Мастер-класс «Безопасное общение»

Брылова Елена Владимировна

Мастер-класс «Безопасное общение»

В современном обществе одной из актуальнейших тем является безопасность в общении между сверстниками. Выработать у ребят умение находить выход из конфликтных ситуаций, порой опасных для жизни, научить вести себя достойно в различных жизненных ситуациях возможно, только сформировав у них целостное понимание понятия «конфликт», его этапов, видов, привив практические навыки выхода из конфликтных ситуаций. И взрослые, и дети в любой момент могут оказаться в опасной ситуации. Даже самая обычная обстановка может сделаться угрожающей, если не понимать основ эффективного бесконфликтного общения и не знать правил поведения в школе, на улице, в транспорте, дома. Это одно из важных направлений деятельности психолого-педагогической службы.

Цель мастер-класса: создание школьниками свода правил «Как избежать конфликта» и получение навыков выхода из конфликтных ситуаций.

Задачи:

·                                 выявить, в чём заключается безопасность при общении;

·                                 ознакомить детей со стратегиями выхода из конфликтных ситуаций;

·                                 научить умению формулировать мысли и достойно отвечать на провокации;

·                                 научить принимать компромиссные решения;

·                                 выявить опасности, которые окружают школьников, и рассказать, какими способами обезопасить себя от них;

·                                 создать условия для совместной творческой деятельности школьников.

Ход проведения мастер-класса:

1. Приветствие.

Цель: научить искусству самопрезентации.

«Добрый день, меня зовут…, я специалист… . Наше сегодняшнее занятие посвящено безопасному общению. Мы узнаем, что такое безопасность, какие бывают угрозы и что такое безопасность в общении. В процессе тренинга мы будем беседовать, смотреть видеоролики, выполнять творческие и другие упражнения. В конце занятия у вас должно сложиться понимание того, что представляет собой «безопасное общение» и как эффективно его применять в жизни.

2. Знакомство.

Цель: познакомиться внутри группы, настроить группу на конкретную тематику.

Инструкция: каждый участник по кругу называет свое имя и слово, которое ассоциируется с безопасностью. Слово должно начинаться на первую букву его имени.

3. Упражнение «Общий признак».

Цель: повысить уровень динамики, перемешать группу.

Инструкция: сейчас я буду называть какой-либо признак, и те, у кого он есть, встают и меняются местами (синий цвет в одежде, карие глаза, наличие домашнего животного и т. д.).

4. Мини-лекция.

Давайте теперь поговорим. Скажите, пожалуйста, что для вас безопасность? Как вы думаете, в чём может заключаться безопасность в общении? (Необходимо подвести участников занятия к понятию конфликта.) Что такое конфликт? Из-за чего, как правило, они происходят? Что чаще всего является предметом конфликта? Как можно избежать конфликта?

После обсуждения и ответов на поставленные вопросы лектор даёт небольшой лекционный материал.

Определение понятия «конфликт»: Конфликт – это такое отношение между субъектами социального взаимодействия, которое характеризуется их противоборством на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) и/или суждений (мнений, взглядов, оценок и т. п.). (С. М. Емельянов)

Основные этапы конфликта:

1. Возникновение и развитие конфликтной ситуации. Конфликтная ситуация создаётся одним или несколькими субъектами социального взаимодействия и является предпосылкой конфликта.

2. Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социального взаимодействия и эмоциональное переживание им этого факта. Следствиями и внешними проявлениями подобного осознания и связанных с ним эмоциональных переживаний могут быть: изменение настроения, критические и недоброжелательные высказывания в адрес своего потенциального противника, ограничение контактов с ним и т. д.

3. Начало открытого конфликтного взаимодействия. Этот этап выражается в том, что один из участников социального взаимодействия, осознавший конфликтную ситуацию, переходит к активным действиям (в форме демарша, заявления, предупреждения и т. п.), направленным на нанесение ущерба «противнику». Другой участник при этом сознает, что данные действия направлены против него, и, в свою очередь, предпринимает активные ответные действия против инициатора конфликта.

4. Развитие открытого конфликта. На этом этапе участники конфликта открыто заявляют о своих позициях и выдвигают требования. Вместе с тем они могут не осознавать собственных интересов и не понимать сути и предмета конфликта.

5. Разрешение конфликта. В зависимости от содержания, разрешение конфликта может быть достигнуто двумя методами (средствами): педагогическими (беседа, убеждение, просьба, разъяснение и т. п.) и административными (перевод на другую работу, увольнение, решения комиссий, приказ руководителя, решение суда и т. п.). (С. М. Емельянов)

Характеристика основных стратегий поведения в конфликтной ситуации:

1. Принуждение (борьба, соперничество).

Тот, кто выбирает данную стратегию поведения, прежде всего, исходит из оценки личных интересов в конфликте как высоких, а интересов своего соперника – как низких. Стратегия принуждения в конечном итоге сводится к выбору: либо интерес борьбы, либо взаимоотношения.

2. Уход.

Стратегия ухода отличается стремлением уйти от конфликта. Она характеризуется низким уровнем направленности на личные интересы и интересы соперника и является взаимной. Это по сути дела взаимная уступка. Межличностные отношения при выборе данной стратегии не подвергаются серьезным изменениям.

3. Уступка.

Человек, придерживающийся данной стратегии, так же, как и в предыдущем случае, стремится уйти от конфликта. Но причины «ухода» в этом случае иные. Направленность на личные интересы здесь низкая, а оценка интересов соперника высокая. Иначе говоря, человек, принимающий стратегию уступки, жертвует личными интересами в пользу интересов соперника.

4. Компромисс.

Компромиссная стратегия поведения характеризуется балансом интересов конфликтующих сторон на среднем уровне. Иначе её можно назвать стратегией взаимной уступки. Стратегия компромисса не портит межличностных отношений. Более того, она способствует их положительному развитию.

5. Сотрудничество.

Стратегия сотрудничества характеризуется высоким уровнем направленности как на собственные интересы, так и на интересы соперника. Данная стратегия строится не только на основе баланса интересов, но и на признании ценности межличностных отношений. (С. М. Емельянов)

Видеоряд по стратегиям выхода из конфликтной ситуации (мультфильмы, отрывки из фильмов).

5. Работа в мини-группах.

Цель: закрепление лекционного материала.

Инструкция: рассчитайтесь на «первый-третий» («первый-четвёртый») и разойдитесь по номерам в мини-группы (первые к первым и т. д.).

Каждая команда получает лист ватмана, черновики, фломастеры, маркеры. Задача: в виде «свода правил» написать ответы на следующие вопросы:

1-я команда: «Как избежать конфликта?»;

2-я команда: «На какие темы случаются конфликты?»;

3-я команда: «Что усугубляет конфликт, делает его более острым?»;

4-я команда: «Как грамотно выйти из конфликта?».

Далее команды презентуют свои «своды правил», обсуждают, дополняют ответы друг друга.

6. Упражнение «Достойный ответ».

Цель: навыки избегания конфликтных ситуаций.

Инструкция: каждый из участников получает карточку с фразой («Ты плохо выглядишь», «Ты не умеешь шутить к месту», «У тебя скрипучий, раздражающий голос»). Участник читает фразу со своей карточки соседу справа:

1) в первом круге участник должен искренне сказать всё, что думает по поводу сказанного;

2) во втором круге сосед должен ответить достойно, не поддаваясь конфликтной ситуации. 

Далее идёт обсуждение:

1. Какие чувства вы испытывали, когда слышали неприятное в свой адрес?

2. Что происходило, когда вы давали волю эмоциям?

3. Насколько сложно было ответить достойно? Быстро ли приходил ответ в голову? Что вы чувствовали после того, как не поддавались на провокацию?

7. Упражнение «Сердце на память».

Цель: создание дружеской, творческой, миролюбивой атмосферы.

Инструкция: каждому участнику раздаются листы цветной бумаги, клей, схемы оригами, после чего им предлагается сделать «сердце с карманом». Затем участники на цветных бумажках пишут приятные пожелания и кладут их в кармашек «сердца». Когда все сердечки готовы, их отправляют в ёмкость (шапка, пакет), перемешивают и далее каждый участник вынимает сердечко с пожеланием внутри.

8. Мультфильм.

Цель: закрепление материала, позитивная настройка.

Демонстрируется мультфильм «Очень добрый человек».

9. Обратная связь.

Цель: рефлексия.

Инструкция: каждый участник по кругу тремя словами описывает свое состояние и впечатления от занятия. Далее каждому ребёнку выдается маленький «липкий» листок, на котором нужно написать краткий отзыв не длиннее пары слов. После того как все выполнят задания, листики приклеиваются на лист ватмана, прикреплённый к двери малярным скотчем.

Список литературы:

1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология: учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2000.

2. Гришина Н. В. Психология конфликта. 2-е изд., перераб. – СПб.: Питер, 2006.

3. Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2009.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7