Создание обучающимися проекта профориентационного приложения

Екатерина Александровна Пестрикова

В настоящее время профессиональное самоопределение требует новые решения. Опыт пребывания подростков в виртуальном пространстве приводит не только к усвоению нового социального опыта и обретению личной идентичности. В виртуальности подростки проявляют те же особенности своего возраста, что и в базовой реальности. В подростковом возрасте происходит изменение характера познавательной деятельности. Подросток становится способным к более сложному аналитико-синтетическому восприятию предметов и явлений. Значимой особенностью мышления подростка является его критичность. У него формируется способность самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать относительно глубокие выводы и обобщения. Развивается способность к абстрактному мышлению. Для подросткового возраста характерно интенсивное развитие произвольной памяти, возрастание умения логически обрабатывать материал для запоминания.

Основатель «Яндекса» Аркадий Волож в интервью «Ведомостям» сказал: «В интернете хорошо работают сервисы повторяющие основные жизненные процессы: поиск информации, общение, реклама – всё это существует и в реальном мире. Интернет технологии просто переводят эти процессы на другой уровень. И то, что есть в реальной жизни – может быть усиленно интернетом». Я хочу рассказать об опыте создания обучающимися по дополнительной программе  «Карта профессий» проекта профориентационного приложения. Программа реализуется  в ГБОУ СОШ №79 Калиниского района с 2019года. В процессе реализации программы, мы знакомимся с самыми востребованными профессиями на рынке труда, с возможностми службы занятости, определяем те ресурсы, которые помогут уже сейчас начать осваивать выбранную профессию (кружки, волонтерство, временное трудоустройство), проводим диагностику  выявляющую профессиональный тип личности. Ребята создают индивидуальные профессиональные маршруты получения профессии, а так же создается групповой профориентационный проект.

В 2020-21 учебном году наша школа подписала соглашение о сотрудничестве с Центром опережающей профессиональной подготовки Санкт-Петербурга. Ими была предложена для реализации в дистанционном формате программа Soft Skils для предпринимателей. Она была удачно интегрирована в нашу программу Карта профессий. На занятиях добавилось изучение таких понятий как тайм менеджмент, дизайн мышление, целевая аудитория, уникальное торговое предложение. На основе занятий совмещенных с этой программой  ребята создали групповой проект профориентационного приложения. Сама идея приложения появилась у меня еще в 2019 году, и я представила проект приложения на конкурсе профориентационных программ организованным центром «Вектор», тогда проект получил 3 место. Я озвучила ребятам идею, где школьники, скачивающие это приложение сначала проходят тестирование, потом выбирают колледж или вуз и выбираю курсы, волонтерство и другие дополнительные занятия которые помогут, познакомится с выбранной профессией. Ребята сказали, что идея не плохая, но самостоятельно его практически никто скачивать не будет – оно скучное. И я им предложила создать проект приложения, которое заинтересует  их ровесников.

Ребята начали работу с того, что провели опрос среди ровесников, что бы выяснить, а стоит ли трудится  над созданием проекта? Анкеты выявили: среди  186 старшеклассников количество подростков, которые определились с профессией из тех, кто сомневается равно по 93 человека. Из тех, кто не определился 47% (44 человека) заявили, что такое приложение необходимо и даже среди тех, кто выбрал профессию 30% (29 человек)  хотят убедиться в правильности выбора с помощью приложения. Итого 73 человека, что вполне неплохо. Было принято решение работать над проектом.

Основная идея: приложение должно быть понятно всем категориям школьников. Не только мотивированным на результат отличникам, но и «тупеньким» ученикам. Приложение обязательно с элементами игр и соревнований, яркое и простое и в только  этом случае его будут активно скачивать.

Структура приложения представляется нам так:

Приложение – это виртуальная работа.

После скачивания выбираем «график»5/2,2/2,3,3. Но не больше 6 дней в неделю (себя надо беречь, стоит ограничитель доступа) Заходим в приложение по «графику»

Если вышел больше – получаешь «отгул»

Если «прогулял»- то тебя штрафуют.

При регистрации получаешь «аванс» -100у.е.

После регистрации, если ты не определился с профессией, можно пройти профориентационные тесты

(за прохождение теста, ты тоже получаешь монеты – полезно знать о своих профессиональных способностях)

5 тестов (Климов, Голланд, Карта интересов, Темперамент, Иерархия мотивов труда)

10 Самых востребованных направлений:
IT

-Врач

-Строитель

-Продавец (маркетолог)

-Дизайнер

-Учитель

-Эколог

-Сфера услуг (парикмахеры, косметологи)

-Повар

-Бухгалтер

Каждый «рабочий» день выполняется задание, за правильные ответы – «зарплата»

«Зарплату» можно тратить:

-Обучение (увеличение зарплаты)

-Специальное профессиональное оборудование (увеличение зарплаты)

-Отпуск

-Гаджеты

На следующем этапе:

Объединение в группы «специалистов»- раз или два в неделю «совещания»

(групповые выполнения заданий) Создание чатов.

Увеличение сложности – увеличение зарплаты Персонажи. Вначале смешные, а с повышением уровня приобретают «человеческий» вид.

Сложность,. Мы сами не можем создать приложение Нам нужен тот, кто поможет – специалист  или компании, создающие приложения.

Нужны люди для составления заданий, которые отразят специфику той или иной профессии. Хотим подключить студентов вузов и колледжей, что бы они помогали придумывать задания. Если проект заставит о себе говорить, то помощники появятся!

В мае 2021 года наши ребята участвовали в городском конкурсе проектов Startup Junior.  Призовых мест мы не заняли, но нашу идею оценили, как члены жури, так и молодые участники мероприятия.

Опыт работы над подобного вида проектом показывает, что старшеклассники получают новую полезную и для себя информацию, но и видят, что их деятельность полезна и значима для ровесников, так же работа над приложением способствует повышение уровня развития профориентационной грамотности участников на всех этапах реализации Проекта