Мой взгляд на современный урок английского языка

Бигунова Алина Витальевна

Мой взгляд на современный урок английского языка 

image

Я работаю в школе всего лишь третий год, но за это время я успела многому научиться, осознать огромную значимость изучения английского языка в современной школе и, конечно же, еще больше полюбить свою профессию. Сегодня мне хотелось бы поделиться с вами своим опытом и открытиями.

Есть много нового и интересного в методике преподавания иностранных языков в школе. Учителя иностранных языков — новаторы во многих аспектах методики. То, что сейчас предусматривается в новых ФГОС, что считается инновационным, давно и успешно применяется учителями иностранных языков. Это проектная деятельность, проблемное обучение, личностно ориентированный подход, работа в парах и мини-группах, тестовые технологии и многое другое. Лично для меня главными принципами методики преподавания языка являются «интерес и легкость» при обучении. Они в свою очередь «тянут» за собой повышение мотивации школьников к изучению предмета. Трудно запомнить и разобраться в 16 английских временах? Объясни так, чтобы понял даже самый ленивый и отстающий. Неинтересно читать? Придумай такие задания, чтобы было увлекательно. Надоело переводить тексты? Призови на помощь фантазию и современные гаджеты. Урок должен быть динамичным, интересным и легким.

Постановка цели урока — начальный этап проектирования урока. От умения формулировать цель зависит как успех отдельного урока, так и весь процесс обучения иностранному языку в целом. «Зацепить» надо с самого начала — удивить, привлечь внимание и удерживать его до конца урока. Учитель — это и режиссер, и актер, и сценарист, и дизайнер, и креативный директор. Повторять из урока в урок рапорт дежурного нудно и скучно. Сделайте так, чтобы учащиеся сами догадывались и озвучивали тему и цель урока. Помочь могут тематические картинки, мини-кроссворд, пазл, шифровка, строчка из песни, статус из социальной сети, кадр из фильма — все то, что интересует учеников и подходит к изучаемой теме.

Например:

9 класс (УМК "Enjoy English" автор Биболетова)Тема "Love Relationships"

На экране картинки из Интернета “Love is…” (помните такую жевательную резинку?) и несколько примеров окончания этой фразы. Ученики читают (убедитесь в понимании при помощи выборочного, по потребности, перевода). Учитель— And what is love for you? Ученики— Care. —Understanding. — Hand in hand. — Life. Учитель— What shall we talk about today?Ученики— Love.

класс. (УМК В.ПКузовлева 9 класс “English”). Тема «Пусть начнется музыка!» Урок «Британские исполнители».

Заголовок на экране или на доске “Guess the Melody!” Проигрываются 5–6 мелодий, подобранных учителем, учащиеся отгадывают. Они хорошо разбираются в современных исполнителях, а вот с такими, как Стинг, Битлз, Элтон Джон, возникают затруднения. Можно добавить фото исполнителей для облегчения задачи.

Учитель: — What do you think unites them all? Ученики— They are British and they sing.Учитель— Yes, British performers. It’s our today’s theme to discuss.

В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий на уроке в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является практическое овладение иностранным языком.

Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество. Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках иностранного языка включают: изучение лексики; отработку произношения; обучение диалогической и монологической речи; обучение письму; отработку грамматических явлений.

На уроках английского языка с помощью Интернета можно решать целый ряд дидактических задач: формировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствовать умения письменной речи школьников; пополнять словарный запас учащихся; формировать у школьников мотивацию к изучению английского языка. Кроме того, работа направлена на изучение возможностей интернет-технологий для расширения кругозора школьников, налаживать и поддерживать деловые связи и контакты со своими сверстниками в англоязычных странах.

Учащиеся могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях и т. д.

Учащиеся могут получать информацию по проблеме, над которой работают в данный момент в рамках проекта.

Компьютер — машина, которая никогда не проявит признаков раздражительности и не даст почувствовать, что ей стало скучно. В этом смысле применение компьютеров является, возможно, наиболее полезным при индивидуализации определенных аспектов преподавания.

Иногда учителя жалуются, что дети приносят на уроки телефоны и отвлекаются, «ползая» по сайтам и социальным сетям. А почему бы не повернуть ситуацию себе на пользу и во благо детям? Не все кабинеты английского языка оснащены по последнему слову техники, не везде есть скоростной интернет, а вот телефоны с Интернетом — это реальность сегодняшнего дня. Я разрешаю детям пользоваться программами «Переводчик» и учу, как зеркальный перевод сделать литературным. Можно дать задание перевести статусы с английского на русский и наоборот. Игры и уроки онлайн. Их много в интернете. Учитель сообщает название сайта, игры или урока и работаем играя или играем, обучаясь. Такие виды деятельности больше нравятся современным детям. Тем более что мы и должны научить их учиться самостоятельно, «добывать» информацию и идти в ногу со временем. Это ли не прикладной английский? Особенно в селе или деревне, где вряд ли увидишь иностранца. Многие ученики вообще не понимают, зачем им английский, если они собираются работать например рыбаками? Здесь на помощь приходят сайты знакомств для переписки со сверстниками. Учитель предлагает сайт, учит правильно писать письма и открытки, анкеты. А потом уже становится интересно, что им ответили, как спросить о чем-то, правильно ответить, продолжить переписку.

Одной из технологий, обеспечивающей личностно ориентированное обучение, является метод проектов как способ развития творчества, познавательной активности, самостоятельности.

Метод проектов формирует у учащихся коммуникативные навыки, культуру общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, терпимо относиться к мнению партнёров по общению, развивать умение добывать информацию из разных источников, создает языковую среду, способствующую возникновению естественной потребности в общении на иностранном языке.

Учащиеся расширяют свой кругозор, границы владения языком, получая опыт от практического его использования, учатся слушать иноязычную речь и слышать, понимать друг друга при защите проектов. Учащийся самостоятельно или под руководством учителя занимается поиском решения какой-то проблемы, для этого требуется не только знание языка, но и владение большим объёмом предметных знаний. Работа над проектами развивает воображение, фантазию, самостоятельность и другие личностные качества. В курсе иностранных языков метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме и в любых временных рамках. Существуют проекты требующие долгих исследований, но в то же время, подводя итог какого-либо урока, например, по теме "What can we do to save the Earth?" учащиеся САМИ тоже могут создать проект, пусть мини, но проект.

Конечно, все вышеперечисленные технологии я сейчас использую в плане эксперимента. Я только осваиваю все возможности нашей многогранной и в первую очередь - творческой профессии. Начало положено, но следует помнить, что все дети разные и то что подходит им сегодня, завтра может потерять свою ценность. Поэтому учитель должен быть креативным, динамичным и готовым к переменам. Я не боюсь меняться, а Вы?