Принципы педагогической техники

Лимонова Лидия Афанасьевна

- Видишь - вот нить. Незатейливая вещь, не так ли?

- Так.

- А вот обычный узел. Ты ведь уже видел такие?

- Да.

- А теперь мы с тобой перевяжем нити узлами - вот так. И получилась сеть. С ней мы можем ловить рыбу или сделать заграду, изготовить гамак или придумать что - нибудь еще. Видишь, какая польза только от того, что каждая нить теперь не просто сама по себе?

- Да.

Приемы педагогической техники - сеть. Они поддерживают друг друга, складываясь в нечто целое, в систему.

Основных принципов педтехники пять. Это немного, но на то они и принципы. Зато каждый из них реализуется с помощью гаммы конкретных приемов.

Принцип свободы выбора.

Существует огромное количество ценностей в этой жизни. Одни мы игнорируем, другим следуем, третьи презираем, четвертые... Но среди них есть одна, безоговорочная для каждого человека, - свобода! Никто из нас не любит навязанные действия, чуждые решения, отсутствие выбора.  И особенно не любят этого дети.

Итак, в любом обучающем или управляющем действии, где только возможно, предоставлять ученику право выбора. С одним важным условием - право выбора всегда уравновешивается осознанной ответственностья за свой выбор!

Принцип открытости.

"Я знаю, что я ничего не знаю", - говорил мудрый грек.

" Я хорошо знаю химию, литературу и историю", - звучит из уст благополучного выпускника школы. Печально то, что этот выпускник не знает главного: он не знает, чего он не знает. Весьма смутно представляет сегодня выпускник школы границы своей информированности, границы познания наук. Откуда же тогда взяться любознательности, без которой любое обучение - лишь воспитание исполнителей!

Значит, не только давать знания - но еще и показывать их границы. Сталкивать ученика с проблемами, решение которых лежат за пределами изучаемого курса.

Принцип деятельности.

"Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не может плавать", - говорил академик А.Л.Минц. А Бернард Шоу утверждал: " Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность".

Таким образом, необходимо организовать освоение учениками знаний, умений, навыков, смыслов преимущественно  в форме деятельности.

Принцип обратной связи.

Регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи.

Принцип идеальности. 

Максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат  в процессе образования.

 

Предлагаю делиться приемами педагогической техники.