КУРС «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» (из опыта работы).

Маслова Светлана Борисовна

 

                                                                                                                                                                Без Бога нация - толпа,

                                                                                                                                                                Объединённая пороком:

                                                                                                                                                                Или слепа,  или глуха, иль, что ещё

                                                                                                                                                                страшней, - жестока!

                                                                                                                                                                И пусть на трон взойдёт любой

                                                                                                                                                                глаголющий   высоким  словом: толпа

                                                                                                                                                                останется толпой, пока не обратится к Богу!

                                                                                                                                                                                                                  Иеромонах Роман

 

                                                                                                                                                                  Ищите к Господу дорогу,

                                                                                                                                                                  Любите и хвалите Бога!

 

            Я как учитель русского языка и литературы считаю, что воспитывать нравственные качества в детях можно и нужно, используя курс ОПК.

            На занятиях по Православию дети получают представление о Боге - Творце, о событиях священной истории, получают навыки общения с Богом через молитву, узнают о Доме Божьем, вере, изучают  и читают жития святых, учатся быть милосердными к людям.

            Без изучения основ Православия невозможно понять смысл многих литературных и музыкальных произведений, художественных полотен, невозможно любить Родину, свой родной край.

            Знания, полученные на занятиях по основам православной культуры, помогают ребятам стремиться к добродетелям и с помощью Божией одолевать свои пороки.

            Более тысячи лет прошли с тех пор, как славянские первоучители Константин-Кирилл и Мефодий научили славян грамоте. Больше столетия понадобилось, чтобы и на Руси появились, наконец, книги, написанные по-славянски. Произошло это одновременно с крещением Руси, в 988 году.

            Начертания букв славянского алфавита дают детям возможность увидеть мир глазами наших предков. Создатели славянского алфавита Кирилл и Мефодий не случайно давали наименования буквам. Они хотели, чтобы азбука звучала осмысленно, утверждая ценность слова и мысли. Древнерусский книжник не просто украшал букву орнаментом, он, прежде всего, передавал и украшал мысль. Каждая буквица индивидуальна, неповторима. Обо всем этом ребята узнают на занятиях.

            Наши воспитанники принимают активное участие в праздниках, фестивалях и конкурсах. С большим интересом они работали над проектом «Святые заступники Самары» и представили его на детской научно-практической конференции «Краеведение и искусство - ступень к постижению православной культуры». За презентацию проекта были награждены Дипломом II степени.

            Летом ребята отдыхают в православном лагере. Там им очень понравится. Они получают заряд энергии, море впечатлений и радости. Каждый день приносит в жизнь лагеря что-то новое: молебен на открытие смены, вечер знакомств, праздничные концерты,  инсценирование сказок, викторины, конкурсы, спортивные игры, подготовка к Причастию, Литургия, встреча с владыкой, ежедневный крестный ход.

            Земля наша богата святынями.  Посещая святые места, ребята узнают об истории и духовных традициях монастырей, храмов, особенностях богослужения. В паломнических поездках они знакомятся с историей православной культуры, архитектурой, иконописью, ремесленными традициями России.

                                     Ты приведи, прошу, дорога, к храму моих детей, детей моих детей,

                      Чтоб и они под сводами святыми

                      Могли, Господь, просить бы милости твоей.

 

 

 

Комментарии

Гончарова Ирина Ивановна

Я тоже учитель русского языка и литературы и в этом учебном году впервые вела этот курс. Действительно, согласна с Вами, что курс очень полезный и нужный, детям интересно, они живо откликаются на задания, проблемы и вопросы курса, оказывается много знают о православии, но вот применяют свои знания в жизни не всегда. Мне как учителю очень помогал в подготовке к урокам сайт "Светоч", там много хороших и качественных презентаций, которые делают урок интереснее, познавательнее.

Маслова Светлана Борисовна

Очень радует, когда встречаешь единомышленников. Спасибо за комментарий.

Аладышева Татьяна Петровна

"Получают навыки общения с Богом через молитву..." Я не поняла, Вы на уроках молитвы с детьми учите или молитесь?!
Курс "Основы православной культуры", преподаваемый в светской школе, не нужно путать с занятиями в воскресной школе при церкви.

Голубева Наталья Леонидовна

Светлана Борисовна! Спасибо за то, что "озвучили" на сайте тему преподавания основ православной культуры. Очень рада, что у Ваших воспитанников теория подкрепляется "практикой"-общей жизнью в православном лагере. Это прекрасно!

Маслова Светлана Борисовна

Наталья Леонидовна,большое спасибо за комментарий.

Чернышев Александр Юрьевич

"На занятиях по Православию дети получают представление о Боге - Творце, о событиях священной истории, получают навыки общения с Богом через молитву, узнают о Доме Божьем, вере, изучают и читают жития святых, учатся быть милосердными к людям". Это что же? ЗАКОН БОЖИЙ вернулся В СВЕТСКУЮ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ШКОЛУ? Вместо попа - учитель. Кошмар! А если ученик - атеист и откажется "получать навыки общения с Богом через молитву", Вы поставите ему двойку? Даже если это факультатив, он неуместен в государственной школе

Маслова Светлана Борисовна

Уважаемые коллеги! Вношу ясность. Я вела курс ОПК при Храме, а не в школе. Дети приходили на мои занятия по желанию, потому что им было интересно и хотелось узнать что-то новое.

Голубева Наталья Леонидовна

Уважаемый Александр Юрьевич! Все, о чем пишет Светлана Борисовна, кроме молитв (в прямом смысле слова, а не как слово-понятие)-входит в программу ОПК. Школа находится в государстве, где православие-культурообразующая религия.Изучать православную культуру и быть верующим-разные понятия. Но именно православная культура позволяет разговаривать с детьми о незыблемых(!), не зависящих от политики нравственных ценностях.Кстати, и семья, и государство живы, пока есть культурные традиции. Думаю ( и вижу, знаю), что даже не молясь Богу, люди в родительскую субботу идут на кладбище, даже если не были очень давно), и красят яйца на Пасху, даже если не понимают смысла этого действия, и радуются!!! Что-то большинство государственных праздников не приживаются, хотя смысл их прозрачен. И я никак не могу понять, почему (даже педагоги!, уж извините за повторяющееся даже) с "трепетом" произносят слово толерантность и возмущаются всем, что связано с православием. Это основы нашей КУЛЬТУРЫ.Духовной(!) культуры. А мы так сетуем, наблюдая БЕЗдуховность.

Маслова Светлана Борисовна

Уважаемая Наталья Леонидовна! Огромное спасибо за поддержку и чудесный комментарий. Удачи Вам и творческих успехов!!!

Маратканов Сергей Михайлович

Православие - единственное полезное (на мой взгляд), что внедряется в школах в последнее время.

Чернышев Александр Юрьевич

Коллеги, я не знаю программу ОПК, но поскольку сам обществовед и отец школьницы, которой, видимо, тоже предложат (надеюсь, не заставят)читать молитвы, не могу равнодушно относиться к тому, что здесь написано по поводу нового курса.Где грань между светским характером нашего образования и откровенно богословским содержанием некоторых встречающихся здесь текстов?
Православие, Сергей Михайлович, не может "внедряться", как Вы выразились, в государственных школах, ибо это противоречило бы Конституции РФ.
Статья 14

1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Следовательно, Ваш тезис, Наталья Леонидовна, о том что "школа находится в государстве, где православие-культурообразующая религия" не соответствует действительности, ибо Конституция никак не закрепляет особый статус православия(слово такое в Конституции даже не употребляется) Но Вы имеете право так думать и доносить этот тезис до учащихся, но с оговоркой, что это Ваше личное убеждение,даже, если оно расходится с Конституцией РФ.

Это право нам гарантировано и ст.28 Конституции РФ.
Статья 28

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Так что, безусловно, нужно разделять изучение РЕЛИГИИ (я не выделяю особо православие)и реальное верование. Для чего и существуют курсы обществознания, МХК, ну,давайте еще "Основы религии".
Но нельзя в государственной школе навязывать отдельную веру всем ученикам. Так что, если Светлана Борисовна ведет курс ОПК при ХРАМЕ, это безусловно ее право.

Все остальные тезисы по меньшей мере спорны: про "незыблемые" ценности ( назовите хоть одну!), про то, что нравственность не зависит от политики (значит, от политиков не нужно требовать нравственного поведения?), про то что, именно православие есть "основы нашей духовной культуры" (есть огромное богатство светской и даже атеиститческой культуры) и т.д.
А про толерантность скажу так: я атеист, но признаю ваше право верить в бога. В храме, в воскресной школе, в семье... Я атеист, но не буду навязывать свои убеждения в храме, но прошу не делать это и вас, в школе, в которой учатся не только православные.

Гончарова Ирина Ивановна

Александр Юрьевич, в рамках этого курса, который называется "Основы религиозных культур и светской этики", 6 модулей: "Основы православной культуры", "Основы исламской культуры", "Основы буддийской культуры", "Основы иудейской культуры", "Основы мировых религиозных культур", "Основы светской этики". Курс введен в школу для обязательного изучения, а вот модуль, по которому будут заниматься дети, выбирают родители, и только с их согласия ребенок будет изучать этот курс в школе, это, во-первых. Во-вторых, это не религиозный курс, а культкрологический, поэтому о навязывании религиозных знаний речи не идет, об этом как раз говорится в законодательной базе курса, дети знакомятся с историей, культурой, разбирают нравственные понятия (что такое зло и добро, милосердие, сострадание, патриотизм и др.), учить молитвы их никто не учит и не обязан этого делать!

Маслова Светлана Борисовна

Уважаемые коллеги! Большое спасибо за комментарии. Желаю всем творческих успехов!

ПОЛЕВСКАЯ ЭЛЕОНОРА ЮРЬЕВНА

Молодцы, коллеги!!! Душа радуется.

ДААА! Всегда считала, что религия нужна БОЛЬНОМУ человеку. Когда душа болит, когда не к кому пойти, нужно помолиться.Еще неизвестно, поможет ли, но легче станет. Так и в нашей БОЛЬНОЙ школе.

Белавкина Надежда Дмитриевна

Юлия Юрьевна, мне думается, о "БОЛЬНОЙ школе" - это ещё одна очень важная тема.