Как повысить уровень работоспособности детей с нарушением интеллекта в процессе урока

Сиваева Светлана Васильевна

Одной из главных задач коррекционных школ является коррекция недостатков психофизического развития школьников. Для ее решения, необходимы  правильная  организация  школьного режима  и индивидуальная коррекционно-воспитательная работа с детьми.

         Для детей с нарушением интеллекта характерно нарушение нормального  развития высших психических функций (восприятия, внимания, мышления, памяти, речи). Формирование познавательных процессов  неразрывно  связано  с развитием работоспособности школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty_kak_povysit_rabotosposobnost_na_uroke.docx22.67 КБ

Предварительный просмотр:

Как повысить уровень работоспособности детей с нарушением интеллекта в процессе урока.

        Одной из главных задач коррекционных школ является коррекция недостатков психофизического развития школьников. Для ее решения, необходимы  правильная  организация  школьного режима  и индивидуальная коррекционно-воспитательная работа с детьми.

        Для детей с нарушением интеллекта характерно нарушение нормального  развития высших психических функций (восприятия, внимания, мышления, памяти, речи). Формирование познавательных процессов  неразрывно  связано  с развитием работоспособности школьников. При снижении  работоспособности теряется интерес к учебной деятельности, возникает неуверенность в себе. Вместе с тем в этих условиях у детей снижается способность к запоминанию и концентрации внимания, появляются сонливость, головные боли и т.д. При регулярном переутомлении у одних детей возникает торпидное состояние, характеризующееся вялостью, истощаемостью, у других – наблюдаются гиподинамические реакции, выражающиеся раздражительностью, излишней подвижностью.

        Дети с нарушением интеллекта очень разные с точки зрения личностных проявлений, но, тем не менее, некоторые особенности учащихся являются типичными. Прежде всего, речь пойдет об особенностях восприятия учебного материала, здесь отмечаются следующие нарушения:

  • Замедленность акта восприятия (лишь после длительного или многократного сосредоточения)
  • Предельная узость восприятия (кол-во предметов или объектов незначительно, либо ребенок их уже видел ранее)
  • Фрагментарность воспринимаемых предметов и объектов, явлений (не устанавливают связи между ними, каждый объект воспринимают изолированно)
  • Недифференцированность восприятия (детьми замечаются только крупные, яркие, близко расположенные объекты).

Особенностями внимания школьников с нарушением интеллекта являются:

  • Рассеянность
  • Неустойчивость
  • Ошибочность действий.

Главный недостаток мышления у таких школьников – это его предельно конкретный характер.

Процесс запоминания, воспроизведения прошлого опыта у данной категории детей осуществляется особенно медленно и ненадолго в абстрактной форме, и напротив, материал, предъявленный в образной и эмоциональной форме, запоминается быстрее и дольше остается в памяти.

Особенностями нарушения памяти являются:

  • Недостаточность осознания учебного материала
  • Слабая целеустремленность к активному запоминанию
  • Нежелание вспоминать раннее усвоенное.

Для того чтобы наиболее рационально планировать различные виды работ в зависимости от их сложности и доступности, педагогу необходимо знать оптимальный уровень работоспособности учащихся и четко представлять когда достигается наибольшая работоспособность и в какое время наступает ее снижение.

Как показывает практика, в каждом классе есть разные дети, следовательно, возникает необходимость определить оптимальные «зоны» работоспособности.

Процесс вхождения у данной категории учащихся в учебную деятельность происходит медленно. На первых уроках восприятие учебного материала крайне неэффективно. Наибольшая производительность достигается на втором или третьем уроках. Время выполнения заданий, во многом зависит от характера выполняемых работ (на самостоятельные работы отводится 20-30 минут, чтение, решение задач и примеров, списывание текста, ручной труд и т.д. с начала урока от 5-10 минут до 25 минут, время от 25-45 минут период непродуктивности).

Как известно, такие дети быстро утомляются, появляются различные негативные поведенческие явления, которые еще больше усугубляются при относительно однообразной работе. Устранению и предупреждению подобных явлений, а также сохранению устойчивого уровня работоспособности учащихся способствует чередование различных видов деятельности. Выполнение таких физических упражнений (физминутка) создает возможность кратковременного отдыха во время урока. Время проведения динамической паузы зависит от состояния учащихся и в случае необходимости может быть включено в любой момент урока. Но тем не менее выполняемые детьми упражнения не должны вызывать утомления или возбуждения и положительно отразилось на ходе урока, поэтому  физминутку (динамическая пауза) следует проводить после завершения учебного задания.

В младших классах целесообразно использовать  имитационный метод (игровой)  -  отдельные упражнения и целые комплексы выполняются живо, увлекательно, детям предлагается имитация чего-либо (зверей, птиц, животных и т.д.). Хорошо если упражнения сопровождаются хоровым произношением звуков, фраз, хлопками, что оживляет урок и способствует работоспособности у ребят. Из опыта работы наблюдается увеличение  объема сделанной работы, дети  значительно быстро включаются в работу, труд их становится более сосредоточенным, внимание активизируется на протяжении всего урока.

Для большинства учащихся коррекционных школ характерны отсутствие интереса к умственной работе, неуверенность в своих силах, неумение преодолевать учебные трудности, иногда, в практике обучения таких детей используется метод релаксации – специальный метод, появившийся за рубежом в 30-40 –х гг. XX века. Первыми специалистами, применившими метод релаксации в своей деятельности и разработавшими техники мышечной релаксации, были американский психолог Эдмунд Джекобсон и немецкий врач-невропатолог Иоганн Шульц

Релаксация особенно эффективна для детей с отклонениями в развитии, а так же для взрослых  с повышенным мышечным тонусом. Применение релаксационных технологий для детей сопутствуют тому, что дети становятся более спокойными, они лучше понимают инструкции, становятся более коммуникативными. Так же многие упражнения на релаксацию учат  детей  лучше чувствовать  свое тело, управлять  им, снимать мышечные зажимы.

Релаксационные упражнения лучше проводить под спокойную музыку. Регулярное выполнение этих упражнений делает ребёнка более, уравновешенным, а также позволяет ребёнку лучше понять свои чувства. В результате  ребёнок  владеет собой, контролирует свои деструктивные эмоции и действия. Релаксационные упражнения позволяют ребёнку овладеть  навыками  саморегуляции и сохранить более ровное эмоциональное состояние.

Обучение, опирающееся преимущественно на словесные средства, затрудняет  использование  возможностей для развития детей. Таким образом, педагог таких школ должен избегать стереотипных шаблонных форм и приемов работы, стараться разнообразить их в зависимости от содержания учебной деятельности. Интересная  работа, разнообразие методов  активизирует  инертных детей,  и мобилизуют слишком  возбудимых учеников в усвоении учебного материала.

Используемая  литература

  1. Выготский Л.С. История развития высших психических функций, М. 1983 – Т.1.
  2. Дубровнинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка с нарушениями интелекта: ВЛАДОС, 2000
  3. Дети с отклонениями в развитии// Методическое пособие/ Сост. Н.Д. Шматко, М. 1997