Трудные дети: социально-педагогическая характеристика, особенности воспитания и обучения в образовательных учреждениях

Сиваева Светлана Васильевна

Трудными обычно называют тех детей, чье поведение резко отклоняется от общепринятых норм и правил, препятствуя их полноценному воспитанию. Они наименее склонны следовать педагогическим предписаниям, не умеют строить отношения со сверстниками и педагогами, проявляют крайнюю невосприимчивость к традиционным педагогическим воздействиям. Трудные дети (трудный ребенок) – это дети(ребенок), которые по различным причинам создают(создает) педагогу беспокойство, трудности в работе с ними(с ним), в том числе и в учебно-воспитательной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_trudnye_deti.docx20.27 КБ

Предварительный просмотр:

Трудные дети: социально-педагогическая характеристика, особенности воспитания и обучения в образовательных  учреждениях.

        Трудными обычно называют тех детей, чье поведение резко отклоняется от общепринятых норм и правил, препятствуя их полноценному воспитанию. Они наименее склонны следовать педагогическим предписаниям, не умеют строить отношения со сверстниками и педагогами, проявляют крайнюю невосприимчивость к традиционным педагогическим воздействиям. Трудные дети (трудный ребенок) – это дети(ребенок), которые по различным причинам создают(создает) педагогу беспокойство, трудности в работе с ними(с ним), в том числе и в учебно-воспитательной.

        В зависимости от видов отклонений наиболее характерными категориями трудных детей выступают:

  • Дети с психическими, соматическими, физическими и другими отклонениями, требующими специальных методик развития, воспитания и обучения (дети-инвалиды, дети с ОВЗ, дети склонные к нарушениям вследствие нервно-психических отклонений);
  • Дети с педагогическими социальными отклонениями вследствие ошибок упущений в развитии и воспитании ребенка в семье или в образовательном учреждении (педагогически запущенные дети, социально неблагополучные дети);
  • Трудновоспитуемые дети;

Типичными причинами (факторы) формирования детей, трудных в воспитательном отношении являются:

  • Наследственные
  • Приобретенные с рождения своеобразия (недоношенность, своеобразие развития и функционирования органов)
  • Приобретенное в раннем возрасте (передачи болезни от матери и особенностей их протекания, травмы, бытовых условий)
  • Обусловленные неумением родителей наблюдать и видеть своеобразие ребенка (гиперактивность и гипоактивность, одаренность, повышенная восприимчивость, ЗПР, состояние дезадаптации)
  • Обусловленные воспитанием без учета индивидуальных особенностей ребенка
  • Обусловленные проблемами семьи, отразившимися на воспитании ребенка (нежданный ребенок, неполная семья, агрессивность семейного быта, самоустранение родителей от воспитания ребенка, отсутствие единых требований, дисциплины)
  • Обусловленные влиянием улицы в широком смысле слова, со всеми ее житейскими сторонами (отрицательными примерами, новые знакомые не лучшего поведения и т.д)

Но все же существуют некоторые пути преодоления трудновоспитуемости:

  1. Ликвидация второгодничества, формирование положительных мотивов и стимулов обучения, воспитания интереса к знаниям, любви к школе:
  • Установить причины второгодничества и пробелы в знаниях;
  • Нужна постоянная диагностика учебной деятельности;
  • Регулярная внеурочная работа с неуспешными учениками;
  • Тактичность, внимание, бережное отношение к любой самостоятельной мысли неуспешного ученика, поощрение
  1. Организация надзора – проблема общешкольная и общественная. Реализуется  система мер, чтобы усилить воспитательное влияние окружающей среды и взять под контроль стихийное воздействие:
  • Подготовить к работе воспитательный актив общественности
  • Определить структуру, функции и программу различных типов учреждений общественного воспитания (детские библиотеки, спортивные комплексы, секции по интересам и т.д.)
  • Согласовать воспитательную работу в школе с деятельностью специальных организаций по работе с трудными детьми
  • Направить усилия педагогического коллектива на изучение воспитательных возможностей окружающей социальной сферы на диагностику воздействия «улицы» и одновременно усилить управление свободным временем детей.
  1. Усиление влияния семьи.

Исходя из изложенного, в заключении  педагогам или родителям, ниже  прописаны рекомендации по работе с трудновоспитуемыми детьми:

  • В работе с каждым ребенком искать свой подход и методы воздействия с учетом его особенностей;
  • Проявлять заботу, уважение и любовь к ним. Многие из них обделены этим и нуждаются в любви близких людей, прежде всего родителей, учителей и т.д.;
  • Говорить с трудным ребенком в соответствии с его возрастом, подчеркивая его взрослость;
  • Уважать мнение ребенка, его взгляды, даже если они ошибочны, постепенно стараясь переубедить;
  • Как подчеркивал А.С. Макаренко, необходимо забывать плохое, упущение и проступки ребенка сразу, учиться прощать. Не допускать угроз по отношению к такому ребенку;
  • Верить в лучшее в ребенке. Уметь видеть в нем положительное, опираться на него;
  • Нельзя добиваться от трудного ребенка обещаний, которые он не сможет выполнить, также в отношении родителей и педагогов тоже;
  • Не лицемерить
  • Критиковать можно плохой поступок, действие, а не личность;
  • Поддерживать усилия ребенка по самовоспитанию и перевоспитанию. Создавать позитивные ситуации развития и включать в них трудных детей, стимулируя их само проявление;
  • Там, где есть возможность, активно использовать возможности коллектива в работе с трудным, вовлекая в его в активное участие , наиболее полное и целесообразное само проявление.

Используемая литература:

  1. Гонеев А.Д. Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики: учеб. Пособие – 4 изд., стер – М.:»Академия», 2007.
  2. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у трудных детей: учеб. пособие – 4 изд., стер. – М.: «Академия», 2006
  3. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: учебник 5 изд.,перераб. и доп – М.: Издательство Юрайт, 2011
  4. Степанов В.Г. Психология трудных школьников: учеб. Пособие – 7 изд., Академический проект, 2004