Наталья Лесскис. «Учителя большого города. Татьяна Жундрикова»

Завуч начальных классов — о том, чем опасны оценки, почему с детьми разговаривают как в армии и чем зеленая ручка лучше красной.

Имя: Татьяна Николаевна Жундрикова.
Стаж: 19 лет.
Регалии и звания: учитель школы №200, завуч начальных классов.

О том, как попала в школу

Началось все случайно. Я училась во ВГИКе — на режиссера — и преподавала в фотостудии в школе. Это было примерно в 1993–1994 годах. И там была прекрасный учитель, Марина Игоревна Шишова, которая сейчас директор нашей школы. Для меня это красивый пример, каким может быть учитель. И конечно, Шалва Александрович Амонашвили учил методике, точнее взглядам на ребенка. У него своеобразный взгляд, он основал целое направление «гуманная педагогика». Это люди, без которых навряд ли я стала бы учителем. 

Про специальные умения

Я не могу сказать, что для меня это какой-то особый вид деятельности — общаться с детьми. Чем дальше работаю, тем меньше верю в силу воспитания. Ребенок — не чистая доска, и это для меня очевидно. Но все-таки человеку, работающему в начальной школе, нужны некоторые специальные навыки. В первую очередь запас терпения. Дети часто делают такие вещи, которые взрослым не позволяет делать налет воспитания. Еще необходима эмпатия, умение понимать. Детям трудно высказывать свои мысли и чувства, потому что в их лексиконе нет нужных слов. Поэтому надо помогать говорить о мыслях, чувствах, помогать высказываться. Иногда им очень хочется что-то сказать взрослому, но они не знают, как это сделать. И тогда, в зависимости от темперамента ребенка, он начинает привлекать к себе внимание разными социально неодобряемыми способами. Тут важно постараться переключить на способы социально одобряемые. 

Зачем нужна начальная школа

Если исходить из того, как устроена наша российская система образования, школа существует для того, чтобы всех обтесать под одну гребенку. Но ведь первоклассники приходят такие все разные. Как в Ботаническом саду весной — зеленые росточки кругом, вроде все похожи, а вырастут совершенно разные растения. И надо помнить, что чертополох ничем не хуже розы, но очень трудно всю жизнь чертополоху прикидываться розой и наоборот. 

Моя задача состоит в том, чтоб за четыре года научить детей учиться и взаимодействовать с другими людьми. Я могу их любить или не любить, и они могут друг друга не принимать: всех любить невозможно, это очевидно. Но раз уж мы вынуждены заниматься в одном классе, значит, нужно как-то строить взаимоотношения. 

Я думаю, что дети все интересны, но надо уметь это увидеть. Это как, например, руда: сверху камень, а если перевернуть — там кристалл, скрытые грани, то, что называют божьей искрой. Они у каждого есть, только нужно искать.

Одна моя знакомая, человек верующий, говорит: «То, что в миру называют «гений» и «талант», — это такая дырочка, через которую Бога видно». Моя задача — искать эту дырочку. Я думаю, что дети все интересны, но надо уметь это увидеть

Об организации процесса

Школа полного дня — это значит, что дети находятся в ней не только первую половину дня, но и вторую. После обеда у нас разные кружки, секции, и еще есть так называемая самоподготовка, учитель помогает детям выполнять домашнее задание. Не решает за них задачи, а организует деятельность. В начальной школе это очень важно. Часто бывает, мама сажает ребенка за стол и говорит: «Делай домашнее задание», через полчаса приходит из кухни, говорит: «Ну, почему ты не делаешь?» А он просто не знает, с чего начать, что в начале, что потом, ему трудно самому так долго держать внимание, ему нужна какая-то внешняя опора, костыли. Внешняя атрибутика — парта, класс, доска — организовывает. Кроме того, на самоподготовке учитель старается организовать малые группы. Есть всегда ребятки, которые могут работать сами, и им нужен только контроль — правильно, неправильно ты решил задачу или написал упражнение. А есть дети, которые совсем не могут сами работать, и тогда учитель садится рядом. А есть дети, которым нужно напоминать временами: «Ты пишешь?» «Да-да! — говорит он мне из-под стола. — Пишу-пишу».

Про то, что кроме уроков

Мы ходим вместе в театры, в музеи, на выставки, иногда просто устраиваем игротеки — в субботу дети с родителями собираются и играют. Есть много современных игр, которые незнакомы взрослым, потому что, когда мы были маленькими, их не было: «Диксит», «Блиц», «Барабашка» и тому подобные. И наоборот: то, во что мы играли, сейчас недоступно. Во двор никого не выпускают — страшно же, — и, стало быть, всякие казаки-разбойники, прятки, скакалки,  классики просто отпадают. Дети не знают о существовании таких игр.

Обычно мы чередуем игротеку с походом в театр. Я стараюсь выбирать спектакли, соответствующие их восприятию, и никогда не хожу, не посмотрев сама. Недавно мы смотрели в театре Камбуровой «Шиповничек». Мы, естественно, прочитали сначала саму сказку. Потом посмотрели, обсудили, и спектакль их очень тронул. Например, в начале спектакля выходит шут и говорит, что шут — это человек, который и глупый, и умный одновременно. И один мальчик сказал: «Да, это я. Я — шут». 

О том, что проходят в пятом классе

Очень трудно расставаться с классом, который заканчивает начальную школу.  Период расставания длинный, да и пятиклассникам тяжело привыкать, и они все время бегают рассказать о трудностях жизни. Один мальчик, такой смешной, маленького роста, вечно встрепанный, с книжкой под мышкой, прибежал и сказал: «Татьяна Николаевна, вы нас учили, что добро всегда побеждает зло, а, оказывается, в жизни есть еще соглашения, компромиссы и договоренности».

Это был даже не упрек, а скорее открытие. А что на это скажешь? На самом деле, конечно, побеждает, но иногда дорогой ценой. Но я понимаю, что ему нужно привыкнуть к этой мысли и пожить с ней какое-то время. Поэтому я не стала устраивать философскую дискуссию, а все перевела в шутку и сказала: «Да, Руслан, просто это изучают потом, в пятом классе». Во двор никого не выпускают — страшно же, — и, стало быть, всякие казаки-разбойники, прятки, скакалки, классики просто отпадают. Дети не знают о существовании таких игр.

Об отметках, оценках и эталонах

Отметка не есть оценка. В нашей школе первые четыре класса мы не ставим отметки, а постепенно учим оценивать, не деля на черное и белое, на отличников и двоечников. Важно учитывать психологический возраст — в шесть лет человеку нельзя объяснить, что отметка выставляется за его работу. Вот он так старался, а буквы все равно в строчке не помещаются. И он так устал, написав эти три строчки, и правда выложился. А ему ставят три. А есть ребятишки, которые уже в первом классе читают, как мы с вами, получают пятерки и весело отдыхают на уроках. Но тогда пять за что? И дети это отлично чувствуют. Недавно я подслушала диалог на лестнице. Разговаривали два пятиклассника, которым наконец уже начали отметки ставить. Один говорит: «А я сегодня пятерку получил», а второй спрашивает: «Случайно или заслуженно?»

Оценки работ у нас существуют. Например, учитель каждый день проверяет тетради. И зеленой ручкой обводит или подчеркивает то, что особенно хорошо получилось, как бы говоря: «Вот эти вот три загогулины ты написал точно по образцу. Вот так надо писать». Если, предположим, неправильно решен пример, то учитель ставит под ответом точку. Это сигнал: «Внимание! Ошибка! Надо исправить!» Ребенок открывает тетрадь, видит эту точку, зачеркивает, пересчитывает. А если уж совсем все прекрасно, то учитель даже может высказать свое мнение в какой-то оценочной формулировке, например «отличная работа». 

Такая система делает эталоны прозрачными, дети постепенно понимают, что от них требуется. Ведь когда учитель владеет системой отметок от 1 до 5, он же не пишет в тетради: «Я ставлю тебе четверку или тройку, потому что ты допустил две ошибки на безударные гласные». Как понять, что означает оценка? Да еще и красная ручка включает определенный психологический механизм, ведь в нашей культуре красный — цвет запрета. Собственно, поэтому у нас учителя пишут зеленой ручкой.

О смысле оценок

В четвертом классе мы объясняем критерии оценки. И они могут сами оценить свою письменную работу. Потом можно обменяться тетрадями с соседом по парте, и пусть он оценит, справедливо ли выставлена отметка. Затем экспертную отметку выставляет учитель. На следующий день ребенок получает тетрадь, и у него там три отметки: его, соседа и учителя, их можно сравнить. Первое время они, конечно же, расходятся, но очень быстро приходят к адекватным оценкам. И в пятом классе для них оценка уже не является ударом. В одиннадцать лет можно объяснить, что двойка относится к работе, а не к личности. Да и пятерочки тоже не являются стимулом: это очень быстро теряет свою остроту, новизну. И все извечные родительские усилия по поощрению — мол, за пятерку я тебе куплю что-то — постепенно теряют эффект. Дальше что покупать? Машину? Квартиру?

Про подарки и мотивацию

Я думаю, что мир — не базар и не рынок, и такая стимуляция — это иллюзия, социальный стереотип. Отметка не является мотивационным стимулом, потому что отметка — внешнее, а мотивация — внутри. И существуют способности — от природы или от Бога, кто как верит. И есть подготовка, которая тоже никак не зависит от ребенка. Он тут не властен: ходить ему на подготовку или не ходить. И вот в первый класс приходит один подготовленный ребенок и второй, которым никто никогда не занимался, и он отличает только две буквы из алфавита. Как их оценить этими отметками? Если есть мотивация и любопытство, даже самый неподготовленный ребенок очень быстро догоняет того, кто, почивая на лаврах, ничего не делает. Но, если я ему все время буду ставить два, навряд ли ему захочется догонять. 

Мотивация в первом и в четвертом классе разными вещами диктуется, и это естественно. В первом классе ведущая деятельность — учение. А в четвертом — общение. В первом классе ему интересно все новое — и учительница новая, и портфель новый, и дети все новые, и сам он новый. А в четвертом ему, скажем, важно красиво выглядеть в глазах девочки, которая ему симпатична. 

Об уважении

Очень важно видеть в ребенке человека. Cчитается, что коллеге по работе грубить и хамить нельзя. С детьми это почему-то забывается. И взрослые склонны обращаться к детям в приказном авторитарном стиле: «Вставай! Пойди! Принеси!» Даже слово «пожалуйста» встречается редко. Есть такое стихотворение Марка Шварца:

Я в своей родной квартире
Как на службе строевой.
Командир на командире,
Я один здесь рядовой.

И очень часто взрослые с детьми как старшина в армии общаются. Конечно, это во многом потому, что они в детстве сами жили в таком режиме. Даже если они это осознают, этот поведенческий стереотип бывает очень трудно сломать.


http://bg.ru/kids/uchitelja_bolshogo_goroda_tatjan...

 

 

Комментарии

Гренкова Алла Владимировна

Идея с зеленой ручкой мне понравилась. Без отметок 4 года, тоже здорово!У нас отметки со 2 класса, оценивают свои работы и ответы ученики очень адекватно, начиная с конца 1 класса.И об уважении к ученикам, поддерживаю на все 100!

Слободян Елена Анатольевна

Очень интересная статья, прочитала с удовольствием! Зелёная ручка - здорово! А с отметками - тоже по-разному бывает: у некоторых детей (редко, конечно) отметка побуждает внутреннюю мотивацию, т.е. одно вытекает из другого. А в целом, я бы с удовольствием отказалась от всяких отметок, но часто отметки нужны даже не детям, а их родителям. На уроках оцениваешь работу вместе с детьми, а родители этой оценки не слышат, поэтому многие "не могут контролировать успеваемость своих детей" (это мнение некоторых родителей). Но об успехах и трудностях ребёнка можно узнать и по-другому, например, если с ним почаще общаться...
А на счёт общения с детьми, согласна полностью! НО! Бывает и такое, что ребёнок не слышит добрых слов, лишь на крик реагирует. Тогда как? Выходит, в семье с ребёнком только так и разговаривают... Жаль, а так хочется доброго, душевного общения!!!

Полоскова Мария Дмитриевна

Вот, кстати, соглашусь с тем, что определенная категория детей реагирует только на повышенный тон, потому что так принято общаться за пределами школы. Очень непросто выстраивать работу в группах, где спокойный тон не воспринимается. Сразу предупреждаю, что кричать не собираюсь, придётся привыкать к другому общению.

Статья понравилась, с отметкой полностью согласна.

Степанова Наталия Львовна

Прочитала статью и полностью согласна с Вами.Но вот в своей работе сталкиваюсь с ситуацией,когда родители просят ставить отметки.Я это называю "комплекс дрессированных собачек", когда ребенок учится хорошо не потому,что хочет учиться,а для того,чтобы получить заветную "пятерку" или ее заменитель - "смайлик", значок, кружок и т.п. Ведь отметку считают действенным орудием в поощрении и наказании.

Шевелёва Алина Анатольевна

Мне кажется, что ничего плохо нет в том, если ребёнок начинает хорошо учиться с целью получить хорошую оценку-это ведь тоже мотивация! Потом это перерастёт в привычку, и ему понравится))

Степанова Наталия Львовна

Получить хорошую ОЦЕНКУ-это прекрасное стремление и замечательно,когда оно перерастает в привычку,но я писала про ОТМЕТКУ и ее "заменители". Оценивать собственную работу детей нужно учить в школе с первых дней, сравнивать ее с оценкой учителя, прислушиваться к его замечаниям, пытаться исправить ошибки, понимая, что только в этом случае можно достигнуть хорошего результата. И для этого совсем не обязательно ставить ребенку отметку.

Иванцова Татьяна Федоровна

Работаю в школе 30 лет и все время мечтаю об отмене оценок. пусть уж будут экзамены, но в течение года так жалко ставить плохие оценки, особенно в начальной школе. А в старшем звене оценки вообще малоинформативны. многие ученики приспособились учиться только ради оценок, им знания и не нужны.В начальной школе плохие оценки не нужны, они травмируют и убивают положительную мотивацию к учению. Жаль. что в основном, оценки все же ставятся со второго класса и изменить это нельзя.

Виннер Софья Андреевна

Понятно и доступно. В системе дополнительного образования в которой я работая нет системы оценок, но на своих занятиях по хореографии я использую метод самооценивания с обязательным коментарием почему такая оценка.

Ефимова Вера Яковлевна

Тема затронута очень важная.Я работаю в школе более 30 лет, имея большой педагогический опыт уверена в том, что пятибальная отметка в начальных классах больше вредит, чем приносит пользы. А особенно вредят родители, которые требуют от детей пятерок. Очень сложно родителям понять ФГОС. Считаю, что назрела обстановка давно отказаться от отметочной оценки . Более реально оценивать в бальной или процентном соотношении. Так как оценка ни о чем не говорит, а проводимые комплексные работы, тесты показывают реальные результаты ребенка. Здесь виден результат, видно сколько баллов набрал из возможных, можно вернуться проработать ошибки , понять в чем затруднение. Сам ребенок видит свой уровень, видит к чему нужно стремиться. Важно постоянно мотивировать, заинтересовывать в самосовершенствовании и саморазвитии самого ребенка. И родители должны понять, что важна не отметка, а стремление и желание ребенка учиться, познавать новое, исследовать.

Юмашева Антонина Михайловна

Я педагог, но дошкольного образования, статья меня заинтересовала, потому что внук ходит в школу в 6 кл. приходя из школы сразу говорит о том какие произошли новости и чаще всего начинает с оценок своих или друзей. Думаю если бы все дети учились в первую смену, то проследить за выполнением уроков родителям было бы легче и можно допустить отсутствие дневника, а так хоть в дневнике можно увидеть состояние дел. Я касаюсь только того что бы иметь информацию об успеваемости.
А поощрения и наказания со стороны родителей за успеваемость, считаю, это было и будет и должно быть - дети должны знать зачем им это нужно и это понимание и отношение к ученью меняется с возрастом.
Будет отлично если у детей будет стремление к самостоятельному приобретению знаний, но это не сейчас, вот вернули школьную форму..., да и мы, взрослые имеем стимул - наша зарплата.

Щемелёва Наталья Викторовна

Я работаю в старшей школе и среднем звене.но вопрос оценки и для меня стоит очень остро. Сколько приходится терпеть и детям и учителям при выставлении четвертных и годовых,а уж про текущие я молчу... Попробую что-то из статьи привнести и в свою работу. Спасибо.

Юмашева Антонина Михайловна

Наверно, трудно, если в четверти стоит две оценки 2 и 5, понятно, что первый раз не готов (а может и за то, что забыл тетрадь) а второй раз - готов. И что ставить за четверть? В наши годы в журнале редко пустые клетки без оценок были, на первые парты мы даже не садились, учителя туда для ответов письменно сажали - кого назовут, за дополнения ставили оценки, а если их две конечно трудно, у детей политика такая вчера спросили - 2 недели не спросят. Как оценить успеваемость и успешен ли ребёнок только по ЕГЭ, нам педагогам аттестация не нравится, а детей такому стрессу подвергают и останется ребёнок с этим результатом на всю жизнь.

Беседина Кристина Викторовна

Спасибо большое, очень полезная информация.

полосуева олеся сергеевна

очень хорошая статья

Я полностью поддерживаю автора данной статьи. Амонашвили тоже предлагает обучение без отметок. У меня сейчас 1 класс. Я применяю зелёлую пасту при рисовании короны самостоятельно написанной орфографической букве детьми. Ребят это мотивирует, появляется желание написать как можно больше красивых букв, чтобы их короновать.

Юмашева Антонина Михайловна

Любовь Петровна, хочу с вами поспорить, что значит короновать, от оценок хотите отказаться, а метки ставите! Был у меня опыт опять же с внуком, они в детском саду не хотят играть с тем у кого мало или нет меток - плохой значит. В чём разница - оценка 2 или 1 и даже 3 и ребёнок у которого нет метки "короны"? раньше все новшества апробировались, теперь кто что придумает... и мы давай опыт перенимать, не всё золото, что блестит, ищем золотую середину, а вы спросите некоронованных детей, что они чувствуют, печёмся о благополучии детей в социуме, а сами педагоги вешаем им ярлык.

Здравствуйте, Антонина Михайловна. Ярлыки в данной ситуации мы вешаем не детям , а буквам. И это видит только ученик, который писал и я.Это с целью развития самооценки. Ребёнок сравнивает с образцом и старается следующую букву написать правильно. Даже если он нарисовал хоть одну корону, он умничка. Он сравнивает только свою работу. Этому надо научить детей.

Асташева Ольга Юрьевна

Очень интересная тема для размышления. Оценки часто превращаются в самоцель, игнорируется сам процесс познания, усвоение нового.

Юмашева Антонина Михайловна

Вы так озвучиваете, будто камни - пошёл и набрал, кто больше, ОЦЕНКИ НУЖНО ЗАСЛУЖИТЬ, выучить и т. д. или их просто так ставят, за желание их иметь. За чем гнаться?

Маркевичус Людмила Фёдоровна

Статья понравилась, спасибо.

Наталья, огромное спасибо за статью. Какая Вы умничка. я поддерживаю Вас и всегда так же размышляла как и Вы. Я очень рада, что у меня есть единомышленники!!!

Бобовникова Ольга Геннадьевна

Полезная статья, спасибо, но к сожалению, в большинстве случаев нельзя не ставить отметку. Хотя отметка, не всегда отражает оценку качества знаний.

Попова Елена Сергеевна

Полезная информация

Толстикова Светлана Борисовна

Интересны было узнать о Вашей системе обучения и воспитания детей в начальной школе.
Заинтересовала идея с указанием за что в конкретной работе можно похвалить, и что надо исправить (точки, зеленая ручка, кружочки)
Тогда интересно было бы узнать а как родители? Ведь это такая же кропотливая работа должна вестись и дома. И родителей необходимо учить понимать язык "зеленой ручки".
Спасибо.

Бордунова Вера Николаевна

Интересная статья.

Хорошая статья

Я бы с радостью учила без оценок.

Кривченко Ирина Михайловна

Статья очень интересная и , безусловно, о наболевшем. Родственные проблемы и у нас, в дополнительном образовании. И если в подготовительных классах используются эмоционально окрашенные картинки- солнышки, грибочки, тучки, то с первого класса требуется ставить оценку в баллах. На мой взгляд для большинства детей получить даже тройку, не говоря о двойке - это стресс. И хорошо, если любовь родителей поможет преодолеть неуверенность в себе и поверить в свои силы. В младшей школе оценка помогает и ребенку, и родителям ориентироваться в освоении детьми учебного материала и поведении, но должна быть далека от формального проставления баллов.

Артёмова Екатерина Викторовна

Шикарная школа! Поклон администрации! Мы пока не можем убедить нашего директора внести изменения в устав и отменить оценки не только в 1-м. но и во 2-м классе. Я 8 лет работала в начальной школе, где были отменены оценки по физкультуре, музыке, рисованию, при чем велись эти предметы, можно сказать, углубленно. Дети с 1-го класса пели на ежегодных творческих отчетных концертах, в 4-м классе рисовали отличные портреты акварелью, а на Масленицу (и не только) всей семьей с удовольствием и без принуждений выходили на лыжах и т.д. и т.п.

Гусева Ирина Витальевна

Мудрая статья. хорошие идеи. А я вот не за отказ от отметок, а за расширение оценочной базы. баллов так до 15-20. И как бы еще внушить родителям, что не за отметками детки в школу ходят

Яковенко Галина Анатольевна

Ваша статья, Татьяна пронизана мудростью и позитивом. Я предполагаю, что ваше образовательное учреждение не бюджетное. Такие известные принципы гуманизма - безоценочность на начальном этапе обучения, акцент на успех и то, что у ребёнка получается лучше, уважительное отношение к ребёнку. Искренне желаю процветания вашей школе, побольше бы таких заведений в нашей стране.

Татьяна Михайловна Захарченко

Отмечу, что выделила для себя:
1)...нужны некоторые специальные навыки. В первую очередь запас терпения. ...
2)...за четыре года научить детей учиться и взаимодействовать с другими людьми...
3)... Не решает за них задачи, а организует деятельность. ...
4)...нас учили, что добро всегда побеждает зло, а, оказывается, в жизни есть еще соглашения, компромиссы и договоренности...
5)...Отметка не есть оценка...
6)...двойка относится к работе, а не к личности...
7)...Если есть мотивация и любопытство, даже самый неподготовленный ребенок очень быстро догоняет того, кто, почивая на лаврах, ничего не делает...
8)...Очень важно видеть в ребенке человека...

Каретникова Ульяна Геннадьевна

Спасибо! Интересные размышления! Главное, видеть в каждом ребёнке человека! И вдохновлять!

Новикова Татьяна Валерьевна

Интересная статья. Современная система оценивания конечно изжила свое, но и без системы никак нельзя.