Главные вкладки


    Стили детско-родительских отношений и их влияние на развитие личности ребёнка

    Плеханов Вячеслав Юрьевич

     

    СТИЛИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

    В.Ю.Плеханов

    МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5»

     

    Актуальность межличностных отношений в семье и их влияние на формирование личности и поведения детей заключается в следующем: очень важный фактор эмоциональной уравновешенности и психического здоровья ребенка – это стабильность семейной среды.

    Изучением проблематики детско-родительских отношений  и их влияние на развитие ребенказанимались отечественные и зарубежные психологи и психотерапевты (К.Роджерс, Д.Винникотт, М.Кляйн, А.С.Спиваковская, А.И.Захаров, В.В.Столин, А.Е.Личко и др.).

    По мнению А.Я. Варга, В.В. Столина, детско-родительские отношения (стиль воспитания) – это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков.

    А.Е. Личко и Э.Г. Эйдемиллервыделили три ти­па детско-родительских отношений:1)гипопротекция (гипоопека)характеризуется отсутстви­ем необходимой заботы о ребенке («руки не доходят до ребен­ка»); 2) доминирующая гиперпротекцияпредполагает окруже­ние ребенка излишней, навязчивой заботой, полностью бло­кирующей его самостоятельность и инициативу; 3) эмоциональное отвержениепроявляется в неприятии ре­бенка во всех его проявлениях. Отвержение может проявлять­ся явно (например, ребенок часто слышит от родителей фра­зы, типа: «Ты мне надоел, уйди, не лезь ко мне») и скрыто — в виде издевок, иронии, высмеивания.

    В исследовании Е.Т. Соколовой основные стили детско-родительских отношений были выведены на основании анализа взаимодействия матери и ребенка при совместном реше­нии задач:сотрудничество, псевдосотрудничество, изоляция, и соперничество.

    Сотрудничествопредполагает тип отношений, в которых потребности ребенка учитываются, ему дают право «на авто­номию». Псевдосотрудничествоможет осуществляться в разных вариантах, таких, как доминирование взрослого, доминиро­вание ребенка. При изоляцииполностью отсутствует кооперация и объе­динение усилий, инициативы друг друга отклоняются и игнорируются, участники взаимодействия не слышат и не чув­ствуют друг друга. Для стиля соперничества  конкуренция при отстаивании собственной инициативы и подавлении инициа­тивы партнера.

    А. С.Спиваковская выделяет три спектра отношений составляющих лю­бовь родителей к своему ребенку: симпатия-антипатия, уваже­ние-пренебрежение, близость-дальность. Со­четание этих аспектов отношений позволяет описать некоторые типы родительской любви: действенная любовь(симпатия, уважение, близость);отстраненная любовь(симпатия, уважение, но большая дис­танция с ребенком); действенная жалость(симпатия, близость, но отсутствие ува­жения); любовь по типу снисходительного отстранения(симпатия, не­уважение, большая межличностная дистанция); отвержение (антипатия, неуважение, большая межличностная дистанция);презрение(антипатия, неуважение, малая межличностная дис­танция); преследование(антипатия, неуважение, близость); отказ(антипатия, большая межличностная дистанция).

    Оптимальная родительская позициядолжна отвечать трём глав­ным требованиям: адекватности, гибкости и прогностичности.

    Адекватностьпозиции взрослого основывается на реальной точной оценке особенностей своего ребенка, на умении увидеть, понять и уважать его индивидуальность. Родитель не должен кон­центрироваться только на том, чего он хочет в принципе добить­ся от своего ребенка; знание и учет его возможностей и склонно­стей — важнейшее условие успешности развития.

    Гибкостьродительской позиции рассматривается как готовность и способность изменения стиля общения, способов воздействия на ребенка по мере его взросления и в связи с различными изме­нениями условий жизни семьи.

    Прогностичностьпозиции выражается в ее ориентации на «зону ближайшего развития» ребенка и на задачи завтрашнего дня. Этоопережающая инициатива взрослого, направленная на измене­ние общего подхода к ребенку с учетом перспектив его развития.

    Таким образом, анализируя роль семьи, как фактор развития ребенка, мы видим, что семья является тем социальным институтом, той ячейкой общества, в которой происходит формирование вступившего в жизнь человека, она становится тем первым домом, в котором человек вырастает и получает первые жизненные уроки, в котором он получает поддержку и помощь, в котором учится любви к миру, к людям, у ребенка, сохраняются на всю жизнь самые добрые и светлые воспоминания, согревающие его сердце и укрепляющие светлую волю в самые трудные моменты жизни.

    Процесс воспитания в семье носит характер обратной связи и, воспитывая своих детей, родители воспитывают тем самым и самих себя. В зависимости от отношения родителей к ребенку происходит формирование определенных взаимоотношений между ними. И если деспотичное, авторитарное поведение родителей и подавление интересов ребенка своими интересами, насильственное навязывание ему своих взглядов и представлений с жесткой критикой в адрес его собственных, формируют слабую, несамостоятельную, неуверенную в себе личность, то сочетание внимательного, заботливого отношения в своему ребенку без излишней навязчивости, стремления c любовью и готовностью помочь, поддержать, воодушевить в трудных ситуациях становятся залогом формирования полноценного, душевно здорового, готового и способного помочь окружающим людям человека.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Plehanov_V.Yu_._Stili_detsko-roditelskih.doc44 КБ

    Предварительный просмотр:

    СТИЛИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

    В.Ю.Плеханов

    МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5»

    Актуальность межличностных отношений в семье и их влияние на формирование личности и поведения детей заключается в следующем: очень важный фактор эмоциональной уравновешенности и психического здоровья ребенка – это стабильность семейной среды.

    Изучением проблематики детско-родительских отношений  и их влияние на развитие ребенка занимались отечественные и зарубежные психологи и психотерапевты (К.Роджерс, Д.Винникотт, М.Кляйн, А.С.Спиваковская, А.И.Захаров, В.В.Столин, А.Е.Личко и др.).

    По мнению А.Я. Варга, В.В. Столина, детско-родительские отношения (стиль воспитания) – это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков.

    А.Е. Личко и Э.Г. Эйдемиллер выделили три типа детско-родительских отношений: 1) гипопротекция (гипоопека) характеризуется отсутствием необходимой заботы о ребенке («руки не доходят до ребенка»); 2) доминирующая гиперпротекция предполагает окружение ребенка излишней, навязчивой заботой, полностью блокирующей его самостоятельность и инициативу; 3) эмоциональное отвержение проявляется в неприятии ребенка во всех его проявлениях. Отвержение может проявляться явно (например, ребенок часто слышит от родителей фразы, типа: «Ты мне надоел, уйди, не лезь ко мне») и скрыто — в виде издевок, иронии, высмеивания.

    В исследовании Е.Т. Соколовой основные стили детско-родительских отношений были выведены на основании анализа взаимодействия матери и ребенка при совместном решении задач: сотрудничество, псевдосотрудничество, изоляция, и соперничество.

    Сотрудничество предполагает тип отношений, в которых потребности ребенка учитываются, ему дают право «на автономию». Псевдосотрудничество может осуществляться в разных вариантах, таких, как доминирование взрослого, доминирование ребенка. При изоляции полностью отсутствует кооперация и объединение усилий, инициативы друг друга отклоняются и игнорируются, участники взаимодействия не слышат и не чувствуют друг друга. Для стиля соперничества  конкуренция при отстаивании собственной инициативы и подавлении инициативы партнера.

    А. С. Спиваковская выделяет три спектра отношений составляющих любовь родителей к своему ребенку: симпатия-антипатия, уважение-пренебрежение, близость-дальность. Сочетание этих аспектов отношений позволяет описать некоторые типы родительской любви: действенная любовь (симпатия, уважение, близость); отстраненная любовь (симпатия, уважение, но большая дистанция с ребенком); действенная жалость (симпатия, близость, но отсутствие уважения); любовь по типу снисходительного отстранения (симпатия, неуважение, большая межличностная дистанция); отвержение (антипатия, неуважение, большая межличностная дистанция); презрение (антипатия, неуважение, малая межличностная дистанция); преследование (антипатия, неуважение, близость); отказ (антипатия, большая межличностная дистанция).

    Оптимальная родительская позиция должна отвечать трём главным требованиям: адекватности, гибкости и прогностичности.

    Адекватность позиции взрослого основывается на реальной точной оценке особенностей своего ребенка, на умении увидеть, понять и уважать его индивидуальность. Родитель не должен концентрироваться только на том, чего он хочет в принципе добиться от своего ребенка; знание и учет его возможностей и склонностей — важнейшее условие успешности развития.

    Гибкость родительской позиции рассматривается как готовность и способность изменения стиля общения, способов воздействия на ребенка по мере его взросления и в связи с различными изменениями условий жизни семьи.

    Прогностичность позиции выражается в ее ориентации на «зону ближайшего развития» ребенка и на задачи завтрашнего дня. Это опережающая инициатива взрослого, направленная на изменение общего подхода к ребенку с учетом перспектив его развития.

    Таким образом, анализируя роль семьи, как фактор развития ребенка, мы видим, что семья является тем социальным институтом, той ячейкой общества, в которой происходит формирование вступившего в жизнь человека, она становится тем первым домом, в котором человек вырастает и получает первые жизненные уроки, в котором он получает поддержку и помощь, в котором учится любви к миру, к людям, у ребенка, сохраняются на всю жизнь самые добрые и светлые воспоминания, согревающие его сердце и укрепляющие светлую волю в самые трудные моменты жизни.

    Процесс воспитания в семье носит характер обратной связи и, воспитывая своих детей, родители воспитывают тем самым и самих себя. В зависимости от отношения родителей к ребенку происходит формирование определенных взаимоотношений между ними. И если деспотичное, авторитарное поведение родителей и подавление интересов ребенка своими интересами, насильственное навязывание ему своих взглядов и представлений с жесткой критикой в адрес его собственных, формируют слабую, несамостоятельную, неуверенную в себе личность, то сочетание внимательного, заботливого отношения в своему ребенку без излишней навязчивости, стремления c любовью и готовностью помочь, поддержать, воодушевить в трудных ситуациях становятся залогом формирования полноценного, душевно здорового, готового и способного помочь окружающим людям человека.


    Комментарии

    Смирнова Татьяна Сергеевна

    Хорошая статья, Вячеслав Юрьевич. Хорошо бы еще поместить здесь тест на определения стиля родительских отношений (как говорится не отходя...), может задумаются некоторые родители.