Мария Базалишвили. Ваши дети не жестоки!

Меня предупреждали, что мою дочь в обычной школе непременно буду обижать, унижать, превратят ее жизнь в сущий ад. Я не принимала подобные разговоры близко к сердцу

Однажды я экстренно попала в больницу, и мои дети достались подруге Свете. Все обошлось, и через день меня отпустили домой. И вот сидим мы со Светой у меня на кухне, и она рассказывает, как прошли эти сутки без меня. Света давно знает Женю, но ее потряс опыт прогулки с ней. "Маша! Они же ВСЕ пялятся на нее! Как вы по улицам ходите?" – и признает, что этот опыт не заменят никакие рассказы и объяснения.

Моей старшей дочке Жене 12 лет. У нее ДЦП. Я не люблю начинать рассказ о Женечке с ее диагноза. Потому что этот диагноз никак не характеризует ее. Но в моем сегодняшнем повествовании это важно. Итак, с самого ее раннего возраста я старалась не замыкаться на наших специфических проблемах. Мы с Женей ходили в музеи и театры, в кружки и "развивалки" вместе со всеми – с обычными.

Как только я заикнулась, что планирую отдать Женьку в обычную массовую школу через дорогу, то стала регулярно слышать страшилку – "дети жестоки". Меня пугали врачи в поликлинике, знакомые по детской площадке и по музыкальной школе, френды в соцсетях и многочисленные пользователи форумов. Меня предупреждали, что мою дочь в обычной школе обычные дети непременно буду обижать, унижать, превратят ее жизнь в сущий ад. Я не принимала подобные разговоры близко к сердцу. К этому времени у меня было собственное мнение о пресловутой "детской жестокости". Но иногда хотелось воскликнуть: "Люди, опомнитесь! Ведь это вы и про своих детей говорите!"

Я уверена, что детская жестокость – это ответственность взрослых. И только. То, что в умных книжках называют педагогической запущенностью. И говоря о том, что на пути особого ребенка в обычную школу стоит жестокость его сверстников, взрослые просто прикрываются детьми – прикрывают свою несостоятельность, свои страхи, свою невоспитанность и невежество.

Я скажу вам правду про ваших детей – они прекрасны! Как я уже писала, Женьке 12 лет, соответственно, она учится в шестом классе. В первый и второй класс ее за руку водила я, а там, в пределах одного кабинета, учительница с ней вполне справлялась. Третий и четвертый класс Женя училась дома из-за очередной операции и сложного восстановительного периода. А в пятый класс она пошла с тьютором (индивидуальным сопровождающим), которого предоставило роно. Полтора года Женька училась наравне со всеми. Не все было гладко – подростки они и есть подростки. Да и барышня у меня с характером. Вот только какого-то специфического отношения в Жене я в классе не замечала. Дети не дураки (да-да!), они очень быстро почувствовали невидимую границу, в чем необходимо сделать скидку на особость (придержать дверь, поднять ручку, подождать при ходьбе), а в чем они абсолютно равны. Отмечу, что взрослым это разграничение дается намного труднее. Одна учительница фактически не занималась с Женей, при этом ставя ей 4 и 5. Когда я забеспокоилась пробелами в знаниях по предмету, она (со)страдальчески закатила глаза и сказала: "Не переживайте, уж Жене-то я всегда четверку поставлю. Бедная девочка!" В отличие от взрослых, дети не делают скидок на диагноз, когда спорят, и не дарят конфетки за "несчастность".

И вот грянул гром. На этих зимних каникулах стало известно, что наша тьютор уволилась. Для Жени отсутствие тьютора – приговор к надомному обучению. Ей хоть и немного, но нужна помощь и сопровождение. Она не может носить свой портфель, не может без посторонней помощи спуститься и подняться по лестнице, ей тяжело быстро собрать свою канцелярию в портфель и, наоборот, приготовиться к уроку. Вроде мелочи, а самой никак. Да и по коридору во время перемены страшновато перемещаться без страховки. Мы загрустили, Женя к концу каникул еще и простыла и в школу не вышла.

Обычные ребята, шестиклассники, те, что иногда дерутся на переменах, забывают сделать домашку и даже (о, ужас!), случалось, ругаются матом, так вот, эти ребята остались на классный час и решили, что будет страшно несправедливо, если Женя не сможет ходить в школу из-за каких-то мелочей. Они разбились на пары, составили график, и вот уже второй месяц встречают Женю в фойе. "Мы сегодня дежурные!" – по-деловому – мальчишки с напускным недовольством, девочки с энтузиазмом – забирают у меня портфель.

Это правда про ваших прекрасных детей. И больше не наговаривайте на них!

Спасибо вам, спасибо нашим учителям.

Женя в классе


Источник: Новая газета

 

 

Комментарии

Каляганова Любовь Андреевна

Я работаю воспитателем в дошкольном учреждении. Однажды у нас в группе появилась девочка с диагнозом ДЦП. Надо отметить, что наша группа компенсирующей направленности. И дети,а посещали в основном мальчики, и были далеко не примерного поведения. А вот девочку практически на руках выносили на прогулку. Чтобы покатать Аню, по двое подхватывали и поднимали на горку. Поднимали, отряхали от снега. Никогда не обижали. Если Аня во время еды брала чей-то хлеб, ложку, не жаловались. Мы узнали наших мальчиков с другой стороны. Нам это нужно:воспитывать желание у детей участвовать в жизни того, кто нуждается в помощи!

Сердитых Елизавета Владимировна

Дети становятся жестокими не без участия взрослых. А сами по натуре открытые,добрые, умеющие сочувствовать и сопереживать. Класс моего сына набирался как казачий и девочек там было мало, а тут в 6 класс перевели девочку с надомного обучения с ДЦП. Мама её тоже так переживала, как и мы, ведь мальчишки такие шустрые. Проучилась девочка в классе 1 год,и ушла из -за проблем со здоровьем.Все так переживали, ходили к ней в гости, помогали с уроками, как девочки, так и мальчики.Когда сына спросила почему к ней они относятся лучше чем к здоровым девочкам, сказал что я не понимаю, что они обычные девчонки, а она необыкновенная.Так её впервые назвала их классный руководитель, а подхватили дети.

Чирикова Елена Владимировна

Мария, Вы счастливый человечек, дай бог здоровья Вам и Вашей девочке!!! Все будет хорошо!!! По другому просто не может быть!!!!!!!

Мартьянова Ольга Викторовна

В нашей школе тоже учатся дети с ограниченными возможностями здоровья, кто-то на надомном обучении, кто-то в общем классе.И хочется отметить, что дети, действительно относятся к ним по-доброму, помогают и поддерживают!

Горбань Надежда Леонидовна

Мария, Вам очень повезло. Дай Вам Бог счастья!

Шектыбаева Татьяна Биржановна

Как здорово! Я очень за вас рада! Браво маме! Такая жизненная позиция замечательная! Однозначно, что учитель, классный руководитель, сработал грамотно и профессионально! Побольше бы таких добрых историй.

Юмашева Антонина Михайловна

Дети прекрасны! Всё зависит от родителей - я с вами полностью согласна. Вам терпения, Женечке здоровья, удачи. Побольше бы таких школ, учителей!

Орлова Елена Алексеевна

Данная история на самом деле радует и хочется чтобы она продолжалась и дальше! Но всё же не всегда и не везде всё так удачно! Если форма ДЦП лёгкая,тогда ребёнок легко адаптируется среди учеников,но даже в этом случае бывает не всё так гладко.Знаю семью где ребёнок с ДЦП посещает обычную школу,но испытывает на всём протяжении обучения трудности в общении с одноклассниками,например никто не желает сидеть с девочкой за одной партой и т.п.

Юмашева Антонина Михайловна

Елена Алексеевна, чаще всего именно так обстоят дела, дети не только не хотят сидеть за одной партой, а чаще игнорируют вообще, не озвучиваю более неприятных слов, потому что не хочется портить такой позитивный, радующий сердце отзыв мамы.

Чивильдеева Татьяна Юрьевна

Недавно проводила классный час на тему "Умеем ли мы прощать? Нужно ли прощать?". В ходе разговора затронули тему - обижают ли вас старшеклассники. Дети не смогли вспомнить какой-то жестокой обиды. А всё дело в том, что у нас небольшая малокомплектная школа. Скажу без преувеличения, что отношения ученик- ученик, ученик-учитель не являются такими, как во многих школах.Мы одна дружная семья. Я не преувеличиваю. В этом заслуга учителей и грамотно построенной воспитательной работы. А еще, это плюс маленькой школы. Кстати, у нас и с патриотическим воспитанием отлично. Обидно, что в условиях оптимизации таких школ становится все меньше.

Феденюк Татьяна Анатольевна

Жизнь показвает, что это взрослые боятся работать с такими детьми и детскую жестокость порождают наш страх и настороженность. Я работаю в детском саду. В одном из моих выпусков был мальчик с одной ручкой. Дети помогали ему, где это было необходимо. А в остальном он был такой же как все - умненький, хорошенький. Если появлялись новенькие, их пристальное вниманое длилось всего нескольно минут и ВСЁ! Когда мама Игорька заговорила о надомном обучении, мы дружно принялись уговаривать её отдать ребёнка в обычную школу. Сейчас наш Игорёк заканчивает четвёртый класс и является одним из лучших учеников. Наши дети не жестокие! Они очень хорошие!!!

Орлова Елена Алексеевна

Очень правильно ,Татьяна Анатольевна,Вы пишете! Но если у ребёнка тяжёлые формы ДЦП и т.п.,естественно необходим специальный центр.

Все зависит, как уже писалось, от позиции учителей и взрослых. Дети как "губки" впитывают все. Чем больше им несешь тепла, тем они добрее и открытее становятся. А девочка действительно необыкновенная. Не нужно заострять внимание и дети будут относиться к ней, как к равной им.

Суркова Ирина Владимировна

У меня был студент с ДЦП. Мне сложно определить тяжесть формы, но инвалидность у парня была, я это знаю. Диагноз выражен явно. Учился он едва ли не лучше всех, закончил колледж с красным дипломом, отличный голос, пел, прекрасные отношения с однокурсниками. После окончания колледжа - университет, специальность "Юриспруденция", шел на красный диплом, случайная четверка на госэкзамене. Сейчас пытается найти себя в преподавании, аудиолекции безукоризненны (слушала). Поэтому диагноз не означает приговора. Бы и другой парень - с тем же диагнозом, но с глубоким поражением психики. Коллеги его боялись, я относилась нормально. У парня очень широкий кругозор, многие факты в искусствоведении(уверена) не знают даже наши преподаватели культурологи. К нему просто нужен был "ключ" - любовь, доверие. Учился он также по юридическому направлению, и, понятно, мы переживали за его ответы на госэкзамене (вероятно, какой-то вид аутизма, я не специалист), большие проблемы с речью и диалогом. Предупредили председателя комиссии, прокурора, нас успокоили, сказали, что все будет нормально. Так он настолько уверенно ответил на практические вопросы, высказал свою точку зрения и нашел нужные правовые нормы, что комиссия без вопросов поставила "отлично". А ведь тяжелый инвалид, практически не контактен.
Поэтому главное нормальное отношение к человеку со стороны педагогов, а дети будут следовать линии учителя.
Ни в одном случае со стороны детей (а все же колледж, не отличников собираем) не было никаких эксцессов, инвалидам всегда помогали, сочувствовали, и при возможности воспринимали на равных.

Полностью с вами согласна, Людмила Анатольевна. Дети впитывают в себя всё как "губки": и плохое, и хорошее. И всё зависит от позиции ВЗРОСЛЫХ.