Главные вкладки

    Социализация детей через предмет "Технология"

    Суворова Елена Олеговна

           Социализация детей через предмет «Технология»

             Изменения, происходящие в России экономические и политические, требуют существенных изменений в различных сферах человеческой деятельности, в том числе и в образовании.

              Образование в последнее время развивается в направление соединения науки и практики, технизации и компьюторизация образования. Благодаря введению в учебный план обязательного образования, предмета «Технология», цель которого – заложить основные навыки и знания учащейся молодёжи в трудовой деятельности в новых экономических условиях, способствующих воспитанию и развитию инициативной, творческой личности, процессу её самоопределения и самореализации в будущей профессии.

             В Большой Советской Энциклопедии  даётся следующее определение технологи: «Технология (от греч. Techne – искусство, мастерство, умение….логия) – совокупность приёмов и способов получения, обработки и переработка сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий, осуществляемых в различных отраслях промышленности, в строительстве и т.д.»

             За последнее время значение слова «Технология» значительно изменилось. Это теперь не только производственный процесс, но и, то, что связанно с непроизводственными сферами жизни.

            Это не предметно-ориентированный техническими науками (машиноведение, электротехника и т.п.) предмет. А проблемно – ориентированный комплекс научно-технической, социально-технической  дисциплины (экономика, информатика, психология и т.п.). Они изменяют подход, объединяя знания  в различных научных областях, и входят в научное обеспечение современных условий жизнедеятельности людей. Все эти знания являются основой крупной области знаний необходимых каждому человеку (наряду со знанием основ естественных и общественных наук). Всё это на мой взгляд может стать содержанием учебного предмета «Технология»

              Тенденции современного общественного развития, направлены на модель подготовки подрастающего поколения, влияющие на развитие конкретного ученика. Появились новые методики и технологии обучения и воспитания. Всё это потребовало большой предварительной работы. Анализа и обобщение отечественного и зарубежного опыта работы в области технологического образования молодёжи.

              Мировой опыт ускорения научно-технического прогресса (Япония, Италия, Германия) показывают, что в последнее время спрос на неквалифицированный труд резко падает. Так, в Японии 80% заняты в производстве со сложными технологиями в торговле, образовании, в банковском деле, спорте и т.д. Всё это характерно и для других высокоразвитых стран мира.

               В России спрос на высшее образование велик, но после получения диплома о высшем образовании молодёжь не спешит утраиваться по специальности. Ищет где можно работать только умственно, не прибегая к физической работе.  Ориентируется в первую очередь на заработную плату. Работать на заводе обычным рабочим считает не престижным. Предмет «Технология» как раз и может дать более полное представление о рабочих профессиях, с использованием высоких технологий в производстве, станки с программным управлением, компьютерными программами. Показать на практике что такое рабочий? Предмет «Технология» - связующий предмет, обобщающий полученные знания из математики, физики, химии и биологии, показывающий их использование в работе промышленности, энергетики, связи, транспорта и других сверах деятельности человека.

              Изучение предмета «Технология», учащимся может помочь, приобрети общетрудовые и частично специальные знания и умения и обеспечить физическое и эстетическое развитие их адаптацию к современным социально-экономическим условиям.

              Основная цель нового предмета «Технология» подготовка учащихся к самостоятельной жизни. Знакомство с производством: текстильная промышленность, кулинарное производство. Конечно, научить всему за столь короткое время урока не возможно, но дать основные навыки, умения и знания можно. Обучение можно продолжить и после урока. Это может быть экскурсии на производство, разработка в виде проекта "Я на ......" Так же применение уже полученных навыков дома, и поиск новой информации, например: " Что можно приготовить из  теста?". Это не только вкусные пирожки с различной начинкой, но  так же хороший материал для изготовления различных поделок.  И здесь открывается огромный мир для творчества и воплощения разных идей. Подход к работе на кухне не как к чему-то нудному, а творческому процессу. Так же можно подойти к безотходному производству любой продукции и сделать из остатков того же материала очень полезную вещь для дома. Дать вторую жизнь старым вещам.

              Деление класса по гендерному признаку тоже не маловажно.  Федеральный государственный образовательный стандарт 2005 года по предмету «Технология» предлагает изучать данный предмет в рамках одного из трёх направлений: «Индустриальные технологии», «Технология ведения дома» и «Сельскохозяйственные технологии», при этом в документе говорится, что следует учитывать как интересы, так и склонности учащихся, так и возможности образовательных учреждений и местные социально-экономические условия. Отдельно подчёркивается: «Выбор направлений обучения учащихся недолжен, проводиться по половому (гендерному) признаку, а должен исходить из образовательных потребностей и интересов учащихся». Всё это даёт учащимся самостоятельно выбрать, что они хотят изучать «Индустриальную технологию» или «Технологию ведения дома». Эти две технологии в основном относятся к городским школам. Сельским школам  больше подходит программа «Сельскохозяйственные технологии» где ситуация с гендрным делением несколько иная. И, несмотря на то, что в современной России при приёме на работу законодательно запрещены любые ограничения, не связанные с профессиональными навыками. До сих пор наблюдаются примеры «скрытой» дискриминации на рынке труда.  Работа для  женщин в основном связана с ведением домашнего хозяйства (уборщица, посудомойка, учитель, воспитатель и т.д.). Такой стереотип в работе закладывается в семье, поддерживается СМИ и ближайшим окружением. Новая программа предмета «Технология» даёт возможность расширить область знаний как в применение в быту, так  и в выборе будущей профессии. На уроках «Технологии» учащие открывают для себя новую область знаний и умений. Но так очень плохо умеют работать руками, для них возникает трудность в выполнении  практической работы. Родители зачастую воспринимают предмет «Технология» как лишний и не нужный предмет. Они не рассматривают его как предмет социализации их детей в обществе. Заинтересовать и увлечь своим предметом задача педагога.  И здесь включается не только знания и опыт педагога, но и его личные качества. И если учащиеся  воспринимают урок как более близкое общение с учителем, тогда учитель переходит из разряда наставника и диктатора. Учитель становится помощником и созидателем: «Мы ничему не научимся  у того, кто говорит: делай как я. Единственными нашими учителями являются те, кто горят «Делай со мной»[ Жиль Делез].  Предмет «Технология» такой же важный, как и все остальные предметы в школе, это предмет социализации и адаптации будущего рабочего поколения к новой экономической жизни в обществе.

            

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sotsializatsiya_detey_cherez_predmet_tehnologiya.docx16.76 КБ

    Предварительный просмотр:

           Социализация детей через предмет «Технология»

             Изменения, происходящие в России экономические и политические, требуют существенных изменений в различных сферах человеческой деятельности, в том числе и в образовании.

              Образование в последнее время развивается в направление соединения науки и практики, технизации и компьюторизация образования. Благодаря введению в учебный план обязательного образования, предмета «Технология», цель которого – заложить основные навыки и знания учащейся молодёжи в трудовой деятельности в новых экономических условиях, способствующих воспитанию и развитию инициативной, творческой личности, процессу её самоопределения и самореализации в будущей профессии.

             В Большой Советской Энциклопедии  даётся следующее определение технологи: «Технология (от греч. Techne – искусство, мастерство, умение….логия) – совокупность приёмов и способов получения, обработки и переработка сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий, осуществляемых в различных отраслях промышленности, в строительстве и т.д.»

             За последнее время значение слова «Технология» значительно изменилось. Это теперь не только производственный процесс, но и, то, что связанно с непроизводственными сферами жизни.

            Это не предметно-ориентированный техническими науками (машиноведение, электротехника и т.п.) предмет. А проблемно – ориентированный комплекс научно-технической, социально-технической  дисциплины (экономика, информатика, психология и т.п.). Они изменяют подход, объединяя знания  в различных научных областях, и входят в научное обеспечение современных условий жизнедеятельности людей. Все эти знания являются основой крупной области знаний необходимых каждому человеку (наряду со знанием основ естественных и общественных наук). Всё это на мой взгляд может стать содержанием учебного предмета «Технология»

              Тенденции современного общественного развития, направлены на модель подготовки подрастающего поколения, влияющие на развитие конкретного ученика. Появились новые методики и технологии обучения и воспитания. Всё это потребовало большой предварительной работы. Анализа и обобщение отечественного и зарубежного опыта работы в области технологического образования молодёжи.

              Мировой опыт ускорения научно-технического прогресса (Япония, Италия, Германия) показывают, что в последнее время спрос на неквалифицированный труд резко падает. Так, в Японии 80% заняты в производстве со сложными технологиями в торговле, образовании, в банковском деле, спорте и т.д. Всё это характерно и для других высокоразвитых стран мира.

               В России спрос на высшее образование велик, но после получения диплома о высшем образовании молодёжь не спешит утраиваться по специальности. Ищет где можно работать только умственно, не прибегая к физической работе.  Ориентируется в первую очередь на заработную плату. Работать на заводе обычным рабочим считает не престижным. Предмет «Технология» как раз и может дать более полное представление о рабочих профессиях, с использованием высоких технологий в производстве, станки с программным управлением, компьютерными программами. Показать на практике что такое рабочий? Предмет «Технология» - связующий предмет, обобщающий полученные знания из математики, физики, химии и биологии, показывающий их использование в работе промышленности, энергетики, связи, транспорта и других сверах деятельности человека.

              Изучение предмета «Технология», учащимся может помочь, приобрети общетрудовые и частично специальные знания и умения и обеспечить физическое и эстетическое развитие их адаптацию к современным социально-экономическим условиям.

              Основная цель нового предмета «Технология» подготовка учащихся к самостоятельной жизни. Знакомство с производством: текстильная промышленность, кулинарное производство. Конечно, научить всему за столь короткое время урока не возможно, но дать основные навыки, умения и знания можно. Обучение можно продолжить и после урока. Это может быть экскурсии на производство, разработка в виде проекта "Я на ......" Так же применение уже полученных навыков дома, и поиск новой информации, например: " Что можно приготовить из  теста?". Это не только вкусные пирожки с различной начинкой, но  так же хороший материал для изготовления различных поделок.  И здесь открывается огромный мир для творчества и воплощения разных идей. Подход к работе на кухне не как к чему-то нудному, а творческому процессу. Так же можно подойти к безотходному производству любой продукции и сделать из остатков того же материала очень полезную вещь для дома. Дать вторую жизнь старым вещам.

              Деление класса по гендерному признаку тоже не маловажно.  Федеральный государственный образовательный стандарт 2005 года по предмету «Технология» предлагает изучать данный предмет в рамках одного из трёх направлений: «Индустриальные технологии», «Технология ведения дома» и «Сельскохозяйственные технологии», при этом в документе говорится, что следует учитывать как интересы, так и склонности учащихся, так и возможности образовательных учреждений и местные социально-экономические условия. Отдельно подчёркивается: «Выбор направлений обучения учащихся недолжен, проводиться по половому (гендерному) признаку, а должен исходить из образовательных потребностей и интересов учащихся». Всё это даёт учащимся самостоятельно выбрать, что они хотят изучать «Индустриальную технологию» или «Технологию ведения дома». Эти две технологии в основном относятся к городским школам. Сельским школам  больше подходит программа «Сельскохозяйственные технологии» где ситуация с гендрным делением несколько иная. И, несмотря на то, что в современной России при приёме на работу законодательно запрещены любые ограничения, не связанные с профессиональными навыками. До сих пор наблюдаются примеры «скрытой» дискриминации на рынке труда.  Работа для  женщин в основном связана с ведением домашнего хозяйства (уборщица, посудомойка, учитель, воспитатель и т.д.). Такой стереотип в работе закладывается в семье, поддерживается СМИ и ближайшим окружением. Новая программа предмета «Технология» даёт возможность расширить область знаний как в применение в быту, так  и в выборе будущей профессии. На уроках «Технологии» учащие открывают для себя новую область знаний и умений. Но так очень плохо умеют работать руками, для них возникает трудность в выполнении  практической работы. Родители зачастую воспринимают предмет «Технология» как лишний и не нужный предмет. Они не рассматривают его как предмет социализации их детей в обществе. Заинтересовать и увлечь своим предметом задача педагога.  И здесь включается не только знания и опыт педагога, но и его личные качества. И если учащиеся  воспринимают урок как более близкое общение с учителем, тогда учитель переходит из разряда наставника и диктатора. Учитель становится помощником и созидателем: «Мы ничему не научимся  у того, кто говорит: делай как я. Единственными нашими учителями являются те, кто горят «Делай со мной»[ Жиль Делез].  Предмет «Технология» такой же важный, как и все остальные предметы в школе, это предмет социализации и адаптации будущего рабочего поколения к новой экономической жизни в обществе.

           


     

    Комментарии

    Ивлиева Наталия Алексеевна

    Статья актуальна.У нас немного сложнее.Разрабатывая программу по социализации обучающихся специальной (коррекционной) школы VIII вида, определяются основные направления работы, способствующие решению задач социальной адаптации наших учащихся:
     социально-бытовая ориентировка и культура поведения и общения;
     формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
     трудовая подготовка.