, и еще на что-то удивительно красивое. Мальчик все это чувствовал, но сказать не мог. Он стоял возле Колокольчиков Ландышей, зачарованный красотой цветов. Стоял и молчал.

- Растите, Колокольчики, - тихо вымолвил мальчик.


Творчество учителя, мысль, воплощенная в художественное слово, является искринкой, зажигающей огонек детского творчества. Глаза ребенка становятся внимательнее, взгляд - пристальней, мысль - пытливее. Ребенок видит вокруг себя необычные, сказочные взаимосвязи между предметами и явлениями. В детском сознании творится сказка. Она приходит, как вспышка молнии, как светлое сияние. Сказка рождается в детской головке как единство образов. Увидев вокруг себя сказку, ребенок переживает волнующую радость. Ему хочется донести свою мысль до товарищей, выразить себя в слове. Ребенок рассказывает свою сказку товарищам - это ярчайший этап творения и вместе с тем тончайшие духовные отношения между детьми. Это такие отношения, когда бурной, напряженной жизнью живет мысль каждого ребенка.


Сухомлинский В.А. Отрывок из книги "Мудрая власть коллектива"


 

 

Комментарии

МОРЕВА НАТАЛЬЯ АНДРЕЕВНА

Словотворчество, как и усвоение обычных слов родного языка, имеет в своей основе подражание тем речевым стереотипам, которые дают детям окружающие люди. Ни одно "новое" детское слово нельзя считать абсолютно оригинальным - в словаре ребенка обязательно есть образец, по которому это слово и построено. Таким образом, усвоение речевых шаблонов и здесь является основой. Использование приставок, суффиксов, окончаний в новых словах детей всегда строго соответствует законам языка и грамматически всегда правильно - только сочетания неожиданны. В этом отношении совершенно правы те, кто подчеркивает тонкое чувство языка у детей.Малейший оттенок каждой грамматической формы угадывается ребенком с налету, и, когда ему понадобится создать (или воссоздать в своей памяти) то или иное слово, он употребляет именно тот суффикс, именно то окончание, которые по сокровенным законам родного языка необходимы для данного оттенка мысли и образа.